Причины возникновения творческого ступора. Как выйти из творческого ступора? Легендарный немецкий типограф

Брэндон Тёрнер (Brandon Turner)

Предприниматель, инвестор, автор нескольких книг и главный редактор социальной сети, специализирующейся на недвижимости. Брэндон вывел свой собственный алгоритм, соблюдая который можно навсегда забыть о том, что такое творческий кризис. Используя его, он смог написать 250 000 слов за год.

Вы твёрдо решили что-то написать, уселись за рабочее место, открыли ноутбук и текстовый редактор, но вдохновение внезапно куда-то коварно улетучилось. Прошло уже добрых полчаса, а вы так и продолжаете сидеть перед абсолютно пустой страницей.


Неважно, что вы пытаетесь писать: книгу, статью для блога или что-то ещё. Писательский блок, или творческий тупик, - вполне реальная вещь, которая будет тормозить вашу работу и до невозможности раздражать.

Вряд ли кто-то из нас может стопроцентно гарантировать, что каждый день при любых условиях и погоде сможет беспрепятственно выдавать по одному, а то и по несколько .

Вдохновение - штука капризная и непостоянная, поэтому необходимо уметь писать не дожидаясь его. Ниже рассмотрим четыре простых совета, которые должны помочь в такой ситуации.

1. Используйте «детсадовские» уловки

Вспомните, когда вы были ребёнком, учителя наверняка не раз предлагали вам выполнить задание, в котором необходимо было заполнить пробелы недостающими словами. Что-то вроде этого:

Мой любимый цвет - ________.
Имя моей мамы - ________.
Когда я вырасту, я хочу стать ________, потому что ________.

Вряд ли вы тогда испытывали какие-то особые затруднения выполняя это задание, правда ведь? Ни о каких творческих блоках и речи не шло. Причина такой простоты в том, что тема была уже заранее определена и всё, что от вас требовалось, - это просто-напросто вписать нужные слова в подходящие места.

Именно поэтому заполнение пробелов в работе считается самым лёгким способом преодолеть писательский блок. Вам поможет детальный план действий. Чем больше подробностей и тонкостей вы сможете предварительно обдумать и мысленно поместить в свой пока ещё воображаемый текст, тем легче будет его в конечном счёте написать.

Сегодня, прежде чем ответить на письма нужным людям, я провёл пять минут обрисовывая в общих чертах каждую мысль, которую мне хотелось бы донести. Поэтому, когда пришло время писать сами письма, всё, что мне оставалось сделать, - это всего лишь «восполнить пробелы» для каждого конкретного письма, расширить по пунктам каждую идею. Написание писем не отняло много времени: на то, чтобы разобраться с почтой, ушло всего-то полчаса. Я так быстро справился только потому, что не должен был принимать никаких решений. Не было такого, что я просто сидел и думал: «Хм-м, а о чём же я должен был написать сегодня?»

Брэндон Тёрнер

Самое трудное в работе - процесс принятия решений. Поэтому если вы справитесь с этой задачей заранее, то намного . Не усложняйте: когда вы понимаете, что не можете сдвинуться с мёртвой точки, просто вспомните про этот наивный детсадовский метод.

2. Берите пример с профессиональных спортсменов

Вы когда-нибудь видели, как профессиональный гольфист готовится загнать шарик в лунку? Обращали внимание, как баскетболист реализует штрафной бросок? Или как бейсбольный питчер подаёт мяч?


playbuzz.com

Когда спортсмены собираются выполнить трюк, который проделывали уже миллион раз, они практически всегда придерживаются какого-то заранее установленного . Например, делают три шага вправо, прокручивают мяч в руке или отбивают его от пола. У них у всех есть маленький ритуал, который предшествует рутинному действию.

Для чего им это? Заранее установленный порядок помогает настроиться на правильное выполнение действия и усиливает своеобразное «мышление успеха». Те же правила работают и для писателей. Самое время придумать для себя парочку ритуалов.

Когда Брэндон Тёрнер (Brandon Turner) писал свою первую книгу, его распорядок дня был очень прост:

Встать в 5:30.
Выпить стакан воды.
Сделать пятиминутную зарядку.
Немного посидеть на диване (всегда на одном и том же месте).
Открыть ноутбук.
Просмотреть заранее продуманный план действий.
Начать «заполнять пробелы».

Брэндон уверяет, что следовал этому ежедневно на протяжении ста дней и ни разу не сталкивался с творческим кризисом. Благодаря чёткому режиму дня он сразу же приступал к работе, ограничив воздействие всех отвлекающих факторов, которые могли бы привести к потере работоспособности.

  • Пишите в одном и том же установленном месте.
  • Пишите в одно и то же время.
  • Слушайте перед работой одну и ту же песню.
  • Используйте для письма один и тот же текстовый редактор.
  • Пишите каждый день. Ничто не убивает установленный порядок быстрее, чем выходные.

3. Добавьте немного странности

Этот пункт может показаться вам немного диковатым, но Брэндон уверяет, что это один из лучших способов преодолеть трудности, которые могут возникнуть при письме.

Во-первых, решите, для кого вы пишете. Нет, не надо придумывать абстрактный персонаж какого-то пола, возраста или профессии. Найдите настоящего, реально существующего человека, для которого вы будете писать.


После того как вы нашли счастливчика, распечатайте его фотографию (да, это именно тот момент, когда всё начинает становиться странным). Не стоит печатать огромный портрет, ограничьтесь маленькой фотокарточкой. Поместите её неподалёку от своего рабочего места (иголки в неё втыкать не надо).

Теперь всё, что от вас требуется, - писать для этого человека. Как бы вы объяснили тему ему или ей? Как рассказали бы свою историю? Получается, что, вместо того чтобы писать некоему неизвестному читателю, вы теперь пишете для определённого человека. Удивительно, но эта небольшая уловка реально работает.

4. Пишите как можно больше

Зачастую причиной творческого тупика становится не отсутствие вдохновения, а банальная . Вы начинаете писать, потом перечитываете, и через мгновение вас уже переполняет тотальное недовольство собой. Единственный вопрос, который вы в данную секунду задаёте себе: «Кто вообще написал эту чертовщину?»

Вместо этого просто притормозите. Остановитесь, возьмите паузу. Вы сейчас слишком выбиты из колеи, чтобы двигаться дальше, в вас закралось сомнение относительно ваших писательских навыков. Именно поэтому вы пробуксовываете.

Когда я пишу, то я просто пишу. Я не редактирую, не оглядываюсь назад, не пытаюсь перепроверить каждое предложение. Если мне кажется, что я застрял, то я просто пишу больше. Ещё больше. И потом ещё чуточку. После того как я заканчиваю писать дневную норму, я могу возвратиться для того, чтобы немного поправить текст, но никогда не позволяю самокритике брать верх. Продолжать писать - это лучший выход для меня.

Брэндон Тёрнер

Если вам кажется, что вы не можете писать, не паникуйте. Чтобы преодолеть творческий кризис, попробуйте применить на практике какой-нибудь из этих советов.

Творческий застой (творческий кризис )- ситуация, знакомая многим. Мысленный ступор, потеря вдохновения, отсутствие свежих мыслей и идей, потеря способности адекватно оценивать результаты собственной деятельности, опустошенность – все это признаки творческого ступора.

Если вас покинуло вдохновение и мысли не идут в голову, не расстраивайтесь, с этим можно бороться!

