Зюраткуль олень на земле из прошлого. Гордость Урала — национальный парк Зюраткуль

Дополнительная информация:
оз.Зюраткуль, пос.Зюраткуль, по хребту

Описание:

Крупнейший геоглиф Евразии имеет форму лося, находится на хребте Зюраткуль, на территории национального природного парка Зюраткуль. Геоглиф настолько огромный, что разглядеть его можно только с высоты птичьего полёта или с помощью спутниковых карт, да и то, в наше время он настолько покрылся культурным слоем, что стал сложно различим. Происхождение геоглифа является загадкой, существует множество версий его назначения и датировки. Геоглиф представляет собой изогнутую линию длиной более двух километров, шириной около пяти метров. Она складывается в крупнейший рисунок, напоминающий фигуру лося. Геоглиф выкладывали камнями и валунами разного размера, взятыми со всей округи горы Зюраткуль. Фигура лося заключена в примерном квадрате 250 на 250 метров.

Такие огромные и дорогие (в смысле трудовых и интеллектуальных затрат) сооружения всегда и всюду имеют отношение к космологии . Зюраткульский геоглиф — не исключение. Этот лось изображает созвездие Лось . Такого созвездия на современных картах звёздного неба нет — оно давно утеряно южными цивилизациями. А вот на северном небе фигуру лося найти можно . И поможет в этом безнадёжном деле как раз зюраткульский геоглиф. На небе нужно найти двойника земной фигуры. Оказывается, задача имеет единственное решение. Древний Лось сейчас представляется сразу шестью созвездиями: Персей, Андромеда, Кассиопея, Треугольник, Овен и Рыбы . Потерянный Лось — это огромное созвездие. Сейчас оно прекрасно видно в южной части зимнего неба. Видно нынешней зимой, будет видно в следующую зиму и ещё много зим подряд — прецессия дело неспешное — 1° за 72 года.

Древняя астрономия знала в этой части неба несколько подобных больших созвездий, которые значительно позже, уже на греческом небе, распались на мелкие фрагменты и персонажи. Таков был Бык (современные созвездия Телец, Возничий и часть Ориона), изображённый во французской пещере Ляска (знаменитая фреска с покойником, возраст 17 тысяч лет). Такова была Великая Мать (созвездия Кассиопея, Андромеда, Треугольник, Овен, Рыбы). Это созвездие во множестве изображено на расписной керамике и в мелкой скульптуре Ближнего Востока, Анатолии и Балкан, в культурах керамического неолита и энеолита. Некоторые историки называют эти культуры «Цивилизацией Великой Матери». Есть и другие созвездия, вошедшие в мифологические сюжеты и в искусство древних людей. Никто из гуманитарных историков не видит в этих изображениях небесные созвездия. Ибо не умеют видеть. Что, правда — то, правда. Но от этого суть дела не меняется.

Зачем же фигура небесного зверя изображена на поляне между хребтом Зюраткуль и озером Зюраткуль? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сделать несколько простых измерений в том же геосервере Google Earth. Тогда можно узнать что: Самая высокая точка Зюраткуля имеет координаты 54° 57′ 25» с.ш. 59° 10′ 48» в.д. От вершины хребта Зюраткуль до геоглифа от 1700 до 1900 м, азимут от 151° до 158° Середина фигуры удалена на 1800 м, азимут 154,5° — юг-юго-восток

Особое значение имеет азимут и румб юг-юго-восток. Нужно понять, когда и при каких обстоятельствах вновь обретённое созвездие Лось поднималось над этой частью горизонта для наблюдателя, стоящего на высшей точке хребта Зюраткуль. Нужно чтобы небесный Лось стоял ровно над Лосем земным, и оба Лося должны быть видны одновременно. При этом нужно вычислить астрономическое или календарное событие, происходящее в этот же момент. Зима и весна исключаются — геоглиф под снегом не виден. Да и осень в эпоху оледенений не очень подходит. Остаётся летнее солнцестояние. Теперь пришло время понять, что для наблюдателя летнее солнцестояние было Новым Годом. Вот и всё. Пора решать задачу из небесной механики.

