Михаил грушевский биография. Грушевский, михаил сергеевич

Грушевский, Михаил Яковлевич (родился в Москве 29 декабря (19641229 ) года) - российский актёр , юморист , эстрадный пародист , спортивный эксперт.

Биография

Родился в Москве. По материнской линии его предки родом с Украины , бабушка жила в Киеве , а дедушка в Одессе .

Актёр также принимал участие во многих других юмористических и сатирических передачах, в частности, в телепередаче «Куклы », где озвучивал персонажей - политических деятелей.

В 2008 году участвовал в реалити-шоу «Первого канала » «Последний герой » .

Популярный шоумен, ведущий развлекательных программ, праздников. Обладает уникальным талантом пародийной импровизации.

Личная жизнь

  • Первый брак - Ирина Миронова. Брак 2001-2012.

Дочь - Дарья Грушевская (2002 г.р.)

  • Вторая жена - Евгения Гуслярова, художественный переводчик (английский язык), маркетолог, предприниматель. Свадьба состоялась 31.01.2015.

Объекты пародий

  • Михаил Горбачев

Сам актёр говорил по этому поводу:

«У меня же не только президенты были в „арсенале“, но и Хасбулатов, Жириновский, и ныне ушедший Лебедь, и многие другие. Некоторые даже говорили, что они должны приплачивать мне за раскрутку. Я никогда не отказывался, но денег почему-то так ни от кого и не получил »

.

Сами же объекты пародий к его выступлениям, по словам актёра, относились так:

«С Борисом Николаевичем мы виделись после концерта, ему больше всего понравилась моя пародия на Михаила Сергеевича. Лещенко и Винокур даже выходили ко мне на сцену с букетами, прослушав „Вовчика и Левчика“. А с Горбачевым я, к сожалению, не пересекался. Мне рассказывали, что один канал зазывал его на передачу, посвященную Первому съезду народных депутатов, а он ответил: не могу. „Ну как же мы без вас?“ - „А вы пригласите Грушевского“. Если это так, то мне приятно, черт побери!»

В программе «Повтори! »

  • Владимир Жириновский (1 выпуск);
  • Вячеслав Зайцев (2 выпуск);
  • Николай Озеров (3 выпуск);
  • Ян Арлазоров (4 выпуск; исполнял оригинальный монолог Я. Арлазорова «В самолёте»);
  • Аркадий Райкин (5 выпуск; исполнял оригинальный монолог А. Райкина «Век техники»);
  • Владимир Винокур (6 выпуск; в категории «Телефонный розыгрыш» разыграл его голосом шоумена Александра Гудкова);
  • Илья Резник (7 выпуск);
  • Фрунзик Мкртчян (8 выпуск; пародировался персонаж Ф. Мкртчяна - Рубик Хачикян из фильма «Мимино »)
  • Евгений Леонов (категория «Мультфильмы»; пародировался озвученный Е. Леоновым Винни-Пух); Лев Лещенко (финал; исполнялась оригинальная песня Л. Лещенко «Трус не играет в хоккей»).

Напишите отзыв о статье "Грушевский, Михаил Яковлевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Грушевский, Михаил Яковлевич

«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.

МИХАИЛ ГРУШЕВСКИЙ

Историк, организатор исторической науки, .литературовед, социолог, публицист, писатель, политический, общественный и государственный деятель -- мало кто из его современников мог похвастаться таким послужным списком. Но Михаил Сергеевич Грушевский, обладая колоссальной работоспособностью и недюжинным талантом, сумел оставить значительный след в истории Украины.

Михаил Грушевский родился 17 сентября 1866 г. в г. Холм (ныне территория Польши) в семье учителя русского языка и словесности в русско-греко-униатской гимназии. Как писал ученый в автобиографии, их род был известен ещё с XVIII в. и происходил из Чигиринского уезда. Отец, Сергей Федорович, был человеком энергичным и добродушным, окончил Киевскую духовную академию, но отказался от пострига и посвятил себя преподавательской деятельности. В Киеве он познакомился с дочерью священника Глафирой Опоковой, которая впоследствии стала его женой и помощницей во всех начинаниях. Пара переехала в Холм, затем в Ставрополь, а после -- на Кавказ, где Сергей Федорович служил инспектором народных училищ Ставропольского края, директором всех народных училищ Терской области. За свой труд он удостоился чина действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство. Кроме того, С. Грушевский создал один из лучших учебников церковнославянского языка, который не раз переиздавался и обеспечил автору приличный капитал. Это дало его детям -- Михаилу, Александру и Анне -- возможность заниматься любимым делом. Именно от отца Грушевский перенял любовь и привязанность ко всему украинскому -- языку, песням, традициям.