Как бороться с творческим кризисом

Проблема преодоления творческого кризиса заключается в его индивидуальности, по этому, как и в случае с избавлением от лени , сначала необходимо разобраться в причинах этого недуга. Задайтесь вопросом – «Почему возник кризис в творчестве?» Проанализировав причины возникновения застоя, вам будет проще его преодолеть.

Если причиной является переутомление (пожалуй, основная причина творческого застоя), выйти из творческого кризиса поможет отдых или уменьшение темпа. Труд без отдыха почти всегда ведет к потере работоспособности, к усталости, апатии и депрессии. Когда вы не забываете про досуг, когда чередуете работу и полноценный отдых, вы вновь и вновь возвращаетесь к своему делу - с зарядом новой энергии, с энтузиазмом и бодростью. Можно сходить в кино на какой-нибудь мотивирующий фильм , сходить на фотовыставку или в художественную галерею (многообразие зрительных образов стимулирует творческую фантазию и креативность ), полежать на пляжу или отправиться на рыбалку. Кому то для выхода из творческого кризиса связанного с усталость достаточно просто пару дней выспаться и провести время с семьей, другим же необходим полноценный отпуск. Все дело в степени утомленности.

«Если ощущаю упадок сил и потерю вдохновения, я беру тайм-аут и на неделю-другую еду в отпуск, где просто смотрю на людей и слушаю музыку. Для меня это лучший вариант отвлечься, выйти за рамки моей работы и преодолеть кризис в творчестве ». Келли Густафсон (Фотограф, Швеция)

Часто творческий кризис наступает из-за проблем личного характера – конфликт в коллективе, ссора с близким, недопонимание с любимым человеком, болезнь кого-нибудь из родных, финансовые трудности и т.п. Так как творческий человек – личность ранимая, все эти неприятности могут надолго выбить его из колеи. Преодолеть творческий кризис поможет осознание того, что жизнь, как и зебра, штука полосатая. Рано или поздно неприятности заканчиваются, и все плохое забывается, но лучше уж раньше, чем позже сделать все от вас зависящее, чтобы нейтрализовать воздействие личных факторов на творческий процесс. Примите меры, чтобы грусть-тоска не стала причиной творческого застоя - если вы с кем-то поссорились, не злопамятствуйте – скорее помиритесь. Если вы приняли твердое и окончательное решение порвать с любимым человеком или вас бросили, как можно быстрее, дабы в глубине души не возникали надежды, сожгите все мосты – начните с кем-то встречаться, живите дальше.

Бывает, творческий кризис наступает в результате нехватки информации. Единственным выходом здесь является найти ее. У каждого свои секреты поиска, обработки и фиксации информации.

«Обычно, в поисках вдохновения я иду в книжный магазин. Кипа журналов, книг и кофе. Порой я беру с собой компьютер, но в основном листаю страницы, читаю, смотрю на чужие идеи , почерпываю много всего. Издания об искусстве, культуре, музыки, дизайне, тату, спорте - вот что я люблю больше всего. Я перегружаюсь информацией, и это практически всегда выводит меня из творческого ступора .» Чак Андерсон (Дизайнер, художник, Мичиган)

«Я хожу в университетскую библиотеку и зарываюсь в старых изданиях по графическому дизайну и фото-журналах, выхватывая поражающие мое воображение вещи. Потом я иду домой, распечатываю их и вклеиваю в специальный альбом для журнальных и газетных вырезок. После этого у меня в голове как правило множество идей .» Джаспер Гудэл (Иллюстратор, фрилансер, Англия)

Еще одной причиной возникновения творческого кризиса может быть монотонность жизни и однообразие выполняемых работ. Что бы производительность труда не страдала, в этом случае необходимы новые впечатления . Разнообразьте свой досуг, измените ритм жизни, одновременно с этим внесите новизну и в свое творчество (можете взяться за какой-нибудь необычный и непривычный проект или изменить рабочий процесс). Разнообразия и новшества можно вносить на самых разных уровнях – заведите новые знакомства, сделайте ремонт в квартире или перестановку в офисе и т.д. Творческий кризис боится новизны!

Когда причиной творческого ступора становится неудовлетворенность от собственной работы стоит объективно оценить свой труд. Иногда бывает, что мы безосновательно критичны к тому, что делаем (особенно тяжко тем, кто склонен к самокопанию, подобного рода кризисы часто переживали Чехов, Достоевский, Кафка). Если же действительно продукт вашего творчества оставляет желать лучшего – не расстраивайтесь, проведите работу над ошибками, попытайтесь понять, каким образом сделать его лучше. Посмотрите на работы своих коллег и конкурентов в вашей области. Подумайте, чему у них вы можете научиться, и каких навыков вам недостает.

«Когда возникает творческий застой, я отправляюсь в места, где мне бы захотелось стать еще лучше. Я смотрю на творчество других людей и тем самым зажигаю свой собственный творческий потенциал. Для меня нет ничего лучшего для выхода из творческого кризиса, чем посмотреть на потрясающие вещи, сделанные другими людьми. Хождение по галереям, музеям и выставкам пробуждает во мне желание вернуться к работе и сделать что-то особенное ». Чад Хаген (Дизайнер, художник, Миннеаполис)

Кризис в творчестве может наступить в связи с работой над новым масштабным проектом, вначале которого, или на каком либо из его этапов, человека могут захлестнуть эмоции. Это происходит из-за множества планов, огромного количества возможных вариантов воплощения, переплетения идей, конца и края которым нет. Человека пугает масштабность, он не знает с чего начать, мысли путаются, установленные сроки мешают расслабиться и в итоге наступает творческий ступор. Как бороться с творческим кризисом в этом случае? Решение проблемы – планирование времени и постановка целей . Разбейте проект на части (в этом может помочь составление интеллект карт ), определите время и сроки их выполнения, составьте перечень задач, которые надо решить в рамках данного проекта. Так шаг за шагом вы будете продвигаться в реализации проекта, и уже достигнутые успехи станут вдохновлять и мотивировать вас на продолжение работы.

Вот еще несколько советов о том как выйти из творческого кризиса:

Известно, что для достижения хороших результатов в любом деле важно чередовать умственный труд с физическим. Как только чувствуете приближение творческого кризиса вспомните что лучшее лекарство для головы это трудная физическая работа. Сходите в тренажерный зал, вызовитесь помочь родственникам на огороде, в общем, сделайте что-нибудь, что заставит вас попотеть. Физические нагрузки творческим людям будут особенно полезны ведь в большей своей части у них сидячая работа .

«Чтобы выйти из творческого ступора, я совершаю длительную пробежку. Свежие идеи хранятся в жире, следовательно, если я сожгу немного своего жира, то смогу их высвободить и применить. На пробежку беру с собой мобильник и записываю туда возникающие в моей голове мысли и идеи ». Джастин Кристмаер (креативщик, Калифорния)

«Каждый раз, когда у меня возникает вопрос - «Где взять свежую идею ?», я использую музыку. Музыка – нескончаемый источник вдохновения, она помогает мне вернуть прежнее расположение духа. Мои работы были созданы во время прослушивания таких музыкантов, как Sigur Rós (самый любимый), Air, Max Richter, Jonsi and Alex, Dead Can Dance, Hammock, Helios, Trentemøller, Johann Johannsson, M83, Olafur Arnalds…». Ким Хольтерманд (Фотограф, Дания)

«Есть только одна причина, из-за которой я теряю вдохновение – я спала меньше 8 часов. Я не понимаю, как люди подчиненные графику, которые не высыпаются, могут вообще что-то написать ». Марина Ахмедова (корреспондент еженедельника «Русский репортер», писатель)

«Когда я вхожу в творческий ступор, то делаю следующее:

  • Долго стою под душем. Под струей воды мне думается как-то иначе. Вода смывает все мои прежние мысли, и я чувствую себя обновленным.
  • Навожу порядок. Не получается ясно мыслить, когда кругом беспорядок.
  • Если предыдущие два способа не сработали, тогда я еду кататься на мотоцикле и уже стараюсь вообще не думать о проекте.

