Александр Свинин: «Поверьте, более открытого чиновника, чем я, наверное, нет. Александр Свинин: «На пять процентов промышленность в Удмуртии точно не падает Свинин александр удмуртия биография

Менее чем через месяц исполнится год с того момента, когда предыдущий Глава Удмуртии Александр Соловьев отправился под следствие в Москву, а обратным рейсом прилетел Александр Бречалов - тогда еще врио, а сентября - избранный Глава. Конечно все понимали, что «москвич» будет чистить кадровый состав правительства республики, однако вряд ли кто-то предполагал, что недоверие в местным кадрам станет не столько исключением, сколько правилом. Свои посты в Правительстве Бречалова сохранили лишь четыре министра: Станислав Евдокимов, Владимир Соловьев, Анна Боталова и Лариса Буранова. Но они, так же как и другие местные кадры в Правительстве Бречалова - лишь исполнители, инициативой и правом голоса там обладают другие люди - причем даже не все из так называемых варягов.

В мае прошлого года телеграм-канал Деловая Удмуртия опубликовал материал « », где попытался собрать информацию о членах команды ВРИО. За год многое поменялось и мы снова пытаемся понять: кто сейчас входит в команду Бречалова и кто за что в ней отвечает?

Александр Бречалов

Глава Удмуртской Республики

Александру Бречалову досталось в наследство довольно слабое правительство - это было очевидно еще до смены власти (и, кажется, даже самому Соловьеву) и поэтому спрогнозировать будущие кадровые сложности было не трудно.

В общем это нормальная ситуация для человека, который: а) не имеет местных корней и б) не имеет опыта работы в исполнительной власти.

Первое означало, что Бречалову будет непросто искать людей на месте. Тут у него всего два варианта - либо доверять тем, кто есть и пытаться менять их по мере необходимости, либо не доверять и пытаться заменить их на кого-то снаружи. Отчасти использованы оба.

А отсутствие опыта работы в исполнительной власти означало что, во-первых, у него также нет и команды с таким опытом; во-вторых, что нет компетенций для того, чтобы оценивать потенциальных кандидатов на такую работу.

Интересно, что на первых порах Александр Бречалов даже организовал тестирование кандидатов на должности в правительстве - что примечательно, «местных» кандидатов. Однако не думается, что это можно засчитать как признание своего неумения оценивать. Скорее это была такая публичная акция, довольно бессмысленная, судя по результату.

В результате ожидания кадрового голода оправдались сполна: «Команда Бречалова» оказалась недостаточно многочисленной для того, чтобы закрыть даже вакансии топ-уровня в правительстве УР. По большому счету она вообще оказалась немногочисленной. Из людей фронт-офиса настоящими членами КБ можно назвать только пять человек, остальные - законтрактованные исполнители.

На самом деле правительство не полностью сформировано и по сей день: не назначены вице-премьеры по АПК и строительству, министр промышленности и торговли, а семь членов правительства работают с приставками и.о. - в том числе вице-премьер Анастасия Муталенко.

И это только вершина айсберга. Увольняли и увольнялись ведь не только министры, но и заместители министров, руководители управлений и тому подобное. И если малозаметные должности заполняются автоматически - вследствие обычной ротации, то всякое заметное кадровое решение требует сегодня прохождения многоступенчатой системы согласований вплоть до одобрения» самого», что неимоверным образом затягивает процедуру и на сегодняшний день кадровый вопрос в удмуртской правительстве стоит еще более остро, чем при Александре Соловьеве.

Александр Свинин

Первый

Самый влиятельный член команды Бречалова. Правая рука. С Главой республики господин Свинин работает еще с «Опоры России» (примерно с 2012 года). Собственно, он и есть «команда Бречалова».

Именно поэтому, несмотря на молодой возраст (30 лет), Свинин не только получил в республиканском правительстве высокий пост первого вице-премьера, но и по факту является вторым человеком в удмуртской властной вертикали - сразу после Бречалова. Даже формальные полномочия Свинина огромны: он курирует в правительстве экономический блок (отвечая за инвестиции -«топовую» тему), промышленность, торговлю, спорт, информационные технологии. В отсутствие профильных вице-премьеров, первый вице-премьер также курирует транспорт, строительство, ЖКХ и сельское хозяйство. По сути он отвечает за все, что должно приносить деньги.

Из всей команды, вероятно только Свинин имеет практически неограниченный доступ к главе и пользуется его доверием. Именно Свинин (а не Семенов, например) участвует во встречах Бречалова с видными предпринимателями. Он же представляет самые значимые проекты команды и он всегда рядом Бречаловым на публичных мероприятиях: от лыжного марафона до инвестиционного форума. Он же, судя по всему, стоит за многими кадровыми решениями не только в Правительстве, но и, например, в администрации Ижевска.

Ярослав Семенов

Председатель Правительства УР

Был известен Бречалову по Общественной палате РФ, где г-н Семенов сначала работал заместителем Сергея Смирнова, тогда руководителя аппарата ОП РФ, а потом и сам руководил аппаратом.

В правительстве Бречалова «человек на хозяйстве». На Ярослава Семенова возложено оперативное управление работой Правительства - он отвечает за то, чтобы исполнительные органы власти своевременно исполняли принятые наверху решения: согласовывали бумаги, готовили необходимые правовые акты, собирали статистику, контролировали и отчитывались. Поскольку скамейка коротка, работать приходится «за себя и за того парня». В связи с этим господин Семенов освобожден от писания оптимистичных постов в соцсетях и бега. И нужно сказать, что нареканий к его работе нет - человек на своем месте, все, что от него зависит, выполняется четко в срок.

Иногда Семенову приходится отдуваться за непопулярные проекты и решения, принятые явно не им. Вспомним, например, проект повышения транспортного налога, вызвавший бурю негатива.

Михаил Хомич

Первый вице-премьер Правительства УР, Постоянный представитель Главы УР при Президенте РФ

Промоушен. Судя по постам в соцсетях, Хомич что-то вроде человека-бутерброда, на котором с двух сторон написано «Сделано в Удмуртии». Для продвижения республики его ангажировал Александр Бречалов после назначения врио главы Удмуртии и именно этим Хомич по сей день и занимается.

Насколько успешно? Главе нравится.

Любопытно, что Михаил Хомич чуть было не лишился своего поста с позорной формулировкой «в связи с утратой доверия» (что навсегда закрыло бы ему карьеру в госслужбе) после того как стало известно, что уже занимая государственную должность, он продолжал числится руководителем частного предприятия. О скандале стало известно на самом верху. Впрочем, специальная комиссия, занимавшаяся беспристрастным расследованием случая, состава не нашла - выяснилось, что тревога была поднята из-за того, что налоговый орган не внес вовремя запись в ЕГРЮЛ. И это говорит о том, что Хомичем Бречалов очень дорожит.

Сергей Смирнов

Руководитель администрации Главы и Правительства УР

Работал с Бречаловым в Общественной палате.

Сейчас «силовой блок». На господина Смирнова лег, с одной стороны, не престижный, но традиционно присущий руководителю администрации функционал правительственного завхоза, с другой - роль ответственного за кадровые решения и внутреннюю политику, что и делает должность одной из самых высоких в республиканской иерархии.

По слухам, не слишком умелый в поиске компромиссных решений г-н Смирнов используется главой республики там, где курс новой власти должен быть обозначен предельно жестко: например, в изменении механизма избрания руководителей муниципальных образований или увольнении министров «старой команды».

При этом Сергею Смирнову не удалось получить статус и должность заместителя Главы Удмуртии, которая ему была обещана. И, говорят, этим господин Смирнов очень недоволен. Некоторые телеграм-каналы, специализирующиеся на политике, опираясь на вышеуказанные слухи, даже сделали вывод, что Сергей Смирнов станет кандидатом от команды Бречалова на пост главы Ижевска.

