Соединения азота. Кислородные соединения азота Степень окисления азота

«Оксид углерода IV» - Вскоре вода станет мутной. Физические свойства CO2. Сухой лед в отличие от водяного льда плотный. Нетоксичен, не проводит электрически ток. Применение оксида углерода (IV). Cухой лед – тоже CO2. Газ, необходимый растениям для фотосинтеза. В природе. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико 0,04 - 0,03.

«Оксид азота» - 2.Цилиндр с оксидом азота (II) был закрыт пластинкой. Окислитель: 2NO + 2SO2 = 2SO3 + N2 Нитрозный способ получения серной кислоты. 1.Имеются три закрытых цилиндра: с оксидом азота (IV), с азотом, с аммиаком. No-оксид азота (II). Хорошо растворяется в воде. N2O5. Все оксиды азота, кроме N2O, ядовитые вещества.

«Разложение оксидов» - Классификация оксидов. Основные оксиды. Оксиды. Амфотерные оксиды. Кислотные оксиды. Глоссарий. Индеферентные оксиды (несолеобразующие). Классиф. Оглавление. Задания. Пособие для учащихся.

«Оксиды» - В природе. Металлические руды. ОКСИД ХРОМА cr2o3. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04-0,03%. Белила. Например: красный, магнитный и бурый железняки, бокситы (оксид алюминия), Газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Оксид углерода (II) CO. Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2.

«Оксид углерода» - Для оксида углерода (II) характерны восстановительные свойства. или углекислый газ – газ без цвета и запаха. Со. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Получение оксида углерода (IV). Использованы ЦОР: Демонстрационное поурочное планирование. Оксиды углерода.

«Химические оксиды» - Вещества, в состав которых входит кислород. Кварцевый песок. Н2О. Оксид углерода (IV). Оксиды - это сложные вещества. Боксит. Пигмент оливково – зелёной краски. Негашёная известь. Оксиды металлов. Оксиды. Оксид углерода (II).

Всего в теме 14 презентаций

Разделы: Химия

Применение электронных изданий в учебном процессе значительно облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку.

Если на уроках информатики компьютер выступает как цель образовательного процесса, то на других уроках, в частности на уроках химии, компьютер - это средство достижения учебных целей.

Традиционный инструмент преподавателя и ученика на уроке: доска, мел, ручка, тетрадь, сегодня инструменты предстают в новом исполнении, например как электронная SMART-доска.

Интерактивные уроки позволяют увеличить интенсивность урока:

  • сокращают время, которое при обычном уроке расходует учитель на записи на доске,
  • позволяет вернуться к предыдущему слайду, если ребенок пропустил какой-то момент урока;
  • повысить интерес ребенка к изложению материала, так как задействует все органы чувств ребенка на уроке,
  • сделать доступным материал урока тем детям, которые пропустили урок по каким-то причинам.

Цели урока:

Образовательная: закрепить знания учащихся об оксидах азота, повторить классификацию и основные свойства оксидов, повторить основные свойства азотной кислоты и закрепить специфику ее взаимодействия с металлами, ознакомить с применением азотной кислоты.

Развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе демонстрации опытов, уметь самостоятельно делать выводы, учить стоить аналогию.

Воспитывающая: формирование научного мировоззрения, развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости использования новых информационных технологий для привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды.

Форма урока – семинар

Методы используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация), практические (виртуальная химическая лаборатория), новизны (использование интерактивной доски),контроля (устный опрос, написание уравнений химических реакций).

Оборудование и материалы:

  • компьютер
  • электронная SMART-доска.
  • презентация “Кислородные соединения азота”

Диск “Виртуальная химическая лаборатория” , 9 класс

1. Организационный этап. Вступительное слово учителя:Приветствие, проверка готовности уроку.

2. Мотивационный этап

Тема урока является логическим продолжением изучения соединений азота.

  1. Закрепление своих знаний об оксидах азота
  2. Оксид азота (IV) – одна из причин кислотных дождей
  3. Повторение общих свойств азотной кислоты
  4. Посещение виртуальной химической лаборатории и выполнение химических реакций демонстрирующих особенности взаимодействия азотной кислоты с неметаллами и металлами
  5. Узнать о применении азотной кислоты

Этап расширения, обобщения, закрепления теоретических и практических знаний учащихся по теме урока

Какие оксиды азота Вам известны? Назовите каждый оксид

Укажите валентность и степень окисления азота в каждом оксиде

К какому типу оксидов относится каждое соединение.

Учащиеся выходят по очереди к доске и пишут на электронной SMART - доске химические формулы оксидов азота, указывают валентность и степень окисления азота в каждом соединении, дают название оксидов, указывают тип каждого соединения.