В конце концов, каким-то образом мне это помогает ». Джи Ли (Креативный директор Google)

«Нахождение в творческом кризисе довольно таки неприятные ощущения, потому я стараюсь это не допускать. Различными способами я пытаюсь активизировать работоспособность головного мозга (мыслительную деятельность) - читаю книги, смотрю кино, слушаю подкасты. Также на пользу идет встреча с друзьями, у которых другие интересы ». Дэт Сан (Художник, иллюстратор, Калифорния)

Что поможет, не выходя из творческого ступора выполнять работу:

Если вы ощущаете сильное внутреннее сопротивление и не хотите работать, можно уговорить себя сделать хоть что-то (поработать полчасика или написать хоть одну страницу) и посмотреть, что будет получаться. Как известно аппетит приходит во время еды.

В моменты творческого кризиса полезно иметь заготовки (например, при работе журналиста заготовкой будет служить начатая или законченная, но неотредактированная статья, либо какой-нибудь материал, оставшийся от уже опубликованных интервью и статей). Быть может они не помогут вам выйти из творческого кризиса, зато в период спада в работе помогут не потерять доверия заказчиков или руководства.

В то время когда вас одолевает творческое бессилие, чтобы не бездельничать, мучаясь мыслями о том, когда же прекратятся муки творчества, займитесь работой, на которую обычно никогда не хватает времени - рассортируйте бумаги в тумбочке, купите канцелярские принадлежности, займитесь организационными вопросами, обогатить свои знания чтением спецлитературы и т.д. Словом, приготовьтесь к возвращению Музы, ведь в то время когда она вас вновь посетит, времени на рутинные дела уже не будет.

«Иногда у меня в творчестве возникает проблема, и я вроде бы знаю, как ее решить, но она кажется настолько сложной, что руки опускаются. Преодолеть неуверенность в собственных силах у меня получается с помощью одного трюка - я переключаюсь на другую работу, более простую и не относящуюся к делу: навести порядок в гараже и выкинуть ненужные вещи , дописать пост в блоге, докрасить офисные выключатели. Успешное выполнение множества мелких дел, дает мне уверенность в том, что я все смогу. И когда я снова возвращаюсь к неразрешимой проблеме, она уже представляется мне очередным пунктиком в моем списке. И никакого творческого кризиса! » Кристофер Симонс (Графический дизайнер, Сан Франциско)

Для любого человека творческий кризис является испытание, для кого-то суровым, а для кого-то не очень. В любом случае при его возникновении, можно всегда использовать вышеприведенные способы для нормализации своего рабочего процесса. Также советы по выходу из творческого ступора помогут не только справиться с кризисом в творчестве, но и помогут его предупредить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Творческий ступор. Задержка на старте

Когда между тобой и творчеством появляется Ступор, чувствуешь нерушимую беспомощность. Он перекрывает дорогу, отвлекает от старта, омрачняет ожидаемый результат. А бывает, что просто отсутствует вдохновение, что тоже, в общем-то, стопорит процесс.

Всем известны такие примеры, когда творческая личность прославлялась чем-то стоящим и постепенно забывалась, не показав миру ничего нового. Почему так? А ведь задатки и талант определенно были, все ждали продолжения карьеры. Вместо этого − творческий ступор и тишина…

Творческий ступор неначинающих

Представим ситуацию, когда человеку трудно решиться и начать, его терзает страх провала и низкой оценки результатов творчества . Это сопровождается высокими требованиями к самому себе − должно получится только хорошо, иначе нет смысла делать что-то вообще. Начало действия постоянно откладывается, сомнений всё больше. Человек стоит на старте и ему мерещатся хохочущие зрители на трибунах. Знакомо?

Особенно это актуально в тех случаях, когда первые плоды творчества были оценены высоко, и теперь человек ставит перед собой планку выше − сделать лучше, круче, идеальней. Боясь ее не перепрыгнуть, он так и застывает в бездействии. Вот уже и задумка кажется глупой, и сомнения в себе отвлекают... Привязанность к первому хорошему результату мешает идти дальше. Он кажется человеку настолько идеальным, что сделать еще раз, но совершенней и лучше просто не получится. Вот так, привязываясь к первому детищу, он сидит над ним в творческом ступоре и чувствует цепы сомнений. Вскоре вовсе подавляется желание творить. Или человек делает все по одному удачному шаблону , просто потому что он был первый. Каждое последующее произведение до тошноты похоже на предыдущее, и почитатели творчества постепенно начинают терять к нему интерес. А новые концепции постоянно представляются сомнительными, не такими удачными, как первая.

Еще вариант − острая критика и троллинг плодов творчества , которые становятся причиной творческого ступора. Человек оценивал свое детище совсем иначе, или хотя бы не так плохо. Может быть, он и понимает, что все с чего-то начинают. Но все равно принимает близко к сердцу и боится повтора «провала». Хотя, по сути, не всё всегда должно получаться идеально, все ошибаются и лажают. Кто-то похохотал на славу, кинул колкую фразу про творчество человека и забыл. А он из-за этого отказывается от мечты построить карьеру, становится беспомощен перед низкой критикой и не может совладать с собой, начать еще раз. Такое не минует даже тех, кто давно занимается чем-то, но натыкается на «доброжелателей». Особенно в интернете.

А может ну его, это всё?..

Во всех этих случаях определенный набор особенностей человека играют с ним злую шутку. И пока истинная его природа остается за кадром сознания − в бессознательном − банальное непонимание себя приводит к творческому ступору. Человек задается вопросами: почему не могу, почему не начинаю, почему боюсь, почему откладываю, почему отказываюсь делать…
Системно-векторная психология. О творческом ступоре

В каждом из восьми векторов заложена своя видовая роль, свойства психики и особенности мышления, необходимые для ее выполнения. Совокупность заданных человеку от рождения векторов и определяет его устремления, жизненные ценности, профессию, отношения в паре, в социуме, жизненный сценарий.

На самом деле всё просто, и одна правильная мысль-озарение может кардинально поменять жизнь.

Видовая роль людей с анальным вектором − накопление опыта предыдущих поколений, систематизация, очистка от неточностей и дальнейшая передача собранной информации подрастающему поколению. Эти 20% человечества обладают лучшей памятью, и, неосознанно для себя, каждый в разной степени, нацелены на прошлое. Они испытывают больший интерес к тому, что было создано кем-то ранее, чем к тому, что считается актуальным теперь или будет создано в будущем. В том числе и к тому, что было их личным первым творческим опытом.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Анальный вектор, отрывок лекции


Если бы эти люди не смотрели так внимательно в прошлое, боясь потерять там что-то нужное для будущего, то всем следующим поколениям приходилось бы начинать с нуля. К этому всему прилагается также перфекционизм, ведь если не начертить ученику точную схему, он так и не сможет собрать весь механизм. Такой себе «пунктик» на качестве, точности, достоверности.

