Звуки ч ц логопедическое занятие. Дифференциация звуков –

Логопедическое занятие « Дифференциация звуков ц-ч».

Мухутдинова Элиза Абузаровна
учитель-логопед
ГОУ БКШИ для детей с задержкой психического развития.

Цель:
1. Упражнять учащихся в различении ц-ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов, предложений.
2. Закреплять умение производить звукобуквенный анализ слов;
3. Активизировать у учащихся наблюдательность и внимание, совершенствовать навыки самоконтроля.
4. Формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы. Оборудование. Буквы ц и ч. кассы букв, индивидуальные зеркала, слоговая таблица, картинка «Почта», конверты с текстами загадок и картинками-отгадками, карточки с предложениями для самостоятельной работы, кроссворды, предметные картинки, мяч.

Ход занятия
I. Введение в тему занятия.
Логопед читает отрывки из стихотворений. Учащиеся слушают и выделяют звуки, повторяющиеся чаще других.
Моем, моем трубочиста
чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
чист, чист, чист!
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыплёнок, то умница.
II. Сообщение темы занятия.
С помощью логопеда дети делают вывод о том. какие звуки они будут различать ни данном занятии. Логопед сообщает тему занятия.
- Сегодня мы будем различать звуки ч-ц.
- Какую букву обозначает звук ч?
- Звук ч обозначает букву ч.
- Какую букву обозначает звук ц?
- Звук ц обозначает букву ц.
III. Определение сходства и различия звуков ч-ц.
Логопед предлагает ученикам проверить артикуляцию ц-ч перед индивидуальным!: зеркалами, определить разницу в артикуляции и дать сравнительную характеристику этих звуков: согласные глухие непарные, ц - всегда твердый, ч - всегда мягкий.

IV. Работа со слоговой таблицей.
а) Дети по очереди читают слоговую таблицу.
б) Потом логопед просит прочитать слоги только со звуком ц. а затем со звуком ч.
в) Ученик подбирает слова с подчеркнутыми слогами.
V. Анализ слов и определение места звуков ц, ч в словах.
Игра «Почта».
Нa доске игровые пособия - 2 домика зеленого (с буквой ч) и синего (с буквой ц) цветов.
В окошках домиков цифры 1, 2, 3. 4, 5, 6 (это и есть «адрес»).
Логопед.
Ребята, вы сейчас будете работать почтальонами, станете разносить письма по адресам. Почтальоны должны быть вежливы, поэтому пользуйтесь словами спасибо, пожалуйста, будьте любезны.
- Скажите, где работает почтальон?
Ученик. Почтальон работает на почте.
Логопед прикалывает к доске картинку «Почта».
Логопед.
-Встретились ли в слове почта звуки ц и ч и на каком месте?
Ученик. Звук ч на третьем месте.
Логопед.
-На почту поступили письма с загадками и отгадками. Отгадки на картинках.
Логопед раздает конверты, в них текст одной загадки и картинки-отгадки другой загадки. В каждом конверте разные загадки. Детям, которые недостаточно дифференцируют звуки ц-ч, дают тексты загадок, насыщенные этими звуками.
1 –й -. конверт Из горячего колодца через нос водица льётся.(Чайник.)
2-й конверт. Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки.)
3-й конверт. Пять мальчиков, пять чуланчиков, каждый мальчик в свой чуланчик.(Перчатки.)
4-й конверт. Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.(Мяч.)
5-й конверт. В доме, а дверь заперта. (Яйцо.)
6-й конверт. Длинный, зелёный, вкусный, солёный.(Огурец.)
Логопед.
Прочитайте загадку сначала про себя, потом вслух. Спросите у кого картинка-отгадка? Назовите, на каком месте звук ц или ч? Отнесите конверт по адресу, вставьте в окошко домика.
VI. Самостоятельная работа по карточкам.
Каждый ученик получает карточку с текстом и заданием.
Составьте словосочетания:
горячая бабочки
разноцветные яичница
чудесная сердечко
цветочные горшочек
чуткое цыплята

VII. Работа по карточкам.

Составьте схемы слов. Впишите буквы и прочитайте слова.


Составьте схемы слов ЗАЙЦЫ и СИНИЦА.
Впишите буквы и прочитай слова.