Анастасия Муталенко

Заместитель председателя правительства УР

Госпоже Муталенко, вчерашней активистке ОНФ, в Правительстве Удмуртии достался проблемный социальный блок - министерства больших расходов: образование, здравоохранение, социальная политика. При том, что расходы подлежат сокращению (хотя одновременно необходимо выполнять майские указы, повышая бюджетникам зарплаты) можно сказать, что Анастасии Муталенко дали работу, на которой головной боли сколько угодно, а лавров никаких.

Интересно, что руководитель самого проблемного блока, к тому же отличившийся (по словам главы) в битве за «Аптеки Удмуртии», до сих пор работает в статусе «исполняющая обязанности».

Анатолий Строков

Заместитель председателя правительства УР

Финансовый консультант. В Правительство УР приглашен с одной функцией - внимательно читать директивы, спускаемые Минфином РФ, и следить за их доскональным исполнением.

Нет сомнений, что с этим справился бы и господин министр финансов УР Станислав Евдокимов, но он «местный», а значит безоговорочного доверия не заслуживает. Исключительно этому обстоятельству, видимо, обязан своим появлением в Ижевске г-н Строков.

 о людях, которые родились и жили в республике, но продолжили свой профессиональный и творческий путь за пределами региона. Одним из таких является сыктывкарец Александр Свинин. Он закончил Высшую школу экономики Санкт-Петербурга, работал вместе с сопредседателем ОНФ Александром Бречаловым в Москве, а когда тот возглавил Удмуртию, получил предложение войти в состав правительства региона , где теперь курирует работу девяти блоков.

Фото с личной страницы Александра Свинина во «ВКонтакте»

- Где именно в Коми вы родились? Где учились?

В Эжве. Там же учился вплоть до восьмого класса, а затем поступил в Лицей при СГУ, который закончил с отличием. После этого я поехал получать высшее образование в Санкт-Петербург. Окончил бакалавриат Санкт-Петербургского Государственного инженерно-экономического университета по направлению «Менеджмент», а через два года – по этой же специализации магистратуру Высшей Школы экономики. Учился на платной основе. Но все необходимые деньги на обучение я старался зарабатывать сам. У меня обычная семья – папа работал тогда на ЛПК инженером, мама – библиотекарем.

- Когда начали работать?

У меня направление работы – подбор, поиск персонала. Этим и занимался с первого курса. Можно сказать, что такой опыт с ранних лет сыграл огромную роль в моей карьере.

- В вашей биографии на сайте правительства Удмуртии целый перечень компаний.

На самом деле не такой уж и большой. Тем более, в той же «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» я проработал три года. И всё параллельно с учебой. Затем уже работал на себя.

- В те годы вы активно работали с идеей молодежного правительства.

В годы учебы каждый молодой человек чем-то увлекается, вот у меня была идея реализовать, создать молодежное правительство в Коми. Тогда подобные органы уже были в ряде регионов. Я не был каким-то новатором, но в то время идея была довольно свежей.

- Спустя годы молодежное правительство у нас все же появилось. А в Удмуртии, где вы работаете, есть?

Нет. Мы бы его у себя тоже могли создать – без проблем. Но зачем? На мой взгляд, инициатива должна идти от самой молодежи. Если у нее есть желание, потребность в молодежном правительстве, есть силы и возможности работать в нем на благо республики, а не сугубо на свое будущее, правительство Удмуртии поддержит это начинание. Но сверху навязывать что-то мы не будем.

- А вообще у молодежи в Удмуртии есть свежие инициативы?

Конечно. Регулярно молодые люди обращаются с ними. Стараюсь их поддерживать в начинаниях, помогаю реализовывать проекты. В качестве примера могу назвать открывшийся недавно в Ижевске парк экстремальных видов спорта «Сети парк». Он появился благодаря инициативе студента одного из наших вузов. В целом я курирую сразу девять блоков в правительстве Удмуртии и только один из них касается министерства физической культуры, спорта и молодежной политики.

- Насколько удобно такое совмещение разных направлений в одном ведомстве?

Дело ведь не в том, сколько министерств в правительстве, дело в команде, которая работает. В этом министерстве собрана прекрасная команда, которая справляется со своими обязанностями. В целом же у нас политика в регионе направлена на оптимизацию и сокращение органов исполнительной власти. И качество работы от этого не страдает.

- Тяжелый у вас рабочий график?

У меня рабочая неделя – с понедельника до субботы. С утра и до 22:00. Конечно, хочется домой приходить хотя бы на час раньше, но пока не выполню все дела – с рабочего места ни шагу. А в выходные просто люблю гулять с женой, иногда выезжаем на природу.

- Есть уже любимые места для прогулок?

Удмуртия – красивый регион. Конечно, есть уже те районы, где тихо и приятно побывать одному или с семьей, насладиться природой или просто почитать книгу: та же набережная Ижевского пруда.

- На улицах узнают?

Уже да. Буквально сегодня зашел пообедать в кафе, вышел и встретил женщину, которая обратилась с небольшой личной просьбой. Попробую ей помочь. Мне часто пишут в соцсетях, стараюсь всем ответить лично. Да, порой это получается не в тот же день, но без ответа не оставляю никого. Я стараюсь быть открытым для всех. Открытость – это черта нашей команды.

- Всегда ли удается помочь обращающимся?

Увы, не всегда. Но я не даю обещаний, которые не могу выполнить, поэтому предпочитаю прямо объяснить, как надо поступать в конкретных ситуациях и есть ли из них выход в целом. На каждом из членов нашей команды лежит ответственность.

- В Удмуртию вас пригласил работать Александр Бречалов. Насколько неожиданным стало это предложение?

С Александром Владимировичем я долгое время работал еще в Москве, в том числе и в «Опоре России». Для меня его предложение стало приятной неожиданностью, но вместе с тем и новым вызовом, шагом в карьере, и безусловно, серьезным испытанием.

- За год в должности первого заместителя председателя правительства Удмуртии это испытание прошли?

Надеюсь, что да. Я получил за этот год огромный опыт.

- Решения, которыми гордитесь, были?

Если я пойму, что горжусь каким-то решением, значит, мне пора на пенсию. Хотя мне еще 30 лет.

- Тогда - за которые стыдно?

За которые стыдно… Наверное, нет. Но я не могу сказать, что не делал ошибок. Моя компания была три раза банкротом, я учился, как и говорил, на платном, а не на бюджете. Я еще много чего не сделал, что планирую воплотить в жизнь, а это тоже не совсем правильно. Но нет, мне за это не стыдно. Наоборот, каждое неправильное решение – это бесценный опыт, который позволит избежать ошибок в будущем.

Александр Александрович Свинин родился 4 января 1988 года в Сыктывкаре. В 2009 году окончил Санкт-Петербургский Государственный инженерно-экономический университет (бакалавр по направлению «Менеджмент»), в 2011 году – Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики», магистр менеджмента по направлению «Менеджмент».

В 2005 году работал менеджером в ООО «Асстрой». С 2006 по 2007-й – специалистом по персоналу ОАО «ЛОМО», затем стал ассистентом по подбору персонала ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс».

С 2008-2009 год занимал должность администратора по массовому подбору персонала, консультанта по подбору персонала ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс».

В 2009 – 2010 годы был специалистом 1 разряда, старшим специалистом 2 разряда РО Федеральной службы по финансовым рынкам СЗФО.

2010-2011 годы работал консультантом 3 категории, консультантом ООО «Анкор финансовые услуги».

В 2011-м - директор департамента развития ООО «Опора-кредит», а с 2012-го и в течение пяти лет руководил ООО «Смарт старт».