Обращение в сторону первого опыта приводит к тому, что человек боится начать что-то новое. Он мысленно ставит в рамки идеала то, что было создано им ранее, даже не осознавая этого.

Кроме того, человек с стремится закончить всё начатое им. Бывает даже, что невзирая на критерии надобности. Это может приводить к тому, что он не в силах начать что-то новое, не закончив с начатым ранее. Не может переключаться. Он более нацелен на один вид деятельности, чтобы совершенствоваться в нем и достичь максимального профессионализма. Порой тем самым перекрывая себе иные возможные пути творческой реализации.

Мне сказали. Значит это так

Человек с анальным вектором склонен искать советов и рекомендаций. Выше себя он ставит мнение профессионалов, которые уже получили опыт и могут передать его. Но часто так бывает, что человек ошибается и слушает без разбора всех, у кого есть звание, диплом, награды. А не стоило бы этого делать.

Критика или критиканство — как состояние души. Системно-векторная психология Юрия Бурлана

И, к тому же, не каждая критика является критикой. А люди с разным векториальным набором по-разному относятся к одному и тому же творчеству. Кто-то скажет, что это фигня и нечего на такое тратить свое время, а кто-то восторженно похвалит.

Если уверены, что делаете полезное дело − делайте его. Если кто-то пытается донести до вас, что это пустая трата времени − послушайте, подумайте, но сумейте сделать свой личный правильный вывод, а не навязанный. Надо различать важное мнение и просто чье-то мнение, критиканство и конструктивную критику, которая поможет стать лучше в своем деле.

Страх начать и сделать хуже, чем получилось в первый раз или хуже, чем это делают профи − знак «Стоп» на пути к развитию способностей и талантов.

"Как и ожидалось, мне представили массу стратегий, начиная от прослушивания в полном одиночестве в лесу "Boards of Canada", до приготовления шторма (рецепт прилагается) и ожидания просветления ума.

Ниже следуют 25 стратегий по разжиганию вдохновения от креативщиков; надеюсь, вы найдете здесь что-то полезное для себя. Призываю вас также делиться своими излюбленными способами. Лишним никогда не будет."

Nicolas Felton

Графический дизайнер, Нью Йорк

Для того чтобы мой поток креативности не иссякал, я следую нескольким тактикам.

Я стараюсь чередовать течение моей жизни, как севооборот в сельском хозяйстве. В нечетные года (напр. 2009) я больше путешествую и уделяю внимание персональным проектам и личным инициативам, в то время как в четные года (напр. 2008) я стараюсь больше работать и зарабатывать. В нечетные годы я стараюсь отправляться в длительные путешествия. Так в 2005 году я провел 5 недель, путешествуя вокруг света. В 2007 ездил в Китай, Тибет и Непал на 3 недели. После обеих поездок я возвращался к своему рабочему столу с головой переполненной мыслями и идеями.

Другая моя стратегия заключается в том, что я постоянно стараюсь "сохранять свою тарелку максимально полной". Я берусь за гораздо больший объем работы, чем реально могу выполнить, и страх не справиться заставляет мои мозги работать.

Если я действительно окажусь в затруднительном положении и почувствую, что все мои замыслы ходят в голове по кругу, я уйду из офиса. Нет смысла вслепую биться головой в поисках решения. Я почитаю книгу, или пойду порисую в парке. Я против применения грубой силы для выхода из таких состояний. Это все равно, что пытаться избавиться от икоты.

Tom Muller

Графический дизайнер, Бельгия

Не хотелось бы использовать избитые фразы типа "Я черпаю вдохновение повсюду", но я действительно беру идеи из самых банальных окружающих меня предметов. Если честно, то я редко впадаю в творческий ступор, в моей голове бурлит достаточное количество идей, вопрос лишь во времени и в приоритетах. Почти целый год я начинаю, бросаю и снова приступаю к работе над гарнитурой. И хотя это доставляет мне огромное удовольствие и дает бесценный образовательный опыт, это мешает мне работать над чем-то другим. Таким образом, я скорее впадаю в интеллектуальный ступор: хочу развиваться и двигаться дальше, но не ранее, чем закончу с гарнитурой. Я очень дотошный и медлительный, потому что я хочу чтобы все было идеально. И так я продолжаю бегать по кругу.

Идея гарнитуры пришла мне в голову, когда я смотрел на старый, разработанный мной же шрифт (да, иногда твоя собственная работа может стать источником новых идей - вот для чего нужны наброски и записки), винтажную книжную обложку и постер Wim Crouwel "Hiroshima". Так что в конце-концов всегда срабатывает предметный фактор.

Вспомнил, как однажды, несколько лет назад, смотрел по телевизору документальный фильм об одном бельгийском художнике комиксов, который превратил произведение Джо Холдемана "Бесконечная война" в графический роман. Журналист спросил его, как он придумал столько моделей космических кораблей, а художник достал кусок пластиковой защиты для электропроводки и рассказал, как однажды, обратив внимание на эту штуку в своей студии, он подумал, что это идеальный материал для дизайна космического корабля.

Так то. Идеи повсюду, особенно когда их не ищешь.

Audrey Kawasaki

Художник, эротическая живопись, Лос Анджелес

Всякий раз, когда я чувствую, что впадаю в так называемый ступор, это обычно случается потому, что я просто отвлекаюсь, думая о чем то, не относящимся к моей работе. Или просто не могу спокойно сидеть, сконцентрировавшись на работе длительное время. В течение многих лет я просто включала музыку в наушниках, но в последнее время я пристрастилась к различным информационным передачам. Прослушивание таких передач во время работы заставляет мой мозг работать по двум направлениям, освобождая от ненужных мыслей его творческую составляющую и позволяя ей спокойно трудиться. Оградиться от ежедневных отвлекающих факторов и как-бы разделить себя на две половинки - для меня это лучший способ, позволяющий практически войти в медитацию во время написания картины.

Khoi Vinh

Руководитель группы дизайнеров NYTimes.com

Много читать и много рисовать. Чтение - это долгосрочная стратегия: постоянное пополнение запаса идей, деталей, точек зрения, метафор, символов и так далее. Ты хранишь их в своей голове где-то на задворках для того, чтобы позднее - иногда гораздо позднее - в твоем распоряжении оказался богатый каталог "отправных точек".

Рисование - это возможность активировать всю хранившуюся в голове информацию для решения поставленной задачи: процесс рисования, процесс немедленной визуализации различных идей позволяет классифицировать многочисленные разрозненные элементы и устанавливать между ними неожиданные связи. Главное - это рисовать быстро, не отвлекаясь на технику исполнения. Так вы сможете удержаться в рамках контента и не увязнуть в форме.

Kalle Gustafsson

Фотограф, Швеция

Если я чувствую недостаток вдохновения, мне нужно взять тайм-аут. Для меня это самый лучший вариант, поехать на неделю-другую в отпуск чтобы просто смотреть и слушать. Я слушаю музыку и смотрю на людей. Я бы сказал, что меня способно вдохновить все, что угодно, все, что происходит вокруг меня, независимо от времени и места. В поисках вдохновения мне нужно просто выйти за рамки моей работы, отвлечься.

