Маяковский биография по годам. Маяковский В.В

Владимир Владимирович Маяковский. Родился 7 (19) июля 1893 года в Багдати Кутаисской губернии - умер 14 апреля 1930 года в Москве. Русский и советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, актёр, художник. Один из самых выдающихся поэтов XX века.

Владимир Маяковский родился 7 (19 по новому стилю) июля 1893 года в Багдати Кутаисской губернии (Грузия).

Отец - Владимир Константинович Маяковский (1857-1906), служил лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве. Отец умер от заражения крови после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги - с тех пор Владимир Маяковский имел фобию перед булавками, иголками, заколками и т.д., опасаясь заражения, бактериофобия преследовала его всю жизнь.

Мать - Александра Алексеевна Павленко (1867-1954), из кубанских казаков, родилась в станице Терновская на Кубани.

В поэме «Владикавказ - Тифлис» Маяковский называет себя «грузином».

Одна из его бабушек - Ефросинья Осиповна Данилевская - двоюродная сестра автора исторических романов Г. П. Данилевского.

У него было две сестры: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949).

Имел двоих братьев: Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве).

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно владел грузинским языком.

В юности участвовал в революционных демонстрациях, читал агитационные брошюры.

После смерти отца в 1906 году Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91 на Поварской улице, здание не сохранилось), учился в одном классе с братом - Шурой.

Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из 5 класса из-за неуплаты за обучение.

Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908-1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы).

По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик.

В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103. В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным.

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».

В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила поэта на занятия живописью.

Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества - единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».

30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака».

В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в периодических изданиях.

В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для неё писали художники из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли.

В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления.

В 1914-1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью. Вскоре своё отношение к службе в царской армии Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое впоследствии стало песней.

29 марта 1914 года Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским прибыл с гастролями в Баку - в составе «знаменитых московских футуристов». Вечером того же дня в театре братьев Маиловых Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами.

В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В 1915-1917 годах Маяковский по протекции проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе.

Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Его антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915). В 1916 году вышел первый большой сборник «Простое как мычание». 1917 год - «Революция. Поэтохроника».

3 марта 1917 года Маяковский возглавил отряд из 7 солдат, который арестовал командира Учебной автомобильной школы генерала П. И. Секретева. Любопытно, что незадолго до этого, 31 января, Маяковский получил из рук Секретева серебряную медаль «За усердие». В течение лета 1917 года Маяковский энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от неё.

В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции (реж. Вс. Мейерхольд, худ. К. Малевич).

В 1918 году Маяковский снялся трёх фильмах по собственным сценариям.

Владимир Маяковский в фильме "Барышня и хулиган"

В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919-1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).

В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта - «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909-1919».

В 1918-1919 годах выступает в газете «Искусство коммуны». Пропаганда мировой революции и революции духа.

В 1920 году закончил писать поэму «150 000 000», в которой отражена тема мировой революции.

В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году - издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг.

В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923-1925 годах вышло семь номеров). Активно печатались Асеев, Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, Левидов, Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного искусства, социального заказа, литературы факта.

В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924). При чтении автором поэмы о в Большом театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал . О самом «вожде народов» Маяковский упоминал в стихах только дважды.

Годы гражданской войны Маяковский считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!», написанной в благополучном 1927 году, есть ностальгические главы.

В 1922-1923 годах в ряде произведений продолжал настаивать на необходимости мировой революции и революции духа - «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции» и др.

В 1922-1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу - Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других.

В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник «Испания. - Океан. - Гавана. - Мексика. - Америка») и очерк «Моё открытие Америки».

В 1925-1928 годах он много ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева...» (1928).

С 17 до 24 февраля 1926 года Маяковский побывал в Баку, выступал в оперном и драматическом театрах, перед рабочими-нефтяниками в Балаханы.

В 1922-1926 годах активно сотрудничал с «Известиями», в 1926-1929 годах - с «Комсомольской правдой».

Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Пастернака, Катаева, Светлова.

В 1926-1927 годах написал девять киносценариев.

В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и журнала. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам». С 8 октября по 8 декабря - поездка за границу, по маршруту Берлин - Париж. В ноябре вышел в свет I и II том собрания сочинений.

Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929 году поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930 года ушёл из неё, вступив в РАПП.

В 1928-1929 годах Маяковский принимал активное участие в антирелигиозной кампании . Тогда как раз был свернут НЭП, началась коллективизация сельского хозяйства, в газетах появились материалы показательных судебных процессов над «вредителями».

В 1929 году вышло Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях», ухудшавшее положение верующих. В том же году была отредактирована ст. 4 Конституции РСФСР: вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» в республике признавалась «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды».

В результате в государстве возникла потребность в антирелигиозных художественных произведениях, отвечающих идеологическим изменениям. На эту потребность откликнулся ряд ведущих советских поэтов, писателей, журналистов и кинематографистов. В их числе был и Маяковский. В 1929 году он написал стихотворение «Надо бороться», в котором заклеймил верующих и призвал к богоборчеству.

В том же 1929 году он вместе с Максимом Горьким и Демьяном Бедным принял участие во II съезде Союза воинствующих безбожников. В своем выступлении на съезде Маяковский призвал писателей и поэтов к участию в борьбе с религией: «Мы можем уже безошибочно различать за католической сутаной маузер фашиста. Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать обрез кулака, но тысячи других хитросплетений через искусство опутывают нас той же самой проклятой мистикой. ...Если ещё можно так или иначе понять безмозглых из паствы, вбивающих в себя религиозное чувство в течение целых десятков лет, так называемых верующих, то писателя-религиозника, который работает сознательно и работает всё же религиозничая, мы должны квалифицировать или как шарлатана, или как дурака. Товарищи, обычно дореволюционные ихние собрания и съезды кончались призывом "с богом", - сегодня съезд кончится словами "на бога". Вот лозунг сегодняшнего писателя», - говорил он.

