Подробное краткое содержание ревизор по действиям. Н.В

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Народная пословивица

Краткое содержание

Основные действующие лица:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

Анна Андреевна, жена его.

Марья Антоновна, дочь его.

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.

Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Доб- чинский, городские помещики.

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

Осип, слуга его.

Степан Ильич Уховертов, частный пристав.

Свистунов, Пуговицын, Держиморда, полицейские.

Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

ДЕЙСТВИЕ 1

Комната в доме городничего

Явление 1

Чиновники узнают от городничего «пренеприятное известие»: в город приезжает ревизор, инкогнито, с «секретным предписаньем». Городничий зачитывает письмо, которое он получил от Андрея Ивановича Чмыхова, в котором тот уведомляет его о появлении чиновника с предписанием осмотреть всю губернию и особенно их уезд: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…» (остановясь), ну, здесь свои… «то советую тебе взять предосторожность…» По предположениям судьи, ревизор специально подослан, чтобы выяснить, нет ли в городе измены перед войной.

Городничий недоумевает: «В уездном городе измена!» Он настоятельно советует чиновникам создать видимость порядка в заведениях, находящихся у них в ведомстве, «чтобы все было прилично». Так, в больнице следует надеть на больных чистые колпаки, а названия болезней написать над каждой кроватью по-латы- ни, из приемной суда убрать «домашних гусей с маленькими гусенками», которых завели сторожа. Что касается рабочего места судьи, то дурно, что у него «высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник». От заседателя «такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».

Городничий упрекает чиновников во взяточничестве: судья Ляпкин-Тяпкин берет борзыми щенками. Тот говорит, что это вовсе не взятки, а вот «если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…». Городничий обращается к Луке Лукичу и советует ему обратить внимание на учителей. В гимназии поведение учителей более чем недостойное, так как они позволяют себе строить рожи своим ученикам. «…Если он (учитель)ученику сделает такую рожу, то оно ещё ничего… но посудите сами, если он сделает это посетителю, — это может быть очень худо». Учитель истории «объясняет с таким жаром, что не помнит себя».

Явление 2

По мнению почтмейстера, визит ревизора в их город может быть нанесен вследствие скорой войны с турками. Городничий к нему обращается с просьбой: «…нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки». Иван Кузьмич Шпекин признается, что его не нужно этому учить: «…смерть люблю узнать, что есть нового на свете». Одно письмо поручика он даже оставил у себя. Судья говорит: «Достанется вам когда-нибудь за это». Для городничего «это дело семейное».

Явление 3

Бобчинский и Добчинский наперебой рассказывают о «чрезвычайном происшествии». Бобчинский говорит о молодом человеке, которого они встретили в трактире, «недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего». Им стало известно, что это Иван Александрович Хлестаков, проживающий вот уже неделю в гостинице, не платя при этом денег хозяину. Бобчинский замечает, что «чиновник-та, о котором изволили получить нотицию, — ревизор». Городничий в панике, так как «в эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» Он намерен посетить проезжающего и рад тому, что он молод, так как «молодого скорее пронюхаешь». Чиновники в спешке отправляются по своим ведомствам. Судья уверен, что к нему ни в одну бумагу никто заглядывать не будет, потому что «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».

Явление 4

Квартальный получает от городничего распоряжение вымести улицы дочиста. Городничий интересуется у него, где Прохоров, и узнает, что тот пьян. Бобчинский намерен следовать за городничим на встречу с ревизором. На замечание городничего, что они вдвоем не поместятся на дрожках, тот говорит: «Петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку то, в дверь этак посмотреть…»

Явление 5

Городничий в разговоре с частным приставом продолжает отдавать распоряжения: «разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя», на вопросы ревизора следует давать ответы, что «всем довольны», что церковь «начала строиться, но сгорела», «не выпускать солдат на улицу безо всякого».

Явление 6

Появляются жена и дочь городничего, которые жаждут разузнать все о ревизоре. С этой целью Анна Андреевна отправляет служанку Авдотью вслед за дрожками городничего.

ДЕЙСТВИЕ 2

Комната в гостинице

Явление 1

На барской кровати лежит Осип, слуга Хлестакова, и вслух рассуждает о том, что из Петербурга они уехали с барином два месяца тому назад, барин растратил все деньги в дороге, так как жил на широкую ногу и проигрывался в карты, а «теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится». Осипу по душе жизнь в Питере, «жизнь тонкая и политичная», где «галантерейное обхождение», «всякий тебе говорит «вы»». Что же касается его барина, то, как только он получил деньги от отца, так и «пошел кутить», живет бестолково, «делом не занимается».

Явление 2

Приходит Хлестаков и посылает Осипа к хозяину За обедом. Тот напоминает, что они уже три недели живут без платы и хозяин грозился на них пожаловаться.

Явление 3

Голодный Хлестаков один. Он сетует на то, что зря так сильно покутил в Пензе. «Какой скверный городишко!»

Явление 4

Трактирному слуге Хлестаков наказывает, чтобы тот потребовал у хозяина обед в кредит, так как он не может быть голодным.

Явление 5

Хлестаков прикидывает, не продать ли что-либо из одежды, но решает, что «лучше приехать домой в петербургском костюме» и неплохо было бы приехать в карете, «подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу- помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею». Ощущение голода не дает покоя.

Явление 6

Наконец появляется трактирный слуга с обедом, в который входят суп и жаркое. Хлестаков высказывает свое недовольство, но все съедает.

Явление 7

Слуга Хлестакова сообщает ему, что его хочет видеть городничий, который специально с этой целью приехал в гостиницу. Хлестаков испуган, так как думает, что трактирщик пожаловался на него.

Явление 8

Входят городничий и Добчинский. Городничий говорит, что в его обязанности входит забота о проезжающих. Хлестаков оправдывается: «Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни». На протяжении всего явления Бобчинский подслушивает их беседу, время от времени выглядывая из-за двери. Городничий предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Тот думает, что его намерены посадить в тюрьму. Городничий просит его: «Помилуйте, не погубите!» Хлестаков не понимает того, о чем ему говорит собеседник. Услышав, что тот предлагает дать взаймы денег, Хлестаков тут же соглашается: «Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше», а городничий незаметно вместо двухсот рублей «ввернул» ему четыреста. По словам городничего, проведывать проезжающих для него — обычное дело. Городничий рассуждает: «Он хочет, чтобы считали его инкогнитом. Хорошо, подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек». Хлестаков сообщает городничему и Добчинско- му, что едет «в Саратовскую губернию, в собственную деревню», так как отец его требует. Но те ему не верят. Хлестаков говорит, что не может жить без Петербурга, его душа «жаждет просвещения». Городничий под предлогом, что комната в трактире не годится для такого «просвещенного гостя», приглашает Хлестакова пожить у него в доме.

Явление 9

Хлестаков просит у трактирного слуги счет, но городничий бросает тому: «Пошел вон, тебе пришлют».

Явление 10

Городничий предлагает Хлестакову посетить городские заведения, дабы тот убедился, что они находятся в порядке. Городничий дает Добчинскому две записки: одну для своей жены, а другую для Земляники.

ДЕЙСТВИЕ 3

Комната в доме городничего

Явление 1

Жена и дочь городничего в ожидании новостей. Глядя в окно, замечают Добчинского.

Явление 2

Добчинский передает Анне Андреевне записку от мужа и пересказывает дамам все, что случилось в трактире, характеризуя внешность молодого гостя, который не брюнет, не блондин, а «больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверьки, так в смущенье даже приводят». Жена городничего отдает необходимые распоряжения по дому, отправляет кучера Сидора к купцу Абдулину за вином.

Явление 3

Жена и дочь городничего решают, в каких туалетах им встретить гостя.

Явление 4

Осип приносит чемодан хозяина. Слуга городничего интересуется у него: «…скоро будет генерал?» В ответ на это тот говорит, что Хлестаков — «генерал, да только с другой стороны». Голодный Осип просит Мишку, чтобы ему принесли поесть, и не отказывается от «простова блюда» — щей, каши и пирогов.

Явление 5

В окружении чиновников появляются Хлестаков и городничий. Хлестакову нравится, что в этом городе «показывают проезжающим все в городе». Он остался очень доволен завтраком, который ему был предложен в больнице, так как «на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Больные «все как мухи выздоравливают.

Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком». Городничий уверяет, что печется о порядке. Услышав это, Земляника тихо называет его бездельником. На вопрос Хлестакова, имеются ли в городе карточные заведения, городничий отвечает отрицательно, божится, что никогда не играл. Смотритель училищ тихо замечает: «Подлец, выпонтировал вчера сто рублей». По мнению Хлестакова, «иногда очень заманчиво поиграть».

