Девиация, функции девиации. Понятие, теории и формы девиантного поведения Типы девиантного поведения

Социальная девиация – социальное поведение человека или группы людей, которое по какой-либо причине значительно отличается от социально принятого поведения в рассматриваемом обществе. В наше время существует как отрицательная, так и положительная девиация. Как ни странно отрицательное девиантное поведение принимается общество как оскорбление и к нему применяются формальные, а иногда и не формальные санкции. Такие, к примеру, как: лечение, изоляция, а то и вовсе наказание нарушителя.

Виды девиации

  1. Психические и культурные отклонения. Как известно социологов в большей степени интересуют культурные отклонения, а вот психологов – психические. Кстати говоря, вторые все же опаснее. Зачастую культурные отклонения связывают с психическими, обуславливая это тем, что люди, страдающие алкогольной зависимостью или наркоманией, имеют личностную дезорганизацию, то есть психические отклонения. Хотя девиации личности, страдающей психическими расстройствами обычно не заметна. Такие люди зачастую выполняют все правила и нормы, заложенные в обществе.
  2. Групповая и индивидуальная девиация поведения. Индивидуальная – отрицание норм своей субкультуры единственным представителем, а групповая – групповое отклонение от общепринятых норм. К последним зачастую относят подростков из неблагополучных семей.
  3. Первичная и вторичная девиации личности. Под первичной психологической девиацией понимается шалость, которую индивид совершил единожды. А под вторичной – систематическое отклонение от общепринятых норм.

Девиация в психологии включает в себя и такие понятия как: культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения. Первые характеризуются сверх способностями индивида, которые приносят пользу обществу, а вторые проявляются в форме экстраординарных достижений и активности, как правило, приводящих к нарушению нравственных норм и осуждению со стороны общества.

Причины девиации

В изучении причин девиантного поведения существует три вида теории девиации:

Пожалуй, необходимость в регулировании поведения людей в рамках определенных норм всегда останется актуальной. Однако не стоит забывать о том, что каждая личность индивидуальна и, не узнав точной причины столь необычного поведения человека, не спешите осуждать его.

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность - в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе - человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм - законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности.

Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Относительность девиации. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в

других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Приведем примеры.

Если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее, в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Также коммуникабельное поведение, современная одежда и "открытое" лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах.

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Общество решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Скорее, решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.

Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой.

Функции девиации.

Девиантное поведение может также способствовать эффективному

функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Социолог Э. Сагарин отмечает:

"Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей... Выказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или облеченная властью группа людей может укрепить идею о том, что хорошо и правильно, и таким образом создать общество индивидов, которое будет более послушным и лояльным к их идеологии и правилам поведения".

Во-вторых, нормы не выражаются в твердых правилах или сводах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для "коллективного сознания". Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственных органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда:

"Почему подобные отчеты считаются достойными отражения в печати и почему они вызывают повышенный интерес у публики? Возможно... они удовлетворяют некую психологическую извращенность, характерную для массовой аудитории, но одновременно они составляют главный источник информации о границах допустимого в нашем обществе. Это те уроки, с помощью которых мы учим друг друга тому, что значат нормы и насколько далеко они простираются. В переносном смысле на всеобщее обозрение выставляется столкновение между моралью и беспринципностью, и общество указывает, где следует проводить грань между ними... [Нарушитель] как бы предупреждает нас о том, что такое зло, какие личины может принимать дьявол. Тем самым он дает нам почувствовать разницу между опытом, допустимым групповыми рамками, и опытом, выходящим за эти рамки"(К. Эриксон).

В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми "нашего типа". Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между "хорошими людьми".

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следует легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Под девиацией (от лат. - от

клонение) понимается отклонение от принятых в обществе норм поведения. Если нормативным называют такое поведение индивидов, которое соответствует ролевым ожиданиям и ориентировано на признанные обществом ценности и нормы, то к отклоняющимся или девиантным относят любое отклонение от общепринятых и регламентирующих норм, принципов.