Особенности стиля и творчества Владимира Маяковского

Многие исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом.

Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913), первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914-1915) и «Флейта-позвоночник» (1915), вторым актом - поэмы «Война и мир» (1915-1916) и «Человек» (1916-1917), третьим актом - пьеса «Мистерия-буфф» (первый вариант - 1918, второй - 1920-1921) и поэма «150 000 000» (1919-1920), четвёртым актом - поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), пятым актом - поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930), эпилогом - первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928-1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года).

Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть.

В 1930 году он организовал выставку, посвящённую 20-летию его творчества, но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил.

Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре готовилось грандиозное представление «Москва горит» по пьесе Маяковского, генеральная репетиция намечалась на 21 апреля, но поэт до неё не дожил.

Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство («Я, воспевающий машину и Англию / Может быть просто / В самом обыкновенном Евангелии / Тринадцатый апостол»).

По признанию поэта, всё началось со строки «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена.

Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.

После 1917 года Маяковский стал много писать, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет - одиннадцать томов. Например, в 1928 году он написал 125 стихотворений и пьесу. Много времени он проводил в разъездах по Союзу и за рубежом. В поездках порою проводил по 2-3 выступления в день (не считая участия в диспутах, собраниях, конференциях и т. д.).

Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, он изобличает пороки и недостатки нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929).

Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, так называемые его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне» (в подкорректированном цензурой варианте - «дерьме»). Хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней.

Ещё одна особенность поэта - сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой.

Маяковский оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова, а также внёс немалый вклад в детскую поэзию.

Маяковский обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:

Мой стих

трудом

громаду лет прорвёт

и явится

весомо,

грубо,

зримо,

как в наши дни

вошёл водопровод,

сработанный

ещё рабами Рима.

Владимир Маяковский. Документальный фильм

Самоубийство Владимира Маяковского

1930 год начался неудачно для Маяковского. Он много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу.

Маяковского жёстко прорабатывали в газетах как «попутчика советской власти» - в то время как он сам видел себя пролетарским писателем.

Произошёл конфуз с его долгожданной выставкой «20 лет работы», которую не посетил никто из видных литераторов и руководителей государства, на что надеялся поэт. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп».

В начале апреля 1930-го из свёрстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский исписался. Поэту отказали в визе для заграничной поездки.

За два дня до самоубийства, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы, прозвучало много хамских выкриков с мест. Поэта повсюду преследовали ссоры и скандалы. Его душевное состояние становилось всё более тревожным и угнетающим.

С весны 1919 года Маяковский, несмотря на то, что постоянно жил с Бриками, располагал для работы маленькой комнатой-лодочкой на четвёртом этаже в коммунальной квартире на Лубянке (ныне это Государственный музей В. В. Маяковского, Лубянский проезд, д. 3/6 стр.4). В этой комнате и произошло самоубийство.

Утром 14 апреля у Маяковского было назначено свидание с Вероникой (Норой) Полонской. С Полонской поэт встречался уже второй год, настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с Норой собирался переехать жить.

Как в 1990-м году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский экран» (№ 13 - 1990), в то роковое утро поэт заехал за ней в восемь часов, потому что в 10.30 у неё в театре была назначена репетиция с Немировичем-Данченко.

"Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал... Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», - сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей... Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: "Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»... Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер...»", - вспоминала Вероника Полонская.

Предсмертная записка, заготовленная двумя днями ранее, весьма подробная (что, по мнению исследователей, исключает версию о спонтанности выстрела), начинается словами: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил...».

Поэт называет Лилю Брик (а также Веронику Полонскую), мать и сестёр членами своей семьи и просит все стихи и архивы передать Брикам.

Предсмертное письмо Владимира Маяковского:

"Всем

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят -

"инцидент исперчен",

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

и обид.

Счастливо оставаться.

12/ IV -30 г.

Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным.

Сериозно - ничего не поделаешь.

Привет.

Ермилову скажите, что жаль - снял лозунг, надо бы доругаться.

В столе у меня 2000 руб. - внесите в налог. Остальное получите с Гиза.

На похороны Брики успели прибыть, срочно прервав европейское турне. Полонская же, напротив, не решилась присутствовать, поскольку мать и сёстры Маяковского считали её виновницей гибели поэта.

Три дня при нескончаемом людском потоке прощание шло в Доме писателей. К Донскому кладбищу поэта в железном гробу под пение «Интернационала» провожали десятки тысяч поклонников его таланта. По иронии судьбы, «футуристический» железный гроб Маяковскому сделал скульптор-авангардист Антон Лавинский, муж художницы Лили Лавинской, родившей от связи с Маяковским сына.

Поэт был кремирован в открытом тремя годами ранее первом московском крематории близ Донского монастыря. Мозг был изъят для исследований Институтом мозга. Первоначально прах находился там же, в колумбарии Нового Донского кладбища, но в результате настойчивых действий Лилии Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.

Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел

Рост Владимира Маяковского: 189 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Маяковского:

Женат не был. Двое детей от внебрачных отношений.

У поэта было много различных романов, ряд из которых вошли в историю.

Состоял в отношениях Эльзой Триоле, благодаря которой в его жизни появилась .

- «муза русского авангарда», хозяйка одного из самых известных в XX веке литературно-художественных салонов. Автор мемуаров, адресат произведений Владимира Маяковского, сыгравшая большую роль в жизни поэта. Родная сестра Эльзы Триоле. Была замужем за Осипом Бриком, Виталием Примаковым, Василием Катаняном.