Build

Британская студия графического дизайна

Решение проблемы :

2 луковицы среднего размера мелко порезать.

На небольшой огонь поставить среднего размера сковороду с несколькими каплями оливкового масла.
Выложить лук на сковороду, посолить, поперчить.
Тонко нарезать три разновидности свежего красного перца (Птичий глаз/Bird"s eye, Шотландская Шляпа/Scotch Bonnet и болгарский зеленый или красный).
Положить смесь перцев в сковороду, перемешать, обжаривать 8 минут.
Добавить в сковороду около 500 грамм говяжъего фарша.
Помешивая обжаривать в течение двух минут, пока фарш не приобретет коричневый оттенок.
Посолить, поперчить.
Добавить красную фасоль и консервированные томаты и хорошенько перемешать.
Добавить щепотку корицы.
Тушить на маленьком огне около 20 минут.

Высыпать в кастрюлю полтора стакана риса Басмати.
Добавить в кастрюлю два с четвертью стакана (того же, которым отмеряли рис) холодной воды.
Варить на сильном огне до тех пор, пока крышка не перестанет греметь.
Убавить огонь наполовину и готовить в течение 8 минут.
Через восемь минут выключить огонь и оставить рис накрытый крышкой на четыре минуты.

Выложить рис на тарелку, добавить соус.

Большой бокал красного вина (предпочтительнее австралийского или новозеландского).

А сейчас самая важная часть решения проблемы :
Отнесите тарелки и кастрюли в раковину.
Откройте горячую и холодную воду.
Добавьте капельку моющего средства (предпочтительнее для чувствительной кожи).
Приступите к мытью посуды, изгоняя все мирское.
Разум просветляется, возникают новые мысли и идеи.

Побалуйте себя вторым бокалом вина, чтобы насладиться моментом.

Mark Weaver

Дизайнер, иллюстратор, Атланта

Когда мне нужен источник вдохновения, чтобы запустить креативные механизмы, я обращаюсь к экспериментальной музыке, кинематографу и дизайну середины прошлого века, дикой природе и так далее. Чтобы достичь максимального творческого потенциала, я должен одновременно сидеть в лесу, смотреть "Безумцы"/"Mad Men" и слушать "Boards of Canada".

Chad Hagen

Художник, дизайнер, Миннеаполис.

Оставаться креативным - это тяжелый труд. Если честно, я не думаю, что был очень талантлив, когда я поступал в школу искусств. Я боролся, чтобы выделиться. Я боролся, чтобы остаться в школе. Нужно было трудиться для того, чтобы оставаться креативным. Но единственное, что заставляло меня сфокусироваться, это мое желание быть хорошим художником. Я хотел быть по-настоящему хорошим. Я хотел быть таким же хорошим, как те люди, которые были на самом деле талантливы. Я постоянно думал о том, что если я буду тяжело трудиться, изучать изобразительное искусство, как математические уравнения, то в конце концов я смогу расслабиться и просто создавать крутые вещи и позволить всему идти своим чередом.

Эти времена так и не настали. И я понимаю теперь, что я никогда и не хотел, чтобы они настали, потому, что самое главное, что заставляет меня быть креативным - это мое желание быть хорошим.

Если у меня когда-нибудь случится творческий ступор, то лучшим способом справиться с ним для меня будет отправиться в такое место, где мне бы захотелось стать еще лучше. Для этого нужно посмотреть на работы других людей. По моему мнению, нет лучшего способа зажечь свой творческий потенциал, чем посмотреть на потрясающие вещи, сделанные другими. Ходить в музеи, галереи, на выставки и так далее. Это всегда вдохновляет меня, пробуждает желание вернуться к работе и сделать что-то стоящее.

Будьте хорошими.

Jasper Goodall

Иллюстратор, фрилансер, Англия

У меня есть парочка советов:

Отвлекитесь от компьютера/записной книжки/набросков; посетите новый город и просто послоняйтесь по улицам (однажды я сидел в кафе в Берлине, и мне в голову пришло столько идей, что я не знал, что с ними со всеми делать). Я хожу в библиотеку местного университета и закапываюсь в старых изданиях по графическому дизайну и журналах по фотографии, выхватывая вещи, поразившие мое воображение. Затем я иду домой, распечатываю их и вклеиваю в специальную книжечку для газетных и журнальных вырезок (scrap book). После этого в моей голове обычно масса идей.

Kim Holtermand

Фотограф, Дания

Всякий раз когда у меня заканчиваются идеи, я обычно использую музыку, чтобы вернуть прежнее расположение духа. Музыка - колоссальный источник вдохновения для меня, а мои работы были созданы во время прослушивания таких музыкантов, как Sigur Rós (всегда самый любимый), Hammock, Max Richter, Air, Dead Can Dance, Helios, Johann Johannsson, Jonsi and Alex, M83, Olafur Arnalds, Trentemøller...можно продолжать до бесконечности.

Обычно музыкальная меланхолия создает у меня определенное настроение, от которого начинают продуцироваться идеи.

Erik Spiekermann

Легендарный типограф из Германии

Существует 6 способов:

1. Избегай
Сделай что-то другое, помой машину, создай резервную копию данных, выполни поручения...
2. Думай
Расслабься и подумай над проблемой, дай волю своему мышлению...
3. Исследуй
Ищи материал, просматривай свои старые проекты, но избегай Google - чтобы найти что-то полезное требуется слишком много времени...
4. Собирай
У нас у всех есть много всякого хлама, среди которого должно оказаться то, что сможет стать полезным...
5. Делай наброски
Рисование - классная штука, даже если у тебя нет таланта. Простая визуализация элементарных вещей помогает воплотить их в жизнь...
6. Деконструируй

Разложи проблему на части, посмотри на каждую из них, а затем снова сложи все части вместе...

Si Scott

Графический дизайнер, иллюстратор, Великобритания

Вообще-то, у меня творческий кризис случается довольно-таки часто (как и у большинства творческий людей, я полагаю?). Я нашел для себя единственный способ с ним бороться - продолжать работать и генерировать идеи, какими бы незначительными они не казались. Биться головой об стену в поисках решения, вероятно, самая трудная и безысходная вещь на свете!

Я черпаю вдохновение в стихах/книгах. Чтение и музыка вполне продуктивно на меня влияют - слова зажигают что-то во мне, и хочется творить дальше, заставляют задуматься и начать исследовать и анализировать.

Chuck Anderson

Дизайнер, художник, Мичиган

Самым первым и самым лучшим вариантом для меня будет перестать пытаться себя заставить и на время отвлечься. Сделать перерыв бывает очень важно. После этого в поисках вдохновения я обычно иду в книжный магазин. Это мой любимый способ времяпрепровождения, так я по-настоящему расслабляюсь. Стопа книг и журналов и кофе. Иногда я приношу свой компьютер, но в основном использую возможность оторваться от экрана и полистать страницы, почитать, посмотреть, почерпнув много всего. Издания об искусстве, музыка, культура, дизайн, спорт, тату - вот что я люблю больше всего. Я перегружаюсь этой информацией, что практически всегда помогает мне преодолеть творческий ступор.

Deth P. Sun

Художник, иллюстратор, Калифорния

Я не так часто впадаю в творческий ступор. Когда это случается, я просто делаю перерыв, перестаю рисовать и делаю все что мне пожелается до тех пор, пока снова не почувствую, что хочу приступить к работе. Я стараюсь не допускать творческих кризисов, для этого я стараюсь активизировать мыслительную деятельность читая, смотря DVD, слушая подкасты. Также очень приятно встретиться с друзьями, у которых другие интересы.