Явление 6

Хлестаков знакомится с женой и дочерью городничего, расхваливает жизнь в Петербурге, где начальник отделения с ним «на дружеской ноге», где его хотели «коллежским асессором сделать». Чиновники стоят в присутствии Хлестакова. Тот просит их садиться, так как не любит «церемонии». Далее Хлестаков продолжает врать, и кажется, что этому нет предела. По его словам, однажды его «приняли даже за главнокомандующего». Среда актеров и писателей ему хорошо знакома, он «с Пушкиным на дружеской ноге», называет его «большим оригиналом». Хлестаков хвастается, что написал «Женитьбу Фигаро», «Роберта- Дьявола», «Норму», а также «Юрия Милославского». Когда дочь городничего замечает, что последнее произведение принадлежит Загоскину, Хлестаков соглашается, добавляя при этом: «…а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». Он признается, что «литературой существует», что его «дом первый в Петербурге», а на балы к нему доставляют «в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», что в передней у него «графы и князья толкутся и жужжат», к нему приходит сам министр и однажды он управлял департаментом. Городничий предлагает Хлестакову отдохнуть.

Явление 7

Мнения о Хлестакове у чиновников самые разные. Бобчинский говорит, что «в жисть не был в присутствии такой важной персоны», «чуть не умер со страху». Добминский думает, что Хлестаков — «чуть не генерал». Попечителю богоугодных заведений «страшно просто».

Явление 8

Жена и дочь городничего называют Хлестакова «приятным» и «милашкой», «столичной штучкой», подчеркивают его «тонкое обращение». Каждой хочется быть замеченной Хлестаковым.

Явление 9

Городничий перепуган, хоть он и понимает, что Хлестаков «прилгнул немного». Анна Андреевна видит в госте «образованного, светского, высшего тона человека». Городничий пеняет жене на то, что она обращалась с Хлестаковым «так свободно, как будто с каким-нибудь Добчинским».

Явление 10

Анна Андреевна подзывает Осипа, чтобы расспросить у него о Хлестакове. Слуга говорит, что у его барина «чин обыкновенно какой», что он «порядок любит», «чтоб все было в исправности», что «любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее». За откровения Осип получает от городничего «пару целковиков на чай», а потом и еще — «на баранки».

Явление 11

Перед городничим появляются два квартальных, Свистунов и Держиморда, которые по распоряжению городничего становятся на крыльце и следят, чтобы к Хлестакову никто не прошел.

ДЕЙСТВИЕ 4

Комната в доме городничего

Явление 1

В полном параде и мундирах входят осторожно, почти на цыпочках, судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский. По мнению попечителя богоугодных заведений, «представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того… как там следует — чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается!» Каждому чиновнику хочется дать Хлестакову взятку. Решают, кто пойдет первым. Когда предложили смотрителю училищ, он возразил: «Не могу, не могу, господа. Я… так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул». Все пристают к судье.

Явление 2

Хлестаков признается себе, что ему «больше нравится, если угождают от; чистого сердца, а не то чтобы из интереса». Ему «нравится такая жизнь».

Явление 3

Перед Хлестаковым появляется судья. Хлестаков интересуется, давно ли он на этой должности и выгодно ли быть судьею. «А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне». Когда Ляпкин-Тяпкин роняет ассигнации на пол, он весь дрожит, так как уверен, что за этим последует наказание, но Хлестаков предлагает судье дать их «взаймы». Аммос Федорович делает это «с большим удовольствием», считая, что «это такая честь». Хлестаков замечает, что «судья — хороший человек».

Явление 4

Почтмейстер Иван Кузьмич, который следующим пришел представиться, лишь поддакивает Хлестакову, рассуждающему о весьма приятном городе и о том, что «в маленьком городке можно прожить счастливо». Хлестаков просит «триста рублей взаймы». Почтмейстер уверен, что по части почтового дела замечаний нет. Хлестаков замечает, что почтмейстер «услужлив».

Явление 5

Смотрителю училищ, Луке Лукичу, который весь дрожал от страха, Хлестаков предлагает сигару, а потом интересуется, какие женщины ему больше нравятся — брюнетки или блондинки. Лука Лукич «оробел». Хлестаков говорит, «что в его глазах точно есть что-то такое, что внушает робость», а потом просит «триста рублей взаймы». Смотритель училищ всучивает деньги Хлестакову и поспешно покидает комнату.

Явление 6

Попечителя богоугодных заведений, Артемия Филипповича Землянику, Хлестаков запомнил, так как там его «очень хорошо угостили завтраком», которым он остался доволен. Хлестаков спрашивает у него: «…как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом?..» Земляника отвечает, что «очень может быть», а после этого начинает доносить на чиновников города: «здешний почтмейстер совершенно ничего не делает», судья «поведения самого предосудительного», а «смотритель здешнего училища… хуже, чем якобинец». Хлестаков просит у него «рублей четыреста».

Явление 7

Входят Бобчинский и Добчинский, и Хлестаков сходу просит у них «взаймы рублей тысячу». Услышав о такой сумме, оба растерялись. Для столь знатного гостя у них нашлось шестьдесят пять рублей. Добчинский просит, чтобы его сына признали законным, а Бобчинский желает, чтобы Хлестаков при удобном случае поведал «вельможам разным: сенаторам и адмиралам», а также «если этак и государю придется», что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Явление 8

Хлестакову становится очевидно, что в городе его приняли за важного государственного чиновника. Это, на его взгляд, забавное происшествие он решает описать в письме своему другу Тряпичкину, который пописывает статейки, — «пусть-ка он их общелкает хорошенько». А затем пересчитывает деньги.

Явление 9

Слуга Хлестакова, заподозрив неладное, советует ему поскорее убираться из города. Хлестаков соглашается, пишет письмо Тряпичкину, а потом отдает Осипу. Слышны голоса купцов и голос Держиморды. Хлестаков интересуется, что происходит, и передает Осипу, чтобы к нему пропустили посетителей.

Явление 10

К Хлестакову пришли купцы с кузовом вина и сахарными головами, чтобы поведать ему о городничем, который «обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает». Купцы вынуждены терпеть его выходки: из лавки он несет все, что ему нравится, ждет от них подарков на именины дважды в год, «а попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой». Хлестаков говорит, что взяток не берет, но просит взаймы денег. Те дают ему пятьсот рублей. Купцы уходят, слышен голос женщины.

Явление 11

Слесарша появляется с претензией, что ее мужа забрали в солдаты не по очереди, так как те, кто должны были идти вместо него, сделали подношение, а кроме того, «по закону нельзя: он женатый». Унтер-офицерская жена требует справедливости и материального возмещения, так как ее высекли ни за что: «Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схвати меня». Хлестаков обещает свою помощь. Подойдя к окну и увидев «руки с просьбами», он говорит, что больше не намерен никого выслушивать.

Явление 12

Хлестаков выясняет отношения с дочерью городничего, которая опасается, что тот посмеется над ее провинциальностью. В ответ на это она слышит клятвы и уверения в любви. Хлестаков целует ее в плечо, становится на колени и просит прощения за свой поступок.

Явление 13

Вошедшая жена городничего прогоняет дочь. Оказавшись в такой ситуации, Хлестаков встает на колени перед ней и снова клянется в любви уже ей: «Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей». Анна Андреевна замечает, что замужем, на что Хлестаков ей возражает, что «для любви нет различия».

Явление 14

Вбегает дочь городничего со слезами на глазах и видит Хлестакова у ног матери. Та делает ей замечание, так как появление ее не ко времени. Хлестаков хватает за руку дочь городничего и просит у матери благословения. По мнению Анны Андреевны, та «недостойна такого счастия».

Явление 15

Приходит городничий, который умоляет Хлестакова не принимать во внимание все, что о нем наговорили купцы и горожане. Анна Андреевна останавливает его, говоря, что Хлестаков намерен просить руки их дочери. Городничий и его жена зовут дочь, которую тут же благословляют.

Явление 16

Хлестаков собирается в дорогу. Городничий интересуется у него, на какой день назначена свадьба. Тот говорит, что ему нужно отлучиться «на один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад». Взяв еще денег у городничего, Хлестаков покидает город.

ДЕЙСТВИЕ 5

Комната в доме городничего

Явление 1

Городничий и его жена предаются мечтаниям о будущем их дочери и о своем переезде в Петербург, где «можно большой чин зашибить». Городничий намерен «влезть в генералы», а Анна Андреевна опасается за мужа: «…ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь».

Явление 2

Купцы узнают о помолвке дочери городничего с Хлестаковым. Боясь расправы, купцы вынуждены повиниться.

Явление 3—6

Чиновники поздравляют городничего, который возомнил себя важной особой.