Теперь только редкие умники и уникальные таланты отрицают сам факт существования геоглифа, его обсерваторное назначение , и приблизительную датировку — не менее 8~10 тысячелетие до н.э.

«Комсомолка» уже писала о необычном открытии на хребте Зюраткуль в Челябинской области . Краевед Александр Шестаков , взглянув на карты Google, предположил, что на склоне изображен геоглиф - рисунок лося, выложенный из крупных камней.

В прошлые выходные челябинские археологи смогли выехать на место и провести первичную разведку, которая дала вполне обнадеживающие результаты. И, прежде всего, они пришли к выводу, что сооружение создано не природой, а руками человека!

Это изображение сформировано в тот исторический период, когда почва составляла примерно 4-5 см, - добавляет главный специалист госцентра по охране культурного наследия Челябинской области Николай Михайлович Меньшенин. - Это соответствует энеолиту - новому каменному веку, то есть примерно с 7 по 3 тысячелетие до нашей эры.

В пользу рукотворности несколько фактов: четкое изображение животного и оно подтверждается наличием кладки. Сама структура слоев очень сильно отличается от природной насыпи. Кладка разнокалиберная, по краям - крупные до 500 килограмм плиты, а в середине- более мелкий камень. Общая ширина линии 3,5 метра, а общая протяженность - почти два километра. Но археологи вскрыли пока только около метра.

В эпоху первобытной древности горнолесную часть Челябинской области населяли предки финно-угорских племен. А для них сохатый - сакральное животное, из поколения в поколение они рассказывали миф о небесной охоте на лося или оленя. Этих зверей рисовали на камнях, в пещерах и на скалах, изображали на керамике. За эту теорию говорит и близость озера Зюраткуль, на его берегах найдены стоянки древнего человека.

Площадь, которую занимает изображение, составляет почти 60 тыс. кв метров. Это даже больше, чем наземные рисунки в пустыне Наска. Только в Перу их делали иначе - снимали верхний слой камней, здесь же, наоборот накладывали сверху.


Однако научный мир пока не пришел к единому мнению.

Делать выводы о том, что перед нами геоглиф - слишком рано, - считает доктор наук Сергей Боталов. - Нужны куда более тщательные исследования и неопровержимые доказательства, а их пока нет. Уральские горы довольные старые, и порой природный дизайн может принимать весьма причудливые формы. К тому же непонятно, почему это полянка не заросла лесом за столько тысячелетий. Ведь вокруг - буйные и местами непроходимые таежные заросли.

Официальная наука многое ставит под сомнение в данном случае. К примеру, слой в 4-5 см необязательно будет указывать на историческую эпоху. Ведь речь идет о склоне горы, почву могло намывать с более крутых поверхностей. И если принять версию о рукотворном сооружении, то почему обязательно это геоглиф? Ведь это могло быть основание для ограды сторожевой башни, границы какой-нибудь заимки и тому подобное. В общем, академики пока не спешат восторгаться и хотят дождаться окончания полноценных раскопок.


КАРТА

Геоглиф лося на интерактивной карте склона горы Зюраткуль

КСТАТИ

Вот что говорит энциклопедия о знаменитых рисунках в пустыне Наска:

Линии Наски ставят перед историками немало вопросов - кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли разглядеть геоглифы невозможно, поэтому остается предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий. Относительно времени создания линий ученые сходятся - до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.

Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Именно она, посвятившая изучению линий Наска почти половину века, предположила, что линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарем. Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI-I в. до н. э. К этому же периоду относятся и остатки поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.



В 2011 году на Южном Урале на склоне хребта Зюраткуль на высоте 860 метров над уровнем моря неподалеку от изумительного по красоте одноименного озера краевед Александр Шестаков 1 открыл огромный наземный рисунок, напоминающий своими очертаниями некое животное.