Детские годы Михаила прошли на Кавказе. Мальчик рано начал читать, постепенно осилив домашнюю библиотеку, и через художественную литературу, фольклор открыл для себя землю своих предков -- Украину. Впрочем, в период 1869-1876 гг. он трижды довольно долго пребывал в Украине, на родине своей матери в селе Сестриновка на Киевщине.

Увлечение историей пришло после зачисления в 1-ю Тифлисскую классическую гимназию, где он учился в 1880-1886 гг: Тут Михаил много читал, знакомился с произведениями украинских историков, фольклористов, этнографов -- М. Костомарова, М. Максимовича, П. Кулиша и др. Юноша так много времени проводил в библиотеке, что начальство назначило его библиотекарем ученического книгохранилища.

Сначала Михаил Грушевский видел своё будущее в художественной литературе, начал писать стихи и прозу на русском, а затем и украинском языке. Дорогу в литературу ему открыл И. Нечуй-Левицкий, которому молодой автор прислал свои стихотворения и повесть «Немой свидетель» (на украинском языке) с просьбой напечатать их под псевдонимом Михаил Заволока. Позднее Грушевский осознал свою слабость в стихосложении и отправлял Нечуй-Левицкому преимущественно повести. Одна из них, «Бех-аль-Джугур», увидела мир во львовской газете «Дело» в 1885 г.

Но литератором Михаил Сергеевич так и не стал: в нелегкой борьбе одержала верх история, которой юноша увлекся ещё в 14-летнем возрасте. Огромную роль в становлении Грушевского как историка сыграл журнал «Киевская старина», который он называл своей настоящей школой. Кроме того, ещё в гимназии юноша начал изучать языки -- чешский, польский, болгарский, сербский, увлекся историей Руси, казачеством, археологией.

Стремление к более глубокому изучению истории привело его в Киевский университет, где он провел 1886-1890 гг. На пути к университету Грушевскому пришлось преодолеть преграды: отец, напуганный недавними студенческими выступлениями в Киеве и побаиваясь украинского запала сына, долго колебался. Успокаивая его, Михаил пообещал не принимать участие в студенческих волнениях.

30 июля 1886 г. Грушевский был зачислен на историческое отделение историко-филологического факультета Киевского университета Св. Владимира. Но молодого человека, мечтавшего о настоящей науке, постигло разочарование: на первом плане стояла классическая филология, а всё прочее было задвинуто на задворки и ограничено общими курсами, -- эти предметы не могли дать ничего сверх того, что знал образованный и начитанный гимназист. Несмотря на эти обстоятельства, он продолжал учиться и делал первые шаги в науке под руководством профессора В. Антоновича -- «серого кардинала украинской исторической науки». Интересы молодого ученого охватывали множество тем. Уже на третьем курсе он написал работу «История Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века», за которую был награжден золотой медалью. В 1890-1894 гг. Михаил работал при Киевском университете как профессорский стипендиат, а в мае 1894 г. не без сложностей в поисках документальных материалов защитил магистерскую работу «Барское староство. Исторические очерки».

С этого момента начинается новый этап жизни М. Грушевского. В 1894 г. 27-летний магистр переезжает во Львов, где по рекомендации Антоновича возглавляет кафедру «всемирной истории со специальным обзором истории Восточной Европы».

Именно со Львовским университетом, научной и общественно-политической жизнью Галичины были связаны последующие годы жизни историка. Основной задачей была подготовка и преподавание курса университетских лекций по истории Украины, впоследствии ставшие основой фундаментальной работы «История Украины-Руси». В 1897 г. Грушевский официально возглавил Научное общество им. Т. Шевченко, до 1914 г. оставаясь при этом главой исторической секции и археографической комиссии. Более того, львовский период его жизни ознаменовался вхождением в «большую политику»: в 1899 г. он стал одним из организаторов Украинской национально-демократической партии -- ведущей партии Галичины.