В 2015 - 2017-м руководил фондом «Перспектива», распределяющим президентские гранты на поддержку гражданских инициатив в малых городах и сельских территориях.

Кстати, в 2016 году в БНК во время VI форума «Сообщество» в Череповце, посвященного проблемам развития НКО, Александр Свинин рассказал о самых интересных некоммерческих проектах на Северо-Западе, а также поделился мнением о перспективах въездного туризма в Коми.

В 2017 -м он стал советником главы Удмуртской Республики по экономике, затем был назначен исполняющим обязанности первого вице-премьера Удмуртии. В настоящее время работает в этой должности уже без приставки и.о.

ИА «Удмуртия»

Удмуртия выстраивает новую систему работы с бизнесом и общественниками. Ключевую роль в ней должен сыграть проектный офис, многократно анонсированный командой Александра Бречалова. Однако многим до сих пор не ясно, что это за структура и как она поможет развитию экономики региона.

Александр Свинин - советник врио Главы Удмуртии по экономике - в эксклюзивном интервью журналу «Республика» рассказывает о работе проектного офиса, поиске скрытых резервов и подходах к решению социально-экономических проблем.

- Александр Александрович, начну с вопроса, который интересует многих. Что такое проектный офис, как он работает и зачем он нужен?

В России на федеральном уровне вводится новая система управления государственными программами и проектами. Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который возглавляет Президент России Владимир Путин, призван выделить наиболее значимые для социально-экономического развития страны проекты. Для их реализации во всех субъектах федерации были созданы проектные офисы. Проектный офис в Удмуртии работал при Министерстве экономики ещё до назначения Александра Бречалова врио Главы региона. Сейчас Александр Владимирович стремится придать этой структуре новый смысл. Главная задача проектного офиса - обеспечить межведомственное взаимодействие при реализации приоритетных для республики проектов.


Работа, по большому счёту, только начинается. Первое, что мы сделали, - это проанализировали, какие вообще есть проекты. Второе - инициировали новые, понимая, что они нужны нам здесь и сейчас. Это проект поддержки предпринимательства «Сделано в Удмуртии» и проект «Инвестируй в Удмуртию», в рамках которого создаётся карта инвестиционных возможностей и система одного окна.

Проект «Удмуртия - территория спорта» уже принёс республике 5 инвестиционных соглашений на сумму более 30 млн рублей. Социальный проект «Наставничество» не является коммерческим, но тоже требует включения очень разных министерств и ведомств.

Все вместе мы работаем на одну конкретную цель - повышение благосостояния жителей Удмуртской Республики. Взаимодействие коллег в различных министерствах и ведомствах (и не важно, кто какую должность занимает) должно быть настроено на максимально быстрое получение конкретного осязаемого результата. Не результата, выраженного в количестве изданных нормативных актов и протоколов, проведённых заседаний и совещаний, а конкретной пользы для людей.

Мы поставили перед собой глобальную цель: формирование бюджета развития.

Ни одну проблему - ни социальную, ни экономическую - нельзя решить силами только власти, или только бизнеса, или только общественников. Только сообща, только вместе.
Александр Свинин

В перспективе нескольких лет мы должны в два раза увеличить налоговые поступления от малого и среднего бизнеса. Некоторые представители прессы, видимо не дослушав до конца выступление Александра Владимировича Бречалова, восприняли это как грядущее увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей. На самом деле дополнительные поступления в бюджет появятся от увеличения валового регионального продукта, за счёт увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и повышения их производительности и выручки.

Сейчас в Удмуртии 60 000 субъектов МСП, но я уверен, что среди 1,5 млн жителей республики людей, обладающих частной инициативой, гораздо больше. И задача Правительства Удмуртии - обеспечить возможность для её реализации.

- А вы уверены, что есть возможности для развития предпринимательства и что места на рынке хватит всем?

У республики огромный потенциал, используемый в настоящее время не в полной мере. Что мы можем сделать для его раскрытия?

Первое - это, конечно, мотивация и обучение предпринимателей, повышение эффективности их работы. Практически в любой сфере, от бытового обслуживания до сетей быстрого питания, бизнес республики точно имеет потенциал для повышения эффективности. Почему важно обучение? Ведь не потому, что можно собраться и поговорить.

Обучение приводит к конкретным, исчислимым результатам. Я научил вас заниматься интернет-маркетингом, у вас число клиентов, привлечённых через контекстную рекламу, резко увеличилось. Увеличились продажи, увеличились налоговые поступления. Это понятная схема: понятно зачем мы это делаем, понятно, зачем это государству.

Второе - сопровождение проектов от идеи до конкретного рабочего места и отчисления налога в бюджет республики.

Третье - расширение каналов продаж и рынков сбыта как внутри республики, так в регионах России и за рубежом. Предела совершенства мы в этой деятельности пока не достигли, - думаю, никто не будет с этим спорить.

И, четвёртая история - привлечение инвесторов. Это - и работа с местными предпринимателями, чтобы они открывали новые производства и точки сбыта; и привлечение инвесторов извне; и создание привлекательных условий для них.

Если этими вопросами постоянно, системно и проектно, то есть счётно, заниматься, я думаю, задачу вполне можно решить.

- Смогут ли предприниматели каким-то образом участвовать в работе проектного офиса?

Да, проекты с участием бизнеса или частной инициативы мы рассматриваем в первую очередь. Инициатива может быть и некоммерческой. Допустим, в деревне Сеп общественная организация делает музей исчезнувших деревень. В рамках межведомственного взаимодействия мы можем подключить Министерство культуры и туризма, органы местного самоуправления, которые окажут проекту поддержку, а туроператоры включат его в свои маршруты. Проектный же офис будет курировать работу и доводить её до логического завершения.

- Взаимодействие множества организаций требует, скажем так, доброй воли участников. Не может ли возникнуть ситуация несовпадения интересов, в которой субъекты будут тянуть проект в разные стороны?

В любом партнёрстве главная история - это совпадение ценностей и целей. Если они совпадают, то вы всегда можете договориться. Внутри Правительства Удмуртской Республики не может быть конфликта, потому что не может быть разных ценностей и целей. Главная ценность - это человек, житель Удмуртии, главная цель - повышение его благосостояния.

- Что сейчас на повестке дня в проектном офисе?

На 2 августа запланирована презентация карты инвестиционных возможностей Удмуртии, поэтому ключевая задача сейчас - подготовка к этому событию. Нужно понимать, что карта - это не просто сайт, но некая новая система взаимодействия власти и предпринимательского сообщества, изменение принципа работы с предпринимательством. Новое качество государственного управления. Новые правила и процедуры. Система единого окна, куда предприниматель может обратиться за помощью во взаимодействии с органами государственной власти, и ему не надо будет самому ходить по министерствам и ведомствам. Прозрачные правила получения льгот, субсидий, преференций. Консультационная поддержка для предпринимателей и ручное сопровождение каждого инвестора, который готов вкладывать в республику. Понятные правила игры для этих инвесторов.

Для того чтобы эту систему запустить, мы проводим очень большую работу. Выезжаем в муниципалитеты, каждый город и район, проводим встречи с местными органами власти, предпринимательскими сообществами, посещаем предприятия, собираем данные со всех министерств.

Главная задача проектного офиса - обеспечить межведомственное взаимодействие при реализации приоритетных для республики проектов.
Александр Свинин

Понимаете, есть много вопросов с неочевидными ответами. Вот, например, музей - это инвестиционный объект или нет? Библиотека, кинотеатр, дом культуры? Вроде бы к экономике это никакого отношения не имеет. Но есть объект культурного наследия, который сейчас находится в ужасном состоянии, и на его поддержку ежегодно тратятся государственные деньги. Это инвестиционный объект или социальный? Поликлиники, здравоохранение - это социалка или возможности для потенциального инвестора? Вот оценкой всех этих тонкостей мы сейчас занимаемся.

