Литературное объединение лито. Литературная энциклопедия - объединения литературные

Весной 2011 года мне предложили руководство литературным объединением «Проба пера» при библиотеке имени Ф. И. Тютчева. Главный библиотекарь Анна Николаевна Смирницкая обратилась ко мне с таким предложением, рассказав, что объединение существует уже год и даже выпустило свой первый альманах «Чонгарский бульвар».

На первых встречах участников литературного объединения я со всеми знакомилась, узнавала людей, их интересы и творческие поиски. Постепенно возникла рабочая, дружеская и приятная атмосфера. На сегодняшний день литературному объединению «Проба пера» исполнилось 5 лет.

В этом году вышел в свет четвертый номер альманаха «Чонгарский бульвар», а на конкурсе в Московской городской организации Союза писателей России третий номер был награжден медалью имени М. Ю. Лермонтова. Для всех участников нашего объединения это была очень приятная новость. А теперь можно рассказать и о них, не обо всех, конечно, потому что сейчас в литературное объединение входят более 40 человек, но о самых интересных я скажу несколько слов, а они поделятся своим мнением о нашем объединении.

Людмила Александровна Солодченко, член Союза писателей России, пока единственный в нашем объединении, но безусловно по праву! Она выпустила несколько своих сборников стихов, и для детей, и для взрослых. Принимает участие в различных мероприятиях библиотеки, и прекрасно читает свои стихи со сцены. По образованию педагог филолог.

Вячеслав Васильевич Приходкин, стихи пишет с юности, публиковался в различных сборниках и альманахах. По образованию инженер-атомщик. Что для него наше объединение, куда он пришел со дня основания? Вот его мнение: «Хорошо организована работа в проведении занятий, в помощи участникам повышать свой уровень и умение писать стихи и прозу, познавать азы стихосложения. В дни презентаций авторских произведений дается их оценка, предлагается корректировка отдельных строк, выражений и замены словарных сочетаний».

Евгения Викторовна Дорогова пишет прозу, в основном, это воспоминания о ее долгой и интересной жизни. По образованию Евгения Викторовна врач, но что интересно, сейчас ей преодолеть недомогания очень помогает творческая работа за компьютером. Начинает писать, и самочувствие нормализуется. Ее мнение о нашем объединении: «Творчество - высшая функция мозга. Творчество объединяет людей разных профессий и возрастов. Наше объединение повышает культурный уровень жителей Нагорного района Южного округа Москвы». Вот так глобально!

Вячеслав Леонидович Дружечков пишет стихи почти 20 лет, издал свою книгу, публикуется в различных сборниках и альманахах. Вячеслав Леонидович бывший военный. О нашем объединении говорит: «Литературное объединение - это родник человеческой души, излучающий любовь и воспевающий красоту окружающего мира. ЛИТО соединяет множество творческих людей, объединенных одной целью - сохранять всеми силами русскую литературу, память о великих писателях, создавших наш менталитет, наше особенное содержание русской души».

Зинаида Петровна Белина пишет стихи и прозу, выпустила несколько своих книг. По образованию инженер. Что она говорит о нашем объединении? «Нашему объединению 5 лет - детский возраст, садовский, но чувствуется, как мы выросли. Занятия позволяют обмениваться творчеством и чувствовать свой уровень в сравнении с другими, и подтягиваться или соревноваться. Мы не стоим на месте, культурно развиваемся, посещая разные мероприятия во главе с нашими организаторами».

Рафаил Иосифович Гиндин после войны служил в истребительной авиации, кавалер медалей за работу на трудовом фронте. Имеет музыкальное образование, тридцать лет проработал в Москонцерте, объездил весь Советский Союз и другие страны, лауреат международных конкурсов. Такая насыщенная и разнообразная жизнь. Конечно, Рафаилу Иосифовичу есть, что вспомнить и рассказать потомкам. Он пишет воспоминания.

Лидия Николаевна Кибкало прошла через ужасы и испытания Великой Отечественной войны. По профессии инженер-строитель. Пишет воспоминания, в стихах и в прозе. Лидия Николаевна выпустила свои сборники, в издании одного из них ей оказывали творческую и организационную помощь мы с Анной Николаевной, потому что Лидия Николаевна в силу возраста не выходит из дома, и часто болеет.

Нинель Николаевна Бабикова родом из Сибири, поэтому ее стихи нередко посвящены этому удивительному краю, где живут сильные надежные люди, достойные поэтических строк. А то, что Нинель Николаевна из семьи потомственных офицеров объясняет патриотическую направленность ее стихов. Эта необыкновенная женщина всегда подтянута, элегантно одета и молода! О нашем объединении Нинель Николаевна говорит: «Наше ЛИТО мне дало стимул, желание писать стихи, научиться правильно излагать мысли. Раньше я даже не знала, что сумею когда-то писать. Моя работа была далека от литературы. В ЛИТО я получаю положительные эмоции, общение с членами нашего объединения доставляет удовольствие».

Валентина Васильевна Терехина по специальности инженер-строитель, родилась в Рязанской области в многодетной семье, где и мама и другие родственники пишут стихи. Сама начала писать относительно недавно, стихи лирические, духовные и социальные.

Лора Веселова пришла в наше объединение недавно, потому что и стихи начала слагать недавно. Но уже успела написать столько, что получилась неплохая книжка. Просто Лора такой человек по-характеру: делает все энергично и качественно. Про нее не скажешь, что она бабушка, настолько яркая, активная - настоящая оптимистка!..

Я рассказала лишь о некоторых участниках нашего объединения старшего поколения, которые уже на пенсии, и для многих из них активная жизнь литературного объединения и библиотеки имени Ф.И. Тютчева с ее мероприятиями и праздниками - поддержка и опора. Большую поддержку нам оказывает Московская городская организация Союза писателей России.

О других участниках нашего объединения придется рассказать в следующий раз. Вот такое литературное объединение живет своей активной жизнью и жизнью библиотеки № 165 имени Ф. И. Тютчева. Мы благодарны руководству библиотеки, в частности Татьяне Викторовне Филипповой за поддержку наших начинаний, за такой уютный и гостеприимный дом. И, разумеется, сами с удовольствием принимаем участие в таких мероприятиях, как Библионочь, юбилейные вечера классиков русской и зарубежной литературы.

Представлена лучшая сантехника на белорусском рынке. Большой выбор и доступные цены. Доставка по месту и установка. Представлены товары от разных производителей. Заказать нужный товар, узнать о его цене можно, связавшись со специалистами магазина.

Ведущий творческий коллектив города Москвы

Руководитель Крылова Тамара Васильевна.

Более 10 лет при ТКС «Ново-Переделкино» существует Литературное объединение, которому после долгих споров и обсуждений было решено дать название «Новое Переделкино». Как известно, юность делится романтическими грезами, зрелость – опытом, старость – воспоминаниями. Так и члены литературного объединения отличаются своими интересами, взглядами, творческими планами, возрастом и образованием. Но есть одна черта, которая объединяет всех – образное видение бытия.