Явление 7

Судья интересуется, «каким образом все это началось, постепенный ход всего, то есть дела». Жена городничего отвечает, что Хлестаков сделал предложение из уважения к ее «редким качествам». Дочь вмешивается в разговор: «Ах, маменька! ведь это он мне говорил». Городничий сообщает, что Хлестаков уехал всего на один день. Антон Антонович и Анна Андреевна с высокомерием сообщают о их дальнейших планах, о переезде в Петербург и получении городничим генеральского чина. Городничий обещает помогать чиновникам по мере надобности, хотя жена его полагает, что «не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

Явление 8

Входит почтмейстер с письмом Хлестакова, которое он намеревался отправить Тряпичкину, но «неестественная сила побудила» вскрыть его. Почтмейстер читает его вслух. Выясняется правда о Хлестакове, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей. Хлестаков характеризует чиновников города так: «городничий — глуп, как сивый мерин», «почтмейстер… подлец, пьет горькую», «надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке», «смотритель училищ протухнул насквозь луком», «судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон». Услышав, как отзывается Хлестаков о каждом из чиновников, гости смеются, на что городничий замечает: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..» Все решают, что в происшедшем виноваты Бобчинский и Добчинский, «сплетники городские, лгуны проклятые», «сороки короткохвостые», «пачкуны проклятые», «колпаки», «сморчки короткобрюхие», которые пустили слух, что Хлестаков является ревизором.

Явление последнее

Появившийся жандарм сообщает, что приехал настоящий ревизор.

Пьеса «Ревизор» - комедия в пяти действиях русского писателя Николая Васильевича Гоголя .

Краткое содержание «Ревизор» по действиям не может полностью раскрыть дух событий, а будет охватывать события лишь поверхностно, не внедряясь в детали образов и поступков. Но если не хватает времени на прочтение пьесы полностью можно прочитать «Ревизор» в сокращении.

«Ревизор» краткое содержание по главам

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА «РЕВИЗОР»:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.
Анна Андреевна – его супруга.
Марья Антоновна – их дочь.
Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ.
Жена Луки Лукича.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья.
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер.
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский — городские помещики
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Осип, слуга его.
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
Федор Андреевич Люлюков
Иван Лазаревич Растаковский
Степан Иванович Коробкин — отставные чиновники, почетные лица в городе.
Степан Ильич Уховертов, частный пристав.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ «Ревизор»

Комната в доме городничего

ЯВЛЕНИЕ I
Городничий сообщает вызванным им чиновникам “пренеприятное известие”: в город едет ревизор, и еще с секретным предписанием. Чиновники теряются в догадках, уж не подослан ли чиновник узнать, нет где измены накануне войны.

Городничий встревожен, но не до такой же степени: “Эк куда хватили! В уездном городе измена! Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Сам городничий кое-какие распоряжения сделал и всем советует сделать так, “чтоб все было прилично”. В больнице колпаки чтоб были чистые, и “больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему… и над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке… всякую болезнь… Нехорошо, чтоб у вас больные такой крепкий табак курили… Да и лучше, если б их было меньше…”.

Судье городничий советует убрать гусей из приемной, где они обретаются, да и лучше не сушить над бумагами охотничий арапник… Потом… от заседателя больно крепкий дух идет, может, луку поесть… Что же до грешков, то судья оправдывается, что берет всего лишь борзыми щенками.

Городничий недоволен, что судья не ходит в церковь. Тот оправдывается, что об идеях про сотворение мира дошел своим умом, на что городничий говорит: “Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем на было”. Теперь об учебном заведении. Преподаватели корчат рожи ученикам, уж больно горячи. “Да, таков уж неизъяснимый закон судеб: умный человек - или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси”, - говорит городничий.

ЯВЛЕНИЕ II

Появившийся почтмейстер боится, не означает ли приезд ревизора скорую войну с турками, “это все француз гадит”. Городничий, отведя почтмейстера в сторонку, просит его вскрывать и прочитывать все письма (“не было ли на меня какого доноса”). Почтмейстеру это не впервой - он вообще очень любопытен.

ЯВЛЕНИЕ III

Вбегают Бобчинский и Добчинский. Пришедши несколько в себя после бега, суматошно, перебивая друг друга и путаясь, они объявляют, что ревизор - не кто иной, как Иван Александрович Хлестаков, якобы едущий из Петербурга в Саратовскую губернию, но вот уже вторую неделю живущий в трактире в долг. Городничий, начав расспрашивать о подробностях, все больше ругается: ведь именно в последние две недели была высечена унтер-офицерская жена, арестантам не выдавали провизии и т. д. и т. п. Городничий решает наведаться в трактир, “не терпят ли проезжающие неприятностей”. Остальные чиновники спешно разбегаются по своим ведомствам. За городничим увязываются Добчинский и Бобчинский.

ЯВЛЕНИЕ IV

Городничий требует шпагу и новую шляпу. Бобчинский в дрожках не помещается, решает побежать вслед “петушком, петушком”. Городничий приказывает чисто вымести всю улицу до трактира.

ЯВЛЕНИЕ V

Городничий ругает появившегося наконец частного пристава, у которого весь персонал разбежался по своим делам или пьян. Городничий наскоро занимается камуфляжем старого моста: на мосту пусть стоит высокий квартальный Пуговицын; сломать старый забор у сапожника и поставить вешку, вроде как идет планировка… Господи, а со всем этим мусором что делать? “Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!” Вспоминает о полуголых солдатах - приказывает не выпускать их на улицу.

ЯВЛЕНИЕ VI

Вбегают жена и дочь городничего. Они сгорают от любопытства, полковник ли приезжий ревизор, да черные ли у него глаза… Посылают служанку все разузнать.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ «Ревизор»

Маленькая комната в гостинице.
Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги
ЯВЛЕНИЕ I
Слуга Осип, лежа на барской постели, жалуется на голод. Они с хозяином уже второй месяц как из Питера. Тот все деньги профинтил, в карты проиграл, все выбирал самое лучшее… Осипу в Петербурге нравится, особенно когда баринов отец денег пришлет. А теперь вот в долг не дают.
ЯВЛЕНИЕ II
Появляется Хлестаков. Решительно-просительным тоном посылает Осипа сказать в буфете, чтоб дали пообедать. Осип предлагает привести сюда самого хозяина.
ЯВЛЕНИЕ III
Хлестаков, оставшись один, сетует на бывшие проигрыши, жалуется на голод.
ЯВЛЕНИЕ IV
С Осипом приходит трактирный слуга. Спрашивает, что барину угодно. Хозяин сказал, что кормить больше не будет, пока на заплатят за прежнее.
ЯВЛЕНИЕ V
Хлестаков мечтает, как он в петербургской одежде приедет домой на карете, а Осип чтоб был сзади в ливрее. “Тьфу! даже тошнит, так есть хочется”.
ЯВЛЕНИЕ VI
Трактирный слуга, с тарелками и салфетками, сообщает, что хозяин дает в последний раз. Еды мало. Хлестаков недоволен, но съедает все. Осип со слугой уносят посуду.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Осип и сообщает, что Хлестакова хочет видеть городничий. Хлестаков решил, что на него нажаловались и теперь поволокут в тюрьму. Бледнеет и съеживается.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Добчинский прячется за дверью. Городничий входит: “Желаю здравствовать!” После чего объясняет, что старается заботиться о проезжающих. Хлестаков одновременно оправдывается, обещает заплатить, жалуется на трактирщика. Бобчинский выглядывает из-за дверей. Городничий от потока жалоб робеет и предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Хлестаков отказывается: он уверен, что это значит - в тюрьму. Кричит. Городничий пугается. Хлестакова заносит. Он угрожает пойти прямо к министру! “Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие… - Городничий в страхе кается во взяточничестве. - Что же до унтер-офицерской жены, которую я будто бы высек, то это клевета…” Хлестаков сам с собой быстро соображает, к чему бы это зашел разговор о вдове… Нет, его не. посмеют высечь! Он заплатит, но пока денег у него нет. Потому и сидит здесь, что нет ни копейки! Городничий решает, что это хитрый способ выманить у него денег. Он их и предлагает. “Моя обязанность помогать проезжающим”, - добавляет он. Хлестаков берет двести рублей (городничий на самом деле подсунул четыреста). Что ж, коли ревизор решил быть инкогнито, то и городничий ведет себя соответственно. Они ведут милую, все более спокойную беседу. За каждым словом Хлестакова городничий усматривает какой-нибудь намек и мотает на ус. Наконец городничий приглашает Хлестакова гостем в свой дом.
ЯВЛЕНИЕ IX
Препирательство со слугой по поводу счета, пока не вмешивается городничий: слуга подождет.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий приглашает Хлестакова осмотреть учреждения города, причем от осмотра тюрьмы Хлестаков наотрез отказывается, а тем временем Добчинский несет одну записку Землянике в богоугодное заведение, а другую - к жене городничего.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ «Ревизор»

Комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Жена и дочь городничего ждут у окна новостей. Наконец в конце улицы показывается Добчинский.
ЯВЛЕНИЕ II
Добчинский отдает записку, оправдывается за медлительность. А что ревизор настоящий, то “я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем”. Сбивчиво рассказывает о событиях. Анна Андреевна делает хозяйственные распоряжения, велит приготовить комнату для гостя.
ЯВЛЕНИЕ III
Дочь и мать обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя. Явно просматривается соперничество между ними.
ЯВЛЕНИЕ IV
Осип вместе со слугой городничего Мишкой тащит вещи Хлестакова и узнает от него, что барин-то его - генерал. Просит чего-нибудь поесть.
ЯВЛЕНИЕ V
После обильного завтрака из больницы выходят Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков очень доволен всем. Вроде там было мало больных… Выздоровели, что ли, все? На что ему отвечают, что осталось человек десять, не больше. “Все как мухи выздоравливают”, - хвастается Земляника. Хлестаков интересуется, нет ли в городе каких развлечений, где можно было бы, например, поиграть в карты? Городничий всячески отнекивается, но по жестам его подчиненных ясно, что в карты он играет.
ЯВЛЕНИЕ VI
Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Тот, любезничая с Анной Андреевной, старается повысить себе цену: “Вы, может, думаете, что я только переписываю; нет начальник отделения со мной на дружеской ноге”. Его хотели коллежским асессором сделать, да, думает он, зачем? Приглашает всех садиться. “Я не люблю церемонии”. Он сам даже старается всегда проскользнуть незаметно, да не получается. Его один раз за главнокомандующего приняли. С Пушкиным на дружеской ноге. Да и сам сочиняет и в журналы помещает. У него много сочинений: “Женитьба Фигаро”, “Норма”… “Юрий Милославский”, например, его сочинение, робкое возражение Марьи Антоновны, что автор - Загоскин, пресекается маменькой. У Хлестакова первый дом в Петербурге. Он дает балы и приемы, так на стол подают, к примеру, арбуз в семьсот рублей. А в вист с ним играют министр иностранных дел, французский посланник, английский и немецкий посланники. Ему даже на пакетах пишут “Ваше превосходительство”. Раз даже управлял департаментом. И тридцать пять тысяч курьеров с просьбами! “Меня завтра же произведут сейчас в фельд-марш…” - Это были последние слова, вышедшие из уст Хлестакова, перед тем как его с почтением укладывают спать.
ЯВЛЕНИЕ VII
Оставшиеся чиновники в восхищении. Бобчннский предполагает, уж не генерал ли гость, а по мнению Добчинского, он, может быть, генералиссимус. Оба они уходят, а оставшийся Земляника говорит Луке Лукичу, что ему что-то страшно, отчего - сам не знает.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Мать и дочь обсуждают, каков, на их взгляд, мужчина Хлестаков. Соперничество. Каждая уверена, что именно на нее он смотрел по-особенному.
ЯВЛЕНИЕ IX
Городничий в страхе и переживаниях. Жена же, напротив, уверена в силе своего женского обаяния.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий, жена и дочь кидаются к вышедшему из комнаты Осипу с расспросами о барине - городничий о своем, женщины - о своем. Городничий щедро одаряет Осипа, Анна Андреевна обещает тоже, коли зайдет. По словам Осипа, “у барина бывают и графы… чин обыкновенно какой… порядок любит… больше всего любит, чтобы его приняли хорошо”.
ЯВЛЕНИЕ XI
Городничий выставляет на крыльце квартальных - Держиморду и Сви-стунова, чтобы не пропускали к ревизору просителей.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ «Ревизор»


ЯВЛЕНИЕ I
В полном параде и мундирах, осторожно, почти на цыпочках появляются судья Ляпкин-Тяпкин, Земляника, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тядкин строит всех по-военному. Решает, что следует представляться и давать взятки поодиночке. Все знают, что давать надо, но робеют. Почтмейстер, например, предлагает сказать, что вот, мол, пришли по почте неизвестно чьи деньги… Предлагают первому начать Луке Лукичу как просветителю юношества. Тот сопротивляется всеми силами. В это время слышны шаги в комнате Хлестакова. Все толпятся у выхода, тиская друг друга, выходят.
ЯВЛЕНИЕ II
Выходит заспанный Хлестаков. Ему здесь понравилось. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…
ЯВЛЕНИЕ III
Ляпкин-Тяпкин входит первым и представляется по всей форме. По приглашению Хлестакова садится, что-то отвечает на его вопросы, а мысль только об одном: “А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”. Нечаянно теряет деньги на пол. Застывшего от страха выручает сам Хлестаков - он запросто просит эти деньги взаймы. Тот вздыхает с облегчением и удаляется.
ЯВЛЕНИЕ IV
Входит, вытянувшись, почтмейстер Шпекин. С готовностью дает Хлестакову денег.
ЯВЛЕНИЕ V
В дверь вталкивают Луку Лукича. Он четко представляется, садится, пробует закурить предложенную ему сигарку, без успеха, также не имеет успеха в разговоре о дамах. Хлестаков, видя, что толку не добиться, просит взаймы триста рублей. Лука Лукич улетает как на крыльях.
ЯВЛЕНИЕ VI
Земляника посмелее прочих. Принимается снабжать начальство доносами на сослуживцев и раскланивается, собираясь уйти. Ан нет, так он не уйдет. Хлестаков спрашивает Землянику, нет ли у него денег взаймы. Естественно, есть..
ЯВЛЕНИЕ VII
Бобчинский и Добчинский входят вместе и четко представляются. Хлестаков без всяких церемоний требует тысячу рублей. Но в наличии только шестьдесят пять. Пусть так, Хлестаков согласен. Добчинский просит об узаконении его сына, а у Бобчинского просьба еще проще: “Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский”. С тем оба и уходят.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Хлестаков понимает, что его приняли по ошибке за государственного чиновника. Решает написать письмо своему приятелю Тряпичкину, большому острослову. Местные чиновники Хлестакову нравятся: они дали ему больше тысячи рублей!
ЯВЛЕНИЕ IX
Осип советует Хлестакову убраться из городка не сегодня, так завтра: даже он понял, что Хлестакова за кого-то другого приняли. Да и батюшка будет гневаться. Хлестаков решает сначала отправить почтой письмо приятелю. Осип требует лучшую тройку. За дверью слышны голоса - квартальный сдерживает толпу купцов-просителей. Хлестаков требует их впустить.
ЯВЛЕНИЕ X
Купцы, принесшие подношения, жалуются на городничего, который их обирает. Хлестаков от товаров отказывается - деньги берет, не брезгует и серебряным подносиком. Говорит, что постарается. Купцы уходят. Слышатся женские голоса.
ЯВЛЕНИЕ XI
Входят с просьбой унтер-офицерская жена - ее незаконно высекли - и слесарша, мужа которой незаконно, без очереди, забрили в солдаты, а очередникам удалось откупиться.- Унтер-офицерская жена требует, чтобы ей уплатили штраф. Хлестаков обещает все, все, все.
ЯВЛЕНИЕ XII
Хлестаков заигрывает с Марьей Антоновной, которая тоже не прочь. Та, правда, побаивается, что залетный гость просто смеется над ней. Тот убеждает ее в обратном. Хлестаков целует девицу в плечико, та изображает возмущение, а Хлестаков - раскаяние и любовь. Падает на колени.
ЯВЛЕНИЕ XIII
Это видит входящая Анна Андреевна. Прогоняет дочь. Хлестаков снова рщается на колени: “Сударыня, вы видите, я сгораю от любви”. Вовсю воло-ится за маменькой. Ну и что, что замужем. “Руки вашей, руки прошу!”
ЯВЛЕНИЕ XIV
Вбегает Марья Антоновна. Вскрикивает от удивления. Маман делает внушение дочери. Хлестаков хватает за руку Марью Антоновну: “Анна йндреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную рюбовь!” Маман в изумлении. Снова ругает дочь.
ЯВЛЕНИЕ XV
Вбежавший, запыхавшись, городничий умоляет Хлестакова “не погубить его”. Купцы, унтер-офицерша - все лгуны. Тут Анна Андреевна сообщает о том, что Иван Александрович просит руки их дочери. Городничий не смеет верить своему счастью. Довольные родители благословляют молодых. Городничий подпрыгивает от радости.
ЯВЛЕНИЕ XVI
Осип сообщает, что лошади готовы. Хлестаков едет - но только на один день - к богатому дяде. А завтра назад. Городничий предлагает еще денег на дорогу, Хлестаков берет. Прощается со всеми очень приветливо.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ «Ревизор»

