Скачать презентацию на тему омонимы. Презентация на тему "омонимы"

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.

ЗАДАЧИ:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  • формировать умения работы со словарями;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ПРОЕКТОР
  • КОМПЬЮТЕР
  • ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Лингвистическая сказка.

Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…(Презентация , слайд №1)

В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.

Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.

И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.

Вопросы:

Какие лексические термины встретились нам в сказке? (Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)

Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы-одинаковые имена)

Учащиеся записывают в справочные тетради определение омонимов – слова одинаковые по

написанию, но абсолютно разные по лексическому значению. (Презентация, слайд №2)

Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)

2. Работа в группах с толковыми словарями

(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») (Презентация, слайд №3)

ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается

цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.

3. Задание №1. Найди омонимы

(Презентация, слайд №4)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.

Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов» (слайд №5)

4. Задание №2. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

(слайды №6,7)

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот . Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь . Топить корабль. Печку нужно топить . Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы) ( слайд №8)

5. Задание №3. Определите вид омонимии, составьте предложения. (слайд №9)

Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,

Мука - мука.

6. Отгадай омоним! Весёлые загадки. (слайд №10,11,12)

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

7. Итог урока.

Продолжите предложение: «Омонимы- это…»

8. Домашнее задание (одно по выбору): (слайд №13)

Найти в толковом словаре омонимы, составить предложения;

Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.


Урок по теме

«СЛОВА-ОМОНИМЫ»

Группа № 5


Тема: Слова-омонимы

Цель деятельности учителя:

создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Этапы урока

Приёмы

Организационный момент

Актуализация знаний. Формулировка проблемы

Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление

Открытие нового знания.

Работа в группах. Защита рисунков.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Подведение итогов

Прием «Инсерт»

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Рефлексия

Закончи предложение


Планируемые результаты:

  • Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
  • Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
  • Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.


Актуализация знаний

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

А у меня дома овсянка.

Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

И я люблю!- сказала Оля.

Она желтая, красивая такая!

И вкусная, особенно с молоком!

Как это вкусная? Как это с молоком?

Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

Да ты про что говоришь?

Как это про что? Про овсянку!

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

А потом ко мне мою овсянку кушать!


Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Вы знаете, как называются такие слова?

Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.


Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

Пишутся

одинаково

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию)


Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .


Найдите омонимы. Нарисуйте их

Наш Ванюша во бору

Отрываясь от Земли

Накосил косой траву.

На большой ракете,

А своей косой Танюша

Взяли горсточку земли

Полюбилася Андрюше.

На память о планете.


Найдите омонимы.

  • горький лук – лук охотника;
  • кисть рябины – кисть для рисования:

Какая пара лишняя? Почему?


Найдите омонимы (Ключ)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

весёлые загадки

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.



весёлые загадки

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.



весёлые загадки

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.




Прием «Инсерт»

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.


Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Сегодня я узнал…

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня я научился…

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

- Для меня стало новым…

- Для меня было трудно…


Рефлексия

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Подбирать дидактические материалы

Формулировать цели урока в условиях ФГОС

Составлять задания к тексту

Разграничивать виды УУД к этапам урока

Разрабатывать структуру урока

Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.

Подбирать задания для мотивации и актуализации










ВИДЫ ОМОНИМОВ: ОмофоныОмофоны (фонетические омонимы) слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Омографы (графические омонимы) слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значениюОмографы МоформыМоформы (грамматические омонимы) это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах.


Омофоны -слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение В русском языке выделяют два основных источника омофонии: - явление оглушения согласных в конце слов и перед другим согласным звуком -редукция гласных в безударной позиции. Например: решиться – решится, строиться – строится, гнуться – гнутся, вернуться – вернутся.


Омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении, в русском языке чаще всего из-за различий в ударении 1) Например: замок-замок, Жене - жене ме́ла мела́ 2) Профессиональная лексика Слова, не отличающиеся друг от друга на письме, если не ставятся точки над ё. Например: возбу́жден возбуждён осу́жден осуждён углу́блен углублён


Омоформы это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах Например: Слово «три»: - форма именительного и винительного падежа числительного 3 -форма повелительного наклонения от глагола «тереть» Слово «стекло» -существительное в именительном падеже единственного числа - глагол «стечь» в форме прошедшего времени среднего рода.