Ярким творческим отчетом работы нашего объединения является рождение литературных изданий. Это альманахи «Третье дыхание» и «Сияние лиры». У поэтов и прозаиков издано много персональных сборников. Подготовка материалов к каждому изданию - коллективный труд всего литературного сообщества. Бурное обсуждение стихов, прозаических произведений, поиск рифм, общая радость за удачную строчку, найденный образ, искреннее желание помочь начинающему автору – так проходят рабочие заседания литературного объединения. Тем более, что в составе объединения есть заслуженные и опытные авторы, члены Союза писателей России.

Члены литературного объединения часто выступают, знакомят слушателей со своими новыми стихами, рассказами, демонстрируя богатство и красоту русского языка. Нашими постоянными творческими площадками стали школы и Центр социального обеспечения района, Центральный дом литераторов и Дома культуры Москвы. При участии ЛИТО два раза в месяц по школам района проходят лекции просветительского цикла “Знаменательные даты русской и мировой культуры”. Члены ЛИТО выступают перед малышами и старшеклассниками. Говорят о высоком значении слова, о великой российской и мировой литературе. Стараются привить школьникам вкус к словесности, к певучему, самобытному звучанию русского слова. Особенный акцент ЛИТО делает на нравственно-патриотическое воспитание детей и юношества, понимая важность приобщения молодежи к культуре своего народа, поскольку именно обращение к наследию воспитывает уважение и гордость за землю на которой живешь и помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Ведь патриотическое воспитание - прежде всего это история и литература.

Мы верим, что на Руси не переведутся люди, для которых художественное слово является живительным глотком воздуха, источником вдохновения. И надеемся, что творчество участников Литературного объединения «Ново-Переделкино» будет пусть небольшим, но чистым ручейком, втекающим в большую реку русской словесности.

С начала 1990-х в Москве и иных крупных городах литературные клубы и салоны стали ведущей формой организации нового литературного сообщества. Значительное влияние на его формирование оказала выходившая в 1990–1993 и объединявшая едва ли не все многообразие литературных групп и направлений московская газета «Гуманитарный Фонд». В 1990 начало издание литературы андерграунда и самиздата (См . также САМИЗДАТ ) Литературно-издательское агентство Руслана Элинина. В 1993–1995 ежегодно проводился литературно-культурологический фестиваль в Крыму «Боспорский форум современной культуры». Постепенно складывавшееся в ходе праздничных и деловых контактов сообщество осознавало себя лидером общероссийского литературного процесса, и к середине 1990-х определилось по ряду важных позиций.

В круг вошли и активно в нем действовали такие разные и по практикуемым эстетикам, и по возрасту авторы, как «шестидесятники»

Василий Аксенов , Андрей Битов , Андрей Сергеев, представители «московского концептуализма» – Всеволод Некрасов, Дмитрий А.Пригов, Лев Рубинштейн; «иронисты» (определение условное) Евгений Бунимович, Сергей Гандлевский, Игорь Иртеньев, Нина Искренко, Тимур Кибиров; «метареалисты» Александр Еременко, Иван Жданов и представители более молодого поколения, проявившегося в конце 1980-х – начале 90-х – Дмитрий Воденников, Юлий Гуголев, Данила Давыдов, Григорий Дашевский, Николай Звягинцев, Виктор Куллэ, Михаил Лаптев, Станислав Львовский, Мария Максимова, Андрей Поляков , Елена Фанайлова и мн. др.

Потребности сложившегося нового литературного сообщества во многом совпали с интересами муниципальных культурных центров и государственных библиотек, оказавшихся не у дел в ходе «перестройки» и начавших предоставлять литераторам свои площадки для выступлений.

Петербург и другие города . В Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, 1980-х – начале 1990-х прообразом современных форм литературной жизни был «Клуб 81», куда входили в основном звезды тогдашнего питерского андеграунда – Виктор Кривулин, Елена Шварц, Михаил Еремин, Ольга Бешенковская Александр Горнон и др.

Оживление литературной жизни в Петербурге, по свидетельству поэта и литературтрегера Сергея Завьялова, произошло летом 1997. Тогда возникли два салона: «Территория красноречия» (в другой версии – «Мастерская просодики») Ларисы Березовчук в музее А.Ахматовой и «Поэты Петербурга» Cергея Завьялова в музее А.С.Пушкина. Оба проекта завершились через год; заключительной акцией «Поэтов Петербурга» в конце лета 1998 стала «петербургская половина» поэтического фестиваля «Genius loci», представлявшего по 12 известных авторов двух российских столиц сперва в Петербурге, затем через месяц в Москве. Приблизительно тогда же Березовчук переместилась в издательство «Лицей», где ставила до середины 1999 с участием молодых филологов инсценировки собственных произведений на грани поэзии, драматургии и перформанса. Во второй половине 1990-х в Петербурге активно действовало молодежное «уличное» литературно-артистическое объединение «Дрэли куда попало», отличающееся экспериментаторством и широким спектром разнородных поэтик. Кроме того, весь этот период вплоть до 2003 включительно в различных местах устраивал вечера Валерий Шубинский, под эгидой общества «Утконос», состоявшего из него одного. Поэт Дарья Суховей дважды организовала в кафе «Бродячая собака» «Фестиваль молодых и красивых поэтов».

Проведение 2-го Международного Биеннале поэтов в Москве в 2001, собравшего авторов со всех концов Российской Федерации, позволило говорить о любопытной и продуктивной литературной жизни во Владивостоке, что подтверждается деятельностью интересных авторов, как проживающих в самом городе, так и переехавших в Москву, Петербург и дальнее зарубежье, в том числе лауреата Биеннале Алексея Денисова, Игоря Лощилова, Константина Дмитриенко, Евгения Миниярова, Олега Бертолло и др. Во Владивостоке во вт. пол. 1980-х проходили фестивали неформальных творческих молодежных объединений под девизом «Самодеятельность или самостоятельность» при участии студенчества и молодых ученых Дальневосточного научного центра. Контакт рок-музыкантов и молодых поэтов позднее породили «рокнутый театр» Валерия Шелепчука «ПРАВА» (Приморский Авангард) и рэп-поэзию Владимира Калиниченко. Те, кто создавал эти фестивали, в основном вышли из диссидентского театра Сергея Пранца. «В конце 80-х при их активном участии была заложена единственная значимая альтернативная литературно-политическая сцена Владивостока – клуб «Дилетант». Исключительно энергией своего основателя В.Калиниченко клуб и машинописный журнал продержались до начала 90-х годов». С 1994 в городе действует объединение молодых поэтов «Серая Лошадь» (по народному наименованию здания, в котором проходят литературные встречи) – центр, задающий тон литературной жизни Владивостока. Объединение выпускает одноименный литературный альманах, демонстрирующий широкий стилистический диапазон его участников.

В то же время творчество многих авторов, например, воронежских поэтов Елены Фанайловой, Александра Анашевича, Константина Рубашкина или поэтов и прозаиков из Иваново Дмитрия Бушуева и Игоря Жукова трудно связать с каким-либо литературным объединением в их родных городах.

