Гдз тетрадь для лабораторных работ. Домашние лабораторные работы

Тетрадь для лабораторных работ по физике, 7 класс, К учебнику A.В. Перышкина Физика, Минькова Р.Д., Иванова В.В., 2017.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь для лабораторных работ предназначена для изучающих физику по учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс». В издание добавлено экспериментальное задание «Измерение работы и мощности при равномерном движении тела», а также семь дополнительных экспериментов. В каждой работе указаны цели ее проведения, необходимое оборудование, приведено описание хода работы с рисунками, таблицами и расчетными формулами. В описание лабораторных работ добавлены контрольные вопросы. Звездочкой помечены вопросы повышенной сложности. Часть стандартных лабораторных работ содержат дополнительные задания. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ДЕЛЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ПРИБОРА.
Цель работы: научиться определять цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.
Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), химический стакан малый с носиком, небольшая колба и другие сосуды.
Ход работы.
1. Рассмотрите измерительный цилиндр, обратите внимание на его деления. Ответьте на вопросы.
Какой объем жидкости вмещает мензурка, если жидкость налита
а) до верхнего штриха?
б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной
от нуля?
Какой объем жидкости помещается
а) между 2-м и 3-м штрихами, обозначенными цифрами?
б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки?
2. Как называется последняя вычисленная вами величина?
Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора?
3. Рассмотрите рисунок 1 и определите цену деления изображенной на нем мензурки.

СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа № 1
Определение цены деления измерительного прибора
Лабораторная работа № 2
Измерение размеров малых тел
Лабораторная работа№ 3
Измерение массы тела на рычажных весах
Лабораторная работа № 4
Измерение объема тела
Лабораторная работа № 5
Определение плотности твердого тела
Лабораторная работа № 6
Градуирование пружины
Лабораторная работа № 7
Измерение силы трения с помощью динамометра
Лабораторная работа № 8
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
Лабораторная работа № 9
Выяснение условий плавания тела в жидкости
Экспериментальное задание
Измерение работы и мощности при равномерном движении тела
Лабораторная работа № 10
Выяснение условия равновесия рычага
Лабораторная работа № 11
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
Дополнительные эксперименты
Эксперимент 1
Измерение средней скорости неравномерного движения
Эксперимент 2
Измерение вместимости столовой ложки
Эксперимент 3
Определение средней плотности крупы
Эксперимент 4
Наблюдение действия атмосферного давления
Эксперимент 5
Определение выигрыша в силе для подвижного и неподвижного блоков
Эксперимент 6
Изучение зависимости потенциальной энергии тела от его положения и массы
Эксперимент 7
Изучение зависимости кинетической энергии тела от его скорости и массы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тетрадь для лабораторных работ по физике, 7 класс, К учебнику A.В. Перышкина Физика, Минькова Р.Д., Иванова В.В., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Тетрадь для лабораторных работ по физике, 7 класс, Минькова Р.Д., Иванова В.В., 2013

Тетрадь

Для лабораторных работ по

физике

учени ____ 7 класс а

МБОУ СОШ д.Новофедоровка

____________________________________

ЛР1 Определение цены деления измерительного прибора

Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объём жидкости.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, различные сосуды.

Ход работы:

    Объём жидкости, налитой до верхнего штриха равен _______ мл.

    Объём жидкости, налитой до первого снизу штриха, обозначенного числом, отличным от нуля, равен _______ мл.

    Между вторым и третьим штрихами, обозначенными числами, помещается объём жидкости равный _______ мл.

    Между соседними (самыми близкими) штрихами помещается объем жидкости равный _______ мл.

    Эта последняя вычисленная величина называется _____________ _____________________.

    Для того, чтобы определить цену деления измерительного прибора, нужно найти два ближайших штриха, около которых написаны значения величин. Из ___________ значения величины вычесть ___________, и полученный результат разделить на _________ делений между этими штрихами.

    Цена деления на рисунке 7 учебника _____________ мл/дел.

    Объём налитой в мензурку воды на рис. 177 равен ________ мл.

    Результаты измерений вместимости:

Название сосуда

Объём жидкости, см 3

Вместимость сосуда, см 3

Пробирка

ЛР10 Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости

Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости) меньше полезной.

Приборы и материалы: доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой.

Ход работы:

1. Необходимые формулы.

Полезная работа: А п = Р h .

Затраченная работа: А З = Fs .

КПД: = ––– 100%.

Высота наклонной плоскости h , м

Работа полезная А П, Дж

Длина пути

Сила тяги

F , Н

Работа затра-ченная

А З, Дж

3. Вычисления.

4. Выводы. КПД наклонной плоскости равен ______ %.

5. Вывод дополнительного задания. Выигрыш в силе, даваемый наклонной плоскостью (без учета трения) равен _______.

ЛР 9 Выяснение условия равновесия рычага

Цель работы: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

Ход работы:

Сила на левой части рычага F 1 , Н

Плечо левое

l 1 , см

Сила на правой части рычага F 2 Н

Плечо правое

l 2 , см

Отношение

2. Вычисления.

1. F 1 l 2

F 2 l 1

2. F 1 l 2

–––– = –––––––––– = . –––– = –––––––––––––– = .

F 2 l 1

3. F 1 l 2

–––– = –––––––––– = . –––– = –––––––––––––– = .

F 2 l 1

3. Вывод. Результаты опытов условие равновесия и правило моментов

_____________________________.

подтверждают, не подтверждают

ЛР 2 Измерение размеров малых тел

Цель работы: научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы: линейка, дробь (горох), иголка.