Александр Шестаков: «В 1989 году я с другом был в походе на Зюраткуле. У подножия горы на поляне я увидел, что трава в некоторых местах растет неравномерно, создавая тропинки то вверх, то вниз. Несколько лет назад я вновь оказался там, долго ходил по тропинкам, пытаясь понять, кто сделал этот лабиринт. А потом благодаря программе Google Earth разгадал загадку. Это был рисунок на склоне горы в виде лося».

На спутниковом фото видны белые очертания рисунка животного, ориентированного ногами к вершине хребта, а спиной и рогами – к озеру. Рисунок представляет собой светлую изогнутую линию суммарной длиной более 2 км при ширине 4–4,5 м. На изображении со спутника видны голова лося, четыре ноги и рог. За тысячи лет рисунок покрылся культурным слоем, заметить его в настоящее время достаточно сложно. Каменная полоса покрыта землей, на которой растет трава. Лучше всего наблюдать изображение в межсезонье, когда только сходит снег, или осенью, когда трава на камнях желтеет и сохнет раньше окружающей.

Такие огромные изображения, находящиеся на земной поверхности, называют геоглифами. Они созданы либо путем снятия верхнего слоя почвы по периметру изображения, либо наоборот, засыпанием камней по заранее подготовленным желобам, где должна пройти линия рисунка. Обычно подобные изображения можно рассмотреть только с большой высоты.

Самые известные геоглифы обнаружены на юге Перу в пустыне, расположенной на плато Наска. Среди картин – треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук, цветы. Рисунки первым заметил американский археолог Пол Косок в 1939 году, когда ему довелось пролетать над плато на самолете. Период создания наскинских изображений предположительно относится к 400-650 гг. н.э. Есть гигантский рисунок на территории Англии, в графстве Оксфордшир (стилизованная светлая фигура – Уффингтонская белая лошадь). Этот меловой геоглиф создан в Х в. н.э. Древнее происхождение упомянутых артефактов не вызывает сомнений у исследователей.

Есть несколько версий происхождения древних геоглифов. Сооружались они как ритуальные, религиозные, культовые объекты, которые должны быть видны лишь божествам с неба, то есть своеобразные маяки для привлечения внимания богов. Люди обычно не могут их наблюдать, информация геоглифов направлена вовне Земли. Гигантские рисунки рассматривают и как послания в космос, которые создавались в надежде на будущее общение с разумными существами. Есть версия, что геоглифы – наземные ориентиры для посадок инопланетных кораблей.

Как определили прибывшие на место открытия археологи, геоглиф выложен камнями диаметром 20-30 см вперемежку с глиной. Камни размещены в заранее подготовленных канавках. На углах и поворотных точках рисунка лежат крупные валуны, значительно превосходящие по размеру остальные камни. С каждого из этих камней просматривается значительная часть рисунка.

Главный специалист Государственного научно-производственного центра по охране культурного наследия Челябинской области Николай Меньшенин: «Мы расчистили небольшой фрагмент ноги лося. Примерно 0,05% от всего изображения. Сделали разрез части кладки и получили информацию по технологии создания изображения. Ширина линии в нынешнем состоянии достигает 5 м, первоначально составляла 3,5 м. Выкладывалось изображение достаточно сложно: из больших камней методом сухой кладки делались две стенки. Пространство между ними заполнялось выбросами из выкопанной траншеи и более легкими камнями».

Изображение лося помещается в квадрат со стороной 250 м. Размеры геоглифа впечатляют: 218 м в длину, 278 м по диагонали. Получается, наш лось – самый крупный из известных в мире геоглифов. Геоглиф ящерицы на плато Наска в Перу достигает 188 м в длину, а Уффингтонская лошадь в Англии простирается на 110 м.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Станислав Григорьев: «Я на 100% уверен в рукотворности этого памятника. Линии рисунка имеют ширину 4–4,5 м. Выполнены они, скорее всего, следующим образом: сначала был снят верхний слой грунта, на его место засыпались мелкие кварциты белого цвета – именно поэтому рисунок так хорошо различим на местности. По краям же выставлены крупные валуны - своеобразные границы изображения».