Слайд 2

Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? В.Лифшиц О КАКОМ ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ ПОЙДЁТ РЕЧЬ?

Слайд 3

5 примет омонимов:

1. Омонимы - это слова одной и той же части речи; 2. Омонимы одинаково звучат; 3. Омонимы одинаково пишутся; 4. Омонимы имеют разные лексические значения; 5. Омонимы не имеют в значении никакого сходства;

Слайд 4

Используя омонимы, ответьте, какие омонимичные слова употребляют для названия

1) Садовое растение и оружие для метания стрел 2) Кошелёк для денег и мелких бумаг и работник бумажной промышленности 3) Географический сборник карт и шёлковая, гладкая, блестящая ткань 4) Супружество и недоброкачественное изделие, дефект 5) Взятые взаймы деньги и обязанность (ЛУК) (БУМАЖНИК) (АТЛАС) (БРАК) (ДОЛГ)

Слайд 5

На загадку дай отгадку

Я все то, что есть на свете, Все народы на планете. Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины мир

Слайд 6

Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Есть еще и тезка мой: Редкостный зверек пушной. норка

Слайд 7

Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке, А называются … иголки

Слайд 8

Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. очки

Слайд 9

Древнее название города, а его омоним – название атмосферных осадков град Меня ищут как причину, оправдывающую какое- нибудь действие, а мой омоним – служебная часть речи предлог Верхняя ветвистая часть дерева и денежная единица некоторых европейских стран крона

Слайд 10

Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот и морское млекопитающее с ценным мехом котик Продукты, идущие в пищу животным, и задняя часть судна корма

Слайд 11

У ОМОНИМа имёнТри – такой уж важный он!

Слайд 12

Раз, конечно, «омофоны»,Два, без спора, «омоформы»,Три – «омографы» (их лишь Удареньем различишь)… Разобраться просто с ними:«Одинаковое имя»!

Слайд 13

Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Вена-вена, блок-Блок, даль-Даль, надежда-Надежда. Носорог - нос о рог, крынку – к рынку, окошке – о кошке.

Слайд 14

Омофоны: луг и лук –Одинаковый лишь звук;Труд и трут, рот и род,Туш и тушь, плот и плод –Написание разнится –Звук – один, различны лица!

Слайд 15

ЮНАЯ РЫБАЧКА

Вместо озера - пруд. Вместо удочки - прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома!..

Слайд 17

ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ

Мы расскажем, как Тарас Отличился как-то раз: Собирал грибы в лесу, А поймал за хвост лису!..

Слайд 18

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Промой под краном клюкву Раза три – И с сахарным песочком Разотри…

Слайд 19

ПОСЛЕ УЖИНА

Как понравились Вам раки? - Я не разглядел Во мраке…

Слайд 20

Омоформы- слова разных частей речи, которые одинаково пишутся и произносятся.

Слайд 21

Бойко пышет жаром ПЕЧЬ-Пироги пора нам ПЕЧЬ.Вьюга сникла, ветер СТИХ,До конца дописан СТИХ –В этом нет секрета:Омоформыэто! Только форму измени,Разбегутся прочь они:Пироги пеКУ в пеЧИ;Ветер ТИХ; СТИХИ учи, -Оморофм потерян след,Их в помине даже нет!Подивись со мною самЭтим "ОМО"-чудесам!

Слайд 22

ДЯДЮШКИН И ЕГО СОН

Мы с Толиком Сидим за столиком, А сто сторожат – Нас сторожат.

Слайд 23

ДОБРОЕ СЛОВО

Я встретил грибника за бором, Потом - Полкана за забором, А после - мальчика у дачи. И всем им пожелал удачи!

Слайд 24

ПРО ЦАРЯ ГОРОХА

На троне сидит Царь Горох, а к нему за казной Из банка приехал автобус - большой, заказной. Финальная сцена, похоже, выходит нема: Горох - на бобах, ведь казны у Гороха - нема...

Слайд 25

Омографы - одинаково пишущиеся слова, которые произносятся по-разному. Мука-мука, кружки-кружки, замок-замок. Пугало пугало сорок сорок.