На протяжении длительного периода творческой жизни Маяковского Лиля Брик была его музой. Они познакомились в июле 1915 года на даче её родителей в Малаховке под Москвой. В конце июля сестра Лили Эльза Триоле привела недавно прибывшего из Финляндии Маяковского в петроградскую квартиру Бриков на ул. Жуковского, 7.

Брики, далёкие от литературы люди, занимались предпринимательством, унаследовав от родителей небольшой, но доходный коралловый бизнес. Маяковский прочитал у них дома ещё не опубликованную поэму «Облако в штанах» и после восторженного восприятия посвятил её хозяйке - «Тебе, Лиля». Этот день поэт позднее назвал «радостнейшей датой».

Осип Брик - муж Лили - в сентябре 1915 года издал поэму небольшим тиражом. Увлёкшись Лилей, поэт поселился в отеле «Пале Рояль» на Пушкинской улице в Петрограде, так и не вернувшись в Финляндию.

В ноябре футурист переехал ещё ближе к квартире Бриков - на Надеждинскую улицу, 52. Вскоре Маяковский познакомил новых друзей с друзьями, поэтами-футуристами - Д. Бурлюком, В. Каменским, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым и др. Квартира Бриков на ул. Жуковского становится богемным салоном, который посещали не только футуристы, но и М. Кузмин, М. Горький, В. Шкловский, Р. Якобсон, а также другие литераторы, филологи и художники.

Вскоре между Маяковским и Лилей Брик при очевидном попустительстве Осипа вспыхнул бурный роман. Этот роман нашёл своё отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916) и в стихотворениях «Ко всему» (1916), «Лиличка! Вместо письма» (1916). После этого Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») стал посвящать Лиле Брик.

В 1918 году Лиля и Владимир снялись в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию Маяковского. К настоящему времени фильм сохранился фрагментарно. Уцелели также фотографии и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная плёнкой.

Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме "Закованная фильмой"

С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно, втроём, что вполне укладывалось в популярную после революции брачно-любовную концепцию, известную как «Теория стакана воды». В это время все трое окончательно перешли на большевистские позиции. В начале марта 1919 года они переехали из Петрограда в Москву в коммуналку в Полуэктовом переулке, 5, а затем, с сентября 1920-го обосновались в двух комнатах в доме на углу Мясницкой улицы в Водопьяном переулке, 3. Затем все трое переехали в квартиру в Гендриковом переулке на Таганке. Маяковский и Лиля работали в «Окнах РОСТА», а Осип некоторое время служил в ЧК и состоял в партии большевиков.

Библиография Владимира Маяковского:

Автобиография:

1928 - «Я сам»

Поэмы:

1914-15 - «Облако в штанах»
1915 - «Флейта-позвоночник»
1916-17 - «Человек»
1921-22 - «Люблю»
1923 - «Про это»
1924 - «Владимир Ильич Ленин»
1925 - «Летающий пролетарий»
1927 - «Хорошо!»

Стихотворения:

1912 - «Ночь»
1912 - «Утро»
1912 - «Порт»
1913 - «Из улицы в улицу»
1913 - «А Вы могли бы?»
1913 - «Вывескам»
1913 - «Я»: По мостовой; Несколько слов о моей жене; Несколько слов о моей маме; Несколько слов обо мне самом
1913 - «От усталости»
1913 - «Адище города»
1913 - «Нате!»
1913 - «Ничего не понимают»
1914 - «Кофта фата»
1914 - «Послушайте»
1914 - «А всё-таки»
1914 - «Война объявлена». 20 июля
1914 - «Мама и убитый немцами вечер»
1914 - «Скрипка и немножко нервно»
1915 - «Я и Наполеон»
1915 - «Вам»
1915 - «Гимн судье»
1915 - «Гимн учёному»
1915 - «Военно-морская любовь»
1915 - «Гимн здоровью»
1915 - «Гимн критику»
1915 - «Гимн обеду»
1915 - «Вот так я и сделался собакой»
1915 - «Великолепные нелепости»
1915 - «Гимн взятке»
1915 - «Внимательное отношение к взяточникам»
1915 - «Чудовищные похороны»
1916 - «Эй!»
1916 - «Дешёвая распродажа»
1916 - «Надоело»
1916 - «Хвои»
1916 - «Последняя петербургская сказка»
1916 - «России»
1916 - «Лиличка!»
1916 - «Ко всему»
1916 - «Себе, любимому, посвящает автор эти строки»
1917 - «Братья писатели»
1917 - «Революция». 19 апреля
1917 - «Сказка о Красной Шапочке»
1917 - «К ответу»
1917 - «Наш марш»
1918 - «Хорошее отношение к лошадям»
1918 - «Ода революции»
1918 - «Приказ по армии искусства»
1918 - «Поэт рабочий»
1918 - «Той стороне»
1918 - «Левый марш»
1919 - «Потрясающие факты»
1919 - «Мы идём»
1919 - «Советская азбука»
1919 - «Рабочий! Глупость беспартийную выкинь...». Октябрь
1919 - «Песня рязанского мужика». Октябрь
1920 - «Оружие Антанты - деньги...». Июль
1920 - «Если жить вразброд, как махновцы хотят...». Июль
1920 - «История про бублики и про бабу, не признающую республики». Август
1920 - «Красный ёж»
1920 - «Отношение к барышне»
1920 - «Владимир Ильич»
1920 - «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
1920 - «Рассказ про то, как кума о Врангеле толковала без всякого ума»
1920 - «Гейнеобразное»
1920 - «Портсигар в траву ушел на треть...»
1920 - «Последняя страничка гражданской войны»
1920 - «О дряни»
1921 - «Два не совсем обычных случая»
1921 - «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе»
1921 - «Приказ № 2 армии искусств»
1922 - «Прозаседавшиеся»
1922 - «Сволочи!»
1922 - «Бюрократиада»
1922 - «Моя речь на генуэзской конференции»
1922 - «Германия»
1923 - «О поэтах»
1923 - «О "фиасках", "апогеях" и других неведомых вещах»
1923 - «Париж»
1923 - «Газетный день»
1923 - «Мы не верим!»
1923 - «Тресты»
1923 - «17 апреля»
1923 - «Весенний вопрос»
1923 - «Универсальный ответ»
1923 - «Воровский»
1923 - «Баку»
1923 - «Молодая гвардия»
1923 - «Нордерней»
1923 - «Москва-Кёнигсберг». 6 сентября
1923 - «Киев»
1924 - «9-е января»
1924 - «Будь готов!»
1924 - «Буржуй,- прощайся с приятными деньками - добьем окончательно твердыми деньгами»
1924 - «Владикавказ - Тифлис»
1924 - «Два Берлина»
1924 - «Дипломатическое»
1924 - «Гулом восстаний, на эхо помноженным»
1924 - «Здравствуйте!»
1924 - «Киев»
1924 - «Комсомольская»
1924 - «Маленькая разница» («В Европе...»)
1924 - «На помощь»
1924 - «На учет каждая мелочишка»
1924 - «Посмеёмся!»
1924 - «Пролетарий, в зародыше задуши войну!»
1924 - «Протестую!»
1924 - «Прочь руки от Китая!»
1924 - «Севастополь - Ялта»
1924 - «Селькор»
1924 - «Тамара и демон»
1924 - «Твердые деньги - твердая почва для смычки крестьянина и рабочего»
1924 - «Ух, и весело!»
1924 - «Хулиганщина»
1924 - «Юбилейное»
1925 - «Вот для чего мужику самолет»
1925 - «Выволакивайте будущее!»
1925 - «Даешь мотор!»
1925 - «Два мая»
1925 - «Красная зависть»
1925 - «Май»
1925 - «Немножко утопии про то, как пойдет метрошка»
1925 - «О. Д. В. Ф.»
1925 - «Рабкор» («"Ключи счастья" напишет...»)
1925 - «Рабкор («Лбом пробив безграмотья горы...»)
1925 - «Третий фронт»
1925 - «Флаг»
1925 - «Ялта - Новороссийск»
1926 - «Сергею Есенину»
1926 - «Марксизм - оружие...» 19 апреля
1926 - «Четырёхэтажная халтура»
1926 - «Разговор с фининспектором о поэзии»
1926 - «Передовая передового»
1926 - «Взяточники»
1926 - «В повестку дня»
1926 - «Протекция»
1926 - «Любовь»
1926 - «Послание пролетарским поэтам»
1926 - «Фабрика бюрократов»
1926 - «Товарищу Нетте» 15 июля
1926 - «Ужасающая фамильярность»
1926 - «Канцелярские привычки»
1926 - «Хулиган»
1926 - «Разговор на одесском рейде десантных судов»
1926 - «Письмо писателя Маяковского писателю Горькому»
1926 - «Долг Украине»
1926 - «Октябрь»
1927 - «Стабилизация быта»
1927 - «Бумажные ужасы»
1927 - «Нашему юношеству»
1927 - «По городам союза»
1927 - «Моя речь на показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели»
1927 - «За что боролись?»
1927 - «Даёшь изячную жизнь»
1927 - «Вместо оды»
1927 - «Лучший стих»
1927 - «Ленин с нами!»
1927 - «Весна»
1927 - «Осторожный марш»
1927 - «Венера Милосская и Вячеслав Полонский»
1927 - «Господин "Народный артист"»
1927 - «Ну, что ж!»
1927 - «Общее руководство для начинающих подхалим»
1927 - «Крым»
1927 - «Товарищ Иванов»
1927 - «Посмотрим сами, покажем им»
1927 - «Иван Иван Гонорарчиков»
1927 - «Чудеса»
1927 - «Маруся отравилась»
1927 - «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им»
1927 - «Массам непонятно»
1928 - «Без руля и без вертил»
1928 - «Екатеринбург-Свердловск»
1928 - «Рассказ литейщика Ивана Козырёва о вселении в новую картину»
1928 - «Император»
1928 - «Письмо Татьяне Яковлевой»
1929 - «Разговор с товарищем Лениным»
1929 - «Перекопский энтузиазм»
1929 - «Мрачное о юмористах»
1929 - «Урожайный марш»
1929 - «Душа общества»
1929 - «Кандидат из партии»
1929 - «Вонзай самокритику»
1929 - «На западе всё спокойно»
1929 - «Парижанка»
1929 - «Красавицы»
1929 - «Стихи о советском паспорте»
1929 - «Американцы удивляются»
1929 - «Пример, не достойный подражания»
1929 - «Птичка Божия»
1929 - «Стихи о Фоме»
1929 - «Я счастлив»
1929 - «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»
1929 - «Особое мнение»
1929 - «Даешь материальную базу»
1929 - «Любители затруднений»
1930 - «Уже второй. Должно быть, ты легла...»
1930 - «Марш ударных бригад»
1930 - «Ленинцы»


Кем был Владимир Маяковский? Гением или простым поэтом? Об этом великом известно очень много, но одновременно четко о нем практически ничего нельзя сказать. Он был и будет оставаться загадкой даже для самых искренних почитателей его творчества. Что касается его биографии, то пустых мест в ней практически нет, но духовный склад, личность поэта покрыты тайной. Чтобы хотя бы немного разобраться во взглядах и чувствах этого великого художника слова, необходимо узнать некоторые интересные факты из жизни Маяковского.

Краткая биография

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в Кутаисской губернии, селе Багдади. Оба родителя были прямыми потомками запорожских казаков. Отец великого поэта - Владимир Константинович - был наследственным дворянином, а работал лесничим. Мать, Павленко А. А., занималась воспитанием детей, кроме Владимира в семье было еще двое ребятишек.