Археолог, член-корреспондент РАН Владимир Юрин: «Бесспорно, это искусственный объект и настоящий геоглиф. Открытие подобного памятника – настоящая сенсация! В определенное время года он хорошо «читается» с вершины хребта Зюраткуль. Спасибо Алексею Шестакову, что раскрыл глаза мне и многим специалистам Урала, России и даже планеты на данный феномен. Я уверен, что в ближайшее время появится целый ряд подобных открытий по всей стране, в первую очередь – в горных районах».

А может быть, наш лось действительно не одинок, подобно многочисленным изображениям в пус­тыне Наска? Не существуют ли на Урале еще геоглифы? Просматривается блестящая перспектива для первооткрывателей!

Возраст, по мнению специалистов, может достигать 8000 лет. Станислав Григорьев: «При создании этого геоглифа слой гумуса составлял 10 см, сейчас же отложения – около 30–40 см. Мы отталкиваемся от нулевой точки - схода ледника, когда как такового слоя почвы не было, повсюду зияли лишь голые камни, и это было в 11–10 тысячелетиях до н.э.». Такой возраст делает рисунок Зюраткульского лося древнейшим в мире.

Даже если более детальная экспертиза покажет, что находка моложе, чем предполагается, остаются бесспорными факты наличия на Урале самого крупного геоглифа в мире и единственного на материковой Евразии. Эти обстоятельства позволяют по-новому взглянуть на жизнь наших далеких предков.

А для чего древним людям могло понадобиться такое изображение? На этот счет много различных версий. Возможно, для создателей лось был обожествленным животным, своеобразным тотемом. Не исключено, что созданием геоглифа одно племя демонстрировало свое превосходство над другими.

Существует версия, что столь громадное со­оружение обязано иметь отношение к космологии. Земной Лось изображает небесного, то есть созвездие некоего Лося? Но, позвольте, его нет на картах звездного неба, однако его можно отыскать, объединив 6 известных созвездий: Персея, Андромеду, Кассиопею, Треугольник, Овена и Рыб. В период летнего солнцестояния небесный Лось располагается точно над земным, и оба они видны одновременно. Если вы хотите, чтобы совпали угловые размеры обоих Лосей, составляя около 30°, необходимо найти точку на склоне хребта, лежащую выше земного Лося на расстоянии 360 м. Скорее всего, эта точка является местом силы.

Слово скептикам. Некоторые краеведы склонны считать изображение обычными охотничьими или звериными тропами.

Александр Перевознюк: «При просмотре геоглифа я перешел со снимков 2010 года в Google Earth на снимки 2007 года и обнаружил более четкие линии, фигура оказалась в 2 раза больше, не замкнута и не походит на лося, больше похоже на ограду, куда охотники загоняли добычу».

Геоглиф – часть древней мегалитической культуры, существовавшей на Южном Урале в начале железного века. Этот уникальный памятник достоин быть брендом, символом и, если хотите, товарным знаком нашего края. Его удобное расположение вблизи других природных жемчужин должно способствовать развитию туризма на Южном Урале.

Обратите внимание, что в Челябинской области за последние 20-30 лет обнаружены памятники археологии мирового уровня: Аркаим, мегалиты острова Веры, Зюраткульский Лось. Важной задачей является сохранение этих ценнейших объектов. Кто будет заботиться о нашем Лосе и охранять его? Давайте брать пример с англичан, для которых их Уффингтонская лошадь является предметом гордости, поклонения и всеобщей заботы. Островитяне регулярно проводят фестивали лошади, включающие уход за ней. Административный район графства Оксфордшир носит ее имя – Vale of White Horse!