Слайд 26

ДЕД НЕ ДРЕМЛЕТ...

Глядит, как смотрит внучка, А с ней и два внучка За тем, как лает Жучка На черного жучка...

Слайд 27

ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ

Стрепня любая - нелегка. Готовка - сложная наука. Но если есть у вас мука, То сделать блинчики - не мука...

Омонимы ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Выполнила: студентка ГБПОУ МО «ППТОТ» Васильева Наталья Группа Руководитель: Овсянникова Татьяна Викторовна преподаватель русского языка и литературы










Цель работы: Собрать информацию и изучить значение омонимов в русском языке. На основе анализа лингвистической литературы дать представление о том, как в современной науке освещается явление омонимии. Руководствуясь данной целью, передо мной стоят следующие задачи: - проанализировать разные подходы в определении омонимии; - познакомиться с историей освещения данного вопроса; - создать дидактический материал к урокам русского языка по омонимии.


Введение Актуальность темы: В нашем языке много слов, которые пишутся и звучат одинаково. Такие слова называются омонимами. Меня очень заинтересовала данная тема. Я выполнила эту работу с целью понять, что представляют собой омонимы, как различаются и какие проблемы возникают при их употреблении. В данной работе рассматривается явление омонимии. Эта тема освещается многими учеными-лингвистами очень давно. Ее рассматривали В.В. Виноградов, М.И.Фомина, Р.Н.Попов, О.С.Ахманова, А.Т.Липатов, Л.И.Рахманова и др. Их споры касаются понимания сущности омонимии, ее возникновения в русском языке, использования в речи, разграничения омонимии и полисемии, омонимии и смежных с ней явлений. Исходя из вышесказанного, считаю, что пока не прекратится полемика по данному вопросу, его следует считать актуальным.


Возникновение омонимов Омонимия - явление историческое, поэтому принято говорить об омонимичных словах какого-то определенного периода в развитии языка. Слова, воспринимаемые на современном этапе как омонимы, в прошлом могли ими и не быть. Возникновение омонимов объясняется различными причинами. 1. Омонимы могут появляться в результате распада полисемии Пример-коса»1 «речная отмель», коса»2 «название прически», коса 3 «орудие труда» o Полисемия - многозначность, наличие у одного слова или знака нескольких значений. 2. Многие омонимы появились в русском языке в результате фонетических изменений в процессе исторического развития Пример- лечу от лететь (писалось с буквой «есть») и лечу от лечить (писалось с буквой «ять»); три (название цифры) и три повелительная форма глагола тереть (три).


3. Омонимичные слова возникают также в результате действия фактора экстралингвистического: случайное совпадение слов исконно русских и иноязычных Пример- «брак»1(рус.) «супружество» и брак»2 (нем.) «недостаток», Совпадать могут слова, заимствованные из одного или разных языков. Пример- мат 1 (перс.) «шахматная фигура, мат 2(англ.) «плетеная подстилка», мат 3 (нем.) «тусклый, бледный». Такие омонимы относят к лексическим. 4. совпадать в звучании и написании слова могут в результате различных словообразовательных процессов (за счет омонимии аффиксов и/или основ). Например - существительное «забор»1, образованное от глагола забирать, «забор»2 «ограда. Такие омонимы называются словообразовательными. В современном русском языке зафиксировано значительное количество слов-омонимов, причем с развитием языка их становится все больше.




Омонимы в русском языке В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называют лексическими омонимами, а звуковое и грамматическое совпадение языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом называется омонимией. Пример- (Гр. – homos – одинаковый + onyma – имя). Например, ключ 1 – «родник»(студеный ключ), ключ 2– "металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка» и ключ 3 – музыкальный.



В отличие от многозначных слов лексические омонимы не обладают предметно-семантической связью, т. е. у них нет общих семантических признаков, по которым можно было бы судить о полисемантизме одного слова. Известны различные формы лексической омонимии, а также смежные с" ней явления на других уровнях языка (фонетическом и морфологическом). Полная лексическая омонимия – это совпадение слов, принадлежащих к одной части речи, во всех формах. Пример- «наряд»1- одежда, «наряд»2 – «распоряжение», они не различаются в произношении и написании, совпадают во всех падежных формах единственного и множественного числа.