Ход работы:

1. Результаты измерений и вычислений.

Число частиц в ряду

Длина ряда, мм

Размер одной частицы,

1 (пшеница)

3 (молекула)

На фотографии

Истинный размер молекулы,

Число частиц в ряду

Длина ряда, мм

Размер молекулы, мм

2. Вычисления.

Длина ряда

Размер частицы = –––––––––––––––––– .

Число частиц в ряду

Размер 1 = –––––––– = мм.

Размер 2 = –––––––– = мм.

Размер 3 = –––––––– = мм.

Истинный 3 = –––––––– = мм.

ЛР 3 Измерение массы тела на рычажных весах

Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.

Ход работы:

1. Результаты измерений.

Масса тела, г

ЛР 8 Выяснение условий плавания тел в жидкости

Цель работы: экспериментально выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тело тонет.

Приборы и материалы: весы, гири, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок, проволочный кружок, фильтровальная бумага или сухая тряпка.

Ход работы:

1. Необходимые формулы.

F = g ж V = 0,01 Н/мл  V , P = gm = 0,01 Н/г  m .

2. Результаты измерений и вычислений.

Объем вытесненной воды V , мл

Выталкива-ющая сила

Масса пробир-ки m , г

Вес пробир-ки Р , Н

Поведение пробирки в воде (П, Т, Р)

ПРИМЕЧАНИЕ: П – плавает, Т – тонет, Р – равновесие.

3. Вычисления.

1. F = 0,01 Н/мл  мл = Н. Р = 0,01 Н/г  г = Н.

2. F = 0,01 Н/мл  мл = Н. Р = 0,01 Н/г  г = Н.

3. F = 0,01 Н/мл  мл = Н. Р = 0,01 Н/г  г = Н.

4. Выводы. Пробирка плавает, если F _______________ Р.

больше, меньше

Пробирка тонет, если F _______________ Р

больше, меньше

ЛР 7 Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Цель работы: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело и определить величину выталкивающей силы.

Приборы и материалы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стакан с водой, стакан с насыщенным раствором соли.

Ход работы:

1. Результаты измерений и вычислений.

Вес тела в воздухе Р , Н

Вес тела в воде Р 1 , Н

Выталкивающая сила

F = P Р 1 , H

Раствор соли в воде

Вес тела в воздухе Р , Н

Вес тела в р-ре Р 1 , Н

Выталкивающая сила

F = P Р 1 , H

2. Выводы. Выталкивающая сила зависит от ________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛР 4 Измерение объема тела

Цель работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема (гайка, фарфоровый ролик и др.), нитка.

Ход работы:

1. Цена деления мензурки равна _______ мл/деление.

2. Необходимые формулы.

V = V 2 – V 1 .

3. Результаты измерений и вычислений.

Название тела

Начальный объем жидкости

V 1 , см 3

Объем жидкости и тела

V 2 , см 3

Объем тела

V , см 3

4. Вычисления.

ЛР 5 Определение плотности твердого тела

Цель работы: научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: весы, гири, измерительный цилиндр, твердое тело, плотность которого нужно определить, нитка.

Ход работы:

1. Необходимые формулы.

 = ––––.

2. Результаты измерений и вычислений.

Название вещества

Масса тела m , г

Объем тела V , см 3

Плотность вещества

3. Вычисления.

 = ––––––––– =

ЛР 6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром

Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с её помощью измерять силы.

Приборы и материалы: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102 г, штатив с муфтой, лапуой и кольцом.

Ход работы:

1. Расстояние между соседними черточками ________ мм.

2. Это объясняется тем, что ______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Груз массой 51 г растягивает пружину с силой _______ Н.

4. Груз массой 153 г растягивает пружину с силой _______ Н.

5. Вес ________________________ равен _____________ Н.

6. Проградуированный динамометр имеет следующий вид.

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

ГДЗ тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс Минькова, Иванова Экзамен

  • Пособие по физике к учебнику Перышкина - тетрадь для лабораторных работ Миньковой Р. Д. и Ивановой В. В. высоко ценят учителя. Особенно выручают тетради в 7 классе – сконцентрироваться на проведении исследований по новой дисциплине теперь проще, так как в пособии имеются:
    сформулированные цели работ;
    необходимое лабораторное оборудование;
    описание хода работ;
    расчетные формулы;
    пояснительные рисунки;
    дополнительные задания.
  • Эксперименты проводить нравится практически всем любознательным семиклассникам,оформлять же результаты исследований желающих находится мало. Несмотря на удобства Тетради, незнакомые родителям, некоторые семиклассники затрудняются с оформлением работ – выводом нужных формул из основных, переводом величин, формулировкой выводов. Решебник помогает в оформлении работ, умение подать результаты проделанного труда – безусловно, нужное для учебы и работы. Новые тетради издательства Экзамен опытнейших педагогов, используются также в последующем школьном обучении физике. Практические навыки, полученные семиклассниками, совершенствуются в старших классах. Значение эксперимента для усвоения важной дисциплины переоценить невозможно - так считал Эйнштейн.
Введение. Почему возникают погрешности при измерениях?

В работах, представленных в пособии, встречаются два вида измерений: прямые и косвенные.

1. Измерения, в которых результат находится непосредственно в процессе считывания со шкалы прибора или на основе сравнения с мерой, называются прямыми.

Для выполнения прямых измерений используют измерительные приборы: линейки, мерные ленты, измерительные цилиндры (мензурки), набор гирь и т.д.