Есть занятное предложение археологов: наряду с продолжением раскопок проложить по периметру геоглифа экскурсионную тропу. Туристы будут не только переходить от одного раскопа к другому, но и протаптывать контур лося. Геоглифу это не повредит, зато он будет лучше виден как непосредственно сверху, так и с вершины хребта Зюраткуль.


1 Александр Шестаков (1974 г.р.), живет в Перми. Увлекается спелеологией. Принимал участие в более чем 50 экспедициях на Кавказе, Урале, Тянь-Шане, в Сибири и Крыму. Внес большой вклад в изучение пещеры Шумиха – самой глубокой в Челябинской области. С 2003 года занимался древними технологиями производства тесаного камня, изучил более 20 каменных карьеров Урала. На базе его находок на территории национального парка «Зюраткуль» был создан музей старинных мельничных жерновов. В 2005 году заинтересовался древнейшими памятниками культуры Урала, обнаружил и описал 12 сейдов (уникальных природных мест – скал, сооружений из камней, озер и т.п. – священных объектов североевропейских народов) и 2 дольмена (культовых сооружений, мегалитов). В настоящее время занимается изучением костищ – многотонных скоплений древних костей культового происхождения в Пермском крае.

Осенью 2011 года родилась очередная историческая сенсация: на Южном Урале нашли самый большой и самый древний геоглиф в мире. Урал богат историческими шедеврами: сначала «Аркаим», потом «остров Веры», а теперь вот ещё и «Лось Зюраткуля». «Кашу заварил» краевед Александр Шестаков. Потом в дело вошёл известный южно-уральский археолог С.А. Григорьев. Широкой публике археолог Григорьев известен как раз по «острову Веры» на озере Тургояк. Впрочем, Станислав Аркадьевич копал и «Аркаим». Вместе с опытным археологом Николаем Михайловичем Меньшениным, он успел таки до снега прокопать на памятнике шурфы.

Результат первого исследования очень порадовал энтузиастов, но огорчил скептиков. Во-первых, - памятник, несомненно, есть! Обнаружилась каменная выкладка искусственного происхождения, то есть, выкладка сделана людьми намеренно. Во-вторых, - культурного слоя на памятнике нет. Артефактов нет, но есть погребенная почва, сравнивая которую с современной почвой, по её приросту можно приблизительно датировать время проведения земляных работ - от 8 до 4 тысяч лет назад. В-третьих, - в связи с положительным результатом шурфования, принято решение о полномасштабном археологическом исследовании. Раскопки планируется производить летом 2013 года. Теперь всем заинтересованным лицам можно и нужно повременить со скороспелыми оценками, и ждать результатов исследования.

Археологи уже назвали памятник культовым объектом. Контур лося, якобы, создан для того, чтобы демонстрировать его Небу. Но добавить к этому впечатляющему заявлению ученые уже ничего не могут. Другая версия попроще: геоглиф - это посвящение промысловому животному лосю. Охотились, поклонялись, вот и сделали. Такое мнение и вовсе нехорошо, ибо вызывает естественное вопрос: охотились на лося всегда и везде, так почему же геоглиф создали только на Зюраткуле? Охотились на медведя, косулю, кабана, зайца и прочую мелочь - и им что, тоже делали геоглифы?

Невооружённым глазом видно, что гуманитарный подход к исследованию очередного сенсационного памятника богатых плодов не принесёт. Это уже было на «Аркаиме», то же случилось на «острове Вера», так же будет и на Зюраткуле.

А теперь естественнонаучное решение задачи

Такие огромные и дорогие (в смысле трудовых и интеллектуальных затрат) сооружения всегда и всюду имеют отношение к космологии. Зюраткульский геоглиф - не исключение. Этот лось изображает созвездие Лось . Такого созвездия на современных картах звёздного неба нет - оно давно утеряно южными цивилизациями. А вот на северном небе фигуру лося найти можно. И поможет в этом безнадёжном деле как раз зюраткульский геоглиф. На небе нужно найти двойника земной фигуры. Оказывается, задача имеет единственное решение. Древний Лось сейчас представляется сразу шестью созвездиями: Персей, Андромеда, Кассиопея, Треугольник, Овен и Рыбы. Потерянный Лось - это огромное созвездие. Сейчас оно прекрасно видно в южной части зимнего неба. Видно нынешней зимой, будет видно в следующую зиму и ещё много зим подряд - прецессия дело неспешное - 1° за 72 года.