Литературные клубы Москвы . Одним из первых литературных проектов новой эпохи стал «литературно-творческий клуб» «Образ и мысль», созданный в 1986 в рамках библиоцентра «Просвещение души» (московская библиотека № 175). Со дня основания «Образ и мысль» курировал его основатель, культуролог Михаил Эпштейн; после его отъезда в начале 1990-х на постоянное место жительства в США функцию куратора взяла на себя руководительница библиотеки Софья Олинова, с июня 2000 ее сменила Анна Котова.

В первой половине 1990-х в помещении бывшей редакции газеты «Гуманитарный фонд» – уникального малотиражного издания, объединившего общим информационным пространством деятелей недавнего советского андеграунда, около двух лет действовал клуб «Скарабей», представлявший не только авторов круга этой газеты, но и такие популярные фигуры, как Андрей Макаревич. Примерно в те же годы форму клуба приобрела, в свой последний период, деятельность литературного объединения «Московское время» («второго созыва» – с активным участием поэтов Дмитрия Веденяпина, Григория Дашевского, Виктора Санчука и других, взамен основателей проекта Алексея Цветкова, Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева, Александра Казинцева, Александра Сопровского, начинавших в 1970-е с издания одноименного поэтического альманаха).

Д.Кузьмин издавал в течение нескольких лет бюллетень «Литературная жизнь Москвы». Ежемесячно на нескольких ксероксных страницах А4 излагались и комментировались основные новости литературных клубов и салонов.

Продолжали возникать новые проекты, некоторые из которых вошли в число лидеров, как, например, салон «Премьера» прозаика Николай Байтова в Зверевском культурном центре на Бауманской. Активно действовали такие проекты, как клубы «Чистый понедельник», «ПушКинг», Клуб литературного перформанса, цикл дискуссий «Воскресенья Сапгира» и мн. др. Кроме того, собственные литературные программы открывали в разное время Литературный Музей на Петровке, Филиал Литературного музея на Трубниковском, Музей Маяковского, Музей Марины Цветаевой, Театр песни «Перекресток», Библиотека имени Ахматовой, Библиотека имени Гоголя, культурный центр «Дом» и другие государственные учреждения. Поэт и издатель Виктор Куллэ проводил поэтические вечера в Политехническом Институте, не без успеха пытаясь возродить былые традиции.

«Вечера в музее Сидура». Литературно-музыкальный салон «Вечера в музее Сидура» действовал в Москве с 1989 до конца 1990-х при Государственном музее скульптора Вадима Сидура . Главной целью создания салона, по заявлению его кураторов, была «попытка воссоздания атмосферы художественной мастерской Сидура, которая еще в брежневские времена была своеобразным культурным центром, притягивающим поэтов, писателей, ученых, представителей творческого андеграунда Москвы». Цель эта успешно достигалась, обилие в интерьере фантасмагорических, часто шокирующих работ мастера создавало у выступающих и публики нетривиальное настроение. Салон представлял слушателям широкую панораму современных литературных течений и школ, хотя определенное предпочтение отдавалось авторам авангардной ориентации, созвучным поэтике самого скульптора, таким, как Генрих Сапгир, Ры Никонова, Сергей Бирюков. Выпускалась серия поэтических брошюр «Вечера в музее Сидура» (вышло не менее 30), вечера фиксировались на видео. В музее проходили литературные конференции, ежегодные фестивали верлибра, концерты классической и современной музыки. Курировали проект Галина Артемовна и Михаил Вадимович Сидуры. «Классики 21 века» . Салон «Классики XXI века» открылся 25 мая 1994 как совместный проект Библиотеки имени Чехова на Страстном бульваре и Фонда поддержки некоммерческих издательских программ поэта и издателя Руслана Элинина, под кураторством Елены Пахомовой. Фонд стал продолжением деятельности Элинина, началом которой послужила в конце 1980-х созданная им «Библиотека неизданных рукописей», переросшая затем в Литературно-издательское агентство – одно из первых и самых активных в Москве частных издательств, специализирующихся на авторах бывшего андерграунда и самиздата. Встречи в салоне проходят практически еженедельно, с перерывом на летние каникулы, проводятся круглые столы, посвященные животрепещущим проблемам современной литературы, литературно-музыкальные вечера, выступления поэтов и прозаиков. В салоне ведется работа по созданию банка данных о новых изданиях, литературных дебютах и т.п., создается обширный аудио- и видеоархив. Совместно с телекомпанией АРТ подготовлен цикл телепередач по современной русской поэзии, частично показанный по 31-му телеканалу, НТВ и др. Георгиевский клуб . Открыт 3 ноября 1995 редактором отдела практики журнала «Новое литературное обозрение» Татьяной Георгиевной Михайловской при Московском союзе писателей в Георгиевском переулке. Здесь московской аудитории впервые было представлено творчество Виктора Летцева, Наума Ваймана, Михаила Новикова, Юрия Зморовича и др. О литературных симпатиях куратора клуба говорят прошедшие здесь мемориальные вечера, каждый из которых внес значительный вклад в осмысление творческого наследия и человеческого облика ушедшего автора, – в частности, Нины Искренко, Арво Метса, Андрея Сергеева, Генриха Сапгира.

Проект был официально закрыт куратором 5 октября 2001 ввиду его «исчерпанности». Многими авторами и экспертами был отмечен неоценимый вклад Георгиевского клуба, как высокопрофессиональной творческой мастерской, в формирование и развитие московской литературной жизни. По оценке поэта и критика Натальи Осиповой, Георгиевский

клуб, «выполнявший роль посредника между авторами разных направлений и поколений, работал на устранение разорванности литературного и культурного пространства». Эссе-клуб . Открылся 2 октября 1996 как специальный проект развития жанра устной эссеистики журнала «Новая Юность». Для ведущих клуба внимание к эссе носит программный характер. К реализации проекта причастны Рустам Рахматуллин, Василий Голованов, Гела Гринева, Виталий Пуханов, Сергей Олюнин, Николай Малинин.

По определению создателя клуба Рустама Рахматуллина, «…важно понимать, что предметом эссе не обязательно должна быть литература. Эссе-клуб – это клуб для обсуждения любых тем, и в этом его выгодное отличие от т.н. литературоцентричных клубов».

«Мозговые штурмы» и встречи с авторами в эссе-клубе касались новых вышедших книг, тем барокко, исторических проблем, геопоэтики, насилия в поэзии, критериев художественности, массовой культуры, Интернета и, конечно, определения эссеистики.

Самим организаторам лучшим способом времяпрепровождения в клубе представляется «вечер импровизационных тем», когда половина времени уходит на аннотирование, обсуждение и выбор тем для будущих заседаний. Присутствующие чувствуют себя при этом авторами вечера в максимально возможной степени.