Естественно, эта работа продолжится и после 2 августа. Мы будем системно вносить изменения в нормативные акты и регламенты и перестраивать структуру взаимодействия. Это перспектива следующего периода.

- Работа с новыми инвесторами и проектами идёт уже по новым принципам?

Да, мы отрабатываем модель на конкретных инвесторах и предпринимателях. Свежий пример: контракт на создание гемодиализного отделения в Сарапуле был проработан и подписан за восемь недель с момента первого обращения предпринимателя к чиновнику. Это 115 млн рублей инвестиций, которые пойдут на реконструкцию двух отделений больницы и закупку нового оборудования для диализа. Уже в сентябре жители Сарапула и прилегающих районов смогут бесплатно получить необходимые медицинские услуги. Для сравнения: подписание аналогичного контракта в Глазове заняло восемь месяцев.

- Как будет оцениваться эффективность работы проектного офиса?

Очень просто. У каждого проекта есть паспорт и конкретные, выраженные в цифрах показатели эффективности, тот результат, который мы должны получить. Например, по проекту «Удмуртия - территории спорта» есть социальные показатели - вовлечённость людей в любительский спорт, и есть экономические - деньги, которые мы привлечём в республику за счёт реализации этого проекта. Если бы мы провели марафон, аналогичный казанскому, то налоговыми отчислениями от средств, которые привезли с собой его участники, могли бы сформировать 2% всего бюджета на спорт в Удмуртии. Причём как регион мы ничего тратить на это мероприятие не должны. Достаточно обеспечить возможность для частной компании провести его в Удмуртии, а не в соседнем регионе.


- Звучит красиво, но возникает вопрос: если всё так просто, то почему мы не делали этого раньше?

Это не просто. Нужно найти организаторов спортивных мероприятий и замотивировать их проводить свои старты именно у нас. Это большая серьёзная работа, но её нужно просто взять и сделать. Как?

Во-первых, обратиться к скрытым резервам. Республика действительно интересна многим. 12-13 августа в Воткинске пройдут соревнования по триатлону со стартом от усадьбы Чайковского. Это уникально, нет в мире второй такой усадьбы.

Зимой пройдёт Международный лыжный марафон имени Галины Кулаковой, легенды мирового лыжного спорта, и поучаствовать в таком событии - классно и привлекательно.

Резервы нужно искать и использовать. Вернёмся к той же деревне Сеп, где живёт 750 человек. Там есть праздник - день деревни, на который уже сейчас приезжает 1500 человек, а могут приехать и 15 000. Вопрос в том, как о нём рассказать и показать.

Самое главное - чтобы люди почувствовали, что от нашей работы есть польза. Это моя мотивация, то, что заставляет меня работать каждый день, без выходных.
Александр Свинин

Второе - это прозрачные, понятные правила игры. В соглашениях чётко прописано, за что отвечает республика и что вкладывает и получает инвестор.

И третье - активность врио Главы региона Александра Бречалова, его личная позиция и уверенность в том, что любая частная инициатива, которая послужит на благо жителей республики, должна иметь поддержку государства.

- В Общественной палате России вы занимались работой с общественными и некоммерческими организациями (НКО). Что можно сказать про гражданскую активность в Удмуртии?

Действительно, я достаточно хорошо знаю третий сектор в целом по стране и по регионам. Здесь общественники очень сильные. Есть организации, практики, подходы, которые можно назвать одними из лучших в стране. Тот же проект «Наставничество» появился не на пустом месте. В Удмуртии уже была одна из лучших в стране долгосрочных систем поддержки трудных подростков, в которую вовлечены как государственные структуры, так и общественные организации.

Ижевск - это город с сильным ядром местных локальных сообществ и гражданских активистов, которые между собой взаимодействуют, общаются, реализуют совместные проекты. Горизонтальные связи в Ижевске очень сильны. Во многих столицах субъектов федерации такого нет.

Более того, много НКО и активистов не только в столице, но и в других городах и районах республики. Это очень важная и интересная среда, и с ней точно надо работать и вовлекать её в решение общих задач.

В третьем секторе тоже есть скрытый потенциал, в том числе и экономический. Главный продукт этого сектора - доверие: между государством и бизнесом, между государством и обществом, внутри общества между гражданами. Повышение уровня доверия в обществе на 10% даёт прирост ВВП на 0,8%. Во многих странах развивают экономику за счёт работы с общественными организациями и инициативами, и мы тоже можем это делать.


- Расскажите, пожалуйста, о себе. Что стоит за строчками резюме? Специалистом в какой области вы себя считаете? Каковы ваши ключевые компетенции?

По образованию я специалист в области подбора персонала. C 18 до 26 лет я занимался одним делом - подбором кадров и формированием команд. В 24 года основал свою компанию по подбору персонала и со временем из специалиста стал предпринимателем - тем человеком, который умеет организовать процесс, реализовать проект на основе этого процесса и получить конечный результат. Управление персоналом мне действительно очень нравится, я долго жил этим и многое узнал. Сейчас это помогает мне достаточно легко формировать свою команду: я понимаю, каких людей надо подобрать, умею их оценить, увидеть, у кого какие сильные и слабые стороны.

Три года в Общественной палате и год в фонде «Перспектива» я больше занимался проектным управлением, ведением проектов от идеи до завершения. В этом смысле я практик. Понимаю, как и что нужно сделать, чтобы получить результат.

- Были ли у вас неудачи?

Конечно. Когда я привлекал инвестиции в свой бизнес, первое, что спрашивал у меня инвестор: «А какие у тебя уже были неудачи? На чём ты уже погорел?» Важно не скрывать, открыто говорить и признаваться, прежде всего себе, что это была неудача. Меня смущают люди, которые говорят: «Я такой классный, у меня всегда всё получалось».

Неудачи и лень - это главные двигатели прогресса. Лень помогает оптимизировать все процессы, неудачи позволяют учиться и больше не совершать таких ошибок. У меня были и неудачные бизнес-проекты, и банкротства. И в социальных проектах не всегда всё получалось так, как задумывалось. И я рад, что эти ошибки были, что я смог на них набить шишек, чтобы в будущем их не совершать.

- Чем вы гордитесь?

Надеюсь, что проекты, которыми по-настоящему можно будет гордиться, ещё впереди.

Я очень благодарен Александру Владимировичу Бречалову за то, что он дал мне возможность поработать в Удмуртии. Здесь действительно многое можно сделать, а самое главное - принести пользу людям.

- Как долго вы планируете жить и работать в Удмуртии?

О конкретных сроках можно будет говорить после 10 сентября. Если команда Бречалова заслужит доверие жителей республики, то я готов остаться настолько, насколько моё присутствие здесь будет максимально полезным.

- Вы переехали в Ижевск вместе с женой. Вам здесь нравится?

Мне очень нравится. Замечательная республика, замечательный город. Много солнца. Не смейтесь, я знаю о чём говорю - шесть лет прожил в Санкт-Петербурге. У нас в Удмуртии солнца очень много. Замечательные люди. Кстати, в неформальном общении я часто слышу, что, чтобы самореализоваться, нужно уехать. И я с этим не согласен. В республике есть все возможности, чтобы развиваться. И это ещё один вызов для меня: показать, что Удмуртия - это часть глобального мира.

Я сам родом из Республики Коми, коми по национальности, говорю на коми языке….

- Уехали из Сыктывкара, чтобы самореализоваться…

Но я же сейчас в Ижевске, а не в Москве, Нью-Йорке или Лондоне. При этом нет никаких преград, чтобы поехать пожить где-то, получить образование, опыт работы, компетенции. Но очень классно потом всё это применить здесь!