Найдите место согласного звука Ц

Проверьте себя: заяц, елочка, снегурочка, свечи.
Запишите слова графически

VIII. Составление предложения.
Птицы, кормить, птенчики.
Дети, поливать, огурцы, и. чеснок.
Мальчик, в, окно, стучит.
Цветы, в, саду, цвести.

IX. Закончите предложения.
После среды наступает....
На концерте выступали……
Ручей мельче....
Пчёлы разносят цветочную....
Слова для справок:
пыльцу, четверг, скрипачи, речки.
Взаимопроверка.

X.Итог урока
Чем мы сегодня занимались? Оцените работу каждого.

Цели:

Образовательные:

  • умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  • дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  • формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  • формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц».

Цели:

Образовательные:

  1. умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  2. дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  3. упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  4. формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  1. развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  2. развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  1. формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Ход занятия

1. Орг. момент (слайд 2)

Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

2. Объявление темы занятия. (слайд 3)

Смотрите на таблицу, там спряталось слово. Если соберем буквы правильно, оно у нас получится. Внимательно слушайте мои команды и выделяйте буквы, которые будем собирать, - и вы сможете прочитать полученное слово.

Какое слово получилось? Назовите все звуки по порядку. Сколько их?

Назовите, какой звук стоит на 1-м месте, на 8-м месте?

Какие звуки буквы мы сегодня будем различать?

Звуки [ч] и [ц].

О каких буквах мы будем говорить на занятии?

О буквах Ч и Ц.

3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются.

Произнесите звуки [ц] и [ч] и посмотрите в зеркала.

4. Анализ артикуляции. (слайд 4)

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Ребята, давайте найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

5. Характеристика звуков.

6. Связь звуков и букв. (слайд 5)

Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

А верхний элемент у буквы Ч?

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Звуки [ч]- [ц]».

7. Развитие фонематического слуха:

Сейчас мы с вами поиграем в шифровальщиков, я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], нарисуйте в тетрадях стрелочку вверх, если [ц]- стрелочку вниз. (-звук [ч], -звук [ц])

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

8. Дифференциация звуков в слогах. (слайд 6)

Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звуки [ч] и [ц]?

(вспоминаем особенности артикуляции). Читаем слоги в таблице.

Губы округлены (звук [ч]) - губы в улыбке (звук [ц])

9. Пальчиковая гимнастика

Поиграем с пальчиками.

“Этот пальчик мой танцует,

этот вот кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

Словно легкий- лёгкий мячик.

А мизинчик, мой малышка.

ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок

повалился на бочок”

10. Дифференциация звуков в словах. (слайд 7)

В каких словах вы сейчас опять услышали звук [ч]?

(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук [ц].

(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

Оказывается в некоторых словах звуки [ч]- [ц] могут чередоваться.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники”. В карточке написано слово со звуком [ц], а вы превращаете его в [ч]:

кольцо – колечко

курица – курочка

огурец – огурчик

пуговица – пуговичка

птица – птичка

сестрица – сестричка

лисица – лисичка

улица – улочка

рукавицы – рукавички

водица – водичка

яйцо – яичко

перец – перчик

заяц – зайчик

овца – овечка

крыльцо – крылечко

перец – перчик

лицо – личико

словцо – словечко

луковица – луковичка

блюдце – блюдечко

11. Дифференциация звуков в предложении

Закончите предложения. (слайд 8)

После среды наступает....

На концерте выступали……

Ручей мельче....

Пчёлы разносят цветочную....

Слова для справок:

пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

12. Дифференциация звуков в тексте. (слайд 9)

Восстановление деформированного текста. Составьте из предложений рассказ, расставив предложения по порядку:

Гнездо.

У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

13. Домашнее задание. (слайд 10)

Дома выполните следующее задание: из слов, написанных на карточке, составьте предложения:

Птицы кормить птенчики

Дети поливать огурцы и чеснок

Мальчик в окно стучит

Цветы в саду цвести

14. Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?

15. Оценка работы детей на занятии.

Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:

· присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

· стоя, руки по швам - хорошая оценка, позитивное отношение;

· поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

Спасибо, ребята! Молодцы! (слайд 11)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дифференциация звуков [ч]-[ ц ] и букв ч - ц. 1 класс

четко повторить скороговорку: «У чёрной курицы четыре цыпленка».

Найдите слово в таблице: Б К Р О Щ Я Ъ Е Ж Е Д Г В М К Е Ч У Ш Ю З И Н Ё Ы Ц Ф Л П Л

улыбаются округляются немного раскрыты за верхними зубами за нижними зубами

На что похожа буква? Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ: АЧ АЧ АЦ ОЦ ОЧ ОЦ УЧ УЦ УЧ ИЦ ИЧ ИЧ ЕЧ ЕЦ ЕЦ ЯЦ ЯЦ ЯЧ ЮЦ ЮЧ ЮЦ ЭЧ ЭЧ ЭЦ

ЗВУКИ [Ц] И [Ч] В СЛОВАХ: ПАЛЬ Ч ИК- ПАЛЕ Ц МИЗИН Ч ИК- МИЗИНЕ Ц

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: После среды наступает... четверг. На концерте выступали… скрипачи. Ручей мельче... речки. Пчёлы разносят цветочную... пыльцу.

РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ: Гнездо. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из слов: Птицы птенчики кормить Дети поливать огурцы и чеснок Мальчик в окно стучит Цветы в саду цвести

СПАСИБО, РЕБЯТА! МОЛОДЦЫ!

Предварительный просмотр:

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

кольцо

курица – ____________________________

огурец – ____________________________

пуговица –__________________________

птица

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

сестрица

лисица – _____________________________

улица

рукавицы – ___________________________

водица – _____________________________

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

яйцо

перец – ______________________________

заяц – _______________________________

овца – _______________________________

крыльцо – ____________________________

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

перец – ______________________________

лицо – ______________________________

словцо – _____________________________

луковица – ___________________________

блюдце – ____________________________

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

пыльцу четверг скрипачи речки

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

У ласточки было четыре птенца.

Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка не могла помочь ему.

Один птенчик выпал из гнезда.


Задание 1 . Выдели начальный звук ц или ч из слов цап­ля, чайка. Дай характеристику звукам ц и ч: а) сходство (со­гласные, глухие, звонкие); б) различие: место положения язы­ка (на звук ц - язык внизу, на звук ч - язык вверху).

Различение звуков ц и ч в слогах

Задание 2 . Произнеси отраженно слоги. Выдели голосом звуки ч и ц.

ЦА -ЧА ЧА – ЦА ЦА – ЧА – ЦА - ЧА

ЦО -ЧО ЧО – ЦО ЦО – ЧО – ЦО – ЧО

ЦУ -ЧУ ЧУ – ЦУ ЦУ – ЧУ – ЦУ – ЧУ

ЦЫ - ЧИ ЧИ – ЦЫ ЦЫ – ЧИ – ЦЫ – ЧИ

ЦЕ -ЧЕ ЧЕ – ЦЕ ЦЕ – ЧЕ – ЦЕ – ЧЕ

ЧАЧ – ЧОЧ ЧУЦ – ЦУЧ ЦАЦ – ЦОЦ

Задание 3 . Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЦА -ЧА -ЦА ЦА -ЧА -ЧА АЦ - АЧ - АЦ

ЧА -ЦА -ЧА ЧА -ЦА -ЦА АЧ -АЦ -АЧ

Задание 4 . Закончи слова, добавив слоги ца или ча. Про­изнеси слова целиком.

Ветре... , ули... , да... , зада... , умни... , ли­си. .. , калан... , столи... , грани... , се... , ко­ри. .. , зарни... .

Задание 5 . Закончи слова, добавив слоги цо или чо. Про­изнеси слова целиком.

Ли... , пле... , яй... , горя... , письме... .

Задание 6 . Закончи слова, добавив слоги цы или чи. Про­изнеси слова целиком.

Зай... , гра... , мя... , пти... , лу... , гостин... , мол... , огур... , кирпи... , молод... , зада... , птен... .

Задание 7 . Измени слова так, чтобы появился звук ч. Про­изнеси пары слов.

Образец. Заяц - зайчик.

Лицо- .... Водица- .... Ситец- ....

Кольцо - .... Палец - .... Овца - ....