«Авторник». Клуб (первоначально – салон) «Авторник» существовал под эгидой Союза молодых литераторов «Вавилон». Его создатель и руководитель – издатель и культуртрегер Дмитрий Кузьмин. В «Авторнике» проводились вечера нескольких циклов. Цикл «Антифон» – два автора, представляющих разные литературные поколения, читают свои произведения в режиме «обмена репликами». Второй – «Альтруистический» – также диалогичен: известный автор выступает с чтением произведений другого, зачастую слушателям не известного. Программа «Редкий гость» предоставляет слушателям возможность встретиться с поэтами и прозаиками, проживающими за рубежом или в далеких российских городах и потому нечасто выступающими на московской литературной сцене.

С 1998 проводятся коллективные вечера-альманахи «Текущие тексты», где авторы читают свои последние сочинения. В рамках «Авторника» реализуются также два проекта других организаторов: цикл Ильи Кукулина «Женское письмо», выявляющий специфику творчества современных литераторов-женщин, как правило, младшего поколения, и «Подвальный цикл» Данилы Давыдова, знакомящий аудиторию с маргинальными, рискованными литературными стратегиями.

Крымский клуб. Крымский клуб в Москве (Крымский геопоэтический клуб) открылся 25 октября 1995 по окончании последнего, третьего Боспорского форума современной культуры в Крыму и фактически является – по составу авторов, по игровой стилистике своих акций, по тяготению к футурологической, социологической и отчасти политологической проблематике – его московским продолжением. «Праздник болтовни как жанр искусства имеет глубокие средиземноморские корни, и я приветствую Боспорский форум, как продолжение великих традиций», – давнее напутствие Сергея Аверинцева стало своего рода внутренним девизом для обоих проектов. По замыслу куратора, Крымский клуб представляет собой «трикстерную» форму, пародию на серьезное международное футурологическое объединение, основанное гуманистом Аурелио Печчеи – Римский клуб.

Сложился ряд дискуссионных циклов: «Первые чтения» (конференции в жанре «игрового литературоведения», посвященные творчеству «живых классиков», с их участием – В.Аксенова, А.Битова, В.Некрасова, Д.А.Пригова, Л.Рубинштейна); «Литераторы – людям», посвященный силовым структурам, традиционно вызывающим у писателей острые эмоции – КГБ/ФСБ, милиции, армии, разведке, с участием высших и рядовых чинов этих ведомств; цикл

VIP -встреч с крупными учеными, дипломатами, знаменитыми шпионами и т.д. в закрытом клубе «Дума». Стоящий особняком цикл «Зоософия» в Институте проблем экологии и эволюции РАН посвящен раскрытию образа различных групп животных в отечественной и мировой литературе и искусстве. Еще один цикл – «Круглый стул» – являет собой своеобразную эссенцию жанра «ток-шоу»: выступающий располагается не в конце зала, а в центре концентрических рядов стульев, на вращающемся кресле. Из звучащих со всех сторон вопросов он отвечает только на наиболее ему интересные, поворачиваясь к вопрошающему.

Презентация российскому слушателю «новой волны» украинской словесности стала постоянной темой Крымского клуба, по инициативе которого в 1999 в Москве проведен первый российско-украинский фестиваль искусств «Южный Акцент».

Клуб литературного перформанса и салон «Премьера». Клуб литературного перформанса поэта Светы Литвак и прозаика Николая Байтова открылся в 1996. Первая акция – «Праздник рифмы» – стал в дальнейшем главным его «фирменным» мероприятием. Клуб сразу заявил о спонтанной природе своей деятельности, проводя мероприятия на разных литературных площадках и в разные дни недели.

«…Простейшим литературным перформансом является прочтение текста вслух или издание его в виде книги. Уже эти действия сопровождаются жестами, которые могут быть художественно осмыслены и выполнять самостоятельную (в той или иной мере независимую от текста) эстетическую задачу. В результате возникает новый художественный объект, внешний относительно текста, который мы и будем называть литературным перформансом. Примером может служить хотя бы иллюстрированное издание текста или book-art (рукописные и малотиражные издания), привлекающий в последние годы все большее

внимание. Положение самого текста в перформансе может быть очень непростым, напряженным, даже конфликтным, но для нас важно, чтобы это положение было центральным. Только в том случае, когда текст является, так сказать, главным героем всех пертурбаций, – этот перформанс будет литературным в нашем понимании» – заявляли кураторы проекта Света Литвак Николай Байтов.

Первоначально внимание в Клубе уделялось, в основном, исполнению текстов и различным видам театрализации этого исполнения (перформансу в узком значении этого слова). Одна из акций весной 1997 была посвящена book-art"у (искусству авторской книги).

Осенью 2000 Николай Байтов открывает в «Зверевском центре современного искусства» салон «Премьера». «...Здесь исполняются произведения преимущественно новые, представляющие в сознании автора очередной его шаг – куда-то, в неизвестность, – и которые ему интересно опробовать перед публикой и собратьями по перу. (…) Мы приглашаем к нам всех, кто чувствует, что нуждается в испытательном полигоне для своих новаций

». «Кризис клуба», поиск новых форм . К концу 2001 произошло постепенное («Вечера в Музее Сидура») или одномоментное (Георгиевский клуб, «Вечера в Политехническом») прекращение работы доброй половины основных центров московской литературной жизни.

20 февраля 2002 в помещении бывшего Георгиевского клуба прошел круглый стол Крымского клуба с участием кураторов основных московских литературных проектов «Кризис клуба: разочарованность или уход в поиск».

По мнению Татьяны Михайловской, куратора закрывшегося Георгиевского клуба, выжили те клубы, которые предлагают что-то помимо собственно звучащей литературы, – например, публикацию текстов, как

Классики XXI века , и Авторник . Были высказаны предположения о необходимости ухода от заданности сценария литературных акций, а также о спасительном для многих проектов усвоении игрового элемента в работе. По мнению писателя, соруководителя Эссе-клуба Леонида Костюкова, «перспективы литературного проекта склоняются менее в пользу салона, более в пользу клуба, то есть желательна менее жесткая программа, более свободная форма акций. Я бы пошел с большей охотой на мероприятия с более расплывчатой концепцией, ходил бы на кредите доверия, зная только состав участников. Жестко заданное мероприятие становится мне все менее интересным ». Несмотря на «кризис жанра», отмечаемый в деятельности литературных салонов и клубов в конце 1990-х – начале 2000-х, – появились новые популярные литературные площадки, работа которых построена на иных организационных и концептуальных принципах. Так наметилась новая тенденция – клубы и салоны стали сосуществовать с бизнесом и объединяться с книжными магазинами – до этого они располагались по большей части в библиотеках, музеях, частных помещениях и мастерских художников. Речь в данном случае не идет о «встречах с писателями», которые проводят крупные книжные магазины в утилитарных рекламных целях. Речь идет о более или менее постоянной «литературной составляющей» деятельности клубов определенного культурного или политического направления (Проект ОГИ, «Фаланстер»), либо о регулярном, специально организованном литературном мероприятии («Букбери»).