Но при измерении физических величин с помощью различных приборов возникают погрешности. От чего они появляются?

А) При всяком измерении измеряемая физическая величина сравнивается с однородной величиной, принятой за единицу измерения. Если записано, что масса тела равна 5 кг, то это значение массы есть произведение числового значения физической величины (5) на единицу массы (кг). Измерить массу – это значит определить, во сколько раз масса тела отличается от массы эталона. Конечно, сравнение происходит косвенно. Например, массу данного тела мы сравниваем с массой гирь. Но при этом массы гирь не точно равны так называемым номинальным значениям, которые на них проставлены. Мы видим, что в физике и технике не существует абсолютно точных приборов и других средств измерения, следовательно, нет и абсолютно точных средств измерения.

Б) Погрешность измерений также появляется и вследствие не совсем верной работы экспериментатора. Например, объем жидкости может быть измерен неверно, если наблюдатель будет располагать глаз ниже или выше уровня жидкости; длина стола будет также измерена неправильно, если измерительную ленту не натянуть (но при этом не подвергать деформации.)

Таким образом, измеряя величину, мы получаем лишь ее приближенное значение, которое будет отличаться от истинного значения. Чем больше цена деления, тем менее точно измерена величина. Для того, чтобы характеризовать ошибку, которую мы допускаем при измерении данной величины с помощью прибора вводят так называемую абсолютную погрешность измерения данной физической величины ∆а.

Абсолютная погрешность измерения принимают равной половине цены деления измерительного прибора.

цена_деления =
= 2,5см 3

V изм. = 10см 3 + 1*2,5см 3 = 12,5см 3

∆V =
= 1,25см 3

Также принято конечный результат записывать в виде a = a изм. ± ∆a .

V = V изм. ± ∆V

V = 12,5см 3 ±1,25см 3

Что означает эта запись? Что мы измерили объем жидкости и истинное значение может находится в интервале от (12,5см 3 - 1,25см 3 ) до (12,5см 3 + 1,25см 3 ).

V изм.

12,5см 3

13,75см 3

V изм. + ∆V

V изм. -∆V

Но абсолютная погрешность не в полной мере характеризует измерение. Пусть, например, в результате измерений установлено, что длина стола равна l = (100 ± 0,5)см , а толщина его крышки d = (2 ± 0,5)см . Хотя абсолютная погрешность измерений в этих случаях одинакова, ясно, что качество измерения в первом случае выше.

Качество измерений характеризуется относительной погрешностью ε, которая вычисляется по формуле:

*100%

Чаще всего относительная погрешность измеряется в процентах. В частности, в вышеприведенном примере:

*100%;
ε =10%

2. В большинстве случаев измерения являются косвенными, когда результат определяется на основе расчетов. Например, какую-то величину k нельзя измерить непосредственно, а можно вычислить по формуле:

или
.

Соответственно, необходимо измерить величины a и b . Но каждая величина измерена с определенной погрешностью. Пусть ε a а ; ε b – относительная погрешность измерений величины b , тогда ε k a + ε b . Соответственно, ∆k = k изм. * ε k .

Техника безопасности при проведении лабораторных работ

    Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя или лаборанта.

    НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ рабочего места без разрешения учителя или лаборанта.

    Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лаборантом.

    НЕ ДЕРЖИТЕ на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.

    Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

    Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашечки осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

    При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ

    При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ

    НЕ ОБРЫВАЙТЕ

    НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко.

Фронтальные лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительных приборов (мензурки и термометра). Определение объема жидкости и температуры».

    Найдите цену деления и снимите показания стрелки:

ц.д. =

показания =

ц.д. =

показания =

    Найдите цену деления:


    Найдите цену деления мензурок №1 и №2.

С
помощью какой мензурки - №1 или №2 измерения объема жидкости будут более точными?

    Приведите примеры физических величин

________

    Приведите примеры измерительных приборов, применяемых на практике.

_________________________________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

    Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок .

Ход работы .

1.1. Внимательно рассмотреть мензурку. Определить цену её деления.

ц.д. = см 3

1.2. Определите приблизительный объем жидкости, налитой в мензурку.

V изм. = см 3

1.3. Определите абсолютную погрешность измерения объема жидкости.

∆V = см 3

1.4. Вычислить относительную погрешность измерения объема жидкости (в процентах).

ε V = _____________________%

1.5. Записать ответ в виде:

V = V изм. ± ∆V

V = см 3

2.1. Внимательно рассмотреть термометр. Определить его цену деления.

ц.д. = 0 С

2.2. Найти приближенное значение температуры, которую он показывает.

t изм. = 0 С

2.3. Определить абсолютную погрешность измерения температуры.

t = 0 С

2.4. Вычислить относительную погрешность измерения температуры (в процентах).

ε t = %

2.5. Записать ответ в виде:

t = t изм. ± ∆t

t = 0 С .

Контрольные вопросы.

    С чем связано, что объем и температура измерены приближённо?

    Какой прибор (мензурка или термометр) более точно измерили величину?

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Можно ли с помощью школьной линейки с точностью до 0,1 мм измерить толщину проволоки, нити? Почему?

____________

    Стопка из 20 монет оказалась высотой h = мм. Толщина монеты =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способ, которым вы определили диаметр проволоки и толщину монеты, называется способом рядов . Именно этим способом вы будете определять размеры малых тел.

Цель работы : ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы .

1. Расположить 30-40 круглых горошин в один плотный ряд вдоль линейки. Измерить длину ряда L .