Это был период активной научной и организационной деятельности. Благодаря стараниям Грушевского пополнились фонды библиотеки общества, начали выходить первые книги, был основан музей, создавались научные комиссии разной направленности и главное -- стали издаваться «Записки Научного общества», универсальное научное издание, где публиковались работы историков, литературоведов, фольклористов, общественных деятелей. Под редакцией Грушевского в 1895-1913 гг. вышло более 100 томов «записок». Огромную роль в этом сыграл и творческий тандем Грушевского с И. Франко (1856-1916), без помощи которого ученый вряд ли смог бы осилить такую титаническую работу. Они объединяли вокруг себя молодых ученых, и, таким образом, к началу XX в. Львов стал одним из научных центров не только украинских земель, а и Австро-Венгерской империи.

Важным шагом на пути популяризации украинской исторической науки в Европе стала поездка Грушевского в Париж, где он читал курс лекций по истории Украины в «Русской высшей школе общественных наук в Париже» весной 1903 г. С целью расширения научных контактов ученый посетил Лондон, Берлин, Лейпциг, а по возвращении решил основать во Львове курсы для украинской молодежи, торжественно открытые в 1904 г. Именно на этих курсах были прочитаны лекции по истории, которые позже легли в основу «Очерков истории украинского народа» на русском языке. Таким образом ученый вернулся к своей давней идее написать книгу по истории Украины, которую он представлял «краткой и общедоступной». Увлекшись искусством, Михаил Сергеевич подготовил и иллюстрированную историю Украины: первое издание 1911 г. в 6 тыс. экз. разошлось за полгода -- но меркам того времени это был серьезный успех.

После революции 1905 г. наступил период некоторой оттепели, -- в Российской империи частично были сняты ограничения на использование украинского языка, активизировалась украиноязычная пресса, и Грушевский, посетив Киев, Харьков, Одессу, решает вернуться в Киев, сохранив тесные связи со Львовом и Научным обществом им. Т. Шевченко. Фактически в период 1906-1914 гг. он жил между Львовом и Киевом. В Киеве ещё в 1909 г. был куплен роскошный 6-этажный особняк на ул. Паньковской со старинной мебелью и богатой коллекцией предметов украинской старины -- книгами, стеклом, фарфором, портретами К. Разумовского, И. Мазепы, картинами В. Кричевского; кроме того, у Грушевского была большая коллекция личной переписки украинской старшины, акты старого киевского магистрата, несколько десятков старопечатных книг XVII-XVIII вв. Свою коллекцию предметов искусств Михаил Сергеевич использовал с практической целью -- иллюстрировал многочисленные издания по истории Украины, кроме того собирался написать фундаментальную историю украинской культуры. Революция 1905 г. актуализировала украинский вопрос в Российской империи и открыла возможность для основания Украинского научного общества (УНО). Потребность в украинском научном центре в русскоязычном Киеве ощущалась довольно остро. В организации общества приняли участие многие украинские ученые, а на первом заседании 21 апреля 1907 г. главой был выбран М. Грушевский. Общество объединяло едва ли не все национальные творческие силы, издавало журналы «Украина», «Записки УНО», «Украинский научный сборник», занималось вопросами археологии, этнографии, истории искусств. Руководя работой общества, Грушевский и сам продолжал заниматься научной деятельностью.

Не прекращал он и политическую деятельность. В 1908 г. в Киеве была создана нелегальная межпартийная общественно-политическая организация -- Общество украинских поступовцев, и М. Грушевский вошел в состав её руководящего органа -- Совета. И хотя Общество не было политической партией, по сути, оно ставило перед собой задачи добиться создания в Украине национально-территориальной автономии в составе федеративной России.

В 1914 г. Михаил Сергеевич был уже знаменитым историком, пребывал в зените славы -- сам он подсчитал, что за 25-летнюю деятельность создал более 25 томов работ. За плечами профессора была политическая работа в партиях и идеологическом руководстве украинской фракцией в 1-й и 2-й Государственных Думах. Кроме того, уже в этот период Грушевский стал лидером украинской нации, популярным политиком, публицистом. Понятно, что такая активная деятельность не могла оставить равнодушными как австро-венгерскую, так и российскую полицию.