Интересно сделать так, чтобы в Удмуртии были выставки современного искусства и театральные постановки лучше, чем в Москве. Чтобы здесь была лучшая сфера обслуживания. Чтобы были университеты, которые дают лучшие компетенции. Это можно сделать. И я уверен, кто-то уже делает, просто мы, может быть, не замечаем. У нас есть замечательные ИТ-компании и производственные предприятия. Люди из разных регионов приезжают сюда работать, и не просто работать - жить. Перевозят сюда семьи, связывают свою жизнь с Ижевском.

- А что не нравится, чего не хватает?

Нам надо работать над самоидентификацией. Удмуртия - про что это? Что такое Ижевск как город? Какая у нас концепция развития? К чему мы хотим прийти? Нужно, чтобы это «про что» было понятно всем - и жителям республики, и тем, кто к нам приезжает. И над этим нужно работать всем вместе.

- Чего лично вы хотите больше всего? Какова ваша жизненная программа-максимум?

Больше всего меня мотивирует дело, которое я делаю, и мне всегда хочется, чтобы моё дело было полезным. От этого я получаю наибольшее удовлетворение, хочу идти и делать что-то дальше. Наверное, каждый раз масштаб и польза этих проектов увеличивается - с возрастом, опытом, достижением каких-то должностей. Вот, наверное, к этому я иду. К тому, чтобы моё дело было больше, и, соответственно, пользы от него людям было больше. А ещё для меня очень важна семья, и хочется, чтобы она тоже становилась больше.

СПРАВКА

Образование

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, магистратура Санкт-Петербургского филиала НИУ Высшая школа экономики, Университет Корвина в Будапеште, программа «Управление стартап-проектами » Московской школы управления СКОЛКОВО.

Опыт работы

Работал в Ленинградском оптико-механическом объединении в отделе управления персоналом, консультантом в компаниях Kelly Services (международная компания по подбору персонала и аутсорсингу) и АНКОР (агентство по подбору персонала).

В 2012 году основал собственную компанию Smart Start (помощь молодым специалистам и студентам в поиске работы).

В 2012 году избран членом правления организации «ОПОРА России».

С 2015 года - помощник секретаря Общественной палаты РФ, затем - руководитель проекта по поддержке гражданских активистов и НКО «Перспектива» Общественной палаты РФ, организатор и эксперт региональных форумов Общественной палаты РФ «Сообщество».

С 2016 года - генеральный директор Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

В апреле 2017 года назначен советником врио Главы Удмуртской Республики Александра Бречалова по экономике.

Проекты

Инвестируй в Удмуртию

Проект по привлечению внешних и внутренних инвестиций, включающий переформатирование работы государственных органов с инвесторами, переход на принцип единого окна и создание карты инвестиций.Сайт: www.udminvest.ru .

Сделано в Удмуртии

Проект направлен на развитие предпринимательского сообщества в республике, выявление существующих проблем и поиск возможных путей их решения, а также помощь лучшим предпринимателям Удмуртии в выходе на новые региональные и международные рынки.Сайт: madeinudmurtia.ru .

Удмуртия - территория спорта

В республике есть вся инфраструктура для организации любительских спортивных соревнований. Цель проекта - вывести их на новый качественный уровень, вовлечь в спорт большее количество людей и развивать спортивный туризм в Удмуртии. Сайт: udmsport.ru .

Текст предоставлен журналом «Республика». Текст: Наталья Почепцова. Фото: архив Александра Свинина, udmurt.ru.

Первый вице-премьер правительства Удмуртии в интервью «Реальному времени» о потерянном пороховом заводе, майнинге биткоина и умении правильно считать экономику

2019 год для экономического блока правительства Удмуртии - это год ожиданий и надежд, что уже предпринятые действия дадут результат. В пессимистичный прогноз социально-экономического развития хотят заложить более амбициозные целевые показатели, ждут решения по дополнительным финансам от федерального бюджета на поддержку МСБ, новых резидентов в ТОСЭР и запуска проектов с применением блокчейн-технологий. Первый заместитель председателя правительства Удмуртии Александр Свинин в эксклюзивном интервью «Реальному времени» рассказал о публичных обещаниях, премудростях статистики и бренде республики.

«Не надо думать, что мы хотим что-то приписать или поиграться с цифрами статистики, чтобы они лучше звучали для прессы»

- Александр Александрович, пару недель назад на заседании правительства вы высказали замечание по поводу проекта прогноза социально-экономического развития Удмуртии на ближайшие три года. Целевые показатели очень низкие, что вроде как не отражает ведущейся сейчас работы по привлечению инвестиций. И тогда же вы предложили создать рабочую группу по выработке мер, чтобы были конкретные позитивные изменения в экономике. Есть ли уже какие-то предложения?

В каждом прогнозе есть показатель базовый, который мы прогнозируем, если ничего дополнительно не случится. И мы ставим себе показатель целевой, т.е. тот, на который мы хотели бы выйти, если мы предпримем определенные действия. Мое замечание касалось того, что мы себе целевые показатели ставим примерно такие же, как базовые. Если мы работаем и что-то предпринимаем, то целевой показатель должен быть выше. Этот результат нужно облекать в конкретные экономические параметры.

Как пример, мы работаем с Фондом развития промышленности, и в этом году у нас в 2 раза увеличились цифры, которые мы привлекли в экономику, по сравнению с 2017 годом. Тогда было 136 млн рублей, а сейчас уже 377 млн. До конца года мы надеемся, что будет 700-800 млн рублей. Целевой показатель для Минпрома УР был миллиард. Получается, чуть-чуть Минпром не дотянет: увеличит не в восемь раз объем средств от ФРП, а в шесть. В Минпроме знают, что на следующий год целевой показатель будет уже не миллиард, а 1,5 миллиарда. Соответственно, как эти 1,5 млрд рублей привлеченных кредитов повлияют на экономику республики в разрезе трех лет? Это более дешевый кредит, быстрый выход на прибыльность, снижение себестоимости продукции, более быстрый запуск того или иного проекта. Если мы выполним показатель привлечения средств ФРП по льготным кредитам, то на третий год мы получим больше поступления налога на прибыль, больший объем НДФЛ. Все это в прогнозе мы должны учитывать.

«Мы внутри правительства запустили систему постоянного мониторинга того, как у нас действия правительства влияют на налоговую базу, на количество субъектов малого и среднего бизнеса, на новое промышленное производство». Фото udmurt.ru

У нас таких мер, инструментария достаточно много. Мы внутри правительства запустили систему постоянного мониторинга того, как у нас действия правительства влияют на налоговую базу, на количество субъектов малого и среднего бизнеса, на новое промышленное производство. Полтора месяца мы себя по этой шкале оцениваем, и по ней все эти показатели видны, но почему-то в прогнозе СЭР мы этого делать не хотим.

Возможно, есть опасения, а вдруг не получится достичь показателей, документ ведь публичный. Если не получится, надо будет честно признаться, здесь мы сработать не смогли.

Михаил Хомич (постпред главы Удмуртии при президенте РФ, - прим. ред. ) очень любит такие вещи, как публичные обещания. Когда 3 или 4 года назад я с ним начинал бегать, я дал публичное обещание, что пробегу полумарафон. И это очень сильно мотивирует, чтобы вы этот полумарафон пробежали, потому что ты отвечаешь за свои слова.

С прогнозом примерно то же самое. Давайте публично пообещаем, что мы эти действия будем выполнять. У нас есть с вами базовые показатели, мы из них будем рассчитывать бюджет, а все что будет сверх, наши сверхусилия соответственно будут давать допдоходы в бюджет. И население будет понимать, что правительство работает.