Учеба

В период с 1902 по 1906 год будущий поэт обучался в гимназии Кутаиси, где, вероятно, ему и удалось познакомиться с либерально-демократической интеллигенцией. В 1905 году он даже принимал участие в крупной демонстрации русской и грузинской молодежи.

Интересные факты из жизни Маяковского подтверждают, что его отец фактически умер от укола иглой, что в результате привело к заражению крови. После смерти главы семейства семья Маяковских переезжает в Москву в 1906 году.

Материальное состояние было довольно сложным, поэтому в 1908 году Владимира Маяковского исключили из московской гимназии, поскольку у его матери не было средств на дальнейшую оплату обучения. Тем не менее, благодаря таланту к изобразительному искусству, его приняли на обучение в Но и здесь учеба будущего поэта не проходила гладко из-за его политических взглядов.

Тюремные заключения

В 1908 году многие факты из жизни Маяковского, касающиеся его политических убеждений, привели в тому, что его заключили в тюрьму. Арест поэта был вызван революционной агитацией, которую он проводил среди представителей рабочего класса. Но это было не в последний раз, позже Маяковского заключали в тюрьму еще дважды. После того как очередное заключение, проходившее в закончилось, Маяковский прекратил принимать активное участие в работе партии.

Несмотря на сложность тогдашнего положения Маяковского, именно в этот период окончательно сложились его и он усвоил положения марксизма и большевиков о классовой борьбе. Скорее всего, взгляды юного поэта были отчасти романтичными, и он не до конца осознавал все, что происходило на политической арене в тот период, но в это время он решил примерить маску «главаря». Вот тогда имели место и некоторые интересные факты из жизни Маяковского, ведь именно здесь он начал писать свои первые стихи, которые потом были отобраны тюремными служителями.

Лиля Брик в жизни поэта

В жизни Маяковского Лиля Брик занимала особенное место. Она была его музой, его возлюбленной, его иконой. Как и любого творца, поэта и его вдохновительницу связывали очень сложные отношения.

Любовный треугольник Маяковского и Бриков был нонсенсом даже в Москве 20-х годов, которая в то время едва ли могла похвалиться чистотой личных отношений. Маяковский и Лиля Брик совершенно не скрывали своих чувств, и что самое удивительное, Осип Брик, законный супруг Лили, тоже был не против подобного положения дел.

Муза помогала Маяковскому в создании новых произведений, ведь именно ей удалось понять, что надо поэту для того, чтобы творить, а ему были нужны страдания и печаль. Нельзя сказать, что Брик была абсолютно искренней в своих чувствах к поэту, но то, что она повлияла на его творчество, не упомянуть нельзя.

Татьяна Яковлева

Важную роль в жизни Маяковского сыграла еще одна женщина, это была русская эмигрантка которая жила в Париже. Несмотря на то что она отвергла великого поэта, он совершил неимоверно романтичный поступок. Маяковский положил на счет цветочного магазина внушительную сумму с одним условием, чтобы несколько раз в неделю Яковлевой приносили цветы «от Маяковского».

Даже после смерти поэта его музе продолжали приходить цветы, которые в годы войны спасли ее от голодной смерти. Хотя то, что поэта и Яковлеву связывали романтические отношения, не доказано, он все равно посвятил ей не одно стихотворение.

  • Мало кому известно, но великий поэт был крайне великодушен и часто раздавал пожилым людям деньги. Он сам находил стариков и материально их поддерживал, желая оставаться анонимным.
  • Маяковский старательно трудился, чтобы найти самую подходящую, идеальную рифму, которая вписывалась бы в стихотворения по всем параметрам. Он мог пройти 15-20 км, пока не найдет именно то, что надо.
  • Примечательным остается история, связывавшая поэта с известным художником Репиным. Во время их первой встречи живописец был весьма удивлен каштановыми кудрями Маяковского и предложил написать его портрет. Когда Маяковский вновь оказался у Репина, тот был безумно удивлен, потому что как только поэт снял свой головной убор, живописец увидел, что теперь каштановые кудри сбриты «под ноль».

  • Маяковский и Лиля Брик, чьи отношения были сложными до предела, в сущности, являлись отличным тандемом творца и музы. Шведская семья Бриков с Маяковским создавала благоприятные условия не только для общения с Лилей. В жизни поэта принимал участие и лично. Он корректировал пунктуацию и орфографию стихов гениального творца. Вот такие странные отношения связывали этих трех человек.
  • Именно Маяковский стал создателем знаменитой «лесенки». Со стороны писателя это было явной хитростью, поскольку в то время поэтам платили за количество строк в написанных стихах, а «лесенка» приводила к тому, что он получал в 2-3 раза больше своих коллег по цеху.

Столько лет прошло после смерти великого поэта, а о нем до их пор помнят, его все еще изучают в школах, его стихи цитируют своим дамам сердца влюбленные юноши, он все еще остается живым в душах своих поклонников. Творчество, взывающее к активной деятельности, творчество, в котором хочется раствориться, - именно такую поэзию создавал гениальный поэт, которого будут помнить в веках.