Началась Первая мировая война. В одной из статей Грушевский раскритиковал политику убитого эрцгерцога Франца-Фердинанда и австрийская полиция возбудила против него административное дело. Грушевский в это время находился вместе с семьей в Карпатах, в селе Криворовня, и в такой ситуации решил возвращаться в Киев. Но с августа 1914 г. слежка за ним была организована и киевским жандармским управлением. 22 ноября Грушевский через Вену, Италию и Румынию прибыл в Киев, а уже 28 ноября его арестовали и препроводили в Лукьяновскую тюрьму. После 3 месяцев допросов сослали в Симбирск, а с сентября 1915 г. -- в Казань. Тут Грушевский продолжал заниматься научной деятельностью, преподавал в университете -- своеобразном приюте многих опальных петербургских, московских и украинских ученых-диссидентов. Вместе с ученым в ссылке находились жена Мария Сильвестровна и дочь Катерина. Осенью 1916 г. им позволили переехать в Москву, где за Грушевским было установлено негласное наблюдение. Кроме того, ему запретили посещать Украину под любым предлогом.

Вместе с украинской общиной в Москве -- С. Петлюрой, В. Винниченко, Д. Дорошенко, Е. Чикаленко, он работал в московском отделении Общества украинских поступовцев, занимался организационной и научной работой. После февральской революции 1917 г. ученый получил долгожданную, выстраданную свободу. Его освободили от надзора, вернули паспорт. И сра-зу же Грушевский активизировал политическую деятельность -- заочно был выбран главой Центральной Рады. Как писал он сам, «в Киеве украинцы начали организовывать политический центр, названный Центральной Радой, избрали меня главой и стали звать, чтобы я немедленно приезжал».

Этот период был пиком политической и государственной деятельности М. Грушевского. Он стал идеологом украинской революции и вместе с Центральной Радой прошел путь от национально-территориальной автономии до идеи независимости Украины. Свои идеи по поводу будущего Украины он изложил в многочисленных публицистических статьях, опубликованных в 1917-1918 гг., -- «Какой мы хотим автономии?», «Кто такие украинцы и чего они хотят», «Украинская независимость и её историческая необходимость» и др. В этих работах Грушевский изложил собственное понимание национально-территориальной автономии, которую он рассматривал как реальный шаг к независимости Украины.

Вскоре Центральная Рада отказалась признавать исполком Временного правительства в Киеве и издала декларацию о предоставлении Украине полной автономии. Попытки Грушевского найти общий язык с Временным правительством были безуспешными. Вернувшись в Киев, на заседании Рады он настаивал на созыве Всеукраинского национального конгресса, который состоялся 6-8 апреля 1917 г. и объединил более 600 представителей множества партий, научных обществ, кооперативных организаций не только Украины, но и Кубани, и Бессарабии, Москвы и др. Грушевский сыграл решающую роль в консолидации конгресса вокруг идеи полной автономии Украины и 8 апреля его переизбрали главой УЦР. Это был пик политической деятельности М. Грушевского. Заместителями главы стали С. Ефремов и В. Винниченко. грушевский центральная рада

18 мая 700 солдатских делегатов, собравшихся в Киеве от действующей армии, также выбрали своих представителей в Центральную Раду, ещё через месяц около 1000 делегатов Украинского Крестьянского съезда, а затем и Рабочего съезда последовали их примеру. Фактически Центральная Рада превратилась в парламент Украины. На 2-м Военном съезде 10 июня 1917 г. она провозгласила свой I Универсал, который декларировал автономию Украины такими словами: «Пусть будет Украина свободной. Не отделяясь от всей России, не порывая с государством Российским...». В соответствии с этим документом создавался Генеральный секретариат, который возглавил В. Винниченко. Если секретариат сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть, то Грушевский оставался безальтернативным лидером украинского движения.

Решительная деятельность Центральной Рады вызвала тревогу Временного правительства. 19 июня в Киев прибыли министры, которые после переговоров согласились на автономию Украины, но с условием её отсрочки до Всероссийского учредительного собрания. Со своей стороны, радовцы согласились предоставить несколько мест в УЦР неукраинским революционно-демократическим силам. Уступки сторон были зафиксированы в специальных декларациях. Временное правительство признавало также и Генеральный секретариат. Ответом на этот шаг стало принятие II Универсала 3 июля 1917 г., который зафиксировал, что вопросы автономии Украины должно решить Всероссийское учредительное собрание. По сути, II Универсал мало что менял в процессе творения украинского государства: не отрицая независимости Украины, он стал шагом на пути её реализации.

