Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта. Николай некрасов Некрасов н а жизнь и творчество поэта

Некрасов Николай Алексеевич, биография которого начинается 28 ноября (10 декабря) 1821 г., родился в небольшом местечке Немиров, расположенном на территории Винницкого уезда Подольской губернии (сейчас - территория Украины).

Детство поэта

Семья Некрасовых после рождения сына жила в деревне Грешневе, которая на тот момент относилась к Ярославской губернии. Детей было немало - тринадцать (правда, в живых из них остались только трое), а потому содержать их было весьма непросто. Алексей Сергеевич, глава семейства, был вынужден взять себе ещё и работу исправника. Работу эту трудно было назвать весёлой и интересной. Маленького Николая Некрасов-старший часто брал с собой на службу, а потому будущий поэт с самых ранних лет видел те проблемы, с которыми сталкивались простые люди, и учился сочувствовать им.

В возрасте 10 лет Николая отдают в ярославскую гимназию. Но по окончании 5-го класса он резко прекратил обучение. Почему? Мнения биографов в этом вопросе расходятся. Некоторые считают, что мальчик не был слишком прилежен в учёбе, и успехи его на этом поприще оставляли желать лучшего, а другие придерживаются мнения, что отец просто перестал платить за обучение. А возможно, обе эти причины имели место. Так или иначе, но далее биография Некрасова продолжается в Петербурге, куда шестнадцатилетнего юношу отправляют для поступления в военное училище (дворянский полк).

Трудные годы

У поэта были все возможности для того, чтобы стать честным служакой, однако судьбе было угодно распорядиться иначе. Прибыв в культурную столицу империи - Санкт-Петербург, - Некрасов знакомится и общается с тамошними студентами. Они пробудили в нём сильную жажду знаний, а потому будущий поэт решает пойти против воли своего отца. Николай начинает готовиться к поступлению в университет. Его постигает неудача: он не смог сдать все экзамены. Однако это его не остановило: с 1839 по 1841 гг. поэт ходит на филологический факультет вольнослушателем. В те дни Некрасов жил в ужасной нищете, ведь отец не давал ему ни единой копейки. Поэту нередко приходилось голодать, доходило и до того, что ночевал он в приютах для бездомных. Но бывали и светлые моменты: к примеру, как раз в одном из таких мест Николай заработал свои первые деньги (15 коп.) за помощь в написании прошения. Трудное материальное положение не сломило дух юноши и он поклялся себе, несмотря на какие бы то ни было препятствия, добиться признания.

Литературная деятельность Некрасова

Биография Некрасова невозможна без упоминания об этапах становления его как поэта, литератора.

Вскоре после событий, описанных выше, жизнь Николая пошла на лад. Он устроился на работу гувернёром, ему часто поручали сочинять сказки и азбуки для лубочных издателей. Неплохой подработкой стало написание небольших статей в «Литературную газету», а также «Литературное прибавление к Русскому Инвалиду». Несколько сочинённых им и опубликованных под псевдонимом «Перепельский» водевилей были даже поставлены на Александрийской сцене. Отложив немного денег, в 1840 г. Некрасов издаёт свой первый сборник стихотворений, который получил название «Мечты и звуки».

Биография Некрасова не обошлась без борьбы с критиками. Несмотря на то что они относились к нему неоднозначно, самого Николая крайне расстроил отрицательный отзыв авторитетного Белинского. Дошло даже до того, что Некрасов сам скупил большую часть тиража и уничтожил книги. Однако несколько оставшихся экземпляров позволяли увидеть Некрасова в совершенно непривычном амплуа сочинителя баллад. В дальнейшем он перешёл к иным жанрам и темам.