3. Заполнить полученные данные в таблицу.

Длина ряда, L , мм

Число горошин (крупиц пшена), N

Размер одной горошины (крупиц пшена), d изм. , мм

5. Аналогичные измерения провести для пшена.

Вычисление погрешностей.

6. Для гороха.

ц.д. = мм

d изм. = мм

∆d = мм

ε = %

d = d изм. ± ∆d

d = мм .

7. Для пшена.

d изм. = мм

∆d = мм

ε = %

d = d изм. ± ∆d

d = мм .

8. Определить длину ряда молекул на фотографии L фот. = _______________________ мм.

Найти размер одной молекулы на фотографии (увеличение фотографии 70000 раз)

d мол. фот. = мм

Зная увеличение, которое дает фотография. Определить истинный размер молекулы

d мол. ист. = мм

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

    Почему диаметр горошины (крупинки пшена) измерены не совсем точно?

    Какими способами можно увеличить точность измерений?

Лабораторная работа №3 «Определение массы тела».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Как с помощью весов определить массу тела? ____________________________________.

В каких единицах может измеряться масса тела? _____________________________________.

    Выполните упражнения:

125 г = кг

500 мг = г

60 мг = г

2 мг = г

50 г = кг

    Определяя массу тела, его уравновесили на весах, поставив на их правую чашку следующие гири: одну 50 г, одну 20 г, две по 10 г, одну 500 мг, две 200 мг, одну 50 мг и две по 20 мг. Определите массу этого тела в г и кг.

m = (г)

m = (кг)

Цель работы : ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Весы, разновесы, пластилин (или листочки бумаги), три груза разной массы. ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

Внимание!

    При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашечку, а гири – на правую.

    Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашечки осторожно, начиная с наибольшей. Ни в коем случае не бросайте гири.

    По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.

Ход работы .

    Ровно установить весы на столе. Уравновесить весы (с помощью маленьких листочков или пластилина).

    Положить тело на левую чашечку весов. Соответственно, разновесы – на правую. Добиться равновесия весов.

m изм. = 20г+10г+500мг+50мг+10мг=30г 560мг=30,56г

    Записать ответ в виде:

m тела = m изм. ±∆m

    Сделать вывод.

Выполнение работы .

    Для первого тела:

m изм. = (г)= (г)

m = (г)= (г)

ε = (%)

m 1 = (г)

    Для второго тела:

m изм. = (г)= (г)

m = (г)= (г)

ε = (%)

m 2 = (г)

    Для третьего тела:

m изм. = (г)= (г)

m = (г)= (г)

ε = (%)

m 3 = (г)

Контрольные вопросы.

    1. Вследствие чего появляются погрешности при измерении массы?

    1. Масса какого тела измерена точнее? Почему?

Лабораторная работа №4 «Определение объема тела».

Подготовительные вопросы и задачи:


Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: Мензурка с жидкостью, три тела на нити разного объема. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

    Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок.

    При выполнении практических работ с применением ниток НЕ ОБРЫВАЙТЕ нитки, а обрезайте их ножницами.

    При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко.

Ход работы .

    Определить цену деления мензурки.

    Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объем.

    Опустите тело, объем которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости.

    Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.

    Определив таким образом приближенный объем тела V изм. , подсчитать абсолютную погрешность измерения объема ∆V и относительную погрешность измерения объема ε v .

    Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.

    Записать ответ в виде:

V = V изм. ±∆V

а относительная погрешность:

*100%

Начальный объем жидкости в мензурке V нач, см 3

Объем жидкости и тела V кон, см 3

Объем тела

V =V кон -V нач, см 3

2*∆V , см 3

ε V , %

V 1 = ± (см 3)

V 2 = ± (см 3)

V 3 = ± (см 3)

Контрольные вопросы.

  1. Объем какого тела измерен точнее? Почему?

    Какими ещё способами можно было бы измерить объем тела?

а) правильной формы?

б) неправильной формы?

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Плотность вещества – это __________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    Самый тяжёлый кубик из ________________________________, т.к. ______________ _________________________________________________________________________ Самый легкий кубик из _________________________________, т.к. _______________ _________________________________________________________________________

    Кусок металла массой 461,5 г имеет объём 65 см 3 . Что это за металл?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы .

    Используя данные лабораторных работ №3 и №4, заполнить таблицу.

    Вычислить относительную погрешность определения плотности по формуле:

*100%

    Вычислить абсолютную погрешность определения плотности по формуле:

,

причем в данной формуле ε ρ должна быть выражена числом, а не в процентах.

    Записать ответ в виде:

    Сделать вывод.

m изм. , г

V изм. , см 3

ρ изм. , г/см 3

∆m , г

∆V, см 3

∆ρ, г/см 3

ρ 1 = ± (г/см 3)

ρ 2 = ± (г/см 3)

ρ 3 = ± (г/см 3)

Контрольные вопросы.

    Определить, из каких веществ изготовлены тела.

1 тело: ___________________________________________________________________________

2 тело: ___________________________________________________________________________

3 тело: ___________________________________________________________________________

    Почему относительная погрешность определения плотности вычисляется по формуле:

*100%

    Как измениться плотность дуба, если взять дубовый брусок в 3 раза большего объёма?