21-28 сентября 1917 г. в Киеве проходил Съезд Народов, на котором присутствовали представители 12 народностей. М. Грушевский был избран почетным главой Съезда и в своем докладе настаивал на необходимости федеративной перестройки России, последующей федерализации всех европейских народов и возможном объединении их в единую мировую федерацию. Для реализации идей съезда был сформирован Совет, главой которого был избран Михаил Сергеевич. Но большевистский переворот в Петрограде 25 октября 1917 г. свел к нулю все эти планы.

Временное правительство было арестовано, Россия провозглашена Республикой Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, было сформировано правительство во главе с В. Лениным. В Украине же противостояли три силы: Центральная Рада, сторонники Временного правительства в лице Киевского военного округа и большевики. Грушевский и УЦР решительно высказывались против восстания в Петрограде, заявляли о готовности бороться «со всякими попытками поддержки восстания в Украине». 7 ноября 1917 р. УЦР провозгласила III Универсал, согласно которому Украина становилась частью федеративной Российской Республики под названием Украинская Народная Республика (УНР), ликвидировалась частная собственность на землю, устанавливался 8-часовой рабочий день, евреям и полякам гарантировалась национально-территориальная автономия. 27 декабря провозглашалось днём выборов в Украинское учредительное собрание, а 9 января 1918 г. -- днем его созыва. Универсал был торжественно зачитан на Софийской площади в Киеве в присутствии войска, иностранных миссий, с молебном. Этот документ стал важнейшим историческим актом: после 250 лет неволи украинский народ официально декларировал возрождение своей государственности.

Кроме того, УЦР начала разоружать отряды большевиков и отправлять их в Россию. Такие действия не могли не вызвать должной реакции, и 4 декабря 1917 г. Совнарком РСФСР передал ультиматум, в соответствии с которым выявлял готовность сотрудничать с УНР, но предъявлял ряд требований, которые она была вынуждена выполнять под угрозой гражданской войны. Ультиматум стал не просто вмешательством во внутренние дела УНР, а и ставил её в полную зависимость от Совнаркома. Всё чаще звучали лозунги о независимости Украины, и 9 января 1918 г. был провозглашен IV Универсал, который объявил Украину самостоятельным и независимым государством. Скорее всего, автором этот документа являлся М. Грушевский.

Между тем продолжалось противостояние с ЦИК Советов Украины. Постепенно под властью Советов оказались Ровно, Севастополь, Екатеринослав, Мариуполь, Сумы, Кривой Рог. Кольцо вокруг Киева сужалось; существующей армии оказалось недостаточно, не спасла Киев и героическая смерть 300 курсантов и студентов под Крутами. 25 января 1918 г. члены Малой Рады во главе с Грушевским выехали в Житомир. Окружение Киева имело для Грушевского и личные последствия: его дом на ул. Паньковской был нещадно расстрелян из броневика большевиками, уникальная коллекция предметов старины уничтожена. В конце января Грушевского постигла ещё одна утрата -- умерла мать, ученый даже не смог проститься с ней.

В это время Центральной Радой был принят ряд важных законов -- о государственном гербе УНР (тризубе) и денежной единице (гривне). А в апреле с помощью немецкий и австро-венгерских частей Грушевскому и ЦР удалось вернуться в Киев.

Последним аккордом политической деятельности М. Грушевского стало принятие Конституции УНР 29 апреля 1918 г., которая провозгласила Украину суверенным парламентским государством, гарантировала права всем народам, разделила власть на судебную, исполнительную и законодательную. По конституции, верховным органом УНР было Верховное собрание и М. Грушевский должен был стать избранным его главой, но в условиях политической нестабильности, когда очевидными стали намерения немцев разогнать Центральную Раду, следовало действовать решительно и Грушевскому предложили объявить диктатуру и провозгласить себя диктатором. Ученый отказался, а 29 апреля 1918 г. Центральная Рада прекратила свое существование. М. Грушевский сошел с политической арены, уступив место новой генерации политиков, взращенных во времена Центральной Рады.