Не надо думать, что мы хотим что-то приписать или поиграться с цифрами статистики, чтобы они лучше звучали для прессы, как некоторые это трактуют. Нет, если ты что-то не можешь посчитать, ты этим не управляешь. Вот я хочу считать все и понимать, как я этими показателями буду управлять и как это выразится в реальных цифрах дохода бюджета. Тогда мне понятно, зачем я здесь нахожусь, зачем есть Минэкономики, Минпром, Минсельхоз и т. д.

У нас сейчас эта группа уже работает, и я думаю, что мы в первом квартале 2019 года выйдем с корректировками в прогноз социально-экономического развития, именно в части целевых показателей, т. е. то, куда мы будем стремиться эти три года.

Есть еще второй момент, что мы не учитываем в прогнозе национальные цели, которые определены президентом России. Там 55 федеральных проектов, которые будут реализовываться до 2024 года. Это направление мы также добавим в прогноз.

«Первое - это поддержка наших крупных предприятий, дозагрузка их мощностей, новые проекты с нашими оборонными предприятиями, в первую очередь это выпуск гражданской продукции. Здесь у нас работают инструменты Фонда развития промышленности». Фото udmurt.ru

И все-таки по каким направлениям будет работать правительство в следующем году, чтобы экономическая ситуация в Удмуртии менялась?

Эти треки уже определены достаточно давно, мы по ним работаем. Первое - это поддержка наших крупных предприятий, дозагрузка их мощностей, новые проекты с нашими оборонными предприятиями, в первую очередь это выпуск гражданской продукции. Здесь у нас работают инструменты Фонда развития промышленности, очень приветствуем мы национальный проект по международной кооперации и экспорту и надеемся, что наши предприятия войдут в этот проект. То же самое могу сказать по поводу нацпроекта по повышению производительности труда. Это добавится к тому, что мы сейчас уже делаем.

Второе направление - это малый и средний бизнес. Мы в следующем году на порядок увеличим объем привлеченных средств из РФ на развитие малого и среднего бизнеса, и Удмуртия войдет в топ-5 регионов ПФО по суммам. Это большая работа и министерства экономики УР, и Михаила Викторовича Хомича по лоббированию наших интересов в Минэкономики РФ. Ждем итоговых цифр бюджета, когда там будет уже внушительная сумма по сравнению с 2017 годом.

Соответственно третий наш трек - это некие новые направления экономики, которые мы поддерживаем, - IT, связь, и мы уверены, что здесь у Удмуртии тоже будут достаточно хорошие новые проекты в рамках национального проекта «Цифровая экономика».

«Правительство само майнить не может, и, наверное, это не совсем наша функция»

Год назад было много шума по поводу майнинга и блокчейна. В Удмуртии предлагали создать центр майнинга, сделать нас пилотным регионом. Сейчас тишина.

Во всем мире эта история работает. Будет центр майнинга или не будет - мы сразу говорили, что это интерес частных компаний. Правительство само майнить не может, и, наверное, это не совсем наша функция. У нас будет, как мы и обещали, ряд проектов в области управления, основанных на технологии блокчейна. Самый быстрый - это проект по техприсоединению наших предприятий к электросетям. Мы этот пилотный проект сейчас разрабатываем с крупными федеральными игроками и надеемся, что в следующем году он в Удмуртии уже запустится.

Второй такой же проект - это постановка земель на кадастровый учет. Наши коллеги в ряде регионов подобные проекты уже внедрили. Мы, соответственно, перенимаем их опыт.

Сама технология блокчейна будет точно внедрена там, где мы на это можем влиять. Если захотят в частной компании ее реализовать, мы готовы эту историю поддерживать. Кроме того, вы знаете, что мы подали в Минэкономики РФ изменения, чтобы нам добавили ОКВЭДы по территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Сарапул». Надеемся, что до конца года все-таки примут положительное решение, это позволит предоставлять в рамках ТОСЭР льготы для деятельности в области IT.

«Будет центр майнинга или не будет - мы сразу говорили, что это интерес частных компаний. Правительство само майнить не может, и, наверное, это не совсем наша функция. У нас будет, как мы и обещали, ряд проектов в области управления, основанных на технологии блокчейна». Фото pixabay.com

- Как раз по поводу ТОСЭР в Сарапуле следующий вопрос. Удовлетворены ли вы ее работой?

Нет. Опять же давайте возьмем базовый показатель, по которому мы обязаны в соответствии с соглашением с правительством России привлечь в этом году семь резидентов. Этот показатель мы выполнили, но нам всегда хочется превышать базовые показатели, поэтому целевой показатель, который был определен внутри правительства, не выполнен. Точно есть еще куда расти. Опять же то, что нам добавят, я надеюсь, новые ОКВЭДы, будет способствовать тому, что в следующем году базовый показатель и 2018, и 2019 года, мы значительно превысим.

Работа идет, и я очень доволен, кстати, работой коллег из муниципалитета. Они у нас очень активны, и Александр Александрович Ессен (глава Сарапула, - прим. ред. ) действительно часто положительно удивляет, потому что появляются компании, которые приходят не благодаря деятельности правительства или управляющей компании, которой здесь является Корпорация развития УР, а напрямую от муниципалитета. Мы это приветствуем, очень рады, что такой опыт есть. Это сигнал всем другим муниципальным образованиям. Сарапул может привлекать инвесторов сам без участия правительства и доводить проект до конца. Завод по производству респираторов, который стал резидентом ТОСЭР, - это полностью заслуга самого муниципального образования.

«Мы надеемся, что в 2019 году в Камбарке начнется достаточно активная работа»

- Продолжая тему муниципалитетов. В Камбарке и Кизнере работали объекты по уничтожению химического оружия. Химическое оружие уничтожили, и стоит вопрос по перепрофилированию этих предприятий. Много было разных предложений, разговоров, но пока никакой конкретики. Как известно, пороховой завод мы не получили. Что же в итоге будет на этих объектах?

В следующем году мы немного сместим фокус работы экономического блока правительства - будем акцентированную работу вести с нашими муниципальными образованиями, потому что половина экономики республики - это наши муниципалитеты. Те точки роста, о которых мы заявили год назад на презентации карты инвестиционных возможностей, мы не до конца используем.

Надо помочь коллегам из муниципалитетов, усилить их нашей командой, вместе такую работу вести, и не только в области повышения их экономического потенциала, т.е. привлечения новых предпринимателей, это и помощь тому бизнесу, который уже есть. Нужно посмотреть, что в части законодательства мы можем для них сделать. Мы сейчас активно готовим поправки в законопроект по оценке имущества по кадастровой стоимости. Там абсолютно точно будут послабления для муниципальных районов, и мы надеемся, что коллеги в Госсовете нас в этом поддержат. Малый бизнес на территориях облагать тем же налогом, что и в Ижевске, абсолютно точно нельзя. Это совсем разные экономики.

«Если мы понимаем, что у нас в Камбарке и Кизнере есть сегодня такие объекты, которые могут быть использованы под некие новые масштабные федеральные проекты, соответственно это будет специфика данных территорий». Фото udmurt.ru

И то же самое касается Камбарки и Кизнера, потому что мы точно определим для себя ряд территорий с разным экономическим потенциалом и будем пытаться использовать некую их специфику. Если у нас есть в Кезском районе сырзавод, надо структурировать там экономику так, чтобы именно эта отрасль развивалась в Кезском районе. Если мы понимаем, что у нас в Камбарке и Кизнере есть сегодня такие объекты, которые могут быть использованы под некие новые масштабные федеральные проекты, соответственно это будет специфика данных территорий.

Объекты в Камбарке и Кизнере находятся в собственности Министерства промышленности и торговли РФ. Мы не можем ими распоряжаться свободно и придумывать какие-то проекты и сами их там локализовывать.