Та же комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Городничий и Анна Андреевна в мечтаниях о подвалившем счастье. Городничий собирается крепко прижать всех, кто на него жаловался, приказывает оповещать всех о его удаче. Они, конечно же, переедут в Петербург, а городничий станет генералом.
ЯВЛЕНИЕ II
Толпясь, входят купцы. Городничий ругает их, припоминая множество мошенничеств, те каются, кланяются в ноги: “Не погуби!”
ЯВЛЕНИЕ III-VI
Городничий принимает поздравления подчиненных. Постепенно собирается все местное общество.
ЯВЛЕНИЕ VII
Последними появляются с поздравлениями частный пристав и квартальные. Городничий просит всех садиться. Семейство рассказывает историю сватовства. Чиновники просят хозяев не забыть их своими милостями, когда они переедут в Петербург. Чувствуется, что все им завидуют. Городничий не скрывает своего желания стать генералом. Анна Андреевна мечтает о высшем обществе и не хочет, чтобы муж ее покровительствовал “всякой мелюзге”. Слова ее не остаются неуслышанными. Гости оскорблены.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Появляется запыхавшийся почтмейстер с распечатанным письмом в руке. Это письмо Хлестакова Тряпичкину. Оказывается, Хлестаков никакой не ревизор. Шпекин читает отрывки из письма: “Городничий - глуп, как сивый мерин…” Земляника выхватывает письмо, читает: “Почтмейстер, подлец, пьет горькую…” Далее читает Коробкин: “Земляника - совершенная свинья в ермолке”, и так обо всех и каждом. Догнать Хлестакова невозможно - ему дали лучших лошадей. Среди поднявшегося гвалта городничий говорит сам с собой: как это могло случиться, чтобы провели его, мошенника из мошенников… “Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!” Все накидываются на Добчинского и Бобчинского, пустивших слух о ревизоре-инкогнито.
ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ
Входит жандарм и объявляет, что прибывший из Петербурга чиновник требует городничего к себе. Слова эти как гром среди ясного неба. Все окаменевают.

Основные действующие лица: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — город-ничий. Анна Андреевна — его жена. Марья Антоновна — его дочь. Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья. Артемий Филиппович Земляника — попечитель бого-угодных заведений. Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер. Петр Иванович Бобчинский — городской помещик. Петр Иванович Добчинский — городской помещик. Иван Александрович Хлестаков — петербургский чи-новник. Осип — его слуга. Степан Ильич Уховертов — частный пристав. Держиморда, Свистунов, Пуговицын — полицейские.

Действие первое

Явление первое

Всем собравшимся чиновникам городничий сообща-ет неприятное известие о том, что в их город едет реви-зор. Чиновники в ужасе, так как предполагают, что реви-зора присылают с целью узнать об измене в городе перед войной. Антон Антонович говорит, что в уездном городе не может быть измены. Он советует навести везде види-мость порядка. Кроме того, он говорит, что чиновники бе-рут взятки (судья, например, борзыми щенками) и ведут себя недостойно.

Явление второе

Почтмейстер опасается, что приезд проверяющего мо-жет спровоцировать войну с турками. Антон Антонович просит его проверять каждое приходящее на почту письмо. Мужчина соглашается, так как поступал подобным образом и до просьбы городничего.

Явление третье

Бобчинский и Добчинский распускают слух о том, что ревизор уже приехал: его зовут Иван Александрович Хле-стаков, он живет в гостинице и не платит ее хозяину день-ги. Чиновники решают навестить ведомственные заведе-ния, а городничий хочет нанести визит приезжему.

Явление четвертое

Антон Антонович приказывает дочиста вымести улицы.

Явление пятое

Городничий отдает распоряжение снести старый забор и на вопросы о церкви отвечать, что она вовсе не была раз-ворована по частям, а сгорела.

Явление шестое

Жена и дочь городничего сгорают от любопытства. Анна Андреевна хочет сама все разузнать о ревизоре.

Действие второе

Явление первое

Осип лежит на кровати барина и разговаривает сам с со-бой. Из его рассуждений мы узнаем, что из Петербурга они с барином уехали два месяца назад. Хозяин Осипа в дороге растратил все деньги (в том числе и в карты проиграл) и во-обще ведет довольно бестолковый образ жизни.

Явление второе

Хлестаков посылает своего слугу за обедом к хозяину, но тот отказывается идти, так как они не платили уже три недели за постой.

Явление третье

Хлестакова мучает голод.

Явление четвертое

Хлестаков говорит с трактирным слугой и просит его договориться с хозяином об обеде в кредит.

Явление пятое

Хлестаков мечтает о шикарной жизни. В своих мечтах он наносит визиты отцу и соседским помещикам.

Явление шестое

Трактирный слуга приносит скудный обед для Хлеста-кова. Он недоволен, но все съедает.

Явление седьмое

Осип говорит Хлестакову, что приехал городничий и хочет с ним встретиться.

Явление восьмое

Хлестаков и Антон Антонович оправдываются друг пе-ред другом. Их подслушивают Бобчинский и Добчинский. Хлестаков обещает, что заплатит хозяину гостиницы, го-родничий же клятвенно обещает навести в городе порядок.

Молодой человек просит у Антона Антоновича взаймы две-сти рублей. Городничий дает ему четыреста рублей и пред-лагает пожить у себя в доме. Слова Хлестакова о том, что он едет к отцу в деревню Антон Антонович считает неправдой.

Явление девятое

Городничий советует Хлестакову отложить расчет с трактирным слугой, и молодой человек охотно следует этому совету.

Явление десятое

Антон Антонович приглашает Хлестакова осмотреть город и убедиться, что везде царит порядок. Добчинского он посылает к своей жене с запиской, в которой просит под-готовить комнату для ревизора.

Действие третье

Комната в доме Антона Антоновича.

Явление первое

Жена и дочь городничего сидят у окна в ожидании ве-стей и в конце улицы видят Добчинского.

Явление второе

Добчинский пересказывает Анне Андреевне и Марье Ан-тоновне разговор городничего с ревизором и передает записку. Анна Андреевна распоряжается подготовить комнату.

Явление третье

Дамы планируют, что им надеть к приезду ревизора.

Явление четвертое

Осип приносит вещи Хлестакова и соглашается поесть щей, пирогов, каши.

Явление пятое

Хлестаков завтракает в больнице и остается этим дово-лен. Он спрашивает у городничего о карточных заведениях, но тот отвечает, что в городе таковых нет.

Явление шестое

Антон Антонович привозит гостя к себе домой. Хле-стаков говорит, что у него самый богатый и известный дом в Петербурге, он дружит с Пушкиным, да и сам сочиняет на досуге, дает шикарные балы и обеды, управляет департа-ментом, часто посещает дворец. Городничий предлагает го-стю отдохнуть.

Явление седьмое

Чиновники уверены, что если половина из сказанного ревизором правда, то им есть чего опасаться.

Явление восьмое

Жена и дочь городничего обсуждают Хлестакова. Каж-дая из дам уверена, что именно она понравилась гостю.

Явление девятое

Антон Антонович очень напуган.

Явление десятое

Все расспрашивают Осипа о его хозяине. Слуга говорит, что Хлестаков любит порядок. Городничий дает Осипу денег.

Явление одиннадцатое

Антон Антонович ставит у крыльца Свистунова и Дер-жиморду, чтобы они никого к Хлестакову не пускали.

Действие четвертое

Комната в доме городничего.

Явление первое

На цыпочках входят Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Лука Лукич, почтмейстер, Бобчинский и Добчинский. Су-дья всех строит по-военному.

Явление второе

Ляпкин-Тяпкин говорит, что надо по одному представ-ляться и давать взятку. Все спорят между собой, кто пой-дет первым.

Явление третье

Ляпкин-Тяпкин дает Хлестакову деньги. Молодой чело-век соглашается взять их взаймы, и счастливый судья уходит.

Явление четвертое

Хлестаков берет деньги взаймы у почтмейстера и гово-рит о том, как ему нравится город.

Явление пятое

Лука Лукич представляется, дрожа и волнуясь. Дает молодому человеку деньги и уходит.

Явление шестое

Хлестаков благодарит Землянику за вчерашний за-втрак. Он доносит молодому человеку на всех остальных чи-новников. Тот берет деньги и обещает навести порядок, ра-зобраться с ними.

Явление седьмое

К Хлестакову приходят Бобчинский и Добчинский. Молодой человек уже сам требует у них денег. Добчинский просит признать законным своего сына, а Бобчинский про-сит хотя бы сказать государю о его существовании.

Явление восьмое

Хлестаков понимает, что в городе его все считают важным чиновником, и пишет об этом своему приятелю Тряпичкину.

Явление девятое

Осип говорит, что барину надо уезжать из города. К мо-лодому человеку приходят просители.

Явление десятое

Купцы доносят на городничего, который отнимает у них лучший товар, и дают молодому человеку деньги.