Наиболее известна система клубов Проект ОГИ

– первая точка была открыта в 1998 в Москве. Это комбинация издательства, клуба, интернет-сайта, книжного магазина-библиотеки и кафе. Название система клубов получила от «Объединенного гуманитарного издательства», выпускающего книги по филологии, литературоведению, художественную литературу и литературу для детей. Действуют пять кафе-клубов в разных местах центра столицы, объединенных общей концепцией и художественным решением интерьеров дизайнера А.Бродского. Открыты филиалы в Самаре и Львове.

По словам одного из организаторов ОГИ Дмитрия Ицковича, Проект ОГИ предлагает своим посетителям формат «тусовки» как образ жизни: «На самом деле, тусовочный образ жизни это производство… Понятный образ – поэт, который пишет в кафе стихи. Он в это время не отдыхает, нет разделения между отдыхом и работой. Это не как на заводе – пришел, отпахал и пошел пиво пить. Скорее это некоторый процесс жизни нон-стоп, плохо разделенный на форматы. Для таких людей очень важная вещь – наличие в ОГИ книжного магазина. Для них книги – не чтиво, не отдых, а процесс жизни, это связано с профессией, связано с присутствием в культуре… Реально же тусовки литературные были всегда, и ресторан ЦДЛ никогда не стоял пустой. …Главный атрибут клуба – внутренняя комфортность. Если тебе нужно большое количество приятных лиц, ощущение социальной близости с людьми, незакрепощенности, открытости – это к нам».

Замысел организаторов предполагает создание в клубах атмосферы, способствующей общению и контактам, – особому сочетанию публичного и частного, что напоминает диссидентскую кухню 1970–1980-х, вынесенную в публичное пространство, но сохранившую элементы интимной задушевности.

Организаторам ОГИ удалось подружиться с коммерцией и сделать свое начинание доходным: «Мы не спонсоры, мы хотим зарабатывать, делать внятный понятный бизнес. …этот бизнес связан с культуроцентричностью. И у нас это получается!»

было проведено более 500 культурных мероприятий – встречи с известными поэтами и писателями, презентации новых книг и журналов, выставки, концерты российских и зарубежных музыкальных групп. Вот уже несколько лет в стенах ОГИ проводится вручение литературной премии Андрея Белого, проходят мероприятия Дней Поэзии и Фестиваля поэзии, выступления молодых поэтов, авторов, ориентированных на молодежную аудиторию, и т.д. Здесь царит демократичная обстановка. Клубы ОГИ популярны среди молодежи, большинство посетителей – студенты гуманитарных и творческих вузов, а также публика, работающая в области ТВ, масс медиа и в художественной сфере.

Другой популярной литературной площадкой стало в Москве литературное кафе при книжном магазине Букбери на Никитском бульваре, 17, начавшее свою деятельность в октябре 2003. Сеть книжных магазинов Букбери создана по модели и в соответствии с

know - how английской фирмы Waterstone " s team , имеющую похожую сеть книжных магазинов в Англии. Встречи с литераторами в кафе Букбери по вторникам – просветительское направление работы этой книжной сети.

Подбор приглашенных авторов и ведение литературной программы Букбери находятся на попечении арт-директора – критика и литератора Глеба Шульпякова, полагающего, что его основная задача – предложить гостям 45 минут хорошей поэзии или интересный разговор. Он отмечает, что в деле организации встреч с наиболее актуальными и состоявшимися отечественными авторами, отражающими «нерв» современной литературы, гонорарная система, существующая в Букбери, – для них немалое подспорье.

Большой интерес вызвали встречи в литературном кафе Букбери с Еленой Трегубовой, Эдуардом Лимоновым, Дмитрием Приговым. Здесь выступали поэты Евгений Рейн, Олег Чухонцев, Григорий Кружков, Игорь Иртеньев, Илья Кормильцев, Вера Павлова. Появлялись и зарубежные гости – Фернандо Мариас из Испании, журналист Чарльз Маклин, который поведал на презентации книги о виски и культурном и культовом значении этого напитка в английской культуре, был проведен вечер турецкой прозы. В стенах кафе можно познакомиться как с неизвестными именами в литературе, так и новыми издательствами – например, «Ультра-культура», публикующем книги о скинхедах, лимоновцах и т.п. Здесь переводчик Кафки Рудницкий рассказывал о работе над текстами и письмами великого австрийца и т.д.

В московском книжном магазине Фаланстер (Бол. Козихинский пер., 10) также проводятся литературные встречи и презентации – их объединяет общая антиглобалистская направленность. Тут выступали литераторы, общественные и культурные деятели левой ориентации – Мишель Турнье, Гейдар Джемаль, Борис Кагарлицкий, кинорежиссер Квентин Тарантино, поэты Андрей Родионов, Всеволод Емелин и др.

20 – нач. 21 вв. литературная жизнь в северной столице продолжается в виде литературных программ различных культурных учреждений или ресторанных заведений. Таковы кафе «Подвал Бродячей Собаки» на площади Искусств и «Борей-Арт» на Литейном, литературный клуб «XL» при Библиотеке им. Л.Н.Толстого, литературный клуб Дома Ученых, литобъединение «Пиитер», Театр поэтов «Послушайте!» в помещении «Культурного центра на Пушкинской», Музей Ахматовой, «Лицея», Дом журналиста. В начале 2003 переехавший из Пскова Всеволод Рожнятовский организовал салон на территории Европейского университета.

Деятельность литературных салонов и клубов в целом отражает степень коммуникативной активности и интереса к литературе и близким ей областям. Проекты в этой сфере чутко реагируют на запросы и реалии сегодняшнего дня в плане тематики и форм организации литературных программ и встреч.

Игорь Сид , Ирина Ермакова ЛИТЕРАТУРА Манифест Круглого стола литературных клубов и салонов Москвы , «Литературная жизнь Москвы», январь 1997
Дмитрий Кузьмин. Литературная жизнь: клубы и салоны . «Арион», № 1, 1998
Игорь Сид.

Богородский край славен не только своими историческими и трудовыми традициями. Люди творчества, в частности писатели и поэты, вдохновлённые его природой и становящимся всё красивее самим городом Ногинском, пишут об этом искренне и с любовью. В городе существуют и свои литературные традиции.

Их основу заложили такие известные в русской литературе имена, как Александр Перегудов, Борис Пильняк (Вогау) и другие. Каждый из них достиг определённых вершин в своём творчестве, основы которого закладывались на Богородской земле, в городе Ногинске. (В 1930 году город Богородск был переименован в город Ногинск). Борис Пильняк, впоследствии ставший первым Председателем правления Всероссийского Союза Писателей, с 1904 по 1917 проживал в городе Богородске, вместе с А. Перегудовым., обучались и окончили Богородское реальное училище.

На улице Рогожской на доме № 98 установлена мемориальная табличка о годах жизни в нём талантливого мастера слова Бориса Пильняка, черпающего образ жизни и быт своих героев на улицах русской провинции, у стен древних соборов, среди каменных домов и купеческих лавок. Став, признанным мастером слова он не забывал Богородский край, поддерживая в нём сложившиеся литературные начинания. Так при его непосредственном участии был проведён в июне 1928 года художественный вечер «Богородский уезд в художественной литературе». В разные годы литературная жизнь то разгоралась, то затухала, но никогда не угасала.