Источников вдохновения непосредственно в моей области очень мало, поэтому большинство работ, которые я рисую - это то, о чем говорят мои друзья, и что их интересует. Например, я не большой любитель фильмов ужасов, восставших из мертвых, исцеляющей силы магических кристаллов, но я все это рисую, потому что мои друзья так много говорят об этом. А вообще у каждого наверное это происходит по своему. У меня так.

Ji Lee

Креативный директор Google Creative Labs

Когда у меня творческий ступор, я делаю следующее:
- Долго принимаю душ. Почему-то под душем мне думается по-другому. Он смывает все мои старые мысли и я чувствую себя обновленным.
- Делаю уборку. Не могу ясно мыслить, когда вокруг меня беспорядок.
- Если это еще не сработало, еду кататься на мотоцикле и стараюсь совсем не думать о проекте.

Каким-то образом в конце-концов что-то срабатывает.

Designunit

Дизайн-студия, Дания

Наша студия - это два дизайнера, которые тесно друг с другом работают. Мы часто нанимаем много фрилансеров, но они не являются частью нашего творческого процесса. Мы стараемся постоянно чем-то вдохновляться, поэтому все, что нас вдохновляет мы складываем в архив, чтобы источники вдохновения всегда были у нас под рукой. Это может быть что-то из того, что мы увидим на улице (тогда мы фотографируем это, конечно), книги, журналы, показы мод, кино, блоги и так далее. Когда мы начинаем работу над новым проектом, мы сначала много обсуждаем, каким мы его видим, затем просматриваем наш "архив вдохновения", а затем делаем наброски. Когда визуальная составляющая скомпонована, мы приступаем к самому процессу создания.

Mike Perry

Художник, дизайнер, иллюстратор, Бруклин.

Самый лучший способ выйти из ступора - это оправиться куда-нибудь поездом Amtrak. К сожалению я не могу делать это так часто, как мне того хочется, но мне нравится это принудительное сидение на одном месте, гораздо удобнее, чем в самолетах.Мой дед бывало ездил на Аляску каждый год, а во время путешествия писал романы (опасно, я знаю), но мне кажется, что железнодорожное путешествие чем-то похоже. Передвигаясь по миру, ты начинаешь чувствовать себя живым.

Но это не всегда бывает просто сделать. Поэтому большую часть времени я мчусь сквозь свою работу. Если я чувствую недостаток вдохновения, то я просто смиряюсь с тем, что, возможно допущу некоторые ошибки, и продолжаются трудиться.

MINE

Студия графического дизайна MINE (Christopher Simmons), Сан Франциско

Существуют три фактора, способствующие наступлению творческого кризиса: первый - понять, что попал в тупик. Второе - понять, что попал в тупик и не знать, как из него выбраться. Третье - понять, что попал в тупик, знать, как из него выбраться, но сомневаться, получится ли у тебя это сделать.

У меня, соответственно, существует три способа решения проблемы:

1. Я спрашиваю себя, а действительно ли я в тупике? Иногда мы думаем, что застряли, или просто хотим думать, что застряли, а на самом деле мы идем по следу и даже не догадываемся об этом. Многие пути неизбежны. Кризис может быть просто ямой на этом пути.

2. Я ничего не делаю. Быть в тупике очень часто значит не иметь четкого представления о проблеме. Лучшее лекарство в этом случае перспектива. Я рассматриваю перспективу во временном и территориальном аспекте. Отвлекаясь от проблемы, мне проще взглянуть на нее с другой стороны. Вместо того, чтобы биться в поисках решения, я лучше сделаю что-то не относящееся к делу: например, схожу в музей или посмотрю кино. В конце концов, что-то из этого другого мира окажется решением проблемы, которую я пытаюсь игнорировать.

3. Я становлюсь крутым. Иногда возникает проблема, решение которой я знаю, но оно кажется мне слишком сложным. Преодолеть эту неуверенность мне помогает один трюк: я начинаю работать над другими, не относящимися к делу, более легкими заданиями: закончить пост в блоге, навести порядок в гараже, докрасить, наконец, офисные выключатели. Успешно выполняя множество мелких дел, я приобретаю уверенность в том, что я все смогу. И когда я вновь возвращаюсь к той неразрешимой проблеме, она уже кажется мне просто очередным пунктом в моем списке. И никакого волнения.

Airside

Креативное агентство, Великобритания

1. Заведи будильник на 5 утра. Когда он зазвенит, у тебя есть два варианта: встать и насладиться уникальным ощущением этого времени суток или опять заснуть и увидеть самые бредовые сны (быстрый сон легче увидеть и запомнить). Одно из этих двух точно вдохновит.

2. Не сиди на собраниях в ожидании, что что-то щелкнет в твоем креативном сознании. Не читай о дизайне, не смотри картинки Google и YouTube. Не заставляй себя - уйди из студии. Сходи в театр, музей, на концерт, отдохни от работы, прогуляйся, перестань пялиться в монитор, отключи мобильный и ТВ, поболтай с друзьями о какой-нибудь ерунде.

3. Разнообразь свои интересы. Чем шире твои интересы и выше культурная образованность, тем значимей будут твои проекты для клиентов. Поставь себя на место клиента и постарайся представить, как они воспримут твой ход мыслей. Рождай кучу идей, обменивайся мнениями с коллегами, тестируй на них свой образ мысли, думай о предмете, смотри на него с разных точек зрения, а затем будь строг и непреклонен при создании своего проекта. Или нет. Руководствуйся своими животными инстинктами, потому что ты так устал от вымученных и надуманных ответов, которые отнимают всю радость жизни, что ты даже не можешь вспомнить, зачем пошел в индустрию креатива, если тут все решают комитеты и компромиссы. Много рисуй, просто ради рисования. Игнорируй стиль. Будь смел в своих суждениях, при условии, что ты чрезвычайно талантлив, в противном случае, слушай. Слушай в любом случае.

dress code

Andre Andreev и Dan Covert, Дизайн-студия, NYC

Дэн : Если я впадаю в креативный ступор во время ежедневной микро работы, я брожу по сети, иду гулять, беру кино посмотреть, покупаю книги, иду в музей или делаю другие вещи из стандартного набора клише по поиску источников вдохновения. Хотя иногда мне надоедает искать эти самые источники и я стараюсь просто прочистить голову, уйдя из офиса. Идеи обычно приходят, когда я меньше всего их жду.

Андре : Если речь идет о повседневной креативности, то я стараюсь придерживаться жесткого расписания. Я работаю над одним проектом не более 2-3 часов. Я не трачу весь день на один проект, если в этом конечно нет острой необходимости. Я отключаю e-mail и IM, или проверяю их раз в час. Жесткое распределение времени помогает мне, потому что, когда у меня есть 2 часа на то, чтобы закончить работу, я полностью концентрируюсь на элементах и деталях, которые мог бы упустить из виду. Я думаю, это помогает мне быть более творческим, потому, что я жду каждый раз того момента, когда смогу снова взяться за проект, и заставляю себя отвлечься от него и подумать, что еще я смогу сделать для него в следующий раз. Расписание также позволяет мне переключаться с одного вида деятельности на другой. Многозадачность - это не для меня, я не могу одновременно разговаривать по IM, подписывать контракт, беседовать с интерном, ожидать e-mail и пытаться что-то спроектировать. Мне нужно избавиться от всех отвлекающих факторов и сфокусироваться на одном единственном проекте.