Лабораторная работа №6 «Градирование пружины динамометра и измерение веса тела».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Запишите формулы для расчета:

А) силы тяжести mg ________________________________________________________

Б) сила упругости F упр. _________________________________________________, если ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Запишите единицы измерения:

= _______________________________

= ______________________________

    Силу измеряют с помощью прибора, называемого ______________________________

    В начале подъёма в лифте высотного здания человек ощущает, что его прижимает к полу лифта. Меняется ли при этом физическая величина, а если меняется, то как

А) масса человека _________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Б) сила тяжести, действующая на человека ___________________, т.к. _____________ _________________________________________________________________________

В) сила давления на пол лифта _____________________________, т.к. _____________ _________________________________________________________________________

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

Ход работы .

    Укрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива. Отметьте горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра – это будет нулевое значение шкалы.

    Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1Н. С такой же силой груз растягивает пружину динамометра. Эта сила уравновешивается силой упругости возникающей в пружине при её растяжении (деформации). Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.

    Затем, подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы, каждый раз отмечая черточками на бумаге положение указателя.

    Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней, проставьте числа 0, 1, 2, 3 … Выше числа 0 напишите: «Ньютон».

    Не подвешивая к динамометру грузы, получите шкалу с ценой деления 0,1Н.

    Измерьте проградуированным динамометром вес двух тел. Для каждого тела определите абсолютную ∆Р и относительную ε р погрешность определения веса тела:

    Нарисуйте проградуированный динамометр. На нем другим цветом показать вес первого тела Р 1 и вес второго тела Р 2 .

    Сделать вывод.

Выполнение работы .

Проградуированный динамометр:

1 тело: Р изм. = Н

ΔР = Н

ε р = = %

2 тело: Р изм. = Н

ΔР = Н

ε р = = %

Контрольные вопросы.

1. Сделать рисунок с масштабом, на котором изобразить силу тяжести, силу упругости вес тела.

1 тело: 2 тело:

    Определить массу каждого тела.

1 тело: 2 тело:

________________

    Можно ли самим изготовить динамометр? Как?

Лабораторная работа №7 «Измерение коэффициента трения скольжения».

Подготовительные вопросы и задачи:

    В чём причины появления силы трения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие виды силы трения вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Запишите формулу для расчета силы трения скольжения. Охарактеризуйте каждую величину, входящую в неё.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    От чего зависит сила трения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: Брусок с отверстиями, набор грузов по 100 г, деревянная линейка, динамометр. ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

Ход работы .

    При помощи динамометра измерьте вес предложенного бруска с отверстиями. Р изм.

    Измерьте силу трения скольжения F тр. бруска по столу, равномерно двигая его, зацепив за крючок динамометра.

    Вставьте в отверстие на бруске один груз, повторите измерение как в пункте 2.

    Проведите опыт с двумя грузами.

    По полученным данным построит график зависимости силы трения скольжения от веса бруска с грузами.

    По графику определить приближенное значение силы трения скольжения μ тр. , зная, что

    Найти цену деления динамометра и соответственно, абсолютную погрешность измерения веса ΔР и силы трения ΔF тр. , полагая, что ΔР = ΔF тр. .

    Найти абсолютную погрешность определения коэффициента трения Δμ, считая, что

(причем, в данной формуле ε μ берется числом, а не в процентах)

    Записать ответ в виде:

μ = μ тр. ± Δμ

    Сделать вывод

Выполнение работы .

F тр. , Н

ΔР = ΔF тр, Н

брусок + груз

брусок + груз + груз

F тр. , Н


По графику:

μ тр. = ____________________________________________________

ε μ = ( + ) = _______________________________

ε μ = %

Δμ = = ____________________________________

μ = ± _______________________

Контрольные вопросы.

    Почему динамометр измеряет силу трения скольжения? (сделать рисунок). Почему брусок двигают равномерно?

    Зависит ли коэффициент трения от площади поверхности?

Лабораторная работа №8 «Определение давления твердого тела на опору».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Какие возможны способы изменения давления тела на опору:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как измениться давление лыжника на снег при увеличении площади лыж?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как измениться давление тела на опору при увеличении массы тела?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание!

    1. При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

Ход работы .

1. Измерить вес бруска F изм.

F изм. = (Н)

2. Определить цену деления динамометра

ц.д. = (Н)

и абсолютную погрешность измерения веса Δ F , считая, что ΔF = ц.д. (динамометра)/2

Δ F = (Н)

    Измерить длины сторон бруска: а – большой стороны, b – средней, с – малой стороны.

а = (м)

b = (м)

с = (м)

4. Найти цену деления линейки

ц. д. = (м)

и определить абсолютную погрешность измерения длины Δа = Δb = Δс, считая, что

Δа = Δb = Δс = (м)

5. Соответственно, для каждой грани найти:

    площадь S изм.

    давление, производимое этой гранью на опору Р изм.

    абсолютную погрешность определения давления ΔР

    записать ответ в виде Р = Р изм. ±ΔР.

а) для большой грани:

S изм. = (м 2)

Р изм. = (Па)

_______________________________________________________________

ΔР = ε р · Р изм. = __________________________________


Р = ± (Па)

ε р = (%)

б) для средней грани:

S изм. = (м 2)

Р изм. = (Па)

_______________________________________________________________

ΔР = ε р · Р изм. = _____________________________________________________________________


Р = ± (Па)

ε р = (%)

в) для большой грани:

S изм. = (м 2)

Р изм. = (Па)

______________________________________________________________

ΔР = ε р · Р изм. = ____________________________________________________________________


Р = ± (Па)

ε р = (%)

Контрольные вопросы.

    Давление на опору какой гранью производится?