Чуть позже, в гостиной Глуховского Рабочего клуба, где успешно работало литературное объединение «Огонёк», которым руководил известный в то время прозаик, член Союза Писателей СССР Меленьтьев В.Г. Уже тогда некоторые участники ЛИТО были опубликованы в сборнике Союза писателей Подмосковья «Земля людей, земля полей», что, являлось несомненным, признанием плодотворной работы объединения. Вот несколько имён поэтов и прозаиков того времени: А. Аинцев, А. Шпиякин, М. Сергучёва, А. Алейчик, П. Басов, А.Харитонов (который, ещё в советский период уже выпустил свою первую прозаическую книгу), Ю.Стрекалов, В.Попов и другие.

В 1999 году эстафету «огоньковцев» подхватил созданный в это время клуб любителей поэзии «Лира». Его создатель и руководитель, член Союза писателей России Гордеев В.Н, сумел сплотить вокруг себя единомышленников, людей не безразличных ко всему окружающему, по - настоящему творческих. Клуб получил статус литературного объединения, а многие его участники были приняты в члены Союза писателей России. Это Анатолий Алейчик, Валерий Столяров, Елена Зяблева, Юрий Леонов, Вадим Козлов, Николай Гладышев, Фёдор Туренко, Татьяна Егорова, Александра Коробкова. Отдельно можно назвать «огоньковца» Александра Шпиякина, Татьяну Смирнову (начинавшую свой творческий путь в «Лире»), которые охотно сотрудничают с литобъединением до настоящего времени, а также переехавшего на постоянное место жительства в Ногинск и примкнувшего к «Лире» талантливого поэта Андрея Подушкина. В разные годы литобъединением руководили: В. Н. Гордеев, А. А. Алейчик, Н. В. Белова, Ю. Н. Фёдорова, Е.В. Зяблева, А.С. Коробкова.

Впереди будни, наполненные неиссякаемым желанием писать, быть лучше, издаваться. На сегодняшний день избрано новое руководство объединения»: Руководитель – член Союза писателей России, поэтесса Александра Коробкова, заместитель руководителя – Альбина Заплатина, секретарь – Валентина Маслова. «Лира» объединила в себе все возрастные категории, от ветеранов - фронтовиков, до совсем ещё юных, но подающих надежду ребят. Учеников. Лицеистов. Студентов. Есть в «Лире» и выпускники Литературного института им. А. М. Горького. Определилась, как самостоятельная и активно работает, молодёжная литературная студия «Третий Путь», которой руководит «лировец», член Союза писателей России, поэт Андрей Подушкин.

Студийцами уже выпущены два коллективных сборника стихов. В объединении разработан собственный устав. Определены нормы морали и этики. Место плановых заседаний, участия в городских мероприятиях. Порядок собственных выступлений, презентаций и творческих семинаров. Общее число участников постоянно растёт и на сегодняшний день составляет тридцать шесть человек. Подавляющее большинство «лировцев» имеет собственные книги, а некоторые и не одну.

Многие участники литобъединения являются лауреатами и дипломантами областных, и всероссийских конкурсов. Имеют награды литературного сообщества Москвы, Московской области и России.

Со дня основания литобъединения, выпущены десять тематических сборников «Голоса Богородского Края», в котором приняли участие более семидесяти авторов. Лира плодотворно сотрудничает с местными газетами: «Волхонка», «Богородские Вести», «Восточный экспресс Подмосковья».

В городе Ногинске проводится ежегодный литературный конкурс имени Владимира Николаевича Гордеева. По результатам конкурса проводится подведение его итогов, с вручением призерам конкурса дипломов и грамот. А так же выпускаются коллективные сборники дипломантов. Сначала образования конкурса с 2007 года, выпущено уже пять сборников с названиями: «И всё - таки мир прекрасен» (2007г.), «Поэтические нити Богородска» (2008г.), «Семейный очаг» (2009г.), «Молодость может всё»(2010г.), «Низкий Вам поклон» (2011г.), «Год космонавтики» (2012г.) Подведение итогов, которого, и награждение победителей состоялось 24 ноября 2012года, в Молзенском Доме Культуры города Ногинска. Конкурс посвящен «Дню космонавтики» и традиционно проведён на высоком организационном уровне. И нет сомнения в том, что читателей в скором времени ожидает встреча с очередным коллективным сборником дипломантов.

Работа литературного объединения продолжается – проводятся встречи, авторы делятся своими литературными достижениями, обсуждают новые произведения, проводят презентации вышедших книг. Предъюбилейный год члены литературного объединения «Лира», встречают полные оптимизма и надежды на то, что ниспосланное им свыше таинство сочинительства, и особого восприятия окружающего мира никогда не иссякнет в их душах. А Богородский край будет полниться всё новыми и новыми талантами, умеющими извлекать из Лиры волшебные звуки, достойные самой высокой творческой пробы.

Председатель Ногинского районного отделения Союза Писателей России Лауреат литературных премий А. П. Чехова, А. С. Грибоедова, Г.Р. Державина, Кавалер ордена «Золотая Осень» им. С.А. Есенина» и «Золотой Есенинской медали».

Анатолий Алейчик.

Навстречу 74-й годовщине Победы!

В центре культуры им. Г.В. Калиниченко в преддверии 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне прошел творческий вечер литературного объединения «Лира» - «Мы за ценой не постоим».

С приветственным словом выступил член Союза писателей России председатель Богородского окружного отделения Московской областной организации Союза писателей Анатолий Алейчик. Он поздравил «лировцев» с Главным праздником нашей страны – Днем Победы.

Выступление А. Алейчика продолжила трогательными стихами «Обелиск» и «Неизвестный солдат» Татьяна Дулова, Елена Ковалёва прочла свои новые стихи «Бой в Берлине» и «На безымянной высоте», Наталья Костюкевич - стихотворение «Бессмертный полк».

Один за другим на сцену поднимались поэты - члены ЛИТО «Лира» Анатолий Алейчик, Владимир Новиков, Сергей Кузнецов, Анатолий Сидоров, Сергей Кривенков и другие. Они дарили слушателям свои стихи, посвященные малой Родине, славным подвигам ветеранов и победной весне 1945-го года.

Руководитель литературного объединения Елена Глебова-Павлова под аккомпанемент гитары проникновенно исполнила песни военных лет.

В заключении вчера, как торжественный гимн Великой Победы, прозвучала в исполнении «лировцев» песня Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим».