Дэн : Наша студия устроена таким образом, что часто случается частичное наложение и совпадение того, чем каждый из нас занимается. Мы не оказываем никакого давления на людей, относительно того, кто должен нести весь груз творческой ответственности. Это несколько обескураживает, но позволяет нам быть в некоторых вещах свободнее. Что касается творческого кризиса в широком смысле этого слова, то мы всегда стремимся развивать наш бизнес в разных направления.

Андре : В широком смысле слова, мое вдохновение то появляется, то исчезает. Я не могу предсказать, когда я снова загорюсь очередным проектом. Я просто стараюсь быть счастлив в личной жизни, что в свою очередь способствует моей работоспособности. А продуктивная работа - это одна из составляющих счастливой личной жизни. Поэтому я стараюсь делать как можно больше того, что мне нравится: играю в футбол, читаю книги, играю в видео игры, встречаюсь с девушкой, напиваюсь, все в зависимости от моего настроения. Мне кажется трудно оставаться креативным, если тебя что-то беспокоит, или ты зол, или расстроен.

Дэн : Мы работаем в разных направлениях, это очень освежает. Один день мы можем делать моушн, на следующий день - футболку или брендинг. Обучение тоже очень помогает, потому что мы каждую неделю знакомимся с новыми талантами и идеями. Мы учимся у них, так же как и они у нас.

almost Modern

Графическая студия, Роттердам

Мы - это графический дизайнер и художник. Это очень динамическая комбинация, в том смысле, что мы всегда смотрим на проблему с разных сторон. Наши взгляды и методы часто противоречивы, это создает движущую силу. Нам кажется это очень продуктивный способ работы. Получается очень живой и прогрессивный союз. Мы никогда не стоим на месте.

Кроме того, мы любим также создавать работы для самих себя. Чтобы сохранять ясность и оттачивать мастерство. Поэтому для того, чтобы двигаться вперед, мы все время занимаем себя работой.

Atmostheory

Christopher David Ryan, дизайн-студия, США

Я часто ощущаю своего рода творческий ступор. Не то, чтобы я вообще не мог сделать ничего креативного. Просто иногда ничего из того, что приходит мне в голову, не кажется мне чем-то особенным. Насколько я себя помню, я всегда садился и просто позволял моим творческим сокам струиться. Но это не значит, что сок всегда сладкий.

Я заметил, что чем больше в такие моменты я заставляю себя добиться результата, тем больше вероятность, что я останусь ни с чем. Тем не менее, в моем арсенале есть кое-какое оружие против творческого ступора: прогулки, разговоры, рисование, чтение, винтажный шоппинг, копание в старых записях, йога, ТВ, красное вино, виски и так далее. В поисках вдохновения я однозначно избегаю интернета. Мне кажется это слишком просто и слишком банально.

Самые яркие идеи обычно посещают меня в конце дня, когда я меньше всего этого ожидаю: когда я в кровати, в душе, в метро, на встрече. Когда я совершенно не настроен на поиски идеи. Складывается такое ощущение, будто энергия, которую я затрачиваю в течение дня на поиски этих самих идей, создает облако вокруг меня. И оно должно непременно рассеиться для того, что идеи до меня добрались.

Kevin Dart

Иллюстратор-фрилансер, Лос Анжелес

У меня куча способов избавиться от творческого отупения. Например, бороздить сеть в поисках классных фото референсов, просматривать старые рисунки, найти и послушать новую музыку, выйти из дома, сесть рисовать в кафе. Но для меня лучше всего поговорить с друзьями. У них всегда найдется новый взгляд на проблему, о котором я даже не догадывался. Или какие-нибудь крутые иллюстрации, которых я еще не видел. Или просто подбадривающие слова, которые заставят меня снова двигаться!

Invisible Creature

Студия дизайна и иллюстрации, США

Сбежать. Такое простое слово с несметным количеством интерпретаций. Если вкратце, то мы просто уходим. Куда? Всегда по-разному: книжный магазин, кофейня, антикварная лавка, кинотеатр, парк, лес, берег реки, иногда просто наша гостиная. Цель всегда одна и та же - увидеть или почувствовать то, что нас вдохновляет. Это не обязательно должно быть что-то новое или свежее, но обязательно что-то, что вернет нам желание вернуться с новыми ясными перспективами к нашим карандашам, ручкам, мышкам, планшетам. Мы часто проводим обсуждение проектов в местной кофейне, а не на рабочем месте - так рождаются лучшие идеи.

В целом такие освежающие (вне офиса) моменты рефлексии, независимо от того, длятся они весь день, пол дня или несколько минут, могут быть очень плодотворными. Мы даже начали включать их в наше ежемесячное рабочее расписание, что давно уже пора было бы сделать.

National Forest

Креативный "мозговой центр", Калифорния

Justin Krietemeyer : Я совершаю длительную пробежку, прогулку на мотоцикле или с собакой. Все что угодно, кроме работы над проектом. Хорошие идеи хранятся в жире, поэтому, если я сожгу немного своего жира, я смогу их освободить и использовать. Я возьму с собой телефон и буду записывать идеи, возникающие в моей голове. Самое худшее - это напрячься и попытаться сделать все сразу.

Tess Donohoe : Когда я испытываю недостаток вдохновения, я встаю и отхожу от компьютера. Я считаю, что уставиться на картинку, или, что еще хуже, на пустой экран, это верный способ получить разочарование. Я люблю прогуляться или пробежаться по улице, осматривая все вокруг. Я обычно нахожу решение сложных проблем, когда я не думаю о них. В моей голове рождаются интересные образы и модели, когда просто смотрю по сторонам: на проезжающий грузовик с мороженым, или на асфальт, по которому я бегу. И обычно, когда я не думаю о проекте какое-то время, мне всегда приходит в голову новая идея.

Сайт: adme.ru

Просмотры: 263836

Каждому, кто хоть раз выполнял какое-либо творческое задание, знакома ситуация, когда работа остановилась, вдохновение пропало, идей нет, а вокруг все отвлекает и не дает собраться с мыслями. В английском есть для этого специальный термин - creative block. Автор блога ISO500 решил расспросить востребованных дизайнеров, художников и представителей других творческих профессий о том, как они преодолевают творческий ступор и откуда черпают идеи, и в результате получил 15 советов, как вернуть потерянное вдохновение.

Ким Хольтерманд

Фотограф из Дании, специализируется на съемке архитектуры и ландшафта, начал карьеру всего пару лет назад, так что продолжает работать экспертом по отпечаткам пальцев в отделе криминалистики датской полиции.

«Только музыка может вернуть мне творческий настрой - это неиссякаемый источник креатива. Многие из моих работ были созданы под треки от Sigur Rós (это музыка на все времена), Hammock, Max Richter, Air, Dead Can Dance, Helios, Johann Johannsson, Jonsi and Alex, M83, Olafur Arnalds, Trentemøller… В общем, я могу продолжать бесконечно».

Джаспер Гудалл

Иллюстратор-фрилансер из Бирмингема. Занимается продвижением собственного лейбла купальных костюмов JG4B и называет их искусством, которое можно носить.