а) наибольшее – _____________________________________________________________________

б) наименьшее – _____________________________________________________________________

    Давление, производимое какой гранью определено с наименьшей ошибкой? Почему?

Лабораторная работа №9 «Определение давления газа».

Подготовительные вопросы и задачи:

    В чём причины давления газа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Гидрометеоцентр сообщил, что атмосферное давление в Москве в 12 часов дня было 760 мм рт. ст. Вычислите давление, которое будет в это время на вершине Останкинской башни, если её высота 547 м.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Определить давление газа в сосуде, если атмосферное давление равно 750 мм рт. ст.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: U - образный сосуд (жидкостный манометр), колба, пластилин. ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с сосудами НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

Ход работы .

    Рассмотреть внимательно прибор для измерения давления газа (жидкостный манометр)

    В моменты времени, когда отверстие №1 открыто, начальное давление воздуха в колбе равно внешнему давлению и поэтому вода в обоих коленах индикатора располагается на одном уровне.

    После этого отверстие №1 закрывают пластилином и нагревают воздух в колбе руками. Обратить внимание на изменение уровней воды в коленах индикатора.

Замечание. Избыточное давление воздуха в колбе уравновешивается давлением водяного пара в индикаторе, высота которого равна разности уровней воды в его коленах.

    С помощью измерительной линейки измеряют разность высот водяного столба в индикаторе.

    Вычислить избыточное давление Р в колбе.

Р = ρ жидкости · g · h

    Сделать вывод.

Выполнение работы.

h = (м)

ρ жидкости = (кг/м 3)

Избыточное давление воздуха Р = (Па)

Контрольные вопросы.

    Вследствие чего изменяется уровень жидкости в индикаторе?

    Какие ещё приборы служат для измерения давления?

    Зачем необходимо отверстие №1 закрывать пластилином перед нагреванием колбы?

Лабораторная работа №10 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Покажите силы, действующие на тело в 1-м и 2-м случаях.

    В каком случае легче удерживать тело: в воздухе или в воде? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Запишите формулы:

Архимедовой силы: Веса тела в воздухе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Запишите формулу нахождения Архимедовой силы, если известны вес тела в воздухе Р в_воздухе и вес тела в жидкости Р в_жидкости.

    Вес тела в воздухе 120 Н. Вес тела в воде 100 Н. Архимедова сила F арх = Н.

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: Динамометр, два тела разного объёма, сосуд с водой, сосуд с насыщенном раствором поваренной соли. ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

    При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

    При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко.

Ход работы .

    Измерьте вес тела в воздухе с помощью динамометра. Р в воздухе

    Измерьте вес полностью погруженного тела в воде (проследите, чтобы тело не касалось дна и стенок сосуда с водой). Р в жидкости

    Вычислите выталкивающую силу F a

F a = P в воздухе – Р в жидкости

    Измерьте вес данного тела в насыщенном растворе поваренной соли.

    Вычислите выталкивающую силу, действующую на тело в растворе поваренной соли.

    Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу №1.

    Пункты №2 - №5 повторите для тела большего объёма.

    Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу №2.

    Сделайте вывод.

Выполнение работы.

Таблица 1

Вес тела в воздухе, Н

Вес тела в воде, Н

Выталкивающая сила, Н

Меньшее по объему тело

Большее по объему тело

Таблица 2

Вес тела в воздухе, Н

Вес тела в насыщенном растворе соли, Н

Выталкивающая сила, Н

Меньшее по объему тело

Большее по объему тело

Контрольные вопросы.

    Какими способами можно было бы ещё измерить выталкивающую силу?

    Всегда ли одинакова выталкивающая сила, действующая на данное тело? Почему?

Лабораторная работа №11 «Выяснение условия плавания тел».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 способ выполнения работы.

Рекомендуемые приборы и материалы: Сосуд с водой, деревянный брусок, металлическая фольга. _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Ход работы .

Опустить в сосуд с водой однородное деревянное тело. Что с ним происходит?

Зарисуйте, расставьте действующие на него силы.

    Опустите в сосуд с водой однородное металлическое тело? Что с ним происходит? ______________________________________________________________________________ Зарисуйте, расставьте действующие на него силы.

Как относятся величины сил тяжести и силы Архимеда?

    Возьмите кусок тонкой металлической фольги, скатайте из неё рыхлый неплотный шар, опустите в воду, шар ___________________________________. Объясните ___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Скатайте эту же фольгу как можно плотнее, опустите в воду, шарик ___________________. Объясните ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    Сделайте вывод.

2 способ выполнения работы.

Рекомендуемые приборы и материалы: Весы, гири, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Ход работы .

    Насыпьте в пробирку столько сухого песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.

    Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Она равна весу воды, вытесненной пробиркой. Для нахождения этого веса определите сначала объем вытесненной воды. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки в воду. Зная объем вытесненной воды и плотность, вычислите ее вес.

    Выньте пробирку из воды, протрите ее фильтровальной бумагой или тряпкой. Определите на весах массу пробирки с точностью до 1 г и рассчитайте силу тяжести. действующую на нее, она равна весу пробирки с песком в воздухе.

    Насыпьте в пробирку ещё немного песка. Вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой не утонет.

    Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Отметьте, когда пробирка плавает и когда тонет или всплывает.

Выталкивающая сила. Действующая на пробирку, Н F = g ρ ж V

Вес пробирки с песком, Н

P =gm

Поведение пробирки в воде (плавает пробирка или тонет)

    Сделайте вывод об условии плавании тел в жидкости.

Контрольные вопросы.

    Березовый и пробковый шарики равного объема плавают в воде. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?