Член Союза писателей России НАТАЛЬЯ КОСТЮКЕВИЧ

Всемирный день поэзии члены Ногинского ЛИТО "ЛИРА" отметили в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, которая, как всегда, радушно распахнула свои двери.
В первой части праздничной программы прозвучала музыкально-поэтическая композиция "Души прекрасные порывы", подготовленная сотрудниками библиотеки.
Далее председатель Богородского окружного отделения Московской областной организации Союза писателей России Анатолий Александрович Алейчик, руководитель литературного объединения "Лира" Елена Юрьевна Глебова Павлова, заместители руководителя ЛИТО "ЛИРА" Кузнецов Сергей Викторович и Костюкевич Наталья Борисовна поздравили участников литературного объединения "ЛИРА" с Международным Днём поэзии, пожелав им вдохновения, ярких образов, хороших рифм и творческого непокоя. В едущая вечера - заместитель руководителя ЛИТО "ЛИРА" - Костюкевич Н.Б. представляла каждого участника в формате визитной карточки с итогом литературной деятельности, изданных книг, наград и поощрений за 2018г. "Лировцы" читали свои стихи и исполняли авторские песни.
Непохожесть и разноплановость поэтической тематики, творческого уровня произведений и их исполнения авторами создавали атмосферу
праздничной литературной эстафеты - эстафеты радости, добра и любви в пространстве окружающего Библиотечного мира.

На очередном собрании членов литературного объединения "Лира" подведены итоги работы в прошлом месяце и определены перспективные задачи. В выступлениях Алейчика А.А., Павловой Е.Ю., Костюкевич Н.Б., Сидорова А.В. и др. говорилось о важности подготовки к 75- й годовщине Победы. Принято ряд мер, направленных на повышение активности творческой интеллигенции городского округа в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания. Решено провести конкурс на лучшее стихотворение и песню, посвящённые 75-й годовщине Победы. Итоги первого этапа конкурса подвести до 9 мая 2019 г.В прошлом году, накануне 9 мая стихотворение Костюкевич Н.Б. "Правда за нами" было опубликовано на сайте Московской областной региональной организации ветеранов Вооружённых сил. За активное участие в общественной жизни, личный вклад в работу по патриотическому воспитанию члены литобъединения Быков А.М., Зяблева Е.В., Сидоров А.В., Костюкевич Н.Б., Рязанова Г.В. награждены медалями "За достижения в культуре и искусстве".

2 февраля

Заседание литературного объединения "Лира" было посвящено презентации нового сборника стихов А.А Алейчика. Заседание прошло в торжественной обстановке. В этот день Алейчику А.А. исполнилось 70 лет. Юбиляра поздравили председатель общественной организации ветеранов Вооружённых Сил Богородского городского округа Герасимович Г.В., главный редактор сайта "Союз ветеранов Богородского городского округа", представители других общественных организаций и члены литературного объединения.

Герасимович Г.В. вручил Алейчику А.А. удостоверение члена организации ветеранов Вооружённых Сил и медаль "100 лет Великой Октябрьской социалистической революции". Члены литобъединения читали стихи юбиляра, посвящали юбиляру песни.






19.01.2019г .

В г.Балашиха Московской области в центральной городской библиотеке им. Ф.И.Тютчева состоялся литературный вечер "Провожая год Тургенева". Основным лейтмотивом этого события явилась презентация сборника современных поэтов России " Глядя задумчиво в небо широкое..." К нашим гостеприимным давним друзьям-балашихинцам приехали авторы нового поэтического сборника из Москвы и близлежайшего Подмосковья. Наши Ногинские поэты - члены Союза писателей России: Анатолий Быков, Николай Гладышев, Елена Зяблева и Наталья Костюкевич тоже стали желанными и активными участниками этого яркого литературного события.
Всех присутствующих встречи, на которой звучали поздравления, музыкальные композиции, стихи и песни, тепло и сердечно приветствовали М.А. Чернова, зам. начальника Управления культуры Администрации Городского округа Балашиха, и С.А. Бурцева, помощник депутата Московской областной Думы Н.И. Черкасова.
Провели вечер члены Правления ЛИТО «Метафора" Наталия Крылова и Ольга Коваленко.
Москву представляла талантливый автор - Татьяна Хатина. Яркими были и выступления хозяев - удивительных поэтов Балашихи: Ольги Коваленко, Тамары Рыбаковой, Светланы Павловой и Андрея Цуприка-Шатохина.
Порадовали зрителей и выступления участников бардовской песни "Синяя птица" под руководством Тамары Рыбаковой - активной и талантливой участницы подобных литературных мероприятий. В репертуаре бардов-исполнителей звучали песни на слова авторов нового сборника: А.Быкова, Н. Гладышева, О.Коваленко, Т. Рыбаковой и Т.Хатиной.
Всем желающим была предоставлена прекрасная возможность посетить уникальный музей, который находится в стенах ЦГБ имени Ф.И. Тютчева.
Особые тёплые слова благодарности хочется сердечно выразить главному инициатору и идейному вдохновителю нашей совместной литературной деятельности - Ольге Николаевне Коваленко - редактору некомерческого издательства "ОЛЬГА", которое совместно с Московской организацией Союза писателей России осуществляет выпуск литературных произведений поэтов и прозаиков в серии "Золотое перо Московии".
Ольга Коваленко - высокопрофессиональный редактор, литератор, журналист - человек, награждённый множеством высоких званий и титулов, бесспорно является миротворцем, "вечным двигателем" в современной литературной жизни России, объединяя творческих людей и открывая новые имена поэтов и писателей.
Литературное событие этого дня совпало с важным православным праздником Крещения Господня, и прошло душевно, тепло, зарядив всех духовными силами и незабываемыми эмоциями.

Руководитель ЛИТО ЛЭТИ - Михалевич Алла Иосифовна , доктор биологии, член руководства Санкт-Петербургского Союза Писателей, Женщина года - 2009.

Литературное объединение СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (ЛИТО ЛЭТИ) в его современном виде существует с 1973 года. Оно было создано лучшим (по оценке А.С. Кушнера) из современных русских поэтов, председателем секции поэзии Санкт-Петербургского Союза Писателей - Александром Танковым , когда тот был еще студентом третьего курса специальности «Прикладная математика». Танков и сегодня курирует наше ЛИТО, приходит на наши занятия, наставляет, делится опытом, рукополагает очередного консула (т.е. «старосту») нашего ЛИТО, поскольку студенты взрослеют, а консулом может быть, согласно уставу, только студент ЛЭТИ.

В Санкт-Петербурге очень мало ВУЗов, в которых работают литературные объединения. Почти везде они почти сразу распадаются, в то время как везде очень успешно развиваются, иногда даже по нескольку в одном ВУЗе, театральные объединения, кружки фортепиано, сольного и хорового пения, бальных и исторических бальных танцев. И это прекрасно! Это говорит о настоящем ренессансе Русской культуры! Во все времена признаком порядочного и культурного человека была любовь к театру. Почти все хорошие люди не только любили театр, но и принимали участие в любительских спектаклях. Точно так же обязательным элементом культуры всегда была музыкальность и умение танцевать. В то же время умение писать стихи и художественную прозу никогда и нигде (за исключением Китая) не считалось обязательным атрибутом порядочного и культурного человека:

Высокой страсти не имея,
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.