Это может быть единичное действие, поступок индивида, не соответствующие принятым в данном обществе нормам, но сюда же относятся социальные явления более широкого плана (криминализация общества, коррупция чиновников, увеличение числа разводов и пр.).

Понятие нормы и отклонения всегда определяется социально. В условиях повсеместно распространенной малодет- ности, когда в семье рождается один или два ребенка, именно такое количество детей становится социально приемлемой нормой. При этом многодетность, т.е. трое и более детей в семье в одних государствах оценивается как позитивное и заслуживает всяческого поощрения, а в других - осуждается как безответственное родительство, которое по своим последствиям наносит ущерб нормальному развитию общества (Китай).

Существует несколько социологических объяснений девиации.

Так, Э. Дюркгейм (1858-1917) видел основную причину девиации в социальной нестабильности. Используя категорию аномии, как особое состояние общества периода радикальных изменений, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились, ученый использует функциональный подход, объясняющий отклоняющееся поведение. Р. Мертон считал, что отклонения - следствие несогласованности между заявленными в обществе социально одобряемыми целями и неэффективностью законных средств их достижения. Современная реклама навязывает высокие стандарты жизни, для реализации которых нужны немалые ресурсы. Но законными средствами (честным трудом, ответственным поведением) их трудно достичь. Согласно концепции Р. Мертона, именно в этой ситуации появляются люди и группы, пользующиеся запрещенными способами реализации целей. Интересна позиция о порождении девиантного поведения структурой сравнительных возможностей. Например, согласно этой теории, в городе совершается больше преступлений, чем в деревне, так как горожане имеют возможность постоянно сравнивать жизнь разных слоев населения, сильнее ощущают неравенство возможностей, положения, это их и толкает на нарушение норм.

В русле теорий конфликта (К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.) девиация определяется как результат конфликта интересов различных социальных слоев и групп. Так, правящий класс может произвольно установить новые законы в своих интересах и объявить какое-то поведение незаконным, ненормативным. Многие направления борьбы против наркотиков или проституции направлены не столько на укрепление нравственности или здоровья, сколько против нелегального бизнеса. Теория наклеивания ярлыков (стигмы) утверждает, что девианты «появляются» как результат объявления какого-то человека отклоняющимся от общепринятой нормы, ненормальным.

Например, в младших классах школы ребенок совершает какой-то незначительный проступок (в таком случае говорят о первичной девиации). Взрослые объявляют его «хулиганом», «отстающим», сулят ему карьеру преступника, начинают подозревать именно его в возникновении любых конфликтов в школе. В этом случае подростки, молодые люди принимают девиантную идентичность, происходит вторичная девиация («Раз все меня считают хулиганом, вором, я и буду таким!»).

По мнению других социологов, девиация возникает в результате неуспешной или неадекватной социализации.

Э. Сазерленд полагал, что девиант формируется под воздействием девиантных групп, «плохих компаний» и это явление наиболее распространено в подростковом и юношеском возрасте, когда референтная группа ровесников диктует стандарты и образцы поведения.

Некоторые социологи сосредоточили свое внимание на изучении иных аспектов девиации. Так, Хирши (1985) выявил условия, при которых «соблазны девиации» не срабатывают. Условия, которые удерживают людей от совершения негативных социальных действий, следующие: привязанность (прочные семейные, дружеские, соседские, родственные связи, любовь), уверенность в будущем, оптимистический настрой, включенность в законную, социально одобряемую деятельность (общественная работа, учеба, спорт, профессиональный труд), убежденность (установки воспитания).

Данная теория имеет широкое практическое значение, так как на ее основе возможно выстраивание профилактической работы в молодежной среде.

В 1951 г. Т. Парсонс (1902-1979) изучал значение медицины в индустриальных обществах и рассматривал болезнь как основание для социальной идентичности. Он приходит к выводу о социально санкционированной девиации больного человека, который в данной ситуации характеризуется следующим: освобождается от нормальных социальных обязанностей, имеет возможность изменить ритм жизни, отдохнуть, не выходить из дома; не в состоянии сам о себе заботиться - о нем заботятся другие члены семьи, друзья; как правило, желает вернуться к нормальной жизни, понимает вынужденность такого состояния и его временный характер; обычно обращается за компетентной профессиональной медицинской помощью.