По структуре омонимы можно разделить на корневые и производные. 1)имеют непроизводную основу: мир – «отсутствие войны, согласие». Пример-(наступил мир) и мир - «вселенная» (мир наполнен звуками); брак – «изъян в производстве» (заводской брак) и брак – «супружество»(счастливый брак). 2) Возникли в результате словообразования, имеют, следовательно, производную основу: Пример-сборка 1– «действие по глаголу собирать»(сборка конструкции) и сборка 2 – «мелкая складка в одежде» (сборка на юбке); строевой – «относящийся к действиям в строю (строевая песня) и строевой – «годный для построек» (строевой лес). 7


Типы омонимов Лексические омонимы объединяются в ряды, каждый из которых включает не менее двух слов, принадлежащих к одной части речи. Различают два типа лексических омонимов: полные и неполные (частичные). 1. Полные омонимы это слова, которые совпадают во всех грамматических формах Эти слова во всех падежах будут выступать в одних и тех же формах, причем одинаковыми будут и формы множественного числа Пример -Лавка (1) «скамья» и Лавка (2) «небольшое помещение для торговли». 2. Неполные омонимы это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, у которых система грамматических форм не совпадает полностью. Итак, от первого слова образуются: формы единственного и множественного числа, от второго слова невозможно образовать форму множественного числа. Например - Полка «устройство для хранения чего-либо», может быть в формах ед. и мн. ч. (полка полки, много полок); Полка «уничтожение сорняков» (отглагольное существительное, образованное от глагола полоть), существует только в форме ед. ч.


И Как полные, так и частичные (неполные) омонимы изучаются лексикологией. От них следует отличать явления, которые лексикология не изучает, хотя и упоминает о них, сопоставляя их с омонимами. Другими словами, от лексических омонимов, и полных и частичных, следует отличать другие виды омонимии. В современном русском языке эти виды омонимии представлены следующим образом: Паронимы (от греч. Para около и Onyma имя) это слова, близкие по звучанию и морфемному строению, но имеющие разный смысл. Обычно паронимами бывают слова, образованные от одного корня, но с помощью разных аффиксов (суффиксов, приставок). Близость паронимических слов по звучанию и общность в них корня это главный источник ошибок при их употреблении. Паронимы иногда смешиваются в речи, хотя обозначают различные явления. Например, говорят «одел пальто» вместо «надел пальто». Между тем глаголы надеть и одеть различаются по смыслу: надевают что, а одевают кого (надеть пальто, шапку, варежки одеть ребенка, больного). На этом примере видно, что паронимы различаются не только по смыслу, но и по сочетаемости с другими словами. Пример - Надеть (пальто на себя) одеть (ребенка); Экономный (человек) экономичный (режим) экономический (кризис); Эскалатор (подвижная лестница) экскаватор (землеройная машина); Здравица (тост, поздравление) здравница (санаторий).


Л Омофоны-разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме Например-плод и плот, лук и луг, код и кот, род и рот, туш и тушь (фонетическая омонимия) разные словоформы/словосочетания, совпавшие по звучанию при различии лексических значений могут возникать при создании рифмованного текста. Омоформы - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Одна из разновидностей омонимов (морфологические омонимы) Пример - лечу «кого-то лечить» - лечу «лететь» Омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении) (графическая омонимия) Пример -попадают - попадают, кружки - кружки.