    Для отделения зерен ржи от ядовитых рожков спорыньи их смесь высыпают в воду. Зерна ржи и спорыньи в ней тонут. Затем в воду добавляют соль. Рожки начинают всплывать, а рожь остается на дне. Объясните это явление.

Лабораторная работа №12 «Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества тела и жидкости».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Нарисуйте силы, действующие на тела.

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: Набор тел (деревянный, алюминиевый цилиндр, кусок сырого картофеля), стакан низкий с водой, стакан низкий с насыщенным раствором поваренной соли.___________________________________________________________________

Выполнение работы.

    Опустите все исследуемые тела в чистую воду. Определить, какие из них плавают, а какие тонут. Данные занести в таблицу.

    Опустить все исследуемые тела в насыщенный раствор поваренной соли. Определить, какие из них плавают, а какие тонут. Данные занести в таблицу.

Название вещества и его плотность, кг/м 3

Название жидкости и её плотность, кг/м 3

Положение тела

Берёза, 640

Картофель, 1050

Алюминий, 2700

Берёза, 640

Картофель, 1050

насыщенный раствор поваренной соли, 1200

Алюминий, 2700

насыщенный раствор поваренной соли, 1200

    Сделать вывод.

Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Что представляет собой рычаг?

    Что называется плечом силы?

    Как найти плечо силы?

    Что называется моментом силы?

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение работы.

    На ось, закреплённую в муфте штатива, насадите рычаг и уравновесьте его перемещением гаек на концах, так, чтобы рычаг расположился горизонтально.

    Подвесьте 2 груза к левой половине рычага (точка А) на расстоянии примерно 18см, от оси и путём проб, найдите место, где надо подвесить три таких же груза справа (точка В), чтобы уравновесить рычаг.

    Подвесьте 4 груза слева на расстоянии 10 см от оси. Определите методом подбора, сколько грузов надо подвесить справа на расстоянии 20 см, чтобы уравновесить рычаг.

    Подвесьте 3 груза справа (точка В) на расстоянии 12см от оси. Определите при помощи динамометра, какую силу нужно приложить в точке С, лежащей на 8см правее точки подвеса грузов, чтобы удержать рычаг в равновесии.

    Определите моменты сил по результатам опыта.


Результаты опытов занесите в таблицу.

c ила F 1 , Н

плечо d 1 , м

сила F 2 , Н

плечо d 2 , м

Момент сил

М 1 = F 1 *d 1 , Н*м

М 2 = F 2 *d 2 , Н*м

    Сравните моменты сил. (сравнение написать под каждым рисунком)

F 1 F 2


    Сравните моменты сил по модулю и по знакам в каждом опыте. (сравнение написать под каждым рисунком)

    Найдите алгебраическую сумму моментов сил относительно оси вращения по результатам каждого опыта. (ответ написать под каждым рисунком)

    Сделать вывод

Лабораторная работа №14 «Измерение КПД наклонной плоскости».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Сформулируйте «Золотое правило механики» для простых механизмов.

    Дают ли выигрыш в работе простые механизмы?

    Как определить механическую работу?

    Дайте определение К.П.Д. механизма.

    Запишите формулу К.П.Д.

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение работы.







    Измерьте путь, который пройдет брусок в направлении действия силы F 1

l = ____________________ (м)

    Вычислите полную работу

A полн = F 1 *l

A полн = __________________ (Дж)

    С помощью динамометра определите вес бруска с двумя грузами.

Р = ______________________(Н)

    Измерьте высоту h = (м)

    Вычислите полезную работу

A полезн = Р * h

A полезн = Дж

    Сравните полученные значения работ.

Какая из них больше?

Почему?

    Определите коэффициент полезного действия (КПД) наклонной плоскости.

_________= _________ *100%

_________ =_________

    Сделайте вывод.

Домашние лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Измерение длины карандаша с помощью линейки и сантиметра».

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: линейка, сантиметр, карандаш. _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Ход работы .

    Определите длину карандаша с помощью линейки. Найти погрешность определения длины с помощью линейки.

l изм. = ___________________________ см

ц.д. = ___________________________ = _______________________

l = _____________________________ см = ___________________ см

ε l = _____________________________% = ____________________ %

l = l изм. ± ∆l

l = _____________ ± ________

    Определите длину карандаша с помощью сантиметра. Найти погрешность определения длины с помощью сантиметра.

    .
    1. Диаметр стеклянной трубки d = ________________________ см

      Площадь поперечного сечения трубки S = _______________________ = _____________ см 3

      Высота воды, которая соответствует объему 1 см 3 h = _____________________ = _____ см

      Нарисуйте проградуированную трубку.

      Цена деления стеклянной трубки равна ц.д. =_________________см 3 /дел = _______ см 3 /дел

      Укажите на нарисованной трубке уровень жидкости после переливания в трубку воды из сосуда. Найти вместимость сосуда V сосуда = ______________________ см 3 = __________ см 3

    Вывод

    Лабораторная работа №3 «Наблюдение диффузии в воде и воздухе».

    Цель работы :

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рекомендуемые приборы и материалы: духи (одеколон), вата, стакан с водой, сосуд с кристаллами перманганата калия, лист бумаги __________________________________________ _______________________________________________________________________________

    Выполнение работы .