Сороковые годы 19 столетия Некрасов провёл, тесно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Сам Николай был библиографом. Поворотной точкой в его жизни можно считать близкое знакомство и начало дружбы с Белинским. Спустя совсем немного времени стихи Николая Некрасова начинают активно печататься. За довольно короткий промежуток времени в свет вышли альманахи «1 апреля», «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник», в которых стихи молодого поэта соседствовали с творениями лучших авторов того периода. Среди них, помимо всех прочих, присутствовали произведения Ф. Достоевского, Д. Григоровича, И. Тургенева.

Издательские дела шли отлично. Это позволило Некрасову с друзьями в конце 1846 г. приобрести журнал «Современник». Помимо самого поэта, в этот журнал уходит немало талантливых литераторов. А Белинский делает Некрасову необычайно щедрый подарок - передаёт для журнала огромное количество материалов, которые критик долгое время собирал для собственного издания. В период реакции содержание «Современника» контролировалось царской властью, и под влиянием цензуры в нём начинают печатать по большей части произведения приключенческого жанра. Но, тем не менее, журнал не теряет своей популярности.

Далее биография Некрасова переносит нас в солнечную Италию, куда поэт в 50-е годы уезжает лечиться от болезни горла. Поправив здоровье, он возвращается на родину. Здесь жизнь «бьёт ключом» - Николай оказывается в передовых литературных потоках, общается с людьми высокой нравственности. В это время раскрываются лучшие и доселе неизвестные стороны таланта поэта. В работе над журналом его верными помощниками и коллегами становятся Добролюбов и Чернышевский.

Несмотря на то что в 1866 г. «Современник» был закрыт, Некрасов не опустил руки. У своего давешнего «конкурента» литератор арендует «Отечественные записки», которые быстро поднимаются на ту же высоту, что и в своё время «Современник».

Работая с двумя лучшими журналами своего времени, Некрасов написал и опубликовал массу своих произведений. Среди них - поэмы («Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Мороз, красный нос», «Саша», «Русские женщины»), стихотворения («Железная дорога», «Рыцарь на час», "Пророк») и множество иных. Некрасов пребывал в зените своей славы.

Последние годы жизни

В начале 1875 г. поэту ставят страшный диагноз - «рак кишечника». Его жизнь стала сплошным страданием, и только поддержка преданных читателей помогала хоть как-то держаться. Телеграммы и письма приходили Николаю даже из самых дальних уголков России. Эта поддержка очень много значила для поэта: борясь с болью, он продолжал творить. На закате своей жизни он пишет сатирическую поэму под названием «Современники», искренний и задевающий за живое цикл стихотворений «Последние песни».

Простился с этим миром талантливый поэт и активист литературного мира 27 декабря 1877 (8 января 1878) в Санкт-Петербурге, в возрасте всего лишь 56 лет.

Невзирая на лютый мороз, попрощаться с поэтом и проводить его к месту последнего упокоения (Новодевичье кладбище Санкт-Петербурга) пришли тысячи людей.

Любовь в жизни поэта

Н. А. Некрасов, биография которого - это настоящий заряд живой силы и энергии, в своей жизни встретил трёх женщин. Первой его любовью была Авдотья Панаева. Они не были официально женаты, однако прожили вместе целых пятнадцать лет. Через некоторое время Некрасов влюбился в очаровательную француженку - Селину Лефрен. Однако этот роман для поэта был неудачным: Селина бросила его, а перед этим промотала изрядную часть его состояния. И, наконец, за полгода до своей смерти Некрасов обвенчался с нежно любившей его и заботившейся о нём до последнего дня Фёклой Викторовой.

Николая Алексеевич Некрасова мы знаем как великого русского народного поэта, как публициста, издателя, сатирика и юмориста, автора драматургических произведений, редактора и вдохновителя журнала «Современник» и «Отечественные записки».

Мы знаем Николая Алексеевича как интересного автора, который отразил в своих произведениях то, что ему досталось пережить самому, и то, что он видел вокруг себя.

Становление классика происходило в непростых условиях. Много выпало на его долю такого, что закалило в самом начале пути. О его детстве сохранилось немного информации, но вполне достаточно, чтобы нарисовать общую картину, и довольно яркую. Очень в этом помогли стихи самого поэта, написанные уже в зрелом возрасте.