Но Т. Парсонс предполагает, что человек может тяготиться повседневными социальными обязанностями и стремится освободиться от них. Иногда статус больного очень желателен (ученик не желает идти в школу, ссылаясь на болезнь), и медицина выполняет функцию социального контроля сдерживания симулянтов.

Рассмотрим концепцию первичного и вторичного отклонений, сформулированную X. Беккером. Она позволяет увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением понимается такое отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Совершаемые индивидом отклонения незначительны и терпимы и он социально не классифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для окружающих это выглядит как шалость, эксцентричность, ошибка. «Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли» (С.С. Фролов, 2001).

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое окружающими определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Например, если подросток из благополучной семьи разбил стекло витрины, то его действие может быть признано случайным и легко оправдываемым. Но если подобное действие совершает подросток из неблагополучной семьи, может быть, малообеспеченной, проживающей в криминальном районе, многодетной или неполной, то окружающие обвиняют его и наклеивают на него ярлык девианта. Одни и те же действия, совершаемые людьми разных социальных слоев, разного социального происхождения, по- разному оцениваются в обществе.

Обобщая идеи о девиантном поведении, можно сказать, что термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Оно интерпретируется как исторически воз* никшее социальное явление, поскольку человеческая деятельность не всегда соответствует официально установленным или фактически сложившимся нормам.

Девиация может быть позитивной (например, герои и гении) или негативной (преступник, террорист, наркоман).

Отклоняющееся поведение различается по многим основаниям:

субъекту (индивид, группа, страта и др.);

характеру проявления (первичные, вторичные, или рецидивные);

форме проявления (латентные и открытые);

частоте проявления (случайные и регулярные);

целевой направленности (корыстные, протестные, агрессивные и др.);

типу нарушения норм (мораль, право, традиции, этикет и др.);

образу жизни (преступные группы, фанаты, любители азартных игр). Нарушение неформальных норм носит

название девиантного (отклоняющегося) поведения; нарушение формальных норм носит название делинквентного (преступного) поведения.

Социальные следствия девиации однозначно негативны. Постоянные и широко распространенные девиации способны нарушить или подорвать организованную социальную жизнь. Если поведение большинства членов общества не соответствует социальным ожиданиям, то страдает вся система.

Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения называют социальными патологиями. К ним относят преступность, киллерство, похищение людей, терроризм и экстремизм, алкоголизм, наркотизацию населения и особенно детей и подростков, самоубийства.

В 30-х гг. XX в. Э. Сатерленд (1883- 1950) высказал предположение о том, что девиации обучаются. Каждая из групп имеет собственную устоявшуюся систему обычаев, нравов и норм, и индивид должен разделять определенный минимум культурных норм, составляющих формальный и неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон санкций - от осуждения до изгнания из группы. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от статуса индивида внутри группы. Лидер группы обладает большей «непотопляемостью» внутри группы, чем рядовой ее член. Но существует определенная грань, за которую не может переходить даже лидер. Если сплоченность группы велика, повышается степень социального группового контроля над каждым ее членом.

Структурно-функциональный подход выделяет не только негативные, но и положительные функции девиации, настаивает, что без возникновения девиации невозможно было бы развитие общества. Отклонение имеет следующие функции:

подтверждает культурные ценности и нормы; Л

уточняет границы дозволенного;

побуждает к социальным изменениям;

реакция на девиацию объединяет людей.

Ни в одном обществе невозможно четко разделить его членов на тех, кто отклоняется от нормы, и тех, кто им следует. Кто-то не оплачивал проезд в общественном транспорте, кто-то употреблял алкоголь, будучи несовершеннолетним. Кто-то нарушал правила дорожного движения, превышая допустимую скорость. В любом школьном классе, как правило, есть ученик, который отвергает нормы школьной жизни и демонстрирует полное безразличие, индифферентность к последующему наказанию.

Представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируются в различных обществах и субкультурах.

Кроме того, все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступность является наиболее опасной формой делинквентного поведения. Формы насилия различаются: как физическое посягательство на жизнь и здоровье людей, корыстно-насильственные действия (грабежи, разбои), духовно-нравственное унижение (оскорбление, угнетение); по социально-демографическим показателям: по форме вины - умышленные и неумышленные преступления; по субъектам совершения преступления - несовершеннолетние и взрослые; мужчины и женщины; преступность случайная и рецидивная.

Классификация отклоняющегося поведения может быть осуществлена по сферам жизнедеятельности людей. Экономические преступления концентрируются в производственной, трудовой сфере. В политической жизни девиации проявляются в бюрократизме, карьеризме, национализме, экстремизме. Нищенство, пьянство, пренебрежение по отношению к семье, детям, родителям, супругам имеет место в сфере быта и образе жизни. В сфере общения как социальные девиации оценивается хамство, клевета, высокомерие, грубость, нечестность.

Анализируя негативные стороны жизни, социологи объединяют социальные девиации в следующие основные группы: алкоголизм и алкоголики; наркомания и наркоманы; преступность и преступники, самоубийство, проституция.

Американский криминолог Э. Шур вводит понятие «преступления без жертв». Он считает, что потребление алкоголя, наркотиков, производство абортов, занятие проституцией наносит вред только самому индивиду и предлагает отказаться от полицейского преследования таких людей. Данная позиция исследователя вызывает критику оппонентов, поскольку алкоголики, наркоманы создают напряженную ситуацию в тех социальных группах, членами которых они являются: в семье, трудовом коллективе, учебной группе, в социуме в целом. Их поведение непредсказуемо и они являются источником повышенной опасности для окружающих.

Особо следует сказать о таком явлении, как стигма, которое именуется по- разному: теория лейблов, клеймения, наклеивания ярлыков. Стигмация является социальной реакцией на отклонение. Концептуально теория стигмации опирается на два основных положения. Во-первых, окружающие реагируют на нарушение социальной нормы индивидом посредством наклеивания на него ярлыка или клеймения. Во-вторых, «клеймение» усиливает девиацию и ведет к повторному отклонению от социальной нормы. Запускается процесс формирования девиантной карьеры.

Теория стигмации изучалась Г. Беккером и его формулировка оказалась классической: «Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяется социально». «Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к «нарушителю». Процесс навешивания ярлыков может стать поворотным пунктом в жизни индивида. Индивид принимает девиантную идентичность.

Ф. Танненбаум в работе «Преступление и сообщество» (1938) сформулировал следующую идею: чрезмерная негативная реакция значимых других на проступок, совершенный подростком, способна инициировать активное вовлечение индивида в социально неодобря- емую деятельность - пренебрежение занятиями в школе, хулиганство, воровство, побеги из дома, грубость и т.п. Человек, совершающий неблаговидные поступки поступает плохо, следовательно, и сам он становится плохим. После многократных повторений, что он плохой, подросток все более убеждается в мысли, что он не может быть хорошим.

Первичная «драматизация зла» имеет серьезные социальные последствия для дальнейшей социализации, поскольку многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступление.

Стигмация образует порочный круг, излишняя «драматизация зла» нежелательна. Чем меньше будет сказано о проступке как преступлении, тем лучше. Исследователи предостерегают, прежде всего, педагогов в школе и родителей от поспешного навешивания ярлыков на подростков. Не следует называть учеников хулиганами, двоечниками, бандитами, тупицами и т.д. Можно лишь обозначить свою озабоченность тем, что у ребенка проблемы с математикой или химией, его поведение оставляет желать лучшего, т.е. избегать прямой негативной стигмации. Рецидивы девиантного поведения могут стать реакцией на давление со стороны общества, реакцией на социальный контроль. Э. Шур назвал данный процесс «ролевым поглощением». Он выделил основные этапы формирования девиантной карьеры: 1)

непреднамеренное или случайное совершение антиобщественного поступка; 2)

осознание факта, что девиация принесла выгоду или удовлетворение; 3)

обретение опыта ареста и официальной стпгмации девианта; 4)

социальная изоляция индивида; 5)

вступление в банду или преступное сообщество.