Употребление омонимов в речи Функционирование омонимов в речи, как правило, не вызывает особых затруднений. Прежде всего, контекст уточняет смысловую структуру таких слов, исключая неуместное толкование. К тому же омонимы, принадлежат к разным сферам употребления и обладающие неоднозначной экспрессивной окраской, различной функциональной отнесенностью, как правило, не сталкиваются в речи. Тем не менее совмещение значений омонимичных слов возможно. Однако в этом случае оно бывает обусловлено определенной стилистической целью, причем в разных стилях речи эта цель различна. Намеренное столкновение омонимов всегда было незаменимым средством остроумной игры слов. Еще Козьма Прутков писал: «Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот». Подобные же омофоны обыгрываются в народных шутках: «Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз». В. Даль


Употребление омонимов Нередко наблюдается столкновение, даже совмещение в одном тексте и слов-омонимов и слов, случайно совпадающих в звучании (омофонов, омоформ и т.д.) интересно сопоставить намеренное столкновение частичных омонимов есть – «быть, иметься» и есть – «принимать пищу», в переводе С.Я. Маршака «Заздравного тоста» Роберта Бернса: У которых есть, что есть – те подчас не могут есть, А другие могут есть, да сидят без хлеба, А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, Значит, нам благодарить остается небо! Совмещает созвучные слова, писатель, поэт, публицист как бы сближает и те предметы, понятия, которые ими обозначены. Такой прием является средством актуализации, он выполняет задачу сообщения дополнительной художественной информации.


Употребление омонимов Использование омонимичных рифм тем более оправдано в юмористических жанрах, например, в эпиграммах. Не щеголяй, приятель тем, что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы. (Д. Минаев) Или омонимичные созвучия – основной материал для каламбура. Что пробуждается народ, Сейчас дают ему уставы, Кричат: «Закройте-ка уста вы!» И вмиг кладут печать на рот. (К.М. Фофанов) Удачное сопоставление созвучных форм, их обыгрывание в речи вызывает живой интерес.



О Омонимы в литературе Своеобразные случаи пользования омонимами в широком смысле слова имеем мы у Гоголя, который порой употреблял омонимические приемы, давая имена своим героям. Так, напр., в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в числе гостей, присутствовавших на «ассамблее», где была сделана попытка к примирению Ив. Ив. с Ив. Ник., названы: «не тот Иван Иванович, а другой» и «наш Иван Иванович». Через несколько строк Гоголь опять упоминает про этого «другого» Ив. Ивановича, но к снова повторенному выражению: «не тот Ив. Ив., а другой» прибавляет: «у которого глаз кривой». И вот любопытно, что именно этого кривого Ив. Ив. Гоголь заставляет спросить, почему на «ассамблее» нет Ив. Ник., и именно кривой Ив. Ив. делает предложение помирить Ив. Ив. с Ив. Ник. Художественный эффект этой омонимической игры, конечно, очевиден, и она совершенно в духе того «каламбурного круга», при помощи которого Гоголь в «Повести» изобразил человеческую пошлость. Приближение к омониму имеем мы и в фамилиях «Бобчинский и Добчинский». Здесь неполнота омонимической созвучности фамилий, отличающихся всего лишь одной буквой, представляет очень яркий поэтический прием. Ведь по существу Бобчинский и Добчинский один образ, они синонимичны, и эта их внутренняя синонимичность, одинаковость, получает особую комическую окраску от того, что их фамилии отличны одна от другой, по всего одной буквой.



Омонимы в литературе Контрастность между одинаковым звучанием и различным значением омонимов, дающая в каламбуре комический характер обозначаемым омонимами понятиям, у Брюсова, напротив, ведет к углублению их содержания. А вследствие того, что эта контрастность усилена самим положением омонимов, как рифм, углубление становится прямо очевидным. Действительно, омонимы «берегу» от «беречь» и «берегу» от «берег», созвучно противопоставленные один другому, взаимно обогащаются: конкретное «берег» расширяет свое содержание, получая абстрактный оттенок от слова «берегу» (беречь), и обратно абстрактное «беречь» конкретный оттенок от «берег». Нечто подобное и в рифмах омонимах «веки» и «во веки». Омоним, следовательно, исполняет здесь одну из существенных функций поэтического мышления, а именно уничтожает пропасть между абстрактным и конкретным.


Значение омонимов В настоящее время активно исследуется категория так называемых «функциональных омонимов». К ним относятся омонимы, которые появляются в результате их специализации в определенной синтаксической функции, и это влечет за собой изменения в их семантике и грамматических особенностях. Разные пути возникновения омонимов обусловливают различие их типов в данный период развития языка, в данном его состоянии. Совершенно различными оказываются также процессы, приводящие к совпадению внешних оболочек целых слов и отдельных форм слова. Поэтому следует тщательно разграничивать собственно омонимы, т. е. такие слова, у которых совпадает вся система форм, и омоформы, возникающие при совпадении звукового состава отдельных форм слов.