Заяц - .... Ларец - .... Венец -

Конец- .... Перец- .... Рубец- ....

Скворец - .... Огурец - ....

Птенец - .... Молодец - ....

Задание 8 . Произнеси слова отраженно.

а)Чайник, царапина, цапля, чайка, улица, уличный, туча, кольцо, лицо, мочалка, плечо, сахарница, крючок, яйцо, мальчик, цыпленок.

б)Учительница, горчица, царевич, волчица, час­тица, цепочка, чернильница, цветочки, цветочница, ученица, лечебница, падчерица.

Задание 9 . Запомни и воспроизведи ряды слов.

Перец - перчик - перцовый; спица - спичеч­ный- спичка; ситец - ситцевый - ситчик; ру­бец - рубчик - зарубцевались; мельница - мель­ничный - измельчить.

Задание 10 . Рассмотри картинки. Назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . Отбери картинки в две колонки по наличию звуков ц и ч.



Приблизительный перечень картинок: цепь, скворец, яйцо, пчела, кузнечик, цветы, цапля, чайка, чашка, блюдце и т. д.

Задание 12 . Подними синий кружок, если в слове услы­шишь звук ц, и белый - если услышишь звук ч, оба кружка, если услышишь оба звука.

Звуки ц и ч в словосочетаниях и предложениях

Задание 13 . Произнеси словосочетания отраженно.

а) Чашка с блюдцем. Цветочница с цветами. Огурец с чесноком.

б) Певчая птица. Цветная чашка. Ученая цапля. Ручной скворец. Черная курица. Свинцовая примочка. Черный перец. Лучистое солнце. Золоченое кольцо. Певчая птица.

Задание 14 . Ответь на вопросы, используя ранее отрабо­танные словосочетания:что с чем? Какая? Что? Какое? Что?

Логопед называет два-три словосочетания и задает к ним вопрос. Например: чашка с блюдцем; цветочница с цветами. Что с чем? Дети должны ответить: Чашка с блюдцем. Цве­точница с цветами.

Задание 15 . Отраженно произнеси предложения. Ответь на вопросы целой фразой.

Что делает?

Младенец плачет. Заяц скачет.

Девочка качается. Лисица крадется.

Мальчик смеется. Курица кудахчет.

Бабочка кружится. Светлячок светится.

Конница мчится. Автоматчик целится.

Черемуха цветет. Почки лопаются. Ячмень колосится. Печка нагревается. Водичка льется.

Задание 16 . Закончи предложение. Произнеси его целиком.

Конница мчится... . Светлячок светится.... Автоматчик целится.... Почки лопаются.... Во­дичка льется....

Девочка качается на... (качелях). Бабочка кру­жится над... (цветком). Лисица подкрадывается к... (зайцу). Заяц скачет от... (лисицы).

Задание 17 . Произнеси предложения отраженно.

В колодце ключевая водица. Ходит курочка с цыплятами. Лестница ведет на чердак. Положи пе­рец в перечницу. В духовке печется калач с цука­том. Мальчик нацепил червяка на удочку. Птичка летит к птенцам. Кузнец стучит в кузнице.

Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточ­ки. Дети кормили птенца червяками и гусеницами. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда. На обочине дороги зацвели одуванчики.

Задание 18 . Произнеси отраженно пословицы.

Солнце зимой - как мачеха: светит, да не греет.

Солнце летом - как печка: всех согревает. Туча летает по небу, словно черная орлица.

Задание 19 . Рассмотри картинки. Составь предложения.

Задание 20 . Составь предложения из слов.

Птицы, кормить, птенчики. Дети, поливать, огур­цы, и, чеснок. Мальчик, в, окно, стучится. Цветы, в, саду, цвести.

Продолжаю печатать занятия по звукопроизношению. Сегодня это будет “Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях”

Недостаточно поставить ребенку только звуков. Очень часто дети вроде правильно произносят тот или иной звук, но в обыденной речи путают его с другим, близко стоящим.

Данное занятие как раз направлено на то, чтобы показать отличия произношения звуков и потренироваться в правильном произношении. Занятие прислала учитель – логопед КОУ ОО Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c. Муромцево Омской области Кухмистрова Галина Михайловна . Занятие для детей 5 класса коррекционной школы.Но если ваш ребенок уже умеет читать, то можете смело его использовать в домашних занятиях. К конспекту прилагается слайдовая презентация.

http://youtu.be/uRelu8PFGKI

Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.