«Мне помогают несколько вещей: во-первых, оторваться от компьютера. Поехать в какой-нибудь город, в котором я еще не бывал, и просто побродить: однажды я сел в кафе в Берлине, и в голову пришло столько идей, что я искренне не знал, что с ними делать.

Еще я хожу в библиотеку местного Университета искусств и дизайна: там можно просмотреть старые издания журналов о дизайне и фотографии. После я прихожу домой, распечатываю понравившиеся статьи и картинки и вклеиваю их в толстую тетрадь. Идей после этого - хоть отбавляй».

Эрик Шпикерманн

Легендарный немецкий типограф, профессор Бременского Университета, соотечественник и продолжатель дела первопечатника Гутенберга. Считает свой интерес к типографии неизлечимой болезнью и называет типографической манией.

У меня есть 5 советов:

Отвлекайся . Займись чем-нибудь другим, что тебя отвлечет - помой машину или разбери старые файлы на компьютере.

Думай . Откинься в кресле и просто перестань контролировать свой поток мыслей.

Исследуй . Ищи информацию, подними свои старые проекты, но избегай Google -

можно потратить слишком много времени, прежде чем натолкнуться на что-то полезное.

Делай наброски . Рисование - это здорово, даже если ты совершенно к этому не способен. Визуализация мыслей сразу их оживляет.

Разделяй . Отвлекись от проблемы, разбей свой проект на маленькие части и собери их обратно в одно целое.

Джи Ли

В данный момент занимает должность креативного директора Facebook. До этого работал на аналогичной позиции в Google. Не только ведет креативные разработки, но и читает лекции по всему миру - в том числе, давал мастер-класс в СПбГУ.

«Когда наступает “идейный ступор”, я делаю несколько вещей. Надолго иду в душ - там смываются старые мысли, и я чувствую, как обновляюсь. После этого я убираюсь в квартире: не могу думать, когда кругом бардак. Если результата все еще нет, я еду кататься по окрестностям на велосипеде и стараюсь не думать о своем проекте вообще. Так или иначе, эта схема всегда работает».

Си Скотт

Графический дизайнер и иллюстратор из Великобритании, знаменитый своими бумажными 3D-моделями. Читает лекции в Leeds College of Art and Design, периодически - в разных городах мира. Среди его заказчиков были Vogue, Nike и Tiffany&Co.

«Со мной довольно часто случается, что я не могу ничего придумать, но так бывает у всех творческих людей. Я понял, что есть только один способ преодолеть это: не сидеть и ждать, пока вдохновение вернется, а продолжать работать, использовать все идеи, которые есть, какими бы неподходящими они не казались».

«В нашей студии только два креативщика. Для каждого отдельного проекта мы привлекаем разных людей, фрилансеров, которые, на наш взгляд, наиболее подходят для выполнения данной работы. Мы все время ищем источники вдохновения и обязательно записываем их, чтобы потом в случае необходимости вернуться к ним снова. Это могут быть предметы на улице, на которых остановился взгляд (их надо обязательно фотографировать), книги, модные показы, фильмы, блоги и т.д. Так что каждый раз, когда мы начинаем новый проект, мы обсуждаем вещи, которые могут привести нас на правильное настроение, и делаем мудборды - коллекции вдохновляющих нас картинок».

MINE

Студия графического дизайна из Сан-Франциско, на сайте которой нет вообще ничего, кроме одной надписи: «Мы делаем книги, упаковку, графику и интерактивные кампании для визионеров в области науки, революционеров в области образования, авторов бестселлеров, музеев, гигантских телекоммуникационных корпораций и голливудских продюсеров».

Ты застрял, если всерьез веришь, что идей нет, не знаешь, как выбраться из застоя, и если ты знаешь, как выбраться, но сомневаешься в своих силах. В этих случаях делать надо так:

Я спрашиваю себя, а правда ли я застрял? Иногда мы все еще генерируем массу идей, но зачем-то себя убеждаем в том, что это творческий кризис. И потом, творческий кризис - это тоже что-то новое: нужно воспринимать его как новый опыт.

Я ничего не делаю . Если ты застрял - это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Лучшее лекарство в этой ситуации - новая перспектива. Абстрагировавшись от проблемы, я могу лучше ее рассмотреть. Я могу сходить в кино или в музей - так или иначе, новые впечатления сами натолкнут меня на правильное решение.

Я переключаюсь на то, что делаю хорошо, чтобы напомнить себе, что я классный . Иногда я знаю, как решить проблему, но решение кажется очень тяжелым. Тогда я берусь за другие, простые задачи: это может быть пост в блоге, уборка в гараже, что угодно. Быстро и хорошо выполняя задачи, я убеждаюсь в том, что я могу все: и даже то самое трудное задание кажется просто очередным пунктом, который надо вычеркнуть из to-do листа. И никакой лишней паники.

Airside

Креативное агентство из Великобритании, которое точно знает, что идейный ступор может завести в тупик и что с этим делать. Создатели студии, которая выиграла множество наград от D&AD и Design Week, в этом году решили ее закрыть и заняться своими собственными проектами: записать музыкальный альбом, уехать в Токио, перейти на работу в другое агентство.

«Поставь будильник на 5 утра. Когда он зазвонит - либо вставай и наслаждайся этим уникальным временем суток, либо ложись снова спать и смотри яркие, безумные сны: так как ты будешь находиться стадии быстрого сна, они останутся в голове и после того, как ты проснешься, и зарядят тебя креативностью на весь день.

Не сиди и не жди, пока что-то неожиданно придет в голову. Не читай журналы, не ищи в Google - иди на улицу, в театр, в музей, на прогулку. Обязательно при этом выключи телефон и не бери с собой компьютер.

Расширь область своих интересов. Чем больше ты потребляешь культурного продукта - тем лучше можешь понять, что в итоге хочет увидеть твой клиент. Обменивайся мнениями с коллегами, смотри на свой проект под разными углами.

С другой стороны, можешь, наоборот, никого не слушать, абстрагироваться от всех правил и работать так, как ты чувствуешь и как тебе нравится. Если ты устал от того, что в креативной индустрии все сводится к компромиссу между заказчиком и исполнителем, просто положись на свой творческий инстинкт и попробуй заразить им других».

«У меня есть куча трюков для таких ситуаций: например, посмотреть фотографии в интернете, сменить рабочий стол на столик в кофейне и много чего еще. Но лучше всего просто поговорить с друзьями. Они смотрят на вещи совсем не так, как я, и рассказывают много нового: могут подбросить классную вдохновляющую фотографию или просто подбодрить парой хороших слов - это всегда заставляет двигаться дальше!»

Invisible Creature

Два основателя дизайн-студии из Сиэттла - бывшие панк-рокеры, усвоившие эстетику DIY и взявшие ее за основу в своих дизайн-работах. Получили заказы от Esquire, New York Times, Nike и Sony.

«Уходи. У этого простого слова есть миллион возможных сценариев. Мы просто уходим из офиса. Где мы окажемся в итоге, никогда не знаем заранее: это может быть книжный, кино, парк, лес, берег реки или просто дом. Цель всегда одна - найти что-то, что вдохновляет. Необязательно что-то новое: это должно быть что-то, что заставит нас вернуться за стол, взять карандаш и начать рисовать. Еще мы проводим наши еженедельные летучки не в офисе, а в местном кафе - там всегда получается набросать больше хороших идей».



error: Контент защищен !!