Древняя астрономия знала в этой части неба несколько подобных больших созвездий, которые значительно позже, уже на греческом небе, распались на мелкие фрагменты и персонажи. Таков был Бык (современные созвездия Телец, Возничий и часть Ориона), изображённый во французской пещере Ляска (знаменитая фреска с покойником, возраст 17 тысяч лет). Такова была Великая Мать (созвездия Кассиопея, Андромеда, Треугольник, Овен, Рыбы). Это созвездие во множестве изображено на расписной керамике и в мелкой скульптуре Ближнего Востока, Анатолии и Балкан, в культурах керамического неолита и энеолита. Некоторые историки называют эти культуры «Цивилизацией Великой Матери». Есть и другие созвездия, вошедшие в мифологические сюжеты и в искусство древних людей. Никто из гуманитарных историков не видит в этих изображениях небесные созвездия. Ибо не умеют видеть. Что, правда - то, правда. Но от этого суть дела не меняется.

Зачем же фигура небесного зверя изображена на поляне между хребтом Зюраткуль и озером Зюраткуль? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сделать несколько простых измерений в том же геосервере Google Earth. Тогда можно узнать что:

Самая высокая точка Зюраткуля имеет координаты 54° 57′ 25′′ с.ш. 59° 10′ 48 ′′ в.д.

От вершины хребта Зюраткуль до геоглифа от 1700 до 1900 м, азимут от 151° до 158°

Середина фигуры удалена на 1800 м, азимут 154,5° - юг-юго-восток

Особое значение имеет азимут и румб юг-юго-восток. Нужно понять, когда и при каких обстоятельствах вновь обретённое созвездие Лось поднималось над этой частью горизонта для наблюдателя, стоящего на высшей точке хребта Зюраткуль. Нужно чтобы небесный Лось стоял ровно над Лосем земным, и оба Лося должны быть видны одновременно. При этом нужно вычислить астрономическое или календарное событие, происходящее в этот же момент. Зима и весна исключаются - геоглиф под снегом не виден. Да и осень в эпоху оледенений не очень подходит. Остаётся летнее солнцестояние. Теперь пришло время понять, что для наблюдателя летнее солнцестояние было Новым Годом. Вот и всё. Пора решать задачу из небесной механики.

Проблема состоит лишь в том, что для решения этой простенькой космологической задачки нельзя пользоваться компьютерными астрономическими программами - в глубокой древности они безбожно врут. Эти программы прекрасно работают только на коротком историческом интервале. Для экскурсий в небо палеолита они не предназначены.

Остаётся найти небесный аналог Лося, который в современных условиях и на современном небе будет играть ту же роль, какую Лось играл в палеолите. Оказывается, на небе есть только одно созвездие, способное вполне удовлетворить изысканный вкус космологов. Это созвездие сейчас называется Змееносец. Во-первых, современный Змееносец на звёздном небе симметричен древнему Лосю. Во-вторых, - сейчас он лежит на небесном экваторе ровно так же, как Лось лежал на том же небесном экваторе 11 тысяч лет назад. Следовательно, условия и обстоятельства восхода Змееносца в настоящее время над озером Зюраткуль для наблюдателя на вершине хребта Зюраткуль идентичны таковым для конца палеолита 11 тысяч лет назад. Вот вам и небесная механика.

Теперь ситуацию легко моделировать в астрономической программе и наблюдать на хребте Зюраткуль.