Тема: Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях.

Цель : Вырабатывать четкую дифференциацию звуков Ч-Ц, опираясь на зрительные, слуховые, оральные ощущения.

Задачи:

  1. Добиваться правильного произношения звуков [Ц] и [Ч] в словах, предложениях;
  2. Формировать умение соотносить данные звуки с буквами Ч и Ц;
  3. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический анализ, речеслуховую память;
  4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью; аккуратность при написании слов;
  5. Корригировать слуховое внимание путем выполнения заданий.
  6. Воспитывать положительную учебную мотивацию.

Оборудование : предметные картинки со звуками [Ц] – [Ч], мультимедийная презентация.

Речевой материал: Квочка – курица, жонглировать.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика.

– Здравствуйте, ребята и наши гости. В начале нашего логопедического занятия проведем дыхательную гимнастику. Сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! И еще раз – вдох и выдох. Молодцы. С хорошим настроением приступаем к нашему занятию

– Какие картинки вы видите на экране? (Слайд 3)

– Поднимите руки, те у кого – картинка цепь , поднимите руки у кого – картинка часы .

– Какой звук вы слышите в начале слова цепь ? Какой звук слышите в начале слова часы?

II . Основная часть.

1.Целевая установка.

– Сегодня на занятии мы будем различать звуки [Ц] – [Ч] в словах, предложениях. Повторим артикуляцию этих звуков. Будем добиваться правильного произношения этих звуков в словах, предложениях. И, в дальнейшем будем стараться правильно произносить эти звуки в словах. (Слайд 4)

2. Артикуляция звуков [Ц] – [Ч]

ü Сравнение звуков ] и [Ч ] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’]; (Слайд 5)

По таблице рассказать различие в артикуляции звуков. (Слайд 6)

– Назвать буквами эти звуки: [Ц] – буква цэ , [Ч] – буква че . Звуки – согласные.

3. Отгадать загадки. (Слайд 7)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают

Медом угощают. (Цветы)

Вырос молодец на грядке

Зеленый, длинный, сладкий. (Огурец)

На дереве, в лукошке

Подрастают крошки. (Птенцы)

Желтые комочки

Ходят возле квочки.

Как вы понимаете слово – квочка?

(Цыплята)

Мы, когда идем, стоим

А стоять умеем лежа.

Даже, если убежим.

Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Кто за печкой поет

Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

Если я захочу,

В нем водичку вскипячу. (Чайник)

Круглый, гладкий, без углов

Целый день скакать готов. (Мяч)

3. Работа с зашифрованными скороговорками.

– В конвертах разрезанные карточки, нужно последовательно сложить скороговорку.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.

Рано утром пели птицы для царя и для царицы

Цыпленок и курица пьют воду на улице.

У царя и у царицы жили во дворце жар-птицы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

У девочки было колечко, упало в речку колечко.

Есть у овечки колечки, колечки не падают в речку.

4. Веселые задания

– Каким словом жонглирует клоун?

– Как объясните значение слова жонглирует?

(Подбрасывать и ловить на лету одновременно несколько предметов).

– Какой шарик принадлежит цыпленку, а какой цапле?

(Слайд 9)

  • Зачеркни буквы, встречающиеся два раза. Из оставшихся составь слово. И тогда узнаешь, что пьет заяц.
  • Реши примеры.

(Слайд 10)

5. Работа со стихотворением. (Слайд 11)

Листьям – время опадать,

Пти-ам – время улетать.

Солн-у – стынуть,

Ту-ам – литься,

Нам с тобой – идти у-иться.

– О каком времени года говорится в этом стихотворении?

(Об осени)

– Списать, вставляя пропущенные буквы Ц или Ч в стихотворения, подчеркнуть Ц одной чертой, а Ч- двумя чертами.

- Проверь себя.

(Слайд 12)

6. Динамическая пауза. (Слайд 13)

Листочки (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Дует, дует ветер, дует, задувает.

Покачивание поднятыми вверх руками из стороны в стороны .