Явление одиннадцатое

Справедливости требует вдова унтер-офицера, которую незаконно высекли.

Жалуется и слесарша, мужа которой забрали вне очере-ди в солдаты, так как он не дал вовремя взятку. Хлестаков обещает им помочь.

Явление двенадцатое

Хлестаков признается в любви Марье Антоновне и це-лует ее в плечо. Девушка боится, что чиновник посмеется над ее провинциальностью.

Явление тринадцатое

Входит жена Антона Антоновича и прогоняет Марью Антоновну.

Явление четырнадцатое Материал с сайта

Хлестаков говорит, что влюблен в Анну Андреевну, но вынужден жениться на ее дочери, так как дама заму-жем.

Явление пятнадцатое

Антон Антонович просит молодого человека не верить горожанам и купцам. Хлестаков делает предложение руки и сердца Марье Антоновне. Родители ее благословляют.

Явление шестнадцатое

Хлестаков берет у Антона Антоновича денег и уезжает из города. Свой отъезд объясняет необходимостью обсудить свадьбу с отцом.

Действие пятое

Комната в доме городничего.

Явление первое

Антон Антонович со своей женой мечтают о будущем дочери и о переезде в Петербург.

Явление второе

Антон Антонович сообщает купцам о помолвке своей дочери с ревизором и грозится наказать за жалобы. Купцы признают свою вину.

Явление третье

Растаковкий, судья и Земляника поздравляют Антона Антоновича.

Явления с четвертого по шестое

Городничего поздравляют все остальные чиновники.

Явление седьмое

Антон Антонович устраивает прием в своем доме и го-ворит гостям о переезде в столицу и возможном получении генеральского чина. Чиновники просят не забывать про них и по возможности оказывать покровительство. Городничий высокомерно соглашается.

Явление восьмое

Почтмейстер читает всем вслух вскрытое письмо Хле-стакова к Тряпичкину, из которого становится ясно, что мо-лодой человек не ревизор. Городничий шокирован. Чинов-ники ищут виновного в происшествии и решают, что вино-ваты Бобчинский и Добчинский.

Явление последнее

Вошедший жандарм сообщает о приезде настоящего ре-визора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение по комедии ревизор краткое содержание
  • краткое содержание ревизор 1 действие по явлениям
  • анализ явление 8 действие 2 ревизор
  • краткое содержание комедии ревизор автор гоголь
  • краткое содержание ревизор 2 действие

Краткое содержание: «Ревизор» - предисловие

Н.В. Гоголь - великий русский писатель, который сумел тонко высмеять все отрицательные черты российской действительности. Пьеса «Ревизор», написанная Гоголем в 1835 году, является одной из лучших русских комедий. Она состоит из пяти действий, в каждом из которых писатель высмеивает деятельность чиновников, неспособных к элементарному труду - их фамилии говорят сами за себя. Понять главную суть комедии, в которой автор изображает взяточничество, произвол и беззаконие государства, поможет краткое содержание («Ревизор», конечно, на такое ознакомление не рассчитан). Итак, приступим.

«Ревизор». Краткое содержание по действиям

Действия комедии происходят в вымышленном уездном городе, в котором творится произвол. Плачевное состояние больниц, суеверность и пошлость местных чиновников, их склонность ко лжи и сплетням - таким предстает состояние уездного города, о котором расскажет читателям краткое содержание «Ревизора».

Первое действие

Начинается все с того, что городничий заявляет чиновникам о неприятных новостях: в город собирается явиться ревизор из Петербурга, прибытие которого ожидается им в полном страхе. В это же время в гостинице появляется мелкий чиновник Хлестаков, отчаянный враль и картежник, которого ошибочно принимают за прибывшего инспектора.

Второе действие

Во втором действии к Хлестакову наведывается городничий и предлагает взятку, а тот принимает это как деньги, взятые взаймы. Тогда городничий решает напоить ложного ревизора и приглашает его осмотреть городские заведения, чтобы убедить его в том, что они в полном порядке.

Третье действие

Действие происходит в доме городничего, где изрядно выпивший Хлестаков начинает приставать к дамам, Анне Андреевне и Марье Антоновне, придумывая небылицы про свое важное положение, в которые он и сам начинает верить.

Четвертое действие

В четвертом действии все городские чиновники по очереди дают взятку «инспектору», который якобы берет деньги взаймы. Хлестаков осознает, что его приняли за важного государственного представителя, и пишет своему другу письмо о произошедшем. Он признается в любви Марье Антоновне и делает ей предложение, а после, взяв денег у городничего, уезжает, объясняя свой поступок необходимостью обсуждения свадьбы с отцом.

Пятое действие

Пятое действие разворачивается в доме городничего, где он и его жена радостно обсуждают скорый переезд в Петербург. В это время приходит почтмейстер с письмом, из которого становится понятно о сущности Хлестакова. В этот же момент появляется жандарм, который сообщает о прибытии настоящего ревизора, требующего городничего к себе, что приводит уездных чиновников в шок.

«Ревизор». Послесловие

Недобросовестность уездных чиновников и их нравственное разложение - вот главные темы комедии, которые освещает ее краткое содержание. «Ревизор» является произведением, в котором описаны типичные проявления централизованной чиновничьей системы. Одним читателям будет достаточно прочитать краткое содержание - «Ревизор» хорош и в таком изложении. Другим же молодым людям захочется прочитать его полностью, с учетом многочисленных подробностей и деталей, которые невозможно осветить в данном тексте.

Меню статьи:

Гоголевский «Ревизор» не зря притягивает столько любопытствующих взглядов: эта пьеса – пример революции, которая потрясла русскую драматургию. Впрочем, это потрясение оказалось положительным, прибавив красок композиции и содержанию литературы. Анализ повествования требует обращения к обычаям и нравам эпохи, к которой отсылает читателя автор. Социальные условия, исторические особенности – все это нашло отражение в гоголевском произведении. По мнению Гоголя, существует панацея от всех общественных «болезней». Таким лекарством писатель видел искусство.

Как появилась идея «Ревизора»?

Написание и редактирование произведения заняло у Гоголя – без малого – 7 лет. Николай Васильевич начал работу над «Ревизором» в 1835 году, а окончание пьесы припало на 1842 год. Идею для создания такого текста подал писателю Пушкин. Тот, в свою очередь, недавно услышал забавную историю про некоего Свиньина (который, кстати, был издателем «Отечественных записок»). Так чем прославился наш Свиньин? Собственно, в каком-то смысле, издатель послужил прототипом для образа Хлестакова: как и героя «Ревизора», Свиньина как-то перепутали с одним высокопоставленным лицом, которое должно было прибыть в городок с ревизской проверкой. Кстати, Пушкин рассказал коллеге вышеобозначенную историю в то время, когда Гоголь работал над текстом «Мертвых душ». Работа, видимо, не двигалась, поэтому писатель решил сделать паузу. Тогда Гоголь зашел к Пушкину, чтобы посоветоваться с другом по поводу планов о написании нового текста. Задумка – сатирическая пьеса. Гоголь хотел высмеять порядки, которые были в ходу у чиновником высокого статуса. И вот тогда-то Пушкин и вспомнил слухи о Свиньине.

Ремарка о Свиньине

Оказия со Свиньиным приключилась в Бессарабии. Но этот случай – не единственный, а лишь один из ряда похожих ситуаций. Одна из таких историй случилась и с самим Пушкиным. Как-то раз Александр Сергеевич отправился в Нижний Новгород, чтобы собрать там информацию об Емельяне Пугачеве – Пушкин в то время работал над одноименным произведением. Истории, поведанные Пушкиным, очень позабавили Гоголя, и писатель так вдохновился, что в течение довольно короткого времени набросал очерк новой пьесы. Справедливости ради стоит сказать, что похожая проблематика появляется у многих писателей этого периода. Гоголь расстраивался, что пьеса не оригинальна в плане тематики. В какой-то момент автор даже собирался отказаться от работы над «Ревизором», однако Пушкин переубедил коллегу. Написанное произведение – сразу по окончании – зачитали в салоне Василия Жуковского, который собирал у себя в гостях известных деятелей литературы и искусства. Гоголевский текст вызвал огромный восторг среди присутствующей публики. Однако Гоголь усмотрел и минусы в том, как комедия воспринималась потенциальными читателями: к сожалению, слушатели не уловили истинного смысла пьесы.

Но вернемся к нашему основному рассказу. Эта история, впрочем, – только предлог, чтобы представить на читательский суд порочное общество, лишенных достоинства и чести чиновников, мир лицемерия и духовной бедности, людей, демонстрирующих вселенскую глупость. Таким образом, Гоголь создает уникальную и острую социально-сатирическую комедию. Чтобы достичь своей цели, писатель выбирает реализм в качестве литературного направления. Собственно, во времена Гоголя реализм был достаточно популярным течением. Что касается композиции, то пьеса отличается кольцевой структурой, экспозиция (как таковая) отсутствует. Специфика «Ревизора» состоит также во включении в повествование множество психологических ремарок от автора.