Первые годы жизни

Родился Николай Алексеевич 28 ноября 1821 года на Украине в городе Немиров Каменец-Подольской губернии, который находится недалеко от Винницы. Там квартировал полк, где служил его отец. Коля был третьим ребёнком в семье.

Вот этот обычный, ничем не примечательный дом.

Дворянская семья, в которой родился будущий поэт и писатель, была самой обычной. Когда-то это семейство было очень зажиточным, но и теперь не бедствовало. Семейная трагедия состояла в том, что богатые предки, только родившегося ребёнка, были неравнодушны к картам. В своё время дед Коли, зажиточный помещик, проиграл большую часть своего состояния.

Когда отец Коли, секунд-майор Алексей Сергеевич Некрасов ушёл в отставку, со всем своим семейством он поселился недалеко от Ярославля, в небольшом имении Грешнево (в некоторых источниках Грешнёво).

Имение находилось в долине, среди бескрайних полей и бесконечных лугов. Хозяйский дом был на берегу Волги. Здесь, в деревни мальчик будет жить до поступления в гимназию, до 1832 года.

Вот как сам поэт описал своё детство:

...среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть.

Семья была многодетной - четырнадцать детей. Правда, до взрослого возраста выросло всего четверо. У взрослого Николая Алексеевича было два брата и одна сестра.

Ребёнок видел безудержные разгулы отца. Видел как тяжело всё это терпеть матери.

По приезду в имение, семья нашла его в запустении. Нужна была хозяйская рука. Кроме того, имелся ряд процессов по имению. Всё это вынудило отца Некрасова поступить на службу, и он получил должность исправника.

С трёхлетнего возраста отец возил мальчика с собой по делам. Поэтому малышу приходилось видеть мёртвых, наблюдать всевозможные выбивания недоимок. В этих побоях, разборках, судебных процессах ярко просматривалось всенародное горе, и всё это отложилось в памяти и душе ребёнка.

Что перенял ребёнок от отца хорошего - это невероятную любовь к охоте. Но в этой страсти была и оборотная сторона медали.

Эта дворянская страсть вынуждала держать большую псарню. А так как имение находилось в удобном для охоты месте, к Некрасовым заезжали разной величины чины из Владимира и Ярославля, для охоты и совместного время проведения. Селились здесь же, в Грешнево. Алексей Сергеевич был всегда рад такому обстоятельству.

Хлеб-соль, хмельное гулянье с утра до вечера, крепостные женщины и банные девки - это всё на глазах у ребёнка.

Мать Некрасова, Елене Андреевна, была воспитана в дворянском духе. Это была добрая, с мягким характером женщина. Хорошо знала классическую русскую литературу, музицировала, по словам будущего поэта, обладала прекрасным голосом.

Поскольку брак был трагедией для этой женщины, она всю свою любовь и нежность отдавала детям. Много времени проводила за занятиями, гувернёров в семье не было.

Маленький Коля любил проводить время с матерью. Любил и прислушивался к её советам, доверял свои детские секреты.

Когда бушевал старший Некрасов она старалась максимально уберечь детей от возможного стресса. Никогда не оговаривала и не ругала отца при детях. И дети понимали, что родители очень разные у них, и слушались свою маменьку.

Вот как отзывается поэт о своей матери в поэме «Мать»

Когда кругом насилье ликовало,
И стая псов на псарне завывала,
И вьюга в окна била и мела,
….............................................
О, мать моя, подвигнут я тобою
Во мне спасла живую душу ты!

Такой терпеливой, кроткой и нежной, писатель запомнил свою мать на всю жизнь.

Вблизи помещичьего имения проходила владимирская дорога, по которой и в стужу, и в зной, и в дождь проливной гнали на каторгу ссыльных. Всё это видел барский сын.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..