Само понятие девиации относительно и зависит от системы социальных «координат». Девиация связана с процессом социального развития, устареванием и ломкой социальных стереотипов, критериев и стандартов, необходимостью обновления «неработающих» норм. Девиация широко распространяется в периоды активных социальных изменений. Так, за последние двадцать лет в России фиксируются всплески разнообразных негативных девиаций (самоубийств, преступности, отказного материнства, рост смертности, психических заболеваний, аварий и несчастных случаев на производстве и пр.). Но статистическая распространенность явления не переводит его в разряд нормы. Большинство в обществе обозначают эти явления как негативные и считают, что им необходимо непременно противостоять.

Между нормативным и отклоняющимся поведением может быть выделена некоторая пограничная область, которая не может быть обозначена как девиация, но поведение в этой области регулируется не столько специальными нормами, сколько свободным выбором человека. Вкусы, увлечения и мода относятся к данному случаю. Вкус - склонность или пристрастие к чему- либо, в одежде, например, формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Увлечение - кратковременное очень сильное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой, порой такие явления подобны психозам и аналогичны действиям толпы.

Основная литература

Гидденс Э. Социология. Гл. 5. Конформность и девиантное поведение. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 118-151.

Гилинский ЯАфанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. СПб., 1993.

Гришина Е.А. Девиация социальная // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 254-255.

Тощенко Ж.Т. Социология. Гл. 15. Отклоняющееся поведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 316-332.

Дополнительная литература

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2004.

Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избр. статьи. СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2004.

Гилинский Я. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 587-609.

Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // СОЦИС. 2008. № 2.

Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Под ред. Я. Гилинского. СПб., 2000.

Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учеб. пособие. Казань, КЮИ МВД России, 2006.

Кривошеев В. В. Особенности аномии современного российского общества // СОЦИС. 2004. № 3.

Полтавцева А.О. Молодежные девиации в Приморье и СОЦИС. 2003. № 4.

Фролов С.С. Социология. М., 2001.

Шереги Ф. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2004. С

реда - понятие, которое широко используется во многих науках. Среда в биологии - совокупность условий, в которых существуют организмы. В экологии - это совокупность внешних факторов обитания организмов или сообществ, особенно антропогенных, которые изменяются деятельностью людей. В социологии под средой понимается совокупность социальных условий жизнедеятельности человека и общества.

Среда как важнейшее условие жизнедеятельности человека изучалась в течение всей истории развития человеческого общества. В философских концепциях Древнего Китая, Древней Индии, включая даосизм, конфуцианство, а в последующем в буддистских социальных теориях среда рассматривалась как одно из решающих условий формирования и развития личности и общества.

В работах древних греков, преимущественно у Сократа (470-399 до н.э.), Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (394-322 до н.э.), под «средой» понимается комплекс факторов, который оказывает существенное влияние на весь процесс становления и развития человеческих взаимоотношений. Древние римляне в содержание данного понятия вкладывали преимущественно социальноправовые отношения, которые должны определять устойчивость функционирования всей государственной системы и ее управления.

Средневековое понятие среды имело свои особенности в том, что все социальные институты рассматривались в контексте религиозной детерминации.

Современное понимание понятия «среда» начинает складываться в эпоху Возрождения, Наибольшее распространение оно получило среди философов, педагогов и психологов, изучавших процесс определения места человека в социуме, и наоборот, влияния социума на становление и развитие личности.

В Новое и Новейшее время происходит гносеологическая дифференциация родового понятия «среда». В научный оборот вводятся новые (родственные) понятия^ такие как «географическая среда», «среда обитания», «воздушная среда» и другие, применяемые как в естествознании, так и в обществоведении. Первоначально социальные процессы рассматривались в контексте развития географической среды, под которой понималась часть земного природного пространства, в той или иной степени измененного (и изменяемого) человеческой деятельностью. Однако в последующем понятие «социальная среда» выделилось в самостоятельную социологическую категорию и получило логически завершенную интерпретацию.