Пороховой завод - это же не решение правительства УР. Это решение правительства РФ. Я видел эту экономику, расчет локализации у нас и локализации в Тульской области, где в итоге этот завод будет. Конечно, для федерации выгоднее это делать там. Зачем создавать еще одного конкурента, если сегодня можно объединить эти объекты и больший эффект получить для экономики страны.

Но это не значит, что мы должны сидеть и ждать, когда же к нам приедет Денис Валентинович (Мантуров - министр промышленности РФ, - прим. ред. ) и поможет на этих объектах что-то хорошее сделать. Конечно, мы такую работу ведем. Могу сказать точно, что переговоры по Камбарке находятся уже в стадии, когда подписано предварительное соглашение между правительством и потенциальным инвестором - это одно из дочерних обществ Росатома. Соответственно мы надеемся, что в 2019 году там начнется достаточно активная работа. Пока соглашение не подписано публично, называть какие-то его параметры будет неправильно.

По Кизнеру главой республики подписана отдельная дорожная карта, и почему-то мало говорят, что Минпром УР и муниципалитет ведут активную работу по этой дорожной карте. Она заключается в том, чтобы обеспечить рабочими местами тех людей, которые высвобождаются. Мы надеемся, что все они рабочие места получат и внутри района вне зависимости от того, будет там локализован какой-то новый проект или нет. В Минпроме РФ я бываю, наверное, раз в две недели и могу сказать абсолютно точно: коллеги этим объектом занимаются. Я думаю, что на какое-то решение в 2019 году по Кизнеру мы должны совместно с ними выйти.

«Там теперь новая компания, называется «Буммаш». Есть решение совета директоров о том, что «Буммаш» будет арендовать все имущество предприятия, которое находится в процедуре банкротства». Фото izhmetmash.ru

«Уже первый производственный персонал начал приниматься на «Буммаш»

- Недавно было объявлено о том, что удалось договориться с «Татнефтью» о сохранении производства на их дочернем предприятии «Ижметмаш», проходящего процедуру банкротства. На его месте уже появилась новая компания. Как там сейчас развиваются события?

Все хорошо. Там теперь новая компания, называется «Буммаш». Есть решение совета директоров о том, что «Буммаш» будет арендовать все имущество предприятия, которое находится в процедуре банкротства. Более того, уже первый производственный персонал начал приниматься на «Буммаш». Соответственно, как только там запустят полноценное производство, мы вас всех пригласим и покажем, что это не просто было наше заявление в прессе. Но то, что люди уже начали получать рабочие места в компании «Буммаш», - это уже «медицинский факт».

Скоро будет год со дня создания Корпорации развития Удмуртской Республики. Деятельность ее пока кажется не сильно заметной. Как вы оцениваете эффективность ее работы, и стала ли она на самом деле единым окном для инвесторов?

Наверное, пока рано говорить о том, стала она эффективной или нет, потому что действительно еще маленький срок прошел. Что точно улучшилось - действительно единое окно для бизнеса у нас появилось, и это предприниматели понимают. Это единое окно еще сильнее будет встраиваться и структурироваться в 2019 году, потому что объединится с окнами для бизнеса в МФЦ. У нас появится центр «Мой бизнес» в офисе Сбербанка, такие офисы откроются в муниципальных образованиях.

Корпорация развития будет управляющей компанией для нашей микрофинансовой организации Удмуртский фонд развития предпринимательства, для гарантийного фонда и для сети бизнес-инкубаторов.

Сегодня Корпорация, по поручению правительства, выполняет достаточно большой объем работы для нас как основного заказчика. Например, это повышение эффективности работы наших госпредприятий, т. е. те успехи, что сегодня делают «Аптеки Удмуртии», «Удмуртлес», гостиница «Юбилейная», «Удмуртохота» и даже муниципальные предприятия, например «Ижгорэлектротранс», - это все делает Корпорация развития и ее аналитики. Эффект в общем-то налицо, он в цифрах. «Удмуртлес» был практически банкротом, а сегодня это предприятие, которое впервые налог на прибыль заплатит. «Аптеки Удмуртии» в прошлом году были предбанкротным предприятием, которое никто кредитовать не хотел, сейчас у его директора очередь стоит из банков, которые готовы прокредитовать, а значит, банки оценивают состояние предприятия как стабильное. Я больше скажу: «Аптеки Удмуртии» в соседние регионы выходят, они захватывают рынки Пермского края.

«Сегодня Корпорация по поручению правительства выполняет достаточно большой объем работы для нас как основного заказчика. Например, это повышение эффективности работы наших госпредприятий, т.е. те успехи, что сегодня делают «Аптеки Удмуртии», «Удмуртлес», гостиница «Юбилейная», «Удмуртохота» и даже муниципальные предприятия, например «Ижгорэлектротранс». Фото udmurt.ru

Уже разработана инвестиционная программа для «Ижгорэлектротранс». Корпорация работает с муниципальными предприятиями в предбанкротном состоянии, чтобы также перезагрузить их и сделать эффективными. Этой работы не видно на поверхности, но она большая и важная.

В области работы с внешними инвесторами мы презентовали на последнем совете по развитию предпринимательства у главы республики ряд проектов. Это компания, связанная с автобусными перевозками, компания «Железно» - новый застройщик, также один из резидентов ТОСЭР, который будет строить завод в следующем году.

Конечно, этого мало, но дайте чуть больше времени. Сейчас пришел новый руководитель, он еще лучше понимает местную специфику бизнеса и сам из предпринимательского сообщества. Результаты здесь мы, наверное, должны показать в 2019 году.

Успехи есть и у дочернего предприятия Корпорации - торгового дома «Сделано в Удмуртии». Они сделали первый контракт с Ижевским механическим заводом на поставку искусственных клапанов сердца. Запустили проект с «Почта.маркет» - там в пилотной версии сразу три наших предприятия участвуют, а в декабре это будет уже доступно для всех.

Подводя итог, скажу, что работу экономического блока правительства отделять от работы Корпорации развития уже нельзя.

«Точно на 5% у нас промышленность республики не падает»

От хорошего к показателям не очень. Индекс промышленного производства в Удмуртии, по данным Удмуртстата, в этом году в минусе. По данным за 10 месяцев, падение составило 1,3%, а до этого фиксировались цифры в 5-7%. Отрицательные показатели наблюдались в трех регионах ПФО. Почему так происходит и кто нас тянет вниз? И ведь в прогнозе социально-экономического развития на следующий год тоже ожидается падение.

Структура экономики разная во всех субъектах. У нас все-таки это оборонно-промышленный комплекс. Еще индекс падает у Ульяновской области, где тоже эта отрасль достаточно сильно зависит от гособоронзаказа. Гособоронзаказ не всегда можно выполнить за один год, и отгрузка продукции у того же ИЭМЗ «Купол» может происходить не после трех месяцев, а за почти два года производства, поэтому надо смотреть все-таки в некой перспективе.

Второй момент - это методика расчета. Нам Росстат досчитал этот показатель за 2017 год, и он стал больше 100%, а до этого был же меньше. Кто-то говорил, вот 2017 год - это первый год, когда индекс промпроизводства упал, это Свинин развалил промышленность Удмуртии. Нет, вопрос досчета.

«Отрасль достаточно сильно зависит от гособоронзаказа. Гособоронзаказ не всегда можно выполнить за один год, и отгрузка продукции у того же ИЭМЗ «Купол» может происходить не после трех месяцев, а за почти два года производства, поэтому надо смотреть все-таки в некой перспективе». Фото udmurt.ru

Если вы посмотрите ту же методику Росстата, то показатели всего малого и среднего бизнеса впоследствии досчитываются. На крупных предприятиях запрашивается статистика. Таким образом, цифры ставятся просто исходя из динамики прошлых лет, не собирая статистику с малого и среднего бизнеса, в том числе производственного.