      Намочите вату духами (одеколоном). Отойдите от кусочка ваты на несколько шагов (1-2 шага). Через какое время вы ощутите запах духов (одеколона) в воздухе? Через __________ ___________________________. Какое явление при этом происходит? __________________ ______________________________________________________________________________ В чем оно в данной случае проявляется? ___________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

      На лист бумаги, лежащий на столе, налить немного воды. В середине образовавшейся капли поместить кристаллик марганцовки. Что при этом вы наблюдаете? ________________ ______________________________________________________________________________ Какое явление? ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ В чем оно в данном случае проявляется? __________________________________________ ______________________________________________________________________________

      Цель работы :

      ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Рекомендуемые приборы и материалы: пипетка, крепкий чай, 2 стакана – с холодной и горячей водой, секундомер (часы) _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________

      Выполнение работы .

        1. Налить в стакан холодную воду и капнуть в него с помощью пипетки 10-15 капель заварки. Что при этом происходит?_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как называется это явление? ___________________________________ Через какой промежуток времени t 1 заварка полностью «раствориться» в воде?

      t 1 = ______________________

        1. Налить в стакан горячую воду и Налить в стакан холодную воду и капнуть в него с помощью пипетки 10-15 капель заварки. Что при этом происходит?______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как называется это явление? ___________________________________ Через какой промежуток времени m = _____________________________

          Вывод

          Лабораторная работа №6 «Механическое движение».

          Цель работы :

          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Описание работы .

          1 уровень

          1. Вы катаетесь на горке. Как меняется характер вашего движения по мере спуска с горы.

            Вы качаетесь на качелях. Нарисуйте траекторию движения качелей. Укажите, в каких точках скорость наибольшая, в каких – наименьшая.

            Вы едите на автомобиле, в маршрутке. Какой прибор показывает скорость. Какова единица измерения скорости на этом приборе. В чем измеряют скорость в СИ. О чем говорит колебание стрелки спидометра?

          2 уровень

            Измерить длину шага.(с помощью линейки, измерительной ленты).

            Измерить количество шагов от школы до дома.

            Нарисовать траекторию движения от школы до дома.

            Укажите перемещение.

          3 уровень

            Измерить расстояние между двумя объектами (деревьями, домами, столбами) около дома или около школы с помощью шагов.

            Пройдите это расстояние шагом и измерьте время.

            Пробегите это расстояние бегом и измерьте время.

            Рассчитайте среднюю скорость своего движения.

            Рассчитайте путь и перемещение при движении туда и обратно.

          Выполнение работы

          Лабораторная работа №7 «Определение средней скорости движения тела».

          Цель работы :

          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Рекомендуемые приборы и материалы: линейка, часы с секундной стрелкой или секундомер, сосуд с подкрашенной водой, салфетка, ластик, лыжа, металлический шарик _________ _______________________________________________________________________________

          Задание 1 .

          Измерьте среднюю скорость подъема (среднюю скорость движения) воды по салфетке, один конец которой опущен в сосуд с водой (воду необходимо подкрасить марганцовкой).

          Задание 2 .

          Определите среднюю скорость движения ластика в бутылке с водой (бутылка из-под газированной воды объемом 1,5 л или 2 л)

          V ср. = ____________________________________________________________

          Задание 3 .

          Установите закон равноускоренного движения.

          а
          ) Возьмите одну лыжу, поверните её жёлобом вверх, дайте ей очень небольшой уклон, подставив под один конец какой-либо предмет, и возьмите стальной шарик.

          б) Положите шарик на верхний конец лыжи, отпустите, одновременно включив секундомер. Отмечайте на лыже мелом положение шарика через 1, 2, 3 … секунды движения. Определите расстояния:

          l 1 = ______________ см l 2 = ______________ см l 3 = ______________ см

          l 4 = ______________ см l 5 = ______________ см l 6 = ______________ см

          Выявите связь между l 1 , l 2 , l 3 , l 4 , l 5 , l 6 .

          Лабораторная работа №8 «Давление твердых тел жидкостей и газов».

          Цель работы :

          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Рекомендуемые приборы и материалы: напольные весы, миллиметровая бумага, линейка, сантиметр, пластиковая бутылка с водой, лыжи, свеча, воздушный шарик, стакан _________ _______________________________________________________________________________

          Задание 1 .

          Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь ботинка – с помощью миллиметровой бумаги.

          m тела = __________________________ кг

          S ботинка = ______________________________________________

          Р 1(стоя на месте) = __________________________________________

          Р 2(при ходьбе) = __________________________________________

          Задание 2 .

          Определите свое давление на лыжах. Площадь поверхности лыж определите с помощью сантиметровой ленты, а массу лыж и собственного тела – с помощью напольных весов.

          m лыж и человека = __________________________ кг

          S лыж = ______________________________________________

          Р = __________________________________________

          Сравнить полученное давление Р с давлениями Р 1 и Р 2

          Задание 3 .

          В боковой стенке пластиковой бутылки проделайте шилом отверстия на высотах 3 см, 6 см и 9 см. Поместите бутылку в ванну под кран и откройте его так, чтобы объемы поступающей в бутылку воды и вытекающей из нее воды были приблизительно равны. Проследите за струйками воды, вытекающими из отверстий. Сделайте рисунок и объясните наблюдаемые явления.

          Вывод

          Задание 4 .

          Внимание!

          Задание необходимо выполнять в присутствии взрослых и обращаться с огнем предельно осторожно.

          Зажженную свечку подержите внутри стакана, перевернутого вверх дном. Затем быстро поставьте стакан также вверх дном на поверхность надутого детского шарика. Опишите и зарисуйте наблюдаемое явление. Объясните его.

          Вывод



error: Контент защищен !!