Желтые листочки с дерева срывает.

Дети кружатся на месте.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

На носочках бегут по кругу.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети, повернувшись вокруг себя, приседают

7. Работа в парах. Чтение слов с буквами Ч и Ц.

Задание: учащиеся, сидящие за первой партой находят и подчеркивают слова с буквой Ч одной чертой, учащиеся, сидящие за второй партой – с буквой Ц, подчеркивают двумя чертами.

Бочка, печка, цапля, царевна, дочка, чайка, цветок, улица.

(Слайд 14)

8. Проверь себя.

(Слайд 15)

9. Зрительная гимнастика

(Слайды 16,17,18,19, 20,21)

9. Договаривание слов: (Слайд 22)

  1. Вырабатывать умение у учащихся различать звуки [ц] и [ч] в слогах, словах, предложениях, опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую моторику кисти руки, зрительные ассоциации;
  2. Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа, слогового анализа и синтеза; развивать высшие психические процессы, способствовать оптимизации познавательных процессов учащихся-логопатов, расширять и активизировать словарный запас на материале темы « Птицы весной»;
  3. Формировать навыки общения в процессе учебной работы;
  4. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к её объектам; Способствовать оздоровлению детей в процессе занятия через использование элементов психогимнастики, релаксации, упражнений для развития мелкой и общей моторик.

Оборудование:

    Плакат с изображением букв-символов ч и ц, индивидуальные зеркала,

    предметные картинки по теме: «Птицы» (скворец, грач, синица, ласточка, цапля, чайка, курица, страус, павлин); модели звуковых схем слов, плакат-карта Звукограда, картина «Ранняя весна», слоговое лото.

Ход заняти

I Оргмомент. Психогимнастика.

Звучит музыка.

Логопед:

Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий…
Не это ли весна?

  • По каким приметам мы узнаём весну?
  • Что происходит весной с птицами?

Ученики:

Прилетают птицы с юга. У птиц появляются птенцы.

Логопед: Дети, отгадайте загадку:

«Явился в жёлтой шубке,
прощайте, две скорлупки»

Логопед: Кто это?

Ученики: (Цыплёнок)

Логопед: Изобразите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул голову, потом правое крыло, затем левое крыло.

Логопед: Как надо вести себя, чтобы не напугать его?

Ученики и логопед:

Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц! (приложив палец к губам)

Логопед:

В путь пора нам собираться,
С весенним ветром пообщаться.

Изобразите, как качаются на весеннем ветерке деревья

Ученики и Логопед:

Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч! (руки кверху, медленные движения влево, вправо)

Логопед:

Какие весенние звуки мы произносили?

Ученики: [ц], [ч] .

Логопед: Сегодня будем учиться различать звуки [ч] - [ц] и буквы Ц,Ч.

Наш путь лежит в «Весенний Звукоград».

II Основная часть занятия

1. Работа с зеркалами.

Логопед: А теперь звук [Ч] пусть расскажет о себе.

Давайте его послушаем.

(Дети несколько раз произносят звук)

Что это за звук?

Ученики: согласный, глухой, всегда мягкий; преграда: язык, нёбо

Логопед: А, что вы можете сказать о звуке [Ц] ?

Ученики: согласный, глухой, всегда твёрдый; преграда: язык, зубы

Логопед: Давайте сравним звуки [Ц] и [Ч] ?

Ученики: У них разная преграда.

(На доске появляется карта Звукограда с замками: Синим, Зелёным и Красным).

Логопед: В каком замке «Звукограда» живёт [Ц], а [Ч]?

Ученики: [Ц] живёт в Синем замке, этот согласный всегда твёрдый.

А [Ч] живёт в Зелёном замке, этот согласный всегда мягкий.

2. Соотнесение звуков с буквами.

(Логопед во время беседы обращает внимание детей на демонстрационный плакат с буквами – символами: буквой Ц – цаплей, буквой Ч - чайкой).

Звуку [Ц] на письме соответствует буква Ц. Особый элемент буквы, находящийся справа снизу, напоминает ногу цапли.

Звуку [Ч] на письме соответствует буква Ч.

Элемент буквы слева сверху похож на крыло чайки.