Моделирование показывает, что Змееносец восходит и продвигается в нужное положение 22 июня то есть в день летнего солнцестояния , минут через 40 или даже через час после захода Солнца. А Солнце в самый короткий день года заходит по местному времени в 22 часа 43 минуты. То же наблюдалось и в древности . Сначала звёзды фигуры Лося загорались на фоне вечерней зори (гелиакический восход), и оба Лося были хорошо видны одновременно. Затем небо темнело и уже яркий звёздный Лось смещался к югу и вставал ровно над земной фигурой Лося - геоглифа.

В такой реконструкции есть одна странность: угловые размеры геоглифа для наблюдателя на хребте Зюраткуль составляют 7°, а угловые размеры созвездия - около 30°. Чтобы размеры фигур совпали, нужно спуститься с хребта и приблизиться к ногам земного Лося на удаление 365 метров. При этом уменьшится и зазор между фигурами - между ними уже не будет видна вся акватория озера Зюраткуль.

Кстати, эта акватория тоже напоминает фигуру лося. Его угловые размеры около 60°. Голова этого водного лося с большими рогами направлена в сторону зрителя на хребте Зюраткуль, а ноги вытянуты на север. Он "идёт "с юго-востока на северо-запад. От Лося небесного к Лосю земному. Но был и ещё один лось - отражение звёздного зверя на гладкой поверхности вечернего озера. Так что на Зюраткуле встречались четыре Лося, а не два. Однако точно и детально эту удивительную картину можно разглядеть только при непосредственном наблюдении на местности.

Зритель, попавший в нужное время в нужное место и посвящённый в тонкости космологии, испытает сильные эстетические и духовные переживания.

Теперь даже можно думать, что название озера Зюраткуль и хребта Зюраткуль как-то связано с названием небесного зверя Лося и его земного отражения - геоглифа. Осталось только выяснить, на каком языке разговаривали жители этих мест в конце палеолита. Имя чудесного арийского зверя (несомненно, лося) Шарабха с восемью ногами происходит от урало-алтайского «*sarta», в марийском и мансийском языках имеет аналог - табуированное название лося - «шарп (шорд)». Конь германского Одина сшестью ногами, сын Локки по имени Слейпнир («Скользящий»), - это образ совсем другого созвездия, а именно Квадрата Пегаса.

Башкирское название Зюраткуль топонимисты производят от Зюрак-куль и от Юрак-куль, то есть «Сердце - озеро». Однако тюрки на Урале живут совсем недавно - в мезолите и неолите их ещё не было. А вот угры - были. Если прислушаться, то в «Зюрат-куле» и в «Сатке» слышится древнее имя лося.

А вот сейчас уже можно спокойно ждать результатов полномасштабных археологических раскопок. И пусть теперь только редкие умники и уникальные таланты отрицают сам факт существования геоглифа, его обсерваторное назначение, и абсолютную (пока предварительную, а потому и осторожную) датировку - 8 - 10 тысячелетие до н.э.

В южной части Саткинского района Челябинской области, в 200 км к западу от областного центра города Челябинска и в 30 км от ближайших городов Сатки и Бакала , расположен один из красивейших парков России национальный парк «Зюраткуль». Создан парк по инициативе и ходатайству администрации Саткинского района постановлением правительства Российской Федерации 1111 от 3 ноября 1993 г. Управление национальным парком «Зюраткуль» осуществляется Федеральной службой лесного хозяйства России через Челябинское управление лесами. Территория парка расположена в наиболее высокогорной части Южного Урала, простираясь с севера на юг на 49 км, с запада на восток на 28 км. Парк занимает площадь 88"249 гектаров.

Национальный парк «Зюраткуль» получил свое название от высокогорного озера Зюраткуль , единственного на западном склоне Южного Урала (724 м над уровнем моря) и одного из горных хребтов, характерная безлесная вершина которого видна издалека по трассе Челябинск Уфа. Дорога в парк начинается в районе города Сатки. Минуя два поселка, она поднимается выше через лес, плавно огибая хребет Зюраткуль.

