Квохчут куры беспокойные над оглоблями сохи. Сергей Есенин — В хате: Стих

«В хате» Сергей Есенин

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Анализ стихотворения Есенина «В хате»

Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» - превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. Бухарова отмечала, что строки очаровывают в первую очередь непосредственностью. По ее мнению, Сергей Александрович нашел новые темы, слова, картины. Диалектизмы, встречающиеся в тексте, ей показались более «точными, красочными и меткими», нежели «пошлые вычурные словообразования» Северянина, Маяковского и прочих подобных авторов. Венгеров писал, что Есенин сумел превратить в «золото поэзии» вещи самые простые.

Как уже говорилось выше, в стихотворении представлен крестьянский быт. Сергей Александрович рисует реалистичную картину, наполненную интересными подробностями. Поэт выступает в роли внимательного наблюдателя, который способен подметить и передать даже мельчайшие детали. Изба и двор – место гармоничного сосуществования людей и зверей. Сначала лирический герой обращает внимание читателей на едва ли не главного человека в крестьянском доме – хозяйку (мать). Затем он переходит к важнейшему обитателю хаты, если говорить о домашних любимцах, - старому коту. Далее действие переносится во двор. Там тоже кипит жизнь – квохчут куры, «запевают обедню стройную петухи», «щенки кудлатые заползают в хомуты». По стихотворению видно, с какой любовью и нежностью относится Есенин к простому деревенскому люду. В доме, изображенном в тексте, живут люди небогатые, но трудолюбивые, знающие истинную цену хлеба и умеющие на него заработать.

Созданию деревенского колорита не в последнюю очередь способствует употребление диалектизмов. Чтобы узнать значение некоторых из них, современному читателю придется обратиться к словарю. Например, дежка – это кадушка для теста, кваса; драчены – запеченные лепешки, делающиеся из картофеля или пшеничной каши; попелица – зола; махотка – горшок, в котором хранится квас или молоко.

К теме деревни Есенин обращался на протяжении всего творческого пути. Особенно интересно ее развитие в контексте восприятия поэтом Октябрьской революции. Сначала Сергей Александрович радовался приходу к власти большевиков. Он искренне полагал, что свержение императора приведет к окончательному освобождению крестьян из-под гнета богачей. Спустя некоторое время Есенин осознал свою ошибку. Индустриализацию, шагавшую по стране семимильным шагами, поэт так и не сумел принять.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Анализ стихотворения «В хате» Есенина

Есенин очень быстро получил признание в литературной среде Москвы и Петрограда благодаря своей «деревенской лирике». В 1914 г. он написал стихотворение «В хате», которое очень любил читать на литературных вечерах. Оригинальная манера чтения поэта производила большое впечатление на слушателей. Еще более непривычным и привлекательным было обращение Есенина к образу деревни. В то время представители поэтической богемы не имели совершенно никакого понятия о самых элементарных народных предметах. Простонародный русский язык был менее понятен, чем иностранный. Современники вспоминали, что после чтения произведения «В хате» Есенину приходилось разъяснять смысл многих слов и выражений.

Поэт описывает бесхитростную обстановку простого деревенского быта. Практически все действие разворачивается в доме. Сразу бросается в глаза огромная теплота и нежность лирического героя по отношению к родной хате.

Хата представляется в образе небольшого самодостаточного мира, в котором действуют особые законы. Все происходящее в нем имеет свой тайный смысл. Даже «лезущие в паз тараканы» не вызывают отвращения, так как являются обязательной деталью обстановки. Перечисляя обычные крестьянские предметы быта (заслонка, ухваты, оглобли), Есенин поднимает их значение, позволяет читателю ощутить притягательность деревенской жизни.

Особый смысл имеет образ родной матери — хранительницы очага. Физическая нагрузка на крестьянскую женщину мало чем отличалась от мужской. Помимо общей работы она должна была заботиться о пропитании всей семьи и воспитании детей. Мать в стихотворении «с ухватами не сладится». Есенин лишь намекает на то, что старшая в семье женщина вставала задолго до зари, проводя весь день в заботах.

Есенин очень любил животных, особенно домашних. Он считал, что крестьяне, проводя всю жизнь бок о бок с нашими «меньшими братьями», намного ближе к познанию всех тайн природы по сравнению с городскими жителями. Общение с животными делает человека чище и добрее. Вторая половина стихотворения целиком посвящена многочисленному крестьянскому животному миру.

«Старый кот» уже давно стал полноправным членом семьи, чувствующим себя хозяином хаты. Во дворе не смолкает кудахтанье множества кур. Пение петухов лирический герой вообще сравнивает с религиозным образом («обедня стройная»). В этом богатом мире повсюду кипит жизнь: «из углов щенки кудлатые заползают в хомуты».

В финале автор использует очень яркий образ — «пугливая шумота». Многие современники отмечали, что он является центральным для всего произведения. Литературовед И. Розанов после очередного публичного чтения Есенина вспоминал, что долго не мог уснуть, продолжая по памяти восхищаться «пугливой шумотой».

Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Народный артист Российской Федерации (1995 г.), Заслуженный артист РСФСР (1989 г.), Лауреат конкурсов артистов-чтецов (1975, 1980 гг.). Член художественного совета Литературно-чтецкого объединения Московской государственной академической филармонии, член коллегии Московской филармонии, член правления Центрального Дома работников искусств. В 1980-1982 гг. был Председателем правления Московского клуба чтеца. С 1999 года является неизменным руководителем школы-студии «Слово Пушкина» при Государственном литературном музее А. С. Пушкина, профессор кафедры устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ) и Института гуманитарного образования (ИГУМО). В 2000 г. становится первым чтецом лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства, лауреат международного фестиваля (2002) «Сократ и мировая культура», а также Четвёртого Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» (2003). Около 20 лет автором и режиссёром программ Рафаэля Клейнера был поэт Давид Самойлов. Имеет двух сыновей: Александр Рафаэльевич Клейнер 20 лет, Владимир Рафаэльевич Клейнер 13 лет. В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Читать стихотворение «В хате» Есенина - это как внезапно очутиться в русской деревне начала двадцатого века. Образы Есенина сочные и мясистые, они объемны: кажется, их можно потрогать руками, вдохнуть запах старого дерева, из которого построен крестьянский дом, почувствовать обжигающее тепло печи, в которой уже дозревает запашистый хлеб. С какой любовью, с какой нежностью Есенин воскрешает в своей памяти все детали своего родного быта. С щемящей тоской через взор Есенина нам открывается целая картина из прошлого поэта. Смотрите, сквозь ненужные слезы, которые наворачиваются на глаза из-за переизбытка доброты и любви в душе, смотрите… Вот кудлатые толстые, неповоротливые щенки потешно карабкаются друг на друга, повизгивают, кусаются, забавно виляют своими коротенькими хвостиками. Во дворе слышно кудахтанье кур, а важный, как гусар, петух взлетел на забор, и прочищает горло, чтобы первым известить мир о том, что взошло солнце. Вороватый котейка крадется к парному молоку. И матери все никак не удается справиться с ухватом. Наверное, она бранится себе под нос, и тут же, устыдившись, украдкой крестит рот, прости, Господи. «В хате» стих просто переполнен образами. Такими живыми, такими настоящими…

Стихотворение было написано Есениным в 1914 году и сразу же привлекло внимание критиков к молодому поэту.

Текст стиха «В хате» Есенина полностью читайте на нашем сайте.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Еще стихотворения:

  1. Дайте на руки! Парное молоко обдает. Белый комок снега первого. Первый дымок новой трубы. Первая спица мигнула в колесе. Расправляется. Хватает. Ласка. Побожись, что не будешь, как все!...
  2. Скрипнут в хате двери… Сон ли вижу я — Мама, дай примерить Крылья журавля — Чтоб взлететь, Как в детстве Можно лишь взлетать, Что потом чудесней Чудо понимать… И в...
  3. За станицей воют волки, над сугробами кудель. От Магнит-горы до Волги белогривая метель. Но изба не ждет устройства и запасами права. Полыхнет огнем береста, затрещат в печи дрова. Не допустят...
  4. Легким ветром колышется штора. Я не сплю, я томлюсь в полусне. Беспокойные, бледные тени Тихо реют по белой стене. Звуки песен далеких и нежных Надо мною чуть слышно дрожат, И...
  5. Был старый Томск легендами овит. Идет, к примеру, улицей пустынной Студент — и впереди, в шубейке длинной, Приметит даму, стройную на вид. Он вслед за ней держаться норовит, Как за...
  6. Сизый туман утром в окне. Море воспомнилось мне. Чайки и – рыба винтами в воде, мокрый твой плащ при звезде… Белый туман утром в окне. Зимы припомнились мне. К печке...
  7. Мы поехали за город, А за городом дожди. А за городом заборы, За заборами — вожди. Там трава немятая, Дышится легко. Там конфеты мятные, Птичье молоко. За семью заборами, За...
  8. В старый город, в старый город Въезд машинам запрещен. Забреду я в старый город С аппаратом за плечом. Закуплю открытки-марки, Подивлюсь на старый хлам, Аппарат старинной марки Наведу на старый...
  9. Саманный аул в казахской степи. Жизнь под колун — все стерпи. Пол земляной. Врыт казан. Покрыта золой в углу коза. На корточках варит апа бешбармак. Пахнет гарью. В глазах тошнота....
  10. Какая длинная зима, Как время медленно крадется!.. В ночи ни люди, ни дома Не знают, кто из них проснется. И поутру, когда ветра Метелью застилают небо, Опять короче, чем вчера,...
  11. Ах, как пахнет, как пахнет сирень! Ну и пусть ее, знаешь, Бог с ней. Ведь такое только затронешь и опять заведешься, и вспомнишь берег, вспомнишь Шевченковский сад, как ты в...
  12. Творящий дух и жизни случай В тебе мучительно слиты, И меж намеков красоты Нет утонченней и летучей… В пустыне мира зыбко-жгучей, Где мир — мираж, влюбилась ты В неразрешенность разнозвучий...
  13. Раз архитектор с птичницей спознался. И что ж? — в их детище смешались две натуры: Сын архитектора — он строить покушался, Потомок птичницы — он строил только «куры»....
  14. Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой, вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой, как мне ни странно и как ни печально, увы — старый мой доктор, я старше сегодня, чем...
  15. Так пахнет настоящая вода. Дыши свободно, будь во всем доволен. Но я влюблен в большие города, Где много шума и где мало воли. И только очень редко, иногда, Вдруг видишь,...
Вы сейчас читаете стих В хате, поэта Есенин Сергей Александрович


error: Контент защищен !!