Характеристика действующих лиц гоголевского произведения

Гоголевская пьеса вошла в историю литературы как классическое произведение, где действуют типичные герои. Имеются в виду литературные типы – максимально абстрактные образы, которые являются, в то же время, выразителями специфических черт определенного времени. Гоголь умело оперирует юмором и вырисовывает крайне любопытных персонажей! Писатель не привел в тексте ни одного полностью положительного героя – это довольно новый и нестандартный прием для реалистического направления. Что, если не персонажи, движут повествованием «Ревизора»? Вероятно, это чувства и мораль. Главное чувство – страх, в частности же – страх за свою «шкуру» и благосостояние, страх утратить насиженное теплое место с приездом ревизора. Каков выход из этой ситуации? Задобрить проверяющего чиновника. Писатель считал, что обличение столь неприглядных сторон жизни повлечет за собой выздоровление социума. Поэтому Гоголь нажимает на самые болевые точки: на господство подлости и несправедливости, на популярность безнравственности и фальши.

Образ Хлестакова

Конечно, ключевым действующим лицом пьесы является Хлестаков. Писатель характеризует Ивана Александровича Хлестакова как чиновника, прибывшего из Петербурга. Приблизительно двадцатитрехлетний юноша не отличается глубоким умом, любит кутежи, гулянки и азартные игры. К работе молодой человек не склонен, хоть Хлестакову и приходится трудиться. Герой часто просит деньги у родителей. Однажды, на исходе последних средств, Хлестаков уезжает к отцу, остановившись, по дороге, в городишке N. Вдруг юношу принимают за чиновника, которого ожидали в городке. Псевдо-ревизор наслаждается свалившейся на голову властью, знакомиться с хорошенькими женщинами, берет взаймы средства у местных чиновников. Кульминация – сватовство к дочери городского управителя. Однако вскоре приезжает настоящий ревизор, обман Хлестакова раскрывается, и герой спешно покидает город.

Образ Осипа

Хлестакову прислуживает Осип – хитрый и умный крепостной слуга безалаберного хозяина. Старичок куда смекалистее Хлестакова, часто подсказывает барину, как следует поступить.

Образ Сквозник-Дмухановского

На примере имени этого героя читателю видно, насколько мастерски Гоголь играет с фамилиями своих персонажей. Антон Антонович служит местным городничим. Это еще не старый человек зрелых лет (согласно повествованию, Сквозник-Дмухановскому около тридцати). Городской управитель обладает хитрым характером, часто предается мошенничеству и лицемерию. Антон Антонович не гнушается заниматься коррупцией, нарушать закон, стараясь из всякого дела получить выгоду.

Образ Анны Андреевны

Городничий женат на женщине, которую зовут Анной Андреевной. Женщине около сорока лет, Анна Андреевна не отличается умом, демонстрируя свою суть – глупой, но привлекательной кокетки из провинции. Супруга городничего нетерпелива, хочет получать все и сразу.

Образ Марьи Антоновны

Восемнадцатилетняя дочь городского управителя славится красотой и нравственной неиспорченностью. Марья наивна и чиста, девушка мечтает о романтически красивой истории. Однажды героиня встречается с Хлестаковым, который сумел расположить девушку к себе. Между Марьей и Иваном, кажется, промелькнули взаимные чувства и, в результате, Хлестаков сделал девушке предложение. Но как только объявили о помолвке, обман Хлестакова раскрылся, и герой «капитулировал» из городка.

Образ Хлопова

Гоголь описывает смотрителя училищ Луку Лукича. Это чиновник, для образа которого характерны такие черты, как робость и трусливость. Хлопов должен следить за порядков в учебных заведениях, однако работу свою чиновник делает из рук вон плохо. Кроме того, Хлопов постоянно источает луковый запах. Возможно, поэтому Гоголь и награждает персонажа таким именем!

Образ Ляпкина-Тяпкина

Как и Лука Лукич, Аммос Федорович исполняет свои служебные обязанности далеко не на совесть. Фамилия персонажа будто говорит, что судья делает работу на «тяп-ляп». Судейская жизнь Аммоса Федоровича длится вот уже пятнадцать лет, при этом получая награды и медали за некачественную и безалаберную работу. Куда больше, чем служить в суде, Тяпкин-Ляпкин любит охотиться. Пристрастие к охоте обусловило и специфическую форму взяток героя: Тяпкин-Ляпкин взимал «дань» не деньгами, а собаками.

Образ Земляники

Артемий Филиппович служил попечителем «богоугодных заведений». Гоголь описывает персонажа пронырой и плутом, а кроме того – толстым и неповоротливым мужчиной. Как и Лука Лукич, Земляника особо не беспокоится о соблюдении порядка в заведениях, которыми управляет.

Образ Шпекина

Почтмейстер в пьесе, между тем, предстает персонажем, который отличается простодушием и бестактностью. Герой возглавляет почтовую службу городка. С работой Шпекина совпадает и любимое времяпрепровождение мужчины: Шпеков слаб на чтение чужой корреспонденции. Собственно, герой ничем особым не отличается от других чиновников городишка, так же плохо исполняя свои служебные обязанности.

Образы Бобчинского и Добчинского

Изображенные Гоголем помещики из города N поразительно похожи: у обоих героев одинаковое имя, то есть оба – Петры Ивановичи. Образ помещика представлен типичным: низкорослые любители поесть, посплетничать, отдохнуть и поболтать.

Образ Гибнера

Фамилия этого персонажа также «говорящая»: всем пациентам доктора Христиана Ивановича суждено погибнуть, ведь наш лекарь совершенно не умеет лечить людей. Гибнер, по всей видимости, немец, поэтому русского языка герой не знает, а потому не умеет общаться с пациентами. Здесь Гоголь высмеял известный русский обычай приглашать государственных чиновников, ученых, преподавателей и, наконец, врачей из-за границы, в частности же – из Германии.

Образ Уховертова

Степан Ильич играет во «вселенной» «Ревизора» роль городского пристава, начальника квартальных, то есть полицейских, в нашем городке. Подобно коллегам-чиновникам, Уховертов исполняет служебный долг некачественно, а местные квартальные склонны к пьянству и кутежам.

Образы квартальных

С фигурой Уховертова тесно связаны и образы полицейских, которых Гоголь тоже награждает комичными именами, вроде Держиморды, Свистунова и Пуговицына. Естественно, главная обязанность квартальных – поддержание общественного порядка. Однако блюстители закона и сами склонны этот порядок нарушать, что уж тут говорить о целом городе.

Образ вдовы Ивановой

Когда-то Иванова была замужем за унтер-офицером, но теперь овдовела. Женщина – типичная представительница среднестатистического жителя городка. Иванова как-то пожаловалась Хлестакову на действия городского управителя: квартальные якобы наказали женщину без всякой на то причины. Иванова возмущалась и просила Хлестакова выписать городничему штраф за злостное нарушение служебных обязанностей.

Образ Пошлепкиной

Еще один женский персонаж гоголевской пьесы. Пошлепкина, представленная в произведении пожилой слесаршей, также приходит к псевдо-ревизору с жалобами на городничего. Тот заставил мужа Пошлепкиной стать солдатом – на незаконной основе.

Образ Тряпичкина

У Хлестакова в Петербурге водилось множество знакомых и друзей. Один из них – Тряпичкин. Гоголь изображает этого персонажа литератором, который занимается статьями для газет. Хлестаков ведет с другом переписку, в которой рассказывает о происходящем в городке, где молодой человек вдруг оказался.

Образы отставных чиновников

Кроме действующих чиновником и помещиков городка, Гоголь представляет читателям и отставных служащих. Это, в частности, персонажи Лелюкова, Растаковского и Коробкина. Эти герои – второстепенные и появляются в произведении лишь изредка, в эпизодах.

Образ Мишки

Мишку писатель изобразил крепостным мальчиком «на побегушках», который служит у городского управителя. Мишка – юный паренек, отличающийся проворностью и сноровкой. По сути, это тоже герой второго плана.

Образ торговца

Фигура купца Абдулина занимает эпизодическую роль, однако персонаж появляется в пьесе довольно часто. Абдулин торгует винами. При этом для городничего купец поставляет вино бесплатно (то же самое городской управитель проделывает и с другими торговцами, которые без платы дают тому свои товары). Но по прибытии в городок нашего псевдо-ревизора Абдулин присоединяется к другим жителям города, жалуясь на городничего.