Слово - это святыня души человека, основа мироздания, первопричина материального мира, и заниматься искусством слова нельзя непрофессионально. Не бывает любительских литературных объединений!

Дело в том, что для занятия другими видами искусства, даже на любительском уровне, все равно необходимо обучение. Человек, который никогда не обучался ваянию, не сможет, впервые в жизни взяв в руки резец, изваять статую Аполлона. Человек, который никогда не занимался в театральном объединении, не сможет, впервые в жизни выйдя на сцену, сразу, без всякой подготовки, сыграть роль Гамлета. Человек, никогда не учившийся игре на фортепиано, не сможет, впервые в жизни подойдя к роялю, сесть и сыграть Аппассионату. В то же время, человек, никогда не занимавшийся ни в каком литературном объединении, может написать (хотя и не очень профессионально) и хорошее стихотворение, и хороший рассказ. Любительские литературные объединения просто никому не нужны. Есть и другая сторона этого вопроса. Все творческие объединения технического ВУЗа, кроме литературного объединения, всегда являются любительскими. Выпускать профессионалов они в принципе не могут. Профессиональных скульпторов выпускает только Академия художеств, профессиональных артистов - Театральное училище или Институт культуры, профессионального дирижера может выпустить только консерватория, но никак не ЛЭТИ. В то же время профессиональных писателей не выпускает ни филологический факультет СПбГУ, ни литературный институт им. М. Горького в Москве. Профессионалами, членами Союза Писателей становятся в результате многолетнего упорного литературного труда в творческой среде того или иного литературного объединения. «Поэта делают, талант, труд и поэтическая культура» (В. Е. Холшевников. Основы стиховедения). Бóльшая часть профессиональных писателей - это инженеры (Валерий Попов, Александр Танков), офицеры (Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Афанасий Фет и многие другие), врачи (Антон Чехов, Викентий Вересаев), юристы (Алексей Апухтин), историки (Давид Раскин), географы и художники (Ирина Знаменская), биологи (Алла Михалевич) и т. д. Есть, конечно, среди них и филологи (Александр Блок, Галина Гампер), но процент филологов, ставших литераторами, не больше процента специалистов других областей, ставших профессиональными писателями. Мы всегда должны помнить, что Слово занимает совершенно иную позицию в нашем сознании, чем резец, кисть, смычок.

Все прочие творческие коллективы в техническом ВУЗе могут быть только любительскими, в то время как литературное объединение может быть только профессиональным, или не быть вовсе. И здесь, так же как и в древних и восточных средневековых философских школах, - очень важна личность Учителя, его поэтическая культура, его профессионализм, его собственный талант, а также и то место, которое он занимает в современной поэзии. В противном случае, литературное объединение обречено и неизбежно распадается. Любительского отношения к поэзии быть не может, это не будет искусством, это будет профанацией, а студенты своим ясным умом и чистым сердцем это прекрасно чувствуют и в такие «литобъединения» ходить перестают. Вот почему эти литобъединения везде, кроме ЛЭТИ, распадаются.

За последний период работы ЛИТО ЛЭТИ (третье тысячелетие от Р.Х.) членами ЛИТО были изданы:

  • Четыре выпуска альманаха «Золотая нить» (I - 2005 г., II - 2006 г., III - 2007 г., IV - 2009 г.);
  • Авторские сборники: «От элегий до дерзостей» (2001), «Тринадцатый месяц» (2003), «Лучшие дни» (2005), «Осторожная волчица» (2008) Виктории Борщевской, «Стихи с названиями...» (2003) Владимира Медведева, «Касания мирам иным» (2003), «У подножия ромашки» (2006), «Сквозь время» (2007), Максима Швеца, «Лети, перышко» (2004) Нины Постниковой, «Тень птицы» (2005) Анастасии Андрейчук, «Terra ironica» (2005), «Тень линии плена льна полной Луны» (2007), «Море мрамора» (2009) Олега Ильина, «Сердце пополам» (2006) Марии Поповой, «Куда плывут мои кораблики...» (2006) Николая Артёменко, «A priory» (2007) Надежды Барановой, «Там» (2007) Элины Лапп, «22 сублимации.doc» Ксении Буржской (Ранчиной, 2007), «Моя первая книжка J» (2007) Екатерины Митиной, «Покой Высоты» (2007), «Солнце в камне» (2009) Святослава Тернова, «Вдохновение» (2009), «Четыре кота на крыше» (2010) Веры Чигариной, «Утро внутри» (2011) Татьяны Захарченко, «Реанимация души...» (2011) Ольги Дьяковой, «Патриции» (2011) Антона Погребняка, «Обратная сторона» (2012) Ольги Туркиной и сборник художественно-критических статей «Каменный век русской поэзии» (2008) Максима Швеца; «Двоестишие» (2012) двух авторов Калерии Соколовой и Виталия Нестеренко и «Инициалы» (2013) Калерии Соколовой.
  • Множество публикаций в газетах «Электрик» и «Проф.com эту», в альманахе «Метроном. Аптекарский остров» и других альманахах, коллективных сборниках и периодических изданиях;
  • Два тома альманаха «Руно» (2012 г.).

Член ЛИТО ЛЭТИ Святослав Тернов принят в Союз Писателей России. Член ЛИТО ЛЭТИ Вера Чигарина в 2013 г. принята в Санкт-Петербургский Союз Писателей. В 2014 г. в Санкт-Петербургский союз Писателей будет принята член ЛИТО ЛЭТИ Калерия Соколова. Также полностью подготовлены к вступлению и в скором времени будут поступать в Санкт-Петербургский Союз Писателей Ксения Ранчина и Антон Погребняк.

На занятиях ЛИТО ЛЭТИ всегда царит такая светлая атмосфера творческого дружелюбия, которую можно встретить далеко не в каждом литобъединении нашего города. При этом в нашем литобъединении полностью отсутствует какой-либо ценз образования или стартового уровня участника, в отличие от большинства других ЛИТО. Мы считаем, что стартовый уровень и талант участника - это две вещи, никак не связанные между собой и готовы учить каждого с нуля, бережно сохраняя зерна его таланта и индивидуальности, даже если участник пока еще полностью косноязычен. Наша цель - помочь каждому быть самим собой, помочь сказать то, что он хочет. К сожалению, в очень многих литературных объединениях вместо этого делают совсем другое - каждого участника «переламывают» под руководителя объединения. Давно ли, например, учеников Кушнера называли «кушнереночками»? Если такой способ обучения и дает человеку профессионализм, то слишком уж дорогой ценой, ценой отказа от своего «я». Этого никому совсем не нужно!

Мы благодарны энергии и несгибаемой доброй воле Александра Танкова - безусловно, первого среди современных русских поэтов, в буквальном смысле слова хранителя и носителя лучших традиций великой русской поэзии.

Мы приглашаем всех, кто интересуется искусством, критикой или просто любит слушать за чаем разговоры о литературе, на наши встречи в новом учебном году 2014 - 2015 и желаем всем творческих успехов и вечно нового счастья.



error: Контент защищен !!