Третье. Давайте все-таки мерить по показателям объема отгрузки. Он у нас растет ежегодно и растет не на уровне инфляции (рост по итогам 10 месяцев составил 16,2%, - прим. ред. ). Объем отгруженных товаров - это прямой показатель, сколько наши предприятия продали. Если продали на 10 или 13 процентов больше, соответственно они произвели больше. Они же не могут продать то, чего нет. Либо они начали продавать товар с большей добавленной стоимостью, что тоже, в общем-то, неплохо.

И четвертое. Никто не говорит, что этим не надо заниматься. Мы с коллегами достаточно хорошо разобрали этот индекс, посмотрели, что на него действительно сегодня влияет. Опять же вопрос к прогнозу: если мы понимаем, что у нас гособоронзаказ будет падать, значит этим предприятиям нужно в первую очередь уделить внимание. Если мы понимаем, что некоторые отрасли промышленности проседают, надо понять, может, мы здесь стали менее конкурентоспособными.

Мы над индексом будем работать, но я уверяю вас, что после досчета по 2018 году он будет более позитивен, чем сейчас. Точно на 5% у нас промышленность республики не падает.

Сейчас обсуждается возможность повышения транспортного налога и отмены льгот по нему, а также налогу на имущество организаций. Как это отразится на привлекательности Удмуртии для бизнеса и не ухудшит ли это положение наших предпринимателей?

На самом деле для предпринимателя налоговые преференции в том или ином субъекте РФ не являются решающим фактором, где ему свое производство локализовывать. Все равно примерно все платят одинаково.

Касательно налоговой политики в республике мы, конечно, смотрим на то, чтобы меры, которые мы вводим, не ухудшали положение действующего бизнеса и не ставили нас как субъект РФ в неконкурентное положение по сравнению с другими регионами, в том числе соседними. Наши проекты изменений по налоговым ставкам ситуацию не ухудшают. Мы говорим об отмене льгот для бизнеса невостребованных либо неэффективных. Льгота дается для того, чтобы стимулировать предпринимательскую деятельность, чтобы потом быстрее и больше получать доходов в бюджет, но если льгота этому принципу не отвечает, значит это не льгота, а благотворительность. Ею ни в одном субъекте РФ не занимаются. Просто раньше эта работа у нас не велась, а сейчас ведется.

«Транспортный налог в Удмуртии действительно один из самых низких в ПФО, но дорожный фонд у всех одинаково формируется - из транспортного налога. Машина ездит, что по Пермскому краю, что по Ижевску, с одинаковой нагрузкой на ось и одинаково портит дорожное полотно». Фото udmurt.ru

Мы готовы давать новые льготы, новые меры поддержки, финансовые инструменты, только покажите, как это потом окупится для бюджета, пусть в перспективе пяти лет. Мы такие льготы с удовольствием введем. Но нечасто нам, к сожалению, приносят такие идеи, мы и сами пытаемся придумать.

По получению патентов для индивидуальных предпринимателей в Удмуртии действительно одно из самых либеральных законодательств. Треть всех льготных патентов в России выдана в Удмуртии - 17 тысяч. Мы облегчили процедуру получения и понизили ставки, потому что понимаем, что это борьба с теневой экономикой и возможность сегодня человеку начать бизнес легко и просто и не попадать ни в какую кабалу.

Транспортный налог в Удмуртии действительно один из самых низких в ПФО, но дорожный фонд у всех одинаково формируется - из транспортного налога. Машина ездит, что по Пермскому краю, что по Ижевску, с одинаковой нагрузкой на ось и одинаково портит дорожное полотно. А без дорог никакая экономика невозможна, поэтому и Год дорог у нас был в этом году. Надо понимать, что из этих денег мы ремонтируем дороги.

Особо отмечу, что у главы республики точно будут поправки, по которым будут предусмотрены льготы по транспортному налогу для самых незащищенных слоев населения. Это уже принятое решение, и мы будем с коллегами в Госсовете это обсуждать. Повышение не должно коснуться тех, кто не может платить.

«Нам надо понять, «Сделано в Удмуртии» - это что»

В завершении беседы - о созданном бренде «Сделано в Удмуртии». Как вы намерены определять, какие компании смогут им пользоваться, чтобы не получилось так, что под этой маркой будут продавать товары сомнительного качества?

У нас с 1 января 2019 года все права на бренд «Сделано в Удмуртии» будут принадлежать Корпорации развития. Ни одна компания не сможет пользоваться этим брендом без письменного согласования от корпорации при соответствии определенным требованиям качества продукции, надежности компании, прозрачности ведения бизнеса и социальной ответственности. Мы под социальной ответственностью понимаем белые зарплаты, официальное трудоустройство для сотрудников. Вот поэтому история очень сильно поменяется, и пользоваться смогут действительно те, кто могут производить качественную продукцию.

Мы еще должны вместе с предпринимательским сообществом подумать, а какие ценности мы хотим в этот бренд заложить. «Сделано в Удмуртии» - это что? «Made in USA» - у всех есть образ, что это. Мне очень нравится бренд Индии «Make in India», т.е. производи в Индии, и сразу становится понятным позиционирование страны как мастерской для всех, кто хочет что-то делать.

«Уже не одно столетие в Удмуртии умеют придумывать, конструировать, запустить в производство, начать выпускать мирового качества продукты, и если мы это будем транслировать на наш бренд «Сделано в Удмуртии», то это будет польза для всего бизнеса». Фото udmurt.ru

И нам надо понять, «Сделано в Удмуртии» - это что. Такое же надежное, как автомат Калашникова, или такое же талантливое, как симфония Чайковского? Нам надо вместе с предпринимателями продумать ценности и карту бренда, начать транслировать бренд через наши ценности, а ценности через бренд.

Внимание к бренду большое, и сейчас другие регионы пытаются скопировать. Это точно полезно и в итоге продвигает всех предпринимателей республики, когда мы этот бренд носим на себе - значок на пиджаке, публикуем его, делаем в этом оформлении наши стенды на выставках. Это действительно повышает узнаваемость республики, что в итоге позитивно отражается на продажах всех предпринимателей, которые здесь что-то делают.

Уже не одно столетие в Удмуртии умеют придумывать, конструировать, запустить в производство, начать выпускать мирового качества продукты, и если мы это будем транслировать на наш бренд «Сделано в Удмуртии», то это будет польза для всего бизнеса, даже того, кто не пользуется этим брендом. Люди будут просто знать: раз это сделано в Удмуртии, значит сделано хорошо, качественно, интересно.

Михаил Красильников

Ижевск. Удмуртия. Советника главы Удмуртии по экономике Александра Свинина назначили и.о. первого заместителя председателя правительства Удмуртии. Такой указ опубликовали на сайте регионального кабмина.

«Назначить Свинина Александра Александровича исполняющим обязанности первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики с 19 сентября 2017 года до назначения первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики или лица, на которое будет возложено исполнение обязанностей первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики», - говорится в сообщении.

Другим указом меняется структура президиума правительства Удмуртии. Вместо четырех заместителей у председателя правительства будет один первый зам и три заместителя.

Наша справка:

Образование: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, магистратура Санкт-Петербургского филиала НИУ Высшая школа экономики, Университет Корвина в Будапеште, программа «Управление стартап-проектами» Московской школы управления СКОЛКОВО.

Работал в Ленинградском оптико-механическом объединении в отделе управления персоналом, консультантом в компаниях Kelly Services (международная компания по подбору персонала и аутсорсингу) и АНКОР (агентство по подбору персонала). В 2012 году основал собственную компанию Smart Start (помощь молодым специалистам и студентам в поиске работы).

В 2015 году — помощник секретаря Общественной палаты России, затем — руководитель проекта по поддержке гражданских активистов и НКО «Перспектива» Общественной палаты России.



error: Контент защищен !!