Каковы физические и химические свойства оксида азота (I)? (Слайд 5)

Каковы физические и химические свойства оксида азота (II)? (Слайд 6)

Закончить уравнения химических реакций, характерных для данного оксида

Каковы физические и химические свойства оксида азота (III)? (Слайд 7)

Закончить уравнения химических реакций, характерных для данного оксида

N 2 O 3 + H 2 O =

Каковы физические и химические свойства оксида азота (IV)? (Слайд 8)

Закончить уравнения химических реакций, характерных для данного оксида

Появление все возрастающего количества оксида азота (IV) , входящего в состав выхлопных газов автомобилей и газовых выбросов промышленных предприятий, является причиной кислотных дождей.

Каковы физические и химические свойства оксида азота (V) ? (Слайд 9)

Закончить уравнения химических реакций, характерных для данного оксида

N 2 O 5 + H 2 O =

Какими способами можно получить все оксиды азота, Написать уравнения химических реакций. Учащиеся выходят к интерактивной доске и пишут уравнения реакций. (Слайд 10)

Какие кислоты азота Вам известны? Провести сравнение этих кислот.

Параметры сравнения Азотистая кислота Азотная кислота
Химическая формула HNO 2 HNO 3
Степень окисления азота + 3 +5
Валентность азота 3 4
Температура кипения - 82.6 0 С
Устойчивость Существует только при низких температурах и в разбавленных растворах, при повышении температуры легко разлагается:

3 HNO 2 = HNO 3 + 2NO + H 2 O

Разлагается на свету

4HNO 3 =4 NO 2 + O 2 +2H 2 O

Химические свойства Проявляет окислительные и восстановительные свойства Проявляет только окислительные свойства

В глазах древних исследователей азотная кислота – это жидкость, обладающая великой силой в руках человека. (Слайд 12)

Закончить уравнения химических реакций: (Слайд 13)

HNO 3 + Mg(OH) 2 =

HNO 3 + Na 2 CO 3 =

HNO 3 + K 2 SiO 3 =

Проверьте уравнения химических реакций: (Слайд 14)

2HNO 3 + Mg(OH) 2 -> Mg(NO 3) 2 +2H 2 O

2HNO 3 + MgO -> Mg(NO 3) 2 +2H 2 O

2HNO 3 + Na 2 CO 3 -> 2NaNO 3 +CO 2­ +H 2 O

2HNO 3 + K 2 SiO 3 -> 2КNO 3 + H 2 SiO 3?

Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами. (Слайд 15)

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос:

При взаимодействии азотной кислоты с металлами образуется: соль (нитрат Ме) + Н 2 О + А, где “А” – продукт восстановления N +5: NO 2 , N 2 O 3 , NO, N 2 O, N 2 , NH 3 (NH 4 NO 3);

С азотной кислотой взаимодействуют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности, чем более активен металл и разбавлена кислота, тем глубже восстановление атома азота в азотной кислоте.

Азотная кислота (концентрированная) не взаимодействует (пассивирует): Al, Fe, Cr, Ni, Pb и др.

Взаимодействие азотной кислоты с металлами и неметаллами подтверждается демонстрационными опытами, которые выполняют учащиеся с помощью диска виртуальной химической лаборатории. Уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами и неметаллами записываются учащимися на электронной SMART-доске. (Слайды 16,17)

Азотная кислота имеет широкое применение. Применение азотной кислоты имеет два лица: созидательное и разрушительное. Азотная кислота идет на получение азотных удобрений, взрывчатых веществ, красителей, пластмасс, искусственных волокон и др. (Слайды 18-21)

После семинара можно провести десятиминутный контрольный срез, вопросы которого находятся в презентации.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Мы с вами эффективно поработали. Как Вы думаете, достигли мы поставленных целей? Что для Вас было трудным? Что для Вас было наиболее легким?

Написать уравнения химических реакций получения азотной кислоты из атмосферного азота.

Cлайд 1

соединения АЗОТА Материал для повторения и подготовки к ГИА Учитель химии МОУ «Гимназия №1»г. Саратова Шишкина И.Ю.