Так в сердце мальчика радость упоения от маменькиного учения и природы, окружающей поместье и деревню, смешивалась с жизненной реальностью, горем и мужицкой тяжбой.

Подросший Коля подружился с крестьянскими детьми. Он убегал из дома чтобы вместе с ними поиграть, попрыгать с крутого берега, посоревноваться, покупаться в речке.

Дружба с крестьянскими детьми была ему очень дорога, он через всю жизнь пронёс воспоминания о ней. Он не выделял себя из общей кутерьмы, да и дети относились к нему, как к своему.

Гимназия

К тому времени когда мальчику пришло время поступать в гимназию, старший Некрасов был вконец разорён. Денег на наёмных учителей не было. Но не было и пробелов в воспитании, всё сумела восполнить маменька.

Коля знал российскую словесность, имена великих поэтов русских и Шекспира, географию. Начитанный, культурный, манерный, с хорошо поставленной речью помещичий сын поступил в гимназию.

Годы гимназии в жизни классика довольно печальные, гимназия не была образцовой. Учителя были недостаточно подготовленными и не заслуживали даже минимального количества положительных характеристик, по отношению к тому, что получал ребёнок дома от матери. Отношения с преподавательским составом не складывались.

Особые претензии были у подростка к учителю словесности. Неопрятный, помятый, непричёсанный педагог не умел даже здороваться. Как после описывал писатель этого горе-учителя, он приходил, бросал неразборчивое «Здрыс», садился за стол, давал задание и тихо, мирно засыпал. Гимназисты могли творить что угодно - учитель спал, и даже храпел во сне. Каким-то образом за минуту до звонка учитель пробуждался, осматривал класс и молча уходил.

В гимназии Николай начал писать сатирические стихи.

Но и тут большую роль сыграла маменька Николая. Отправляя сына в гимназию, она дала ему важное напутствие. Она подготовила подростка к тому, что тех знаний, которые она даёт ему с сестрой, в учебном заведении может не быть. Но самое главное, уметь заниматься и получать знания через самообразование. И подросток запомнил это наставление. Он очень, очень много читал.

И когда его спрашивали экзаменаторы, ближе к шестнадцати годам, откуда такие познания в литературе, он честно отвечал: «Читаю».

Родители

Отец

Отец Николая, Алексей Сергеевич Некрасов был поручиком, и когда-то зажиточным помещиком. Он охотно рассказывал сыну, настолько богат был их род. Из его рассказа выходило, что прадед его проиграл в карты семь тысяч душ, дед был скромнее - две тысячи, отец смог себе позволить одну. Сам же он ничего не проиграл, потому что проигрывать уже стало нечего.

Жить отставному офицеру хотелось на полную катушку. Был он человеком жестоким. О нём писатель всегда вспоминал тревожно, но находил правильные слова, чтобы совсем не очернить родителя. Характеризовал его как хорошего охотника, безудержного игрока и плохого педагога. Имея такое большое количество детей, Алексей Сергеевич никогда не утруждал себя заботами об их воспитании.

Грубость и ограниченность - вот основные черты деспотичного барина.

Казалось помещик средней руки жил напоказ. Он не видел необходимости оградить своих детей от некрасивых сцен насилия и наказания крепостных. Произвол, творящийся в имении, был обычным делом. Случались и семейные скандалы, где инициатором всегда выступал глава семейства.

Его не волновали детские чувства и переживания. Дети были постоянными свидетелями деспотизма и самодурства.

Мать

Елена Андреевна Закревская была дочерью мелкого малороссийского чиновника. Образованная, красивая девушка вышла замуж без родительского благословения в семнадцать лет. Её родители были категорически против этого брака.

Как позже оказалось, родители были правы. Женщина не стала счастливой. Тот образ матери и страдающей женщины, который будет часто встречаться в произведениях Некрасова, родом из детства.