Панорама парка открывается неожиданно: слева у истока реки Большая Сатка виден поселок Зюраткуль, справа подножие хребта Зюраткуль, прямо озеро Зюраткуль, полукольцом обнимающее гору Лукаш, и в перспективе горы, покрытые темнохвойным лесом. Именно здесь, как в фокусе, можно увидеть и почувствовать характерный ландшафт парка: большое зеркало озера, тоненькую ниточку реки, цепи хорошо просматриваемых горных хребтов, обилие зелени. Трудно переоценить эстетическое воздействие открывающихся пейзажей, к тому же меняющихся от ослепительно белых зимой, до ярко окрашенных летом и осенью.

Основными природными композиционными осями парка являются пересекающие территорию парка с северо-востока на юго-запад хребты: Уреньга, Ягодный, Нургуш, Москаль, Большая Сука, разделенные долинами, где начинаются многочисленные ручьи и речки. Территория парка находится на водоразделе: в юго-западной части основной водосборной магистралью является река Юрюзань, в северо-восточной части река Малая Сатка и озеро Зюраткуль. Парк уникален по разнообразию растительности и животного мира, богат неповторимыми природными объектами, памятниками истории, археологии, гидротехники. Экскурсии по этой достопримечательности Южного Урала организуются круглый год.

Археолог Станислав Григорьев считает, что зюраткульский «лось» был создан в период с 6-го до 3-го тысячелетия до нашей эры. Более точную дату поможет установить взятый спорово-пыльцевой анализ. Об этом известный ученый рассказали журналистам в ходе пресс-тура, прошедшего в минувшие выходные в окрестности озера Зюраткуль, где был обнаружен российский геоглиф.

Геоглиф- нанесенный на землю узор большого размера обнаружил в прошлом году краевед Александр Шестаков. Он в течение нескольких лет работал на строительстве и благоустройстве экологической тропы в национальном парке «Зюраткуль» и обратил внимание: трава на поляне, расположенной у подножия горного хребта растет неравномерно, а на поверхности земли заметны каменные глыбы. Объяснить явление удалось только в 2011 году, когда краевед увидел снимки, сделанные спутником системы навигации Google, на них просматривается силуэт копытного животного, похожий на лося.

Находка Александра Шестакова стала сенсацией. Несмотря на то, что основные исследования геоглифа еще впереди, ученые уверены уже сейчас: зюратульский «лось» - это действительно древний памятник, сотворенный руками человека, а значит, пока единственный найденный геоглиф на территории России.

По мнению археолога Станислава Григорьева , памятник имеет религиозное, сакральное предназначение, это обращение к богам, о чем свидетельствует тот факт, что очертания лося во всех подробностях можно рассмотреть только с высоты птичьего полета.

Первые раскопки начались в прошлом году. В этом работы были продолжены, и результаты исследований позволили установить датировку памятника: он был создан в период с 6-го до 3-его тысячелетия до нашей эры - в эпоху неолита либо энеолита.

Ученые установили еще несколько любопытных фактов о южноуральском геоглифе, которые, правда, пока никто объяснить не может. Так, памятник намного сложнее, чем это предполагалось ранее.

- Если раньше казалось, что объект, хоть и большой по размерам, но достаточно примитивный, то есть состоит из двух линий больших камней, между которыми навалены камни меньшего диаметра, то теперь уже ясно: здесь использовались, помимо прочего, дробленые камни и формовочная глина. Зачем это делалось, пока загадка, - говорит Станислав Григорьев.

Не меньше вопросов поставили найденные орудия труда, большая часть которых это не орудия дробления камней, а мотыги, с помощью которых, возможно, снимали верхний почвенный слой и отрывали камни. И главная загадка: где же находится стоянка древних уральцев - первобытных предков, которые строили геоглиф? Это пока тоже остается неясным.

Единственное, в чем на сегодняшний день уверены археологи, помимо датировки памятника, - что от первоначального проекта музеефикации геоглифа придется отказаться, поскольку зюраткульский «лось», по их мнению, намного интереснее, чем казалось первоначально.

Сергей Белковский



error: Контент защищен !!