Cлайд 2

Азот образует с водородом несколько прочных соединений, из которых важнейшим является аммиак. Электронная формула молекулы аммиака такова: Получение аммиака. В лаборатории: 2NH4Cl + Ca (OH)2 = CaCl2 + 2NH3 + 2H2O В промышленности: N2 + 3H2 2NH3 + 92кДж

Cлайд 3

Химические свойства 1. Аммиак – сильный восстановитель. 3Cu+2O + 2N-3H3 = 3Cu0 + N20 + 3H2O 2N-3 – 6e = N 2 Cu2+ + 2e = Cu 3 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O В присутствии катализатора, оксида хрома (III), реакция протекает с образованием оксида азота (II) и воды: Cr2O3 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O Восстановление металлов из их оксидов:

Cлайд 4

Аммиак взаимодействует с перманганатом калия: NH3 + KMnO4 = N2 + H2O + MnO2 +KOH Взаимодействие с галогенами: 2NH3 + 3Br2 = 6HBr + N2 2NH3 + 3Cl2 = 6HCl + N2 Добавление аммиака изменяет цвет раствора:

Cлайд 5

2. образование солей аммония. Реакции с образованием донорно – акцепторной связи. NH3 + H2O NH3 . H2O NH4+ + OH- NH4OH NH4+ + OH- Н NH3 + H+Cl- [ H N H ]+ Cl- H

Cлайд 6

соли аммония Соли аммония получаются при взаимодействии аммиака или его водных растворов с кислотами. NH3 + HNO3 = NH4NO3 NH3H2O + HNO3 = NH4NO3 + H2O Соли аммония взаимодействуют с растворами щелочей, кислот и других солей: (NH4)Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3 КОНЦ. 2NH4Cl + H2SO4 = (NH4)2SO4 + 2HCl (NH4)2SO4 + BaCl2 = 2NH4Cl + BaSO4

Cлайд 7

Все аммонийные соли при нагревании разлагаются. (NH4)2CO3 = 2NH3 + H2O CO2 NH4NO2 = 2H2O + N2 NH4Cl NH3 + HCl (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + 4H2O + N2 соли летучих кислот соли кислот окислителей

Cлайд 8

Качественная реакция на ион аммония. NH4+ + OH- H2O + NH3 Очень важным свойством солей аммония является их взаимодействие с растворами щелочей

Cлайд 9

Оксиды азота. Азот образует шесть кислородных соединений. степени окисления +1 N2O +2 NO +3 N2O3 +4 NO2, N2O4 +5 N2O5

Cлайд 10

N2O Получение: NH4NO = N2O +2H2O Химические свойства: 1. разложение при нагревании 2N2+1O = 2N20+O2 2. с водородом N2+1O +H2 = N20 +H2O несолеобразующий +1

Cлайд 11

NO +2 Получение: 1. В природе: N2 + O2 = 2NO 2. В промышленности: 4NH3 + 5O2 = 4NO +6H2O Химические свойства: 1. легко окисляется: 2N+2O + O2 = 2N+4O2 2. окислитель: 2N+2O + 2SO2 = 2SO3 +N20 несолеобразующий

Cлайд 12

N2O3 +3 Химические свойства: NO2 + NO N2O3 Получение: ВСЕ свойства кислотных оксидов. кислотный оксид

Cлайд 13

NO2 +4 Получение: 1. 2NO + O2 = 2NO2 2. Cu + 4HNO3(к) = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Химические свойства: 1. с водой 2NO2 + H2O = HNO3 + HNO2 2. с щелочами 2NO2 + 2NaOH = NaNO3 + NaNO2 + H2O 3. димеризация 2NO2 N2O4 токсичен

Cлайд 14

N2O5 +5 Получение: 1. 2NO2 + O3 = N2O5 + O2 2. 2HNO3 + P2O5 = 2HPO3 + N2O5 Химические свойства: 1. легко разлагается 2N2O5 = 4NO2 + O2 2. сильный окислитель кислотный оксид

Cлайд 15

Азотная кислота. Получение азотной кислоты: KNO3 + H2SO4 = HNO3 + KHSO4 В лаборатории, при слабом нагревании: В промышленности процесс получения азотной кислоты можно разбить на три этапа: 1.Окисление аммиака на платиновом катализаторе до NO: 4NH3 + 5O2 = 4NO +6H2O 2.Окисление кислородом воздуха NO до NO2: 2NO + O2 =2NO2 3.Поглощение NO2 водой в присутствии избытка кислорода: 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

Cлайд 16

HNO3 разбавленная концентрированная щелочные и щелочно-земельные Fe, Su тяжелые металлы NH4NO NH3 NO щелочные и щелочно-земельные тяжелые металлы N2O NO2 Fe Cr Au Al Pt пассивирует не взаимодей- ствует

Cлайд 17

Разбавленная азотная кислота. Концентрированная азотная кислота. Ag + 2HNO3 = AgNO3 + NO2 H2O 3Ag + 4HNO3 = 3AgNO3 + NO + 2H2O 4Zn + 10HNO3 (очень разб.) = 4Zn(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O

Cлайд 18

Азотная кислота взаимодействует со многими неметаллами, окисляя их до соответствующих кислот: 3P + 5HNO3 + H2O = 3H3PO4 + 5NO C + 4HNO3 = CO2 + H2O + 4NO2

Cлайд 19

Нитраты – соли азотной кислоты, получают при действии кислоты на металлы, их оксиды и гидроксиды. Селитры – соли азотной кислоты и щелочных металлов. NaNO3 – натриевая селитра KNO3 – калийная селитра NH4NO3 – аммиачная селитра Ca(NO3)2 – кальциевая селитра Свойства: ВСЕ растворимы в воде.