Владимир Владимирович
Маяковский

Родился 7 июля 1893 года в одном из Грузинских сел – Багдати. Семью Маяковских относили к лесникам, помимо сына Владимира в их семье было еще двое сестер, а двое братьев скончались еще будучи в раннем возрасте.
Начальное образование Владимиром Маяковским было получено в Кутаисской гимназии, где он обучался с 1902 года. В 1906 году Маяковский с семьей переехали в Москву, где его путь к образованию продолжился в гимназии №5. Но, из-за отсутствия возможности оплатить учебу в гимназии, Маяковского исключили.
Начало революции не оставило Владимира Владимировича в стороне. После исключения его из гимназии, он вступает в РСДРП (Российская социал-демократическая партия).
После активной деятельности в партии, в1909 году Маяковский попадает под арест, где и пишет свое первое стихотворение. Уже в 1911 году Маяковский продолжает образование и поступает в училище живописи в Москве. Там он яро увлекается творчеством футуристов.
1912 год для Владимира Маяковского стал годом начала его творческой жизни. Именно в это время публикуется его первое поэтическое произведение «Ночь». В следующем 1913 году, поэт и писатель создает трагедию «Владимир Маяковский», который сам поставил и в которой сыграл главную роль.
Известная поэма Владимира Маяковского «Облако в штанах» была окончена в 1915 году. Дальнейшее творчество Маяковского помимо антивоенной тематики содержит сатирические мотивы.
Должное место в творческом пути Владимира Владимировича отводится написанию сценариев к фильмам. Так, в 1918 году он снимается в 3 своих фильмах.
Последующий, 1919 год ознаменовался для Маяковского популяризацией темы революции. В этом году, Маяковский принимал активное участие в создании плакатов «Окна сатиры РОСТА».
Владимиру Маяковскому принадлежит авторство творческого объединения «Левый фронт искусств», в котором спустя время он тал работать редактором. В этом журнале публиковались произведения известных писателей того времени: Осипа Брик, Пастернака, Арватова, Третьякова и других.
С 1922 году Владимир Маяковский путешествует по миру, посещая Латвию, Францию, Германию, США, Гавану и Мексику.
Именно будучи в путешествиях у Маяковского рождается дочь от романа с русской эмигранткой.
Самой большой и настоящей любовью Маяковского была Лилия Брик. Владимир крепко дружил с ее мужем, а затем, Маяковский переехал жить к ним в квартиру, где и начался бурный роман с Лилией. Муж Лилии, Осип, практически уступил ее Маяковскому.
Официально Маяковский не зарегистрировал ни одни из своих отношений, хотя пользовался огромной популярностью среди женщин. Известно, что кроме дочери Маяковский имеет сына.
В начале 30-х годов Маяковского сильно подкосило здоровье, а далее его ожидала череда неудач: выставка, посвященная 20-тилетию работы, была обречена на провал, а премьеры «Клоп» и «Баня» не состоялись. Душевное состояние Владимира Владимировича оставляло желать лучшего.
Так, постепенное угнетение состояния и психического здоровья, 14 апреля 1930 года душа поэта не выдержала и Маяковский застрелился.
В его честь названы многие объекты: библиотеки, улицы, станции метро, парки, кинотеатры и площади.

Сочинение

Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишенные идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, да и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.

Маяковский родился в Грузии, где минуло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский вступил в 4-ий класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его отчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. На протяжении следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910-1911 г. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.

Первые стихи Маяковский написал в 1909 г.в тюрьме, к которой попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая подражала поэзии русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами выдал альманах «Пощечина общественным вкусам» («Пощёчина общественному вкусу»), подписанный Д. Бурлюком, О. Крученых и В. Маяковским. Со стихами Маяковского «Ночь» («Ночь») и «Утро» («Утро»), в которых в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы отвечала духу современной «машины» цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларированных Маяковским в альманахе футуристических тезисов постоянная постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 г. его стихотворной трагедии «Владимир М.» («Владимир М.»). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, который калечит души людей, которые хотя и избирают поэта своим князем, но не способны оценить принесенную им жертву. В 1913 г. Маяковский вместе с другими футуристами осуществил большое турне городами СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростова, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и старались внедрять у жизнь свои лозунги практически, в частности даже одеждой и поведением. Их поэтические выступления, посещение кофеен или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, потасовкой, вмешательством полиции.

Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос возражения буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Пекло города» («Адище города», 1913), «Нате!» («Нате!», 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облачко в штанах» («Облако в штанах», 1915), « Флейта-Позвоночник» (« Флейта-Позвоночник», 1915), «Война и мир» («Война и мир», 1916), «Человек» («Человек», 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (Штатская шрапнель», 1914), стихе «Война объявлена» («Война объявлена», 1914),(«Мама и убитый немцами вечер», 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерному миру бюрократов, карьеристов, которые дискредитируют честную работу, чистая совесть и высокое искусство: («Гимн судье», 1915), «Гимн ученому»,(«Гимн ученому», 1915), «Гимн хабарю» («Гимн взятке», 1915) и др.

Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облачко в штанах», какая стала своеобразным программным произведением поэта, в которой он наиболее четко и выразительно изложил свои мировоззренческие и эстетичные установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: «Прочь ваша любовь», «прочь ваш порядок», «прочь ваше искусство», «прочь вашу религию» - «четыре вопля четырех частей». Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемерности бытия, которое его окружает, который протестует и стремится к настоящему человеческому счастью. Начальное название поэмы - «Тринадцатый апостол» - было перечеркнуто цензурой, но именно оно более глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всего раннего творчества Маяковского. Апостол - это учений Христоса, призван внедрять у жизнь его учения, но в М. этот образ быстрее приближается к тому, который позднее появится в знаменитой поэме О. Блока «Двенадцать». Двенадцать - это традиционное число ближайших учеников Христоса и появление в этом ряде тринадцатого, «лишнего» за библейскими канонами, апостола воспринимается как вызов традиционному мирозданию, как альтернативная модель нового мировозрения. Тринадцатый апостол Маяковского - это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и вместе с тем метафора, способна передать настоящий масштаб поэтического явления спикера нового мира - Маяковского.