Жизнь женщины в замужестве была полна страданий. К тому же за те 23 года своего замужества она родила 14 детей. Такие частые беременности и роды износили её организм. Елена Андреевна умерла молодой, в возрасте сорока лет.

Можно сказать, что женщина была жертвой, той грубой среды, в которой оказалась. Страдания, который выпали на её долю она несла покорно и безропотно, являясь затворницей, собственно выбранной жизненной дороги.

Неоконченные записки

1
В первые годы младенчества
Помню я церковь убогую,
Стены ее деревянные,
Крышу неровную, серую,
Мохом зеленым поросшую.
Помню я горе отцовское:
Толки его с прихожанами,
Что угрожает обрушиться
Старое, ветхое здание.
Часто они совещалися,
Как обновить отслужившую
Бедную церковь приходскую;
Поговорив, расходилися,
Храм окружали подпорками,
И продолжалось служение.
В ветхую церковь бестрепетно
В праздники шли православные, -
Шли старики престарелые,
Шли малолетки беспечные,
Бабы с грудными младенцами.
В ней причащались, венчалися,
В ней отпевали покойников…

Синее небо виднелося
В трещины старого купола,
Дождь иногда в эти трещины
Падал: по лицам молящихся
И по иконам угодников
Крупные капли струилися.
Ими случайно омытые,
Обыкновенно чуть видные,
Темные лики святителей
Вдруг выступали… Боялась я, -
Словно в семью нашу мирную
Люди вошли незнакомые
С мрачными, строгими лицами…

То растворялось нечаянно
Ветром окошко непрочное,
И в заунывно-печальное
Пение гимна церковного
Звонкая песня вторгалася,
Полная горя житейского, -
Песня сурового пахаря!..

Помню я службу последнюю:
Гром загремел неожиданно,
Всё сотрясенное здание
Долго дрожало, готовое
Рухнуть: лампады горящие,
Паникадилы качалися,
С звоном упали тяжелые
Ризы с иконы Спасителя,
И растворилась безвременно
Дверь алтаря. Православные
В ужасе ниц преклонилися -
Божьего ждали решения!..

2
Ближе к дороге красивая,
Новая церковь кирпичная
Гордо теперь возвышается
И заслоняет развалины
Старой. Из ветхого здания
Взяли убранство убогое,
Вынесли утварь церковную,
Но до остатков строения
Руки мирян не коснулися.
Словно больной, от которого
Врач отказался, оставлено
Времени старое здание.
Ласточки там поселилися -
То вылетали оттудова,
То возвращались стремительно,
Громко приветствуя птенчиков
Звонким своим щебетанием…

В землю врастая медлительно,
Эти остатки убогие
Преобразились в развалины
Странные, чудно красивые.
Дверь завалилась, обрушился
Купол; оторваны бурею,
Ветхие рамы попадали;
Травами густо проросшие,
В зелени стены терялися,
И простирали в раскрытые
Окна - березы соседние
Ветви свои многолистые…

Их семена, занесенные
Ветром на крышу неровную,
Дали отростки: любила я
Эту березку кудрявую,
Что возвышалась там, стройная,
С бледно-зелеными листьями,
Точно вчера только ставшая
На ноги резвая девочка,
Что уж сегодня вскарабкалась
На высоту, - и бестрепетно
Смотрит оттуда, с смеющимся,
Смелым и ласковым личиком…

Птицы носились там стаями,
Там стрекотали кузнечики,
Да деревенские мальчики
И русокудрые девочки
Живмя там жили: по тропочкам
Между высокими травами
Бегали, звонко аукались,
Пели веселые песенки.
Так мое детство беспечное
Мирно летело… Играла я,
Помню, однажды с подругами
И набежала нечаянно
На полусгнившее дерево.
Пылью обдав меня, дерево
Вдруг подо мною рассыпалось:
Я провалилась в развалины,
Внутрь запустелого здания,
Где не бывала со времени
Службы последней…