Сообщение о приезде проверки

Государственные органы городка погрязли во взятках и иных нарушениях закона, они привыкли к вседозволенности, однако неожиданно приходит неприятная весть. Дело в том, что в город направляется проверяющий из Петербурга, то есть ревизор. При этом чиновники узнают, что ревизор имеет тайное предписание, это известие заставляет недобросовестных служащих потерять покой. Город теряется в догадках о причинах приезда ревизора. Все предчувствует грядущие неприятности.

Городничий рекомендует попечителю государственных учреждений навести порядок в больничных палатах, переодеть больных в чистое белье. Он дает указания городскому судье, чтобы тот прекратил сушить арапник над рабочим столом. Городничий просматривает исходящую почту у почтмейстера Шпекина, чтобы избежать доноса. Шпекин, оказывается, и сам нередко читает чужие письма, поскольку это занятие веселит его.

Добчинский и Бобчинский рассказывают горожанам о подозрительном наблюдательном молодом человеке, которого они повстречали в трактире. Все по ошибке решают, что Хлестаков и есть ревизор. Городничий решает посетить приезжего проверяющего в гостинице.

В начале второго действия читатели узнают о том, что положение Хлестакова значительно ухудшилось, по дороге к отцу он проиграл все деньги и даже не имеет средств на пропитание.

Городничий приходит к Хлестакову в гостиницу. Чиновник боится, что визит городничего вызван его большими долгами. Он считает, что его хотят посадить в тюрьму.

Антон Антонович, который служит городничим, входит в комнату ревизора и почтенно здоровается с ним. Хлестаков в свою очередь сбивчиво извиняется, оправдывается по поводу долга и жалуется на плохого трактирщика. После проявленного гостем недовольства городничий предлагает ему более комфортабельную гостиницу.

При этом диалоге городничий считает, что Хлестаков обманом выпытывает у него секретные сведения. Перепугавшись, Антон Антонович признается во взятках и предлагает Хлестакову денег. Городничий обещает сохранить тайну ревизора и не выдавать его личность. Таким образом, Хлестаков получает 200 рублей.

Антон Антонович вызывается сопровождать ревизора по местам инспекции в богоугодных заведениях. Он приглашает Хлестакова к себе домой в качестве почетного гостя.

Жена городничего Анна Андреевна с нетерпением ожидает супруга. Добчинский приносит ей записку от мужа, в которой он самыми серьезными оборотами излагает информацию о грозных намерениях ревизора. Он просит жену предпринять все меры по смягчению гостя, велит приготовить для него комнату и купить лучшего вина. Анна Андреевна с дочерью спорят о том, какие платья лучше выбрать для встречи высокопочтенного ревизора.

Приехав в гости к Антону Антоновичу, Хлестаков решает рассказать дамам о своей петербургской жизни, он описывает торжественные светские мероприятия и называет себя главным чиновником министерства и другом самого Пушкина. Гость хвастается, что не раз печатал свои сочинения в известных журналах и присваивает себе чужие заслуги. После беседы Хлестаков отправляется отдыхать в приготовленную для него комнату.

Анна Андреевна расспрашивает слугу Осипа о нраве и статусе его хозяина. Осип отвечает уклончиво, что дает домовладельцам повод возомнить Хлестакова важной фигурой.

В нашей вы узнаете о нелегкой жизни петербургского чиновника Акакия Акакиевича в рассказе “Шинель”, и о том, как он вынужден был ежедневно терпеть лишения ради своей заоблачной мечты.

Городничий выставляет у своего дома полицейскую охрану, чтобы избежать встречи ревизора с жалобщиками и доносчиками. После долгих разговоров чиновники решают по очереди посетить Хлестакова и дать ему взятку, чтобы обелить свое имя.

Судья Ляпкин-Тапкин решается стать первым посетителем ревизора. Он входит в комнату к Хлестакову и от переизбытка волнения роняет принесенные деньги на пол. Хлестаков поднимает деньги и просит судью одолжить их. Затем к нему в комнату по очереди входят почтмейстер, смотритель городских училищ и другие чиновники всех званий. Все эти государственные служащие дают гостю из Петербурга деньги, объясняя это временным займом.

Разговаривая с Хлестаковым, чиновники от волнения и излишней нервозности выдают ему свои секреты. Служащий Земляника доносит на некоторых своих коллег и предлагает предоставить Хлестакову записку с подробным описанием их проступков, Добчинский признается ревизору в наличии незаконнорожденного ребенка.

После того, как прием чиновников закончен, Хлестаков пишет письмо своему давнему товарищу Тряпичкину. Он признается, что попал в выгодное положение, поскольку его по ошибке приняли за государственного проверяющего.

Легкие деньги
Теперь у ревизора есть целое состояние в 1 тысячу рублей. Осип просит барина проявить осторожность и поскорее уехать из города пока чиновники не обнаружили обмана.

Затем к Хлестакову является несколько купцов, которые жалуются на несправедливое отношение со стороны местной власти. Хлестаков обещает наказать виновного и обнадеживает их.

Хлестаков начинает заигрывать с дочерью городничего Марьей Антоновной. Он падает перед девушкой на колени и признается ей в любви. Хлестаков делает ей предложение руки и сердца. Городничий благословляет союз между своей дочерью и ревизором. Хлестаков заявляет семейству городничего, что ему срочно необходимо ехать к богатому дяде. Он просить занять ему еще денег. После этого Хлестаков уезжает.

Почетные жители города поздравляют городничего, что его дочь так успешно вышла замуж. Городничий представляет, что вскоре он с женой переедет в столицу. Неожиданно является почтмейстер, которой прочитал письмо Хлестакова к Тряпичкину. Он рассказывает городничему об обмане. Жандарм возвещает о прибытии чиновника из Петербурга, после этого наступает немая сцена.

Судьба произведения после написания

При всей популярности гоголевской пьесы, произведение нашло свое сценическое воплощение лишь в 1836-м. Первым «Ревизора» поставил Александрийский театр. Изначально император относился к постановке пьесы скептически, учитывая злободневную и острую проблематику текста. Однако Жуковскому все же удалось уговорить императора дать разрешение на постановку. «Ревизор» вызывал амбивалентные чувства у зрителей, и у императора в том числе. Хотя в целом правителю России произведение понравилось.

В вопросах сценического воплощения пьесы Гоголь предстал новатором. Например, литератор постоянно курировал процесс репетиций, снабжая актеров и режиссера своими ремарками и советами. Но также Гоголь настоял на применении приема, который называется «немая сцена». В этой сцене, как следует из названия приема, персонажи находятся на сцене, но не ничего не говорят. Кроме того, Николай Васильевич занялся выведением ключевых закономерностей комедии, которые впоследствии стали классикой. Еще одна инновация от Гоголя – гротеск в рамках комедии. Собственно, гротеск – в данном случае – помогает писателю придать произведению сатирический и язвительный оттенок, акцентировать внимание на абсурдности определенных элементов. Кое-где Гоголь использует гиперболу, выпячивающую пороки и недостатки социума. Нет, литератор не изображает чиновников глупыми. Это скорее очень ограниченные люди. «Ревизор» не знает ни полностью положительных, ни полностью отрицательных героев, здесь даже нет привычного – четкого – деления на персонажей второго и первого плана. Каждый герой – «говорящий», потому что воплощает один (самый выразительный) порок.

Несколько слов о тематике и идейной подоплеке гоголевской пьесы

За счет обращения к реализму, Гоголю удалось изобразить личность действующей в типичных обстоятельствах. Однако, по замыслу писателя, «Ревизор» – это бесконечно больше, чем простая комедия или даже грустная картина пороков современного автору социума. Чтобы до зрителя дошел исходный, настоящий смысл произведения, Николай Васильевич снабдил текст комментариями и рекомендациями. Что же все-таки хотел донести Гоголь? Абсурдный характер общественных порядков, комизм и одновременно грусть картины вырождающегося общества.

Центральная тема произведения касается общественных пороков, глупости и лицемерия чиновников, демонстрации морального упадка социума в целом и высших чинов – в частности. То, что пьеса является сатирой, обусловливает острый характер текста, использование язвительных оборотов речи. При этом Гоголь наделяет каждого персонажа своей – особенной, неповторимой – речевой манерой. Эта же манера служит и главным инструментов обличения определенного героя.

Что касается идейной подоплеки гоголевского текста, то писатель демонстрирует бездуховный характер отношений между людьми, господство пошлости, низости и цинизма, полного морального упадка жизни чиновников. На самом деле, Гоголь не прячет глубоко идеи, которые стремится передать пьесой: все мысли лежат на поверхности. Важно увидеть себя со стороны, понять собственную неправоту и ограниченность, а также попытаться исправить ситуацию. Но Гоголь испытал грусть и разочарование, потому что не достиг своей цели: это не удивительно, ведь зрители и большинство читателей произведения принадлежали к классу, который писатель и обличал.



error: Контент защищен !!