Логопед:А теперь откройте тетради. Запишите число, а на следующей строке тему занятия:[ ц ] –[ч ].

3. Работа по слоговой таблице.

(на доске слоговая таблица)

а) Вызванный ученик читает слоги, учащиеся на местах называют звуки, которые слышат.

ца - ча

ач - ац

цу - чу

уч - уц

цо - чо

цы - чи

чач - цац

ич – иц

4. Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке
Жу- жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу,
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Сел на деревце скворец,
Вот и песенке конец…

5. Работа со словами.

«На весенней лужайке».

Логопед: На весенней лужайке собрались птицы. Назовите их.

Ученики: скворец, грач, цапля, ласточка, синица, чайка, курица, страус, павлин.

Логопед: В названиях каких птиц есть звуки [ ч ],[ ц ]? Называя птиц, укажите наличие и место звуков [ ч ],[ ц ].

Ученики: скворец - [ц] в конце слова, грач - [ч] в конце слова, цапля - [ц] в начале слова, синица - [ц] в середине слова, чайка - [ч] в начале слова, курица - [ц] в середине слова.

Логопед: Какие птицы на поляне лишние?

Ученики: павлин, страус

Логопед: Почему?

Ученики: Потому что в них нет дежурных звуков [ч] и [ц].

Логопед: Весной у птиц появляются птенцы. Как называются «птичьи дома», где птицы откладывают яйца, а затем выводят птенцов?

Ученики: гнезда, скворечники.

Логопед: Помогите птицам найти их гнезда. Подумайте и подпишите гнезда «птичьими именами»(скворец…и т. д.).

Совместная работа:

Ученики, сидящие за одной партой, получают «гнездо»- под каждым гнездом звуковая схема слов – названий птиц со звуками [ч] и [ц]).

Задание повторяется дважды.

Логопед: Молодцы! Вы помогли птицам.

А теперь запишите слова в тетрадь. Подчеркните в словах букву Ч зеленым карандашом, а букву Ц – синим.

Логопед: Постройте слоговую схему для слов: чайка, цапля .

6. Пальчиковая гимнастика.

«Перелётные птицы»

Логопед: А теперь пусть ваши пальчики отдохнут, выполним пальчиковую гимнастику:

Тили – тели, тили – тели,
С юга птицы прилетели!

(Дети скрещивают большие пальцы, машут ладошками).

Прилетел к нам скворец,
Ласточка, грач, чибис и соловей.
Торопились: кто скорей?

(Поочередно сгибаются пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.)

Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».)

7. Работа с предложениями.

Логопед: Ласточка с юга прилетела, принесла нам письмо от птиц.

Вставьте в слова буквы, которые стёрлись. Прочтите предложения из письма ласточки.

Логопед: ученики первого ряда вставят пропущенные буквы в предложения на доске и прочтут их.

Ученики второго ряда будут работать на месте и сверяться с доской.

(ученики II ряда получают листки с предложениями, буквы вписывают в слова синим и зелёным цветом соответственно: ц, ч )

Весной гра. и вьют гнёзда. Там они выводят птен . ов.

Не разоряйте пти . ьи гнёзда.

Логопед: Как нужно относиться к птицам, о чём просит нас ласточка.

Ученики: Их нужно беречь. Не надо разорять гнёзда…

Логопед: С такой просьбой обратилась к нам ласточка. А мы с вами с каким предложением обратимся ко всем детям?

Ученики: Надо беречь птиц!

Логопед: Давайте запишем эту просьбу в тетради: Берегите птиц!

(В это время на доске появляется плакат: Берегите птиц!)

III Итог занятия

Логическая игра «Зёрнышки»

Логопед: Птицы проголодались.

Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить?

Ученики:

Лягушек, мошек, червяков, гусениц, пшеницу, семечки…

Логопед:

Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зёрнышки; на них написаны слоги:

Логопед:

Сложите из зёрнышек слова, в которых два слога.

Логопед: Молодцы!

А что вам понравилось сегодня на уроке больше всего?

Ученики: …(предполагаемые ответы учеников)

Логопед: А что бы вы хотели ещё узнать о птицах?

Ученики:

Логопед: Впереди у вас весна и лето, вы многое можете узнать о птицах и их жизни.



error: Контент защищен !!