С точки зрения генезиса и развития понятие «социальная среда» рассматривается преимущественно в контексте следующих парадигм. 1.

Ортодоксально-материалистические парадигмы влияние социальной среды на развитие человека и общества определяют как доминантное. Наиболее ярко такое направление представлено французскими материалистами XVIII в. (Ла- метри, Гельвеций, Дидро, Гольбах и др.). Французские материалисты пришли к выводу, что человек со всеми своими чувствами, мыслями и стремлениями составляет исключительно продукт окружающей его общественной среды. 2.

В идеалистических парадигмах, где влияние нематериальной субстанции, идей, сознания человека является исходным условием возникновения, становления и развития всей среды обитания человека. В философии первоначально такое направление определено Платоном, который считал, что идеи являются исходным и решающим фактором существования среды обитания человека. В рели- гиозно-идеалистических концепциях теологическая обусловленность среды является абсолютной. 3.

Диалектико-материалистические парадигмы социальную среду рассматривают как продукт взаимодействия объективных и субъективных процессов в развитии общественных отношений. Содержание объективного составляют закономерности развития природы, а субъективного - сознательную деятельность человека и общества. Диалектика объек^ тивного и субъективного - источник развития и трансформации социальной среды. Наиболее последовательно диалектический подход отражен в работах К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895), Г.В. Плеханова (1856- 1918), трудах советских представителей диалектического материализма.

Представленные парадигмы функционирования социальной среды являются основными. Однако имеются их модификации и авторские интерпретации в различных социологических школах. В наибольшей степени категория «социальная среда» используется в современных концепциях марксизма и позитивизма.

По мнению большинства специалистов, социальная среда оказывает на формирование и развитие личности решающее воздействие. В то же время под влиянием творческой деятельности человека она видоизменяется, преобразуется. В прорцессе таких преобразований изменяются и сами люди. В социологической науке объем понятия «социальная среда» включает макросреду, мезосреду и микросреду.

Макросреда (от грен, тактов - длинный, большой) - совокупность институтов и отношений, охватывающих существующую в обществе социально-экономическую систему с соответствующей политической надстройкой (политическим режимом). К институтам макросреды относятся способ материального производства, производительные силы, производственные и общественные отношения, политическая система, цивилизация и др. В социологии она изучается как взаимоотношение человека с государством, общественными и политическими институтами. В данном контексте человек рассматривается как гражданин, член макросообщества или государства. Макросреда в социологической науке является объектом изучения преимущественно общесоциологических теорий.

Мезосреда (от греч. тезоз - средний, срединный, промежуточный) - совокупность институтов и отношений, составляющих основу социально-антропологической структуры общества. К мезосреде относятся институты, образующие и представляющие взаимоотношения человека с обществом, как горожанина, сельского жителя, члена определенной социальной группы, партии или организации. Мезосреда в социологической науке является объектом изучения преимущественно частных (специальных) социологических теорий.

Микросреда (от греч. гшкгоз - малый) - совокупность институтов и отношений, составляющих непосредственное социальное окружение человека и оказывающих решающее влияние на формирование и развитие личности. К институтам микросреды относятся: семья, первичные трудовые коллективы, малые социальные группы и общности. Микросреда в социологической науке является объектом изучения преимущественно прикладной социологии, социометрии.

Социальная среда - это совокупность всех уровней экономических, политических, социальных, духовных условий, являющихся основой существования, формирования и деятельности человека.

Среди экономических условий наиболее существенными являются те, которые определяют систему производственных отношений, а именно: общественные отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Политические условия определяются спецификой развития общества. Экономические и политические условия развития общества находятся в диалектической взаимообусловленности и порождают соответствующую специфику социальных отношений.

Важнейшей составляющей социальной среды являются духовные основы жизнедеятельности социума, которые выполняют одну из важнейших его регулятивных ролей.