Во время пребывания у власти гетмана П. Скоропадского ученый принял участие в создании Украинской Академии Наук, которая, впрочем, просуществовала до начала 1919 г. Когда при власти оказалась Директория, для Грушевского не нашлось места в её планах и он принял решение вместе с семьей выехать в Галичину. Согласившись исполнять обязанности представителя Заграничной делегации УПСР, он в апреле 1919 г. через Станислав (ныне Ивано-Франковск) выехал в Прагу. Так началась его эмиграция. Годы пребывания в эмиграции стали для Михаила Сергеевича испытанием г- не только из-за материальных трудностей, но и потому, что его идеи потерпели фиаско. В Праге он контактировал с чешскими социалистами, встречался с Томашем Масариком, в Париже встречался с английскими и американскими дипломатами, безрезультатно стараясь обратить их внимание на украинский вопрос. На конференции II Интернационала в Люцерне (Швейцария) была одобрена декларация о праве на государственный суверенитет Украины и других восточноевропейских государств, оказавшихся на территории России. Также Грушевский принял участие в ряде европейских конференций в Праге, Вене, Берлине. Его деятельность в то время была активной: он стал инициатором организации «Комитета независимой Украины», издания журнала «Восточная Европа» на французском и английском языках, который даже частично финансировал.

В ноябре 1919 г. Грушевский вместе с семьей поселился в Женеве (Швейцария), планируя там жить и издавать журнал «Восточная Европа», но вскоре вернулся в Прагу, а затем в Вену, где и жил до возвращения в Украину. В это время он получил предложения от университетов Оксфорда и Принстона, вел переговоры со Львовским университетом, в Баден под Веной приезжали представители интеллектуальной эмиграции из Украины. Грушевский основал в Вене Украинский социологический институт (1919-1922 гг.), который наряду с научными должен был исполнять и политические функции. Институт издавал журнал «Боритесь, поборете», где печатались многочисленные статьи ученого, занимался издательской и лекторской деятельностью, в числе прочих была издана «История Украины» М. Грушевского на французском языке.

Со временем ученый стал задумываться о возвращении в Украину: советская власть дала разрешение на «въезд в Украину проф. Грушевского», а 31 декабря 1923 г. его заочно избрали членом ВУАН. В марте 1924 г. он с семьей вернулся, в Киев. Возвращение было компромиссным решением, он ещё надеялся на перерождение коммунистического режима. Формально местом жительства Грушевских был дом 9 по ул. Паньковской, но он сильно пострадал, и приютом для профессорской семьи стал флигель во дворе.

Членами ВУАН в то время были выдающиеся ученые -- А. Крымский,

С. Ефремов, Д. Багалий, М. Беляшевский и другие, они настороженно отнеслись к возвращению Грушевского. Ученый возглавил кафедру истории Украины и историческую секцию ВУАН, которая в конце 20-х годов состояла из академической кафедры истории украинского народа (в ней вначале насчитывалось два штатных сотрудника -- дочь Грушевского Екатерина и его племянник С. Шамрай) и ряда комиссий. Грушевский полностью сосредоточился на научной и организаторской деятельности: под его руководством действовали археографическая и фольклорно-этнографическая, экспедиции, была основана научно-исследовательская кафедра истории Украины, при кафедре истории Украины был открыт Кабинет примитивной культуры, печатались многочисленные материалы, в том числе и в журнале «Украина», который, благодаря стараниям Грушевского, стал гонорарным изданием. Но деятельность Михаила Сергеевича воспринималась неоднозначно: в ВУАН не было единства, и многие ученые (С. Ефремов, А. Крымский) выступали против маститого ученого, упрекая его в заигры-вании с советской властью. Ни Грушевский, ни его противники в Академии не принимали большевистского режима, но Михаил Сергеевич хотел реализовать собственную модель Академии и стать у её штурвала. С уверенностью можно утверждать, что коммунистический режим «подогревал» конфликт в ВУАН, чтобы использовать его в своих целях. Конфликт достиг апогея в 1927 г. ЦК КП(б)У поддерживало Грушевского на посту президента ВУАН, поскольку тот реально ослаблял влияние более радикального крыла украинской академической интеллигенции. В 1929 г. его также избрали членом Всесоюзной Академии наук, что современники расценили как «кусок мяса, брошенный режимом украинству». Но и позиция ученого не устраивала советскую власть -- он критиковал ее политику по отношению к деятелям науки и культуры, обвиняя в давлении. И вскоре режим перестал скрывать, что хочет поквитаться с Грушевским за его политическое прошлое.