Тогдашняя поэзия Маяковского порождает не просто отдельные нелады и недостатки современного общества, она порождает самую возможность его существования, основоположные, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт ощущает себя равным Богу. Поэтому в своих желаниях было подчеркнуто антитрадиционность лирического героя Маяковского. Доходило к максимальным эпатажам, так, что, казалось бы давали «пощечины общественному вкусу», требовали у парикмахера «причесать он ухо» («Ничто не понимал...»), становится на корточки и лает по-собачьему («Вот так я сделался собакой... «) и с вызовом заявляет: «Я люблю смотреть, как умирают дети...» («Я»), бросает у зал во время выступления: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...» («Нате!»). Вместе с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. «Поэтика раннего Маяковского, - пишет О. Мясников, - это поэтика грандиозного.

В его поэзии тех лет все предельно напряжено. Его лирический герой ощущает себя способным и обязанным решать не только задачаи переустройства собственной души, а и всего человечества, задача не только земные, а и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация - характерные особенности стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует чрезвычайно неуютно в буржуазно-мещанскому среде. Он ненавидит и пренебрегает всех, кто мешает Человеку из прописной буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма - одна из центральных проблем раннего Маяковского.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930)

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии Грузии. Его отец – Владимир Константинович – служил лесничим на Кавказе. Мать – Александра Алексеевна. Сестры – Люда и Оля.

У Маяковского с детства была превосходная память. Он вспоминает: «Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставляет заучивать стихи».

С семи лет отец стал брать его в верховые объезды лесничества. Там Маяковский больше узнает о природе, её повадках.

Учение давалось ему с трудом, особенно арифметика, но читать он научился с удовольствием. Вскоре вся семья переехала из Багдад в Кутаиси.

Маяковский сдает экзамен в гимназию, но выдержал его с трудом. На экзамене священник, который принимал экзамен, спросил у молодого Маяковского – что такое «око». Он ответил: «Три фунта» (на грузинском). Ему объяснили, что «око» - это «глаз» по церковнославянскому. Из-за этого он чуть не провалился на экзамене. Поэтому возненавидел сразу – все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда и пошли его футуризм, атеизм и интернационализм.

Во время обучения во втором подготовительном классе он учится на «пятерки». В нем стали обнаруживать способности художника. Дома увеличилось количество газет и журналов. Маяковский читает все подряд.

В 1905 году в Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного: «В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты». Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.

В 1906 году у Маяковского умирает отец. Уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги, заражение крови. С тех пор он не может терпеть булавок и заколок. После похорон отца семья уезжает в Москву, где не было никаких знакомых и, не имея никаких средств на существование (кроме трех рублей в кармане).

В Москве сняли квартиру на Бронной. С едой было плохо. Пенсия – 10 рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Маяковский начинает зарабатывать деньги выжиганием и рисованием. Разрисовывает пасхальные яйца, после чего ненавидит русский стиль и кустарщину.

Переведен в четвертый класс Пятой гимназии. Учится очень плохо, но любовь к чтению не уменьшается. Увлекался философией марксизма. Первое полу стихотворение Маяковский напечатал в нелегальном журнальчике «Порыв», издаваемого Третьей гимназией. Получилось невероятно революционное и в такой же степени безобразное произведение.

В 1908 году вступает в партию большевиков РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне. На городской конференции выбрали в Местный Комитет. Псевдоним – «товарищ Константин». 29 марта 1908 года нарвался на засаду – арест. Просидел не долго – выпустили на поруки. Через год снова арест. И опять кратковременная сидка – взяли с револьвером. Его спас друг отца Махмудбеков.

Третий раз арестовали за освобождение женщин-каторжанок. Сидеть в тюрьме ему не нравилось, он скандалил, и поэтому его часто переводили из части в часть – Басманная, Мещанская, Мясницкая и т.д. – и, наконец – Бутырки. Здесь он провел 11 месяцев в одиночке №103.

В тюрьме Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. В воспоминаниях он пишет: «Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,

Солнце играло на главах церквей.

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,

Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»

Маяковскому, чтобы писать лучше современников, необходимо было учиться мастерству. И он решает покинуть ряды партии, чтобы находиться на нелегальном положении.

Вскоре Маяковский читает свой стих Бурлюку. Ему понравился этот стих, и он сказал: «Да это вы же ж сами написали! Да вы ж гениальный поэт!» После этого Маяковский весь ушел в стихи.

Выходит первое профессиональное стихотворение «Багровый и белый», а за ним и другие.

Бурлюк стал лучшим другом Маяковскому. Он пробудил в нем поэта, доставал для него книги, не отпускал ни на шаг и выдавал ежедневно 50 копеек, чтобы писать не голодая.

Различные газеты и журналы заполняются футуризмом благодаря разъяренным речам Маяковского и Бурлюка. Тон был не очень вежливый. Директор училища предложил прекратить критику и агитацию, но Маяковский и Бурлюк отказались. После чего совет «художников» изгнал их из училища. У Маяковского издатели не покупали ни одной строчки.

В 1914 году Маяковский думает над «Облаком в штанах». Война. Выходит стих «Война объявлена». В августе Маяковский идет записываться добровольцем. Но ему не позволили – политически не благонадежен. Зима. Интерес к искусству пропал.

В мае он выигрывает 65 рублей и уезжает в Финляндию, город Куоккала. Там он пишет «Облако». В Финляндии он едет к М. Горькому в город Мустамяки. И читает части из «Облака». Горький хвалит его.

Те 65 рублей «прошли» у него легко и без боли. Он начинает писать в юмористическом журнале «Новый сатирикон».

В июле 1915 года знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками. Маяковского призывают на фронт. На фронт идти теперь не хочет. Притворился чертежником. Солдатам не разрешают печататься. Его спасает Брик, покупает все его стихи по 50 копеек и печатает. Напечатал «Флейту позвоночника» и «Облако».

В январе 1917 года переезжает в Петербург, а 26 февраля пишет Поэтохронику «Революции». В августе 1917 года задумывает написать «Мистерию Буфф», а 25 октября 1918 года заканчивает её.