Объятая
Трепетом, я огляделася:
Гнездышек ряд под карнизами,
Ласточки смотрят из гнездышек,
Словно кивают головками,
А по стенам молчаливые,
Строгие лица угодников…
Перекрестилась невольно я, -
Жутко мне было! дрожала я,
А уходить не хотелося.
Чудилось мне: наполняется
Церковь опять прихожанами;
Голос отца престарелого,
Пение гимнов божественных,
Вздохи и шепот молитвенный
Слышались мне, - простояла бы
Долго я тут неподвижная,
Если бы вдруг не услышала
Криков: «Параша! да где же ты?..»
Я отозвалась; нахлынули
Дети гурьбой, - и наполнились
Звуками жизни развалины,
Где столько лет уж не слышались
Голос и шаг человеческий…

Будущий великий поэт родился 28 ноября (10 октября по новому стилю) в семье мелкопоместного дворянина, в местечке Немирове Винницкого уезда Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

Детство свое он провел в селе Грешневе, в родовом имении отца. Это небольшая деревня, а позднее сельцо в Ярославском уезде, стоявшее на дороге, связывавшей по левому берегу Волги Кострому и Ярославль. Усадьба Некрасовых была построена дедом Сергеем Алексеевичем Некрасовым в самом начале XIX в. Изображений грешневской усадьбы не сохранилось. За господским домом в глубине сада прятался небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская, дальше - псарня.

В 1928 году восьмидесятилетний грешневский крестьянин П. О. Широков вспоминал о барской усадьбе: «Усадьба-то забором была обнесена, крашена в желтый цвет, да с черными дугами. Барский дом (…) одноэтажный, небольшой. На дорогу он выходил да в сад. Перед ним-то палисадник. Терраса длинная. С нее же ход в дом был. Всего-то в доме четыре комнаты. Прямо налево столовая, а потом спальня (это угловая, она и в сад уходила), а еще вроде как бы девичья, да еще комната. А под домиком-то погреб… А за домом-то – кухня господская, а потом баня. А так же, как барский дом, дальше, вдоль дороги, была людская…»

Музыкантская в Грешнево
Детские увлечения поэта

Николай Некрасов рос в большом кругу братьев и сестер. Товарищами его детских игр были близкие по возрасту братья Андрей и Константин и сёстры Елизавета и Анна. Николай особенно дружил с братом Андреем и сестрой Елизаветой, все трое были погодками. С сестрой Анной Некрасов был близок до конца своих дней.

Очень рано Николай Некрасов начал писать стихи. В предсмертных заметках поэта в одном месте говорится: «Начал писать с 6-ти лет». В другом месте сказано: «Писать стихи начал с семи лет, помню, я что-то посвятил матери в день её именин».

По примеру отца, поэт страстно любил охоту, эта тема оставила заметный след в его творчестве. Внимательно и любовно будущий поэт воспринимал окружавшую его природу.

Петропавловский храм в Абакумцево, в трех верстах от имения Некрасовых

С детских же лет Некрасовым овладела еще одна сильная страсть – к картам. Игра в карты тогда была широко распространена в России. Биографы отмечают, что страсть к игре в карты можно назвать наследственной страстью семьи Некрасовых, начиная с прапрадеда Николая Некрасова - Якова Ивановича, "несметно богатого" рязанского помещика. В результате страсти к игре его сыну, прадеду поэта Алексею Яковлевичу, досталось уже одно только рязанское имение. Дед Некрасова, Сергей Алексеевич, был страстным картежником, и для уплаты долгов вынужден был в начале XIX века продать дом в Москве и переехать с семьей в Грешнево. Большую дань картам отдал и отец Некрасова, Алексей Сергеевич.


Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов

Школьная жизнь Николая Некрасова

В августе 1832 года Николай Некрасов вместе с братом Андреем были отданы учиться в Ярославскую гимназию.
Братья Некрасовы поступили в первый класс, однако в 1833 году ярославскую гимназию из четырехклассной преобразовали в семиклассную, в силу чего Николай и Андрей вместо второго класса перешли сразу в четвертый.