Экономические, политические, социальные и духовные отношения органически взаимообусловлены и составляют фундаментальную основу содержания категории «социальная среда» как одной из важнейших в социологической науке.

В современном научном знании понятие «социальная среда» используется в большинстве социологических теорий и коррелирует с таким фундаментальным понятием, как социальная инфраструктура, означающая совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для обеспечения рациональной организации трудовой и повседневной жизни людей.

Среда в органической связи с общественным сознанием и поведением людей образует предмет социологии жизни.

Основная литература

Социология: Учебник / В.Н. Лавриненко, H.A. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 131-143, 254-264. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005. С. 55-58. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 763.

Дополнительная литература

История философии. М., 1941. Т. И. С. 71 - 86, 417-432.

Кравченко Л.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов. М.: ПЭРСЭ: Логос, 2000. С. 182-217.

Маркс КЭнгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 2-3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1997. С. 758.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. произв. В 5 т. Т. 1. М., 1956. С. 507-701.

Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 2001. Т. 3. С. 296.

Не соответствующее определённым нормам, установленным в обществе. Если рассматривать любую людей или целое общество с множеством таких групп, то в них приняты стандарты поведения, которым все следуют. Девиация в социологии имеет дело с отклонениями от общепринятых норм, которые могут быть как позитивным, так и негативным.

Негативная девиация в социологии может быть связана, например, с алкоголизмом. Такие отклонения обществом не принимаются, они наталкиваются на определённые барьеры и препятствия. Сами люди, проявляющие подобное поведение, могут испытывать на себе влияние общества, которое проявляется в принимаемых санкциях. В зависимости от типа поведения санкции могут быть разными - изоляция, либо принудительное лечение, в некоторых случаях - какие-то наказания для нарушителя.

В целом девиация в социологии может наталкиваться на формальные и неформальные санкции. Если рассматривать то её основной изучаемой проблемой являются как раз отклонения от нормы. Данная наука используется для создания развития смежных областей, а также она послужила основанием формирования некоторых современных наук. В частности можно упомянуть криминологию, которая использует опыт изучения девиантного поведения различных преступников, чтобы формировать и т.д.

Девиация в социологии изучалась множеством учёных и простых исследователей, которые внесли свой вклад в общее развитие. Одной из первых классических работ по это теме считается "Самоубийство" в 1897 году. Дюркгейм был известным французским социологом, основавшим даже целое направление социологической школы.

Девиация в образовании

Изучение девиации даёт некоторые неоспоримые преимущества, в частности можно принимать меры по устранению негативных отклонений в поведении. Такая практика применяется в образовательных учреждениях, от того, насколько хорошо педагоги умеют выявлять подобные проблемы, во многом зависит эффективность их работы.

Подростковые девиации как социально педагогическая проблема наиболее остро стоят в средней школе, хотя они должны внимательно отслеживаться на всём этапе обучения. Необходимо как можно раньше выявить девианта, т.е. человека, чьё поведение как-то отличается от общепринятых норм. Отклонения могут быть социальными, педагогическими, этническими, возрастными и т.д.

Во время работы важно понять причину появление девиации, а также к чему она может привести. В некоторых случаях отклонения, как уже было сказано, не обязательно будут негативными.

Проблема такого поведения в том, что оно может быть только первой ступенью чего-то большего. Так В.Н Иванов выделял несколько уровней девиантного поведение: докриминогенный и криминогенный.

Ф. Патаки говорил, что есть несколько основных характерных черт такого поведения: преступность, алкоголизм, самоубийство, наркомания. На этом основываются социологические теории девиации, формировавшиеся после.

Девиантное поведение становится результатом появления людей, не способных нормально уживаться в обществе, это могут быть преступники или же гениальные художники и писатели, замкнутые в себе. Любое отклонение нужно отслеживать и по возможности устранять, желательно, с сохранением позитивных моментов. Например, гениального человека ещё на ранних стадиях можно попытаться научить общению с другими людьми. Большое количество девиантов в обществе грозит нарушением стабильности этого самого общества, поэтому в любом проявлении это должно контролироваться. Но понятие девиации может отличаться в зависимости от общества и его норм, поэтому во многих случаях нужно находить индивидуальные методы.