Возникает вопрос: не препятствует ли омонимия правильному пониманию речи? Ведь омонимы иногда называют «больными» словами, поскольку омонимия снижает информативную функцию слова: разные значения получают одинаковую форму выражения; В поддержку негативной оценки явления омонимии высказывается и мысль о том, что само развитие языка нередко приводит к ее устранению. Например, в начале XIX в. в лингвистике использовался термин «диалектический», обозначающий "относящийся к диалекту" (местному говору). Но с распространением понятия «диалектический материализм» слово диалектический чаще стало употребляться в ином значении – "относящийся к диалектике". И тогда лингвистический термин вышел из употребления, уступив место другому – «диалектный» – "связанный с диалектом; относящийся к диалекту". Значение омонимов



Можно привести немало примеров подобного противодействия самого языка явлению омонимии. Так, исчезли из словаря прилагательные вечный (от «веко»), винный (от «вина»); последнее вытеснено родственным словом – виновный. Однако процесс этот далеко не активный и не последовательный в лексической системе современного русского языка. Наряду с фактами устранения омонимии наблюдается появление новых омонимов, омофонов и омографов, что имеет определенную языковую ценность и не может поэтому рассматриваться как явление отрицательное, которому язык сам «чинит препятствия».


О Значение омонимов Прежде всего контекст уточняет смысловую структуру таких слов, исключая неуместное толкование. К тому же омонимы, принадлежащие к разным сферам употребления и обладающие неоднозначной экспрессии- ной окраской, различной функциональной отнесенностью, как правило, не сталкиваются в речи. Например, «не перекрещиваются пути» таких омонимов, как бар " – "вид ресторана" и бар " – "единица атмосферного давления"; лев " – "зверь" и лев " – "денежная единица в Болгарии"; брань " – "ругань" и брань " – "война" (устар.) и под. В то же время намеренное столкновение омонимов всегда было незаменимым средством остроумной игры слов. Козьма Прутков писал: Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. Подобные же омофоны обыгрываются в народных шутках: Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз (Даль); Не под дождем – постоим да подождем. - Поэты используют омонимические рифмы, которые нередко придают стихотворению особую занимательность: Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! (П.). Снег сказал: Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей (Козл.).


О Однако… Необходимо быть осторожным в словоупотреблении, так как в некоторых случаях омонимия (и смежные с ней явления) может привести к искажению смысла высказывания, неуместному комизму. Например, при комментировании футбольного матча: «Сегодня футболисты покинули поле без голов»; «На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации». От подобных речевых погрешностей не застрахованы даже профессиональные литераторы и великие писатели: Слыхали ль вы... (П.); С свинцом в груди лежал недвижим я (Л.); Можно ли быть равнодушным ко злу (совр. перевод с казахского). Причиной каламбуров чаще всего бывает омофония. 17


Заключение В работе мы рассмотрели явление омонимии в современном русском языке на данном этапе развития, виды омонимии, вопросы появления и использования омонимов в речи. Омонимия это универсальная языковая категория; она возникает естественным путем в результате действия различных языковых закономерностей. Обычно говорящие ее не замечают, если не возникают определенные ситуации двусмысленность в результате неудачной формы выражения. Чаще всего омонимы появляются в результате процессов словообразования и семантического распада многозначности. Также омонимия может возникнуть в результате звуковых изменений. Возможно появление омонимов в результате иноязычного заимствования.







Список литературы Виноградов В.В. Русский язык. М., 1972 г. Дейкина А.Д. Вопросы русского языка. М.,1998 г. Никитин О.В. Славянское языкознание. М.,2007 г. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. М.,2006 г. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М.,2001 г. Словарь омонимов. М.,2010 г. Толковый словарь русского языка. М.,2004 г. Чевтаева И. Б., Шампур В. П., Пташкина В. Н. Формирование ключевых компетенций школьников. Волгоград, 2009 г. Шмелев Д.Н. Современный русский язык



error: Контент защищен !!