Конец 20-х -- начало 30-х годов были страшными временами для украинской интеллигенции -- многочисленные аресты ученых, деятелей культуры стали причиной паники в украинских кругах. Стало очевидно, что политика «украинизации» будет свернута и все неугодные режиму понесут наказание. Так, были арестованы С. Ефремов, И. Мандзюк и другие, а те, кто оставался на свободе, были вынуждены подчиняться идеологическим требованиям. Был реорганизован историко-филологический отдел АН, закрывались комиссии, проводились «чистки» в исторических секторах ВУАН. В 1930 г. была ликвидирована научно-исследовательская кафедра истории Украины, тогда же прекратили издавать журнал «Украина». Грушевский возглавлял кафедру истории Украины периода феодализма, но лишь формально, так как ещё в марте 1931 г. вместе с дочерью выехал в Москву. В документах спецслужб его уже открыто называли «лидером контрреволюционеров», ему было приписано основание Украинского национального центра -- всеукраинской контрреволюционной организации. 23 марта 1931 г. Грушевского арестовали. После допросов ученый, будучи уже немолодым и больным человеком, подписал все бумаги, признал все выдвинутые против него обвинения и был освобожден. Ему разрешили и впредь проживать в Москве. В последние годы жизни Михаил Сергеевич занимался научной работой -- работал над продолжением «Истории украинской литературы», издавал статьи, но из-за плохого состояния здоровья уже не вел активной публичной деятельности, не выступал даже на заседаниях АН СССР.

В Москве он продолжал находиться под колпаком ОГПУ, потом НКВД. Их интересовал не только академик, но и его дочь, за которой в 1932 г. также было установлено наблюдение. А в это время в Украине готовилась очередная атака. В сентябре 1934 г. Грушевский с женой и дочерью прибыл в Кисловодск, на курорте общался со многими представителями науки и культуры, и чекисты не прекращали отрабатывать версии о намерении ученого бежать за границу. Но 13 ноября Михаил Сергеевич попал в Кисловодскую городскую больницу с диагнозом «Злокачественный карбункул спины, сепсис», ему сделали несколько операций. Состояние ученого ухудшалось, не помогали и переливания крови. 24 ноября 1934 г. врачи констатировали «смерть при нарастании сердечной слабости». Михаил Сергеевич был похоронен в Киеве, на Байковом кладбище 29 ноября. Сразу же после смерти ученого возникли слухи о её насильственном характере, отравлении. Но доказать ничего не смогли и по сей день.

После смерти М. Грушевского В. Вернадский писал: «Я считал и считаю, что Грушевский сделал огромное дело для возрождения украинского народа. Великая личность, что бы ни говорили, которая оставила след в национальном самосознании Украины. Как всё повернется в будущем? Основное -- не политическое, но огромное историческое и фактическое, что осталось в изданных памятниках и материалах. Я думаю, глубина его влияния после смерти сделается более ясной».

Со временем слова эти подтвердились.

Грушевский Михаил Сергеевич

(1866 - 1934), украинский историк, филолог и общественно-политический деятель. Академик Академии наук Украины, АН СССР.

Родился 17 сентября 1866 г. в г. Холме в семье учителя. Вскоре семья переехала на Кавказ, где в Ставрополе, Владикавказе и Тифлисе прошли детские и отроческие годы будущего историка. По воспоминаниям Грушевского, интерес к украинской истории и культуре пробудился у него еще в детстве. Гимназистом он самостоятельно выучил украинский язык. Когда в Киеве в 1887 г. начал выходить историко-художественный журнал «Киевская старина» отец Михаила выписал это издание. На страницах «Киевской старины» Грушевский впервые познакомился с работами В.Б. Антоновича. Тогда же, в гимназические годы, началось его знакомство с историческими трудами Н. И. Костомарова и М. А. Максимовича. Таким образом, уже к моменту окончания гимназии Грушевский был пропитан концепциями основоположников и идеологов киевской школы историков. Поэтому естественным был его путь в Киевский университет св. Владимира, где преподавал В.Б. Антонович.

Антонович сыграл решающую роль в становлении Грушевского как историка. Под руководством Антоновича он написал свои первые работы: «Южно-русские господарские замки в половине XVI в.» и сочинение по истории Киевской земли. К этому времени уже были изданы книги П.В. Голубовского и Д.И. Багалея о Северской земле, Н.В. Молчановского о Подольской, А.М. Андрияшева о Волынской. Затем в 1890-е и 1900-е годы появились исследования М.В. Довнар-Запольского о кривичах и дреговичах, Голубовского о Смоленской земле и другие. Сочинение Грушевского, написанное по общему плану работ школы Антоновича (вначале географический очерк, потом – исторический), отличалось масштабом исследования и сделанных на его основе выводов. Аргументируя его награждение золотой медалью, Антонович особенно отметил выводы автора о наличии земских бояр в Киеве и предположение об отсутствии князей в Южной Руси после монгольского завоевания. Следует отметить, что предположения, часто совершенно гипотетические, занимали в книге неоправданно большое для научного исследования место.