Основные вопросы темы: Девиантное поведение. Структура девиации. Проблемы девиантного поведения в обществе. Причины девиации. Типы девиации по Мертону. Процесс развития девиации. Социальный контроль, виды контроля.

Девиация или девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от ожидаемого (от групповой нормы), от одобряемого в социуме и, потому, влекущее за собой наказание нарушителя: формальное (штраф, увольнение, тюремное заключение), или неформальное (поругали, пальчиком погрозили и пр.)

Преступность (делинквентное поведение) - это одна из форм девиантного поведения.

Девиантное поведение может проявляться, например, в том, что в обществе существуют различные социальные ожидания (одни люди ориентированы на соблюдение привычных норм, а другие на их изменение). Или в неопределености поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны, или когда правила ясны, но у населения могут быть разногласия по поводу их законности и правильности (отношение к абортам, к уплате налогов, к проституции, к многоженству в России и на Востоке и пр.).

Различаюткультурноосуждаемые отклонения (хулиганство, воровство и пр.) икультурноодобряемые отклонения (трудолюбие, сверхмотивация, сверхинтеллектуальность, особые склонности, позволяющие проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности (гений, герой, лидер ).Есть еще психические или физические отклонения – но они в социологии не рассматриваются.

Выделяют такжеиндивидуальные и групповые отклонения, первичные и вторичные отклонения . (X. Беккер) Первичное отклонение - незначительное и терпимое, индивид социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Вторичное отклонение - которое социально определяется как девиантное, личность идентифицируется как девиант.

Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида: стоит получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее.

Структура девиации включает в себя 3 основных компонента:

- человек, которому свойственно определенное поведение,

- норма, которая является критерием оценки поведения, девиантного по виду,

- другие люди или организации, реагирующие на поведение этого человека.

Девиация ассоциируется как зло в религиозных мировоззрениях, как болезнь в медицине, как незаконность в праве, как что-то не нормальное в обыденном сознании. Но для социолога девиантность в обществе - так же естественна и нормальна, как и конформизм (стремление поступать “как все”), так как всегда имеет свои причины. Девиация всегда была и будет в любом обществе.

Причины девиантного поведения :

- биологические (Ч. Ламброзо - человек таким родился)

- психологические (З.Фрейд - дело в психологических комплексах, которые мы получаем с детства)

- социальные (различные условия жизнедеятельности или образа жизни, закономерно приводят к тому, что у людей складываются различные представления о том, как следует вести себя в обществе, и толкают людей на девиантное поведение)

Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская или материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счете, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.

Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единствен-ный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

Например, Э.Дюркгейм (теория "аномии") - считал, что основной причиной девиации является "разрегулированность" в обществе. Во время кризисов, радикальных или слишком быстрых перемен в обществе, у людей возникает состояние запутанности, дезориентации, когда становится непонятно “что такое хорошо, и что такое плохо?”, как себя следует вести в той или иной ситуации?. То есть причина - в социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и привычные взаимосвязи ослабевают, отсутствуют, противоречат друг другу. В состоянии аномии (нет единства понимания норм) может находиться целая страна (в период радикальных перемен), отдельные социальные группы или люди (когда для них резко меняются условия их жизнедеятельности).

Р. Мертон , в отличие от Дюркгейма, видит причину девиантного поведения в разрыве между одобряемыми культурными целями общества и социально одобряемыми (приемлемыми) средствами их достижения. Например, одобряемая цель - богатство, но если у человека нет доступных и одобряемых средств, что бы стать богатым, то он ищет не одобряемые (девиантные) средства достижения богатства.

Распространенность девиантного поведения объясняют и существующими в обществе конфликтами между различными нормами культуры (за нормами стоят различные группы, интересы), влиянием субкультур низших слоев общества, влиянием преуспевающих девиантов (девиантное поведение тем более вероятно, чем более оно сулит реальные блага) и т.п.



error: Контент защищен !!