Cлайд 20

При нагревании нитраты разлагаются с выделением кислорода (O2) t MeNO3 MeNO2 + O2 t MeNO3 MeO + NO2 + O2 t MeNO3 Me + NO2 + O2 до Mg от Mg до Pb после Cu

Cлайд 21

Селитры используются как удобрения. KNO3 применяется для приготовления черного пороха.

Cлайд 22

1 Аммиак при нормальных условиях – это… 1) бесцветный газ без запаха 2) бурый, остро пахнущий газ 3) бесцветный, остро пахнущий газ 4) бесцветная жидкость Тесты: 2 С концентрированной азотной кислотой не взаимодействует… 1) Hg 2) Al 3) Cu 4) Zn 3 В промышленности азотную кислоту получают по реакции: 1) NaNO3(K) + H2SO4(K) = NaHSO4 + HNO3 2) Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HNO3 3) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3 4) N2O5 + H2O = 2HNO3 4 Соли аммония реагируют с щелочами, так как при этом… 1)образуется слабое основание гидроксид аммония 2)выделяется газ аммиак 3)образуется новая соль 4)образуется слабое основание и выделяется газ 5 Коэффициент перед формулой соли в уравнении реакции Mg +HNO3 NO + … + H2O равен… 1)3 2)4 3)6 4)8 6 При добавлении нитрата серебра к расствору некоторого минерального удобрения выпал белый осадок. Это удобрение… 1)нитрат кальция 2)нитрат калия 3)нитрат аммония 4)сильвинит 7 самая слабая из кислот, формула которых HNO3 2) H2SiO3 3) H2SO3 4)H3PO4 8 азотной кислоте соответствует оксид… 1) N2O 2) NO 3)NO2 4)N2O5 9 из перечисленных химических элементов наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает: 1) Be 2)B 3) S 4)N 10 дополните фразу « селитры – это …» I вариант

Cлайд 23

II вариант 1 азотная кислота – это сильная кислота, так как она… 1)полностью диссоциирована в водном растворе 2)растворяет даже серебро 3)сильный окилитель 4)хорошо растворима в воде 6 Плохо растворяется а воде минеральное удобрение… 1)хлорид аммония 2)нитрат клия 3)сильвинит 4)суперфосфат 4 соли аммони по по отношению к воде… 1)хорошо растворимы 2)плохо растворимы 3)нерастворимы 4)есть растворимые и нерастворимые 3 аммиак в промышленности получают… 1) N2 + 3H2 2NH3 2) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3 3) N2O5 + H2O = 2HNO3 4) NaNO3(K) + H2SO4(K) = NaHSO4 + HNO3 8 азотной кислоте соответствует оксид… 1) N2O 2) NO 3)NO2 4)N2O5 5 коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции Zn + HNO3 N2O +… + H2O равен 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 2 минимальная степень олисления азота соединении… 1) N2 2) NO 3) NO2 4) HNO3 7 самая слабая из кислот, формула которых HNO3 2) H2SO4 3) H2CO3 4) H3SiO3 9 из перечисленных химических элементов наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает: 1) B 2)P 3)N 4)F 10 дополните фразу «нитраты – это …»

Cлайд 24

1. Рассчитайте массу аммиака, который требуется для получения 200 кг азотной кислоты с массовой долей HNO3 60%. При расчёте учтите, что массовая доля выхода конечного продукта при синтезе составляет 80%. Задачи: 2. При нагревании нитрата натрия образовался кислород объемом 280 мл (нормальные условия). Какая масса соли подверглась разложению. 3. Рассчитайте массу гидроксида кальция(II), который можно нейтрализовать с помощью 630 г раствора азотной кислоты, в которой массовая доля HNO3 равна 20% 4.При пропускании избытка аммиака через раствор массой 600 г с массовой долей азотной кислоты 42% получили нитрат аммония массой 300 г. Определите массовую долю выхода нитрата аммония. 5. На смесь меди и оксида меди (II) массой 75 г подействовали избытком HNO3 (концентрированная). При этом образовался газ объемом 26,88 л (нормальные условия). Определите массовую долю оксида меди(II) в исходной смеси. 6.Аммиак объемом 7,84 л (нормальные условия) подвергли каталитическому окислению и дальнейшему превращению в азотную кислоту. В результате получили раствор массой 200г. Считая выход HNO3 равным 40%, определите массовую долю её в полученном растворе.


error: Контент защищен !!