С 1919 года Маяковский работает в РОСТА (Российское телеграфное агентство).

В 1920 году закончил писать «150 миллионов».

В 1922 Маяковский организует издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг. В 1923 году под редакцией Маяковского выходит в свет журнал «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). Написал «Про это» и начинает обдумывать написание поэмы «Ленин», которую закончил в 1924.

1925 год. Написал агитпоэму «Летающий пролетарий» и сборник стихов «Сам пройдись по небесам». Отправляется в путешествие вокруг земли. Результатом поездки стали произведения, написанные в прозе, публицистика и поэзия. Были написаны: «Мое открытие Америки» и стихи – «Испания», «Атлантический океан», «Гавана», «Мексика» и «Америка».

1926 год. Усердно работает – разъезжает по городам, читает стихи, пишет в газеты «Известия», «Труд», «Рабочая Москва», «Заря Востока» и др.

В 1928 году пишет поэму «Плохо», но она не была написана. Начинает писать свою личную биографию «Я сам». И еще в течение года были написаны стихотворения «Служанка», «Сплетник», «Подлиза», «Помпадур» и другие. С 8 октября по 8 декабря – поездка за границу, по маршруту Берлин – Париж. В ноябре выходит в свет I и II том собрания сочинений. 30 декабря чтение пьесы «Клоп».

1926 год. В январе опубликовано стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и написано «Письмо Татьяне Яковлевой». 13 февраля состоялась премьера пьесы «Клоп». С 14 февраля по 12 мая – поездка за границу (Прага, Берлин, Париж, Ницца, Монте-Карло). В середине сентября закончена «Баня» - «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». В течение всего этого года были написаны стихи: «Парижанка», «Монте-Карло», «Красавицы», «Американцы удивляются», «Стихи о советском паспорте».

1930 год. Последней крупной вещью, над которой работал Маяковский, была поэма о пятилетке. В январе он пишет первое выступление к поэме, которую напечатал отдельно под названием «Во весь голос». 1 февраля в Клубе писателей открылась выставка «20 лет работы», посвященная юбилею его творческой деятельности. 6 февраля – выступление на конференции Московского отделения РАПП с заявлением о вступлении в эту организацию, прочел «Во весь голос». 16 марта – премьера «Бани» в театре Мейерхольда.

14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера Маяковский покончил жизнь, оставив письмо, адресованное «Всем». 15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло 150 тысяч человек. 17 апреля – траурный митинг и похороны.

Владимир Маяковский был необычной личностью. Уже с детства он многое повидал и многое возненавидел. Он перенес смерть своего отца, когда ему было 13 лет. Возможно, именно поэтому он стал более эмоциональным и решительным. Большую часть своей жизни он отдал партии и революции. Именно из-за приверженности делу революции ему часто приходилось сидеть в тюрьмах.

Маяковский искренне считал революционный путь единственным, приводящим к светлому будущему. Но он понимал, что революция – это не тихая и незаметная смена одного правительства другим, а борьба порой жестокая и кровавая.

Взяв на себя эту неблагодарную, чуждую поэту обязанность, Маяковский в течение нескольких лет постоянно пишет для «Комсомольской правды» и «Известий» стихи на злобу дня, выполняет роль пропагандиста и агитатора. Вычищая во имя светлого будущего «шершавым языком плаката» грязь, Маяковский высмеивает образ «чистого» поэта, воспевающего «розы и грёзы». Полемически заостряя свою мысль, он пишет в стихотворении «Домой»:

чтоб меня, как цветок с полян,

после служебных тягот.

чтоб в дебатах потел Госплан,

мне давая

задания на год.

чтоб над мыслью времен комиссар

с приказаниями нависал…

чтоб в конце работы завком

запирал мои губы замком.

В контексте стихотворения, тем более в контексте всего творчества поэта, ничего предусмотрительного в этом образе нет, он не бросает тени на Маяковского. Но с годами, с движением истории образ этот приобрел страшный смысл. Образ поэта с замком на губах оказался не только символическим, но и пророческим, высветившим трагические судьбы советских поэтов в последующие десятилетия, в эпоху лагерного насилия, цензурных запретов, замкнутых ртов. Через десять лет после того, как было написано это стихотворение, многие оказались за колючей проволокой ГУЛАГа за стихи, за свободное слово. Таковы трагические судьбы О. Мандельштама, Б. Корнилова, Н. Клюева, П. Васильева, Я. Смелякова. А в более поздние времена такая судьба ожидала Н. Коржавина, И. Бродского и многих других поэтов.

Маяковский по природе своей был трагическим поэтом, о смерти, о самоубийстве он писал, начиная с юности. Мотив самоубийства, совершенно чуждый футуристической и лефовской тематике, постоянно возвращается в творчестве Маяковского. Он примеривает к себе варианты самоубийства.… В душе поэта взращена небывалая боль нынешнего времени. Стихи его глубоко лиричны, раскованны, в них он по-настоящему рассказывает «о времени и о себе».

Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагической оказалась и судьба его стихов. Их не понимали. После 17 года, когда в его творчестве наступил перелом, Маяковскому не давали печататься. Это было, по сути, второй его смертью.

В 30-х годах поэт был загнанным, подавленным и растерянным. Это сказалось на его отношениях с Вероникой Полонской (последней любовью поэта). Приходит весть, что Т. Яковлева выходит замуж (Маяковский не терял надежды с Яковлевой, но это сообщение дало отрицательный эффект на его здоровье).

13 апреля Маяковский потребовал, чтобы Вероника Полонская с той же минуты оставалась с ним, бросила театр и мужа…

14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера он покончил жизнь самоубийством, оставив письмо «Всем»:

«В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля – люби меня.

Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят -

«инцидент испорчен»,

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

Счастливо оставаться.



error: Контент защищен !!