Гимназия, в которой учился Н.А. Некрасов, ныне военный госпиталь

Читал Некрасов в годы учебы очень много, хотя и беспорядочно. Книги он брал гимназической библиотеке, иногда обращался к учителям гимназии. Кроме того, в Грешневе была небольшая библиотека.

Также в гимназии Некрасов активно писал стихи. «В гимназии, – вспоминал он, – я ударился во фразерство, начал почитывать журналы, в то же время писал сатиры на товарищей. Один из них, Златоустовский, сильно отдул меня…». Именно в гимназический период 16-летний юноша стал записывать свои первые стихи в домашнюю тетрадку. Помимо сатирических произведений в его начальном творчестве прослеживались и печальные впечатления детских лет, ярко окрасившие ранний период его творчества.

По-видимому, меньше всего времени у юноши оставалось на учебу. Н.А. Некрасов вспоминал:«Учением не занимались, а занимались больше кутежом, и я сильно приударял в картеж и в прочие забавы».

Еще одно воспоминание, которое осталось у Некрасова о времени обучения в гимназии, отражено в двух строчках:
…придешь, бывало, в класс
И знаешь: сечь начнут сейчас!

Успеваемость Коли Некрасова

Некрасов учился всё хуже и хуже. В 1835 году на выпускных экзаменах в пятом классе он получил следующие отметки: закон Божий – 2, словесность – 3, логика – 2, математика – 1, история – 1, латынь – 3, география – 2, немецкий язык – 2, французский – 2. В результате в пятом классе его вначале оставили на второй год, а затем и на третий, причем третий год Некрасов учился еще хуже, чем в предыдущие два.

Итоги школьной жизни
Н.А.Некрасова

В результате в пятом классе гимназиста Николая Некрасова вначале оставили на второй год, а затем и на третий, причем третий год Некрасов учился еще хуже, чем в предыдущие два.

Летом 1837 года Алексей Сергеевич, терпению которого, видимо, пришёл конец, забрал сына из гимназии. Таким образом, официальное образование Некрасова было завершено, и он на всю жизнь остался недоучившимся гимназистом. «Успехами» в учебе поэт постоянно приводил своих биографов,
в недоумение. В литературе о гимназическом периоде его жизни обычно писали вскользь.

Парадокс

В «третьегодничестве» Некрасова нет ничего порочащего: мы знаем мало поэтов и деятелей искусства, блиставших в школе своими успехами. Неуспеваемость юного поэта, с другой стороны, показывает известную относительность школьных отметок, ведь, несмотря на них, Некрасов сделал блестящую карьеру, стал редактором ведущих литературных журналов, классиком русской литературы и весьма богатым человеком.

Некрасов с собакой Кадо, 1861 г.

Со временем этот недоучившийся гимназист стал одним из главных «властителей дум» нескольких поколений русской молодёжи, в своих произведениях учивший, как надо жить, всю страну и сделавший необычайно много для приближения трагического – в 1917 г. – перелома в судьбе нашей Родины.


Сочинение

Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа - кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших «гражданский сан» самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная».

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда. В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

«Благородная и сильная вещь. Так и гудит мотив всей его музы», - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
«Поэт и гражданин» является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии... Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

«Какое время наступило», - с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

«Громи пороки смело», - призывает Гражданин Поэта.

Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии «чистому искусству». Спор между героями стихотворения - идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин «как свои, на теле носит все язвы родины своей». Поэт должен стыдиться

В годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них «гражданина сан» столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

«Самым задушевным и любимым» назвал Некрасов «Элегию» - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши!
Не стареет она,
утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:


Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении «Элегия», будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ «влачится в нищете», единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...

Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать «обличителем толпы», «ее страстей и заблуждений». Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых «больных», самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова:

Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он...
Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество - это попытка «разбудить» дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.



error: Контент защищен !!