Грушевский окончил Киевский университет в 1890 г. В 1891 г. Антонович сообщил о скорой перспективе открытия во Львовском университете кафедры всеобщей истории со специальным обзором истории Восточной Европы и стал готовить к занятию этой кафедры Грушевского. В 1892 г. Михаил Сергеевич сдал магистерские экзамены. Тема магистерской диссертации была предложена ему Антоновичем и посвящена истории Барского староства – административно-территориальной единицы Польши в XV – XVIII вв. с преимущественно украинским населением. Обнаружив отсутствие литературы по этому вопросу, Грушевский переработал массу материала из нескольких архивохранилищ. Построенная по схеме других «областных» монографий школы Антоновича, книга «Барское староство. Исторические очерки» (Киев, 1894) выходила за рамки схемы школы: хронологически она относилась к более позднему времени, «территориально» заходила далеко на запад. Основное внимание автор уделил городской общине; много говорилось в работе о магдебургском праве. В 1894 г. диссертация была успешно защищена, и Грушевский стал магистром русской истории. После защиты ученый уехал во Львов, где занял ожидавшую его кафедру, ставшую фактически кафедрой истории Украины.

Во Львове Грушевский развернул бурную деятельность. Возглавив в 1897 г. Научное общество им. Тараса Шевченко, он превратил его в подобие украинской Академии наук. Общество организовало свою работу по трем секциям: исторической, филологической и естественно-математической. При обществе были устроены музей, библиотека, большая типография и книжный магазин. Тогда же Грушевский стал редактором «Записок» общества, преобразованных из ежегодника в двухмесячник. До 1913 г. вышло более 100 томов этого издания. Наряду с «Записками» Грушевский руководил еще одним журналом – «Литературно-научным вестником». Ученый также читал во Львове публичные лекции, расширяя кругозор Галицких украинцев. Вскоре после приезда во Львов ученый занялся и политической деятельностью, примкнув к партии Галицких национал-демократов. В научной работе Грушницкий направил главные усилия на создание обобщающей («синтетической») истории Украины. Вначале он предполагал издать сравнительно небольшое трехтомное сочинение, но по мере исследовательской работы труд разрастался и в итоговом варианте представил собой неоконченный десятитомник (автор предполагал довести изложение до конца 18 века, но довел только до 1658 г.) Взгляды ученого на историю Украины второй половины 17 – начала 20 века изложены в других его работах – «Очерке истории украинского народа» и «Иллюстрированной истории Украины»).

В отличие от ранних работ Грушевского, в которых он выступал сторонником федералистической теории Н.И. Костомарова и В.Б. Антоновича, «История Украины-Руси» основывалась на иной концепции. Автор развил до логического конца взгляды своих предшественников. Он полагал, что предками украинцев были древние племена антов, иначе говоря, самостоятельная история народа начиналась им с IV века. По концепции Грушевского, первой самостоятельной украинской державой была Киевская Русь, достигшая расцвета при Владимире Святом, который соединил воедино различные славянские земли. Ученый выделял несколько причин распада единого Киевского государства на отдельные земли: здесь и формирование новых княжеских центров, и экономические и колонизационные процессы, захватившие Поднепровье. В отличие от большинства представителей российской науки, Грушевский считал преемницей Киевской Руси не Владимиро-Суздальскую землю, а Галицко-Волынскую. Как подчеркивал ученый, это государство «продолжило… еще целое столетие после упадка Киевской земли в полной силе традиции великодержавной политики, княжеско-дружинного режима, общественно-политических форм и культуры, выработанных Киевским государством». Главным содержанием поздней (13 век) истории Галицко-Волынской Руси, по его мнению, была постепенная инкорпорация ее соседними государствами: Литвой, Польшей и Венгрией.

Важнейшим элементом концепции Грушевского была идея о непрерывном развитии украинской нации. Многие российские историки полагали, что татарское нашествие привело к запустению Поднепровья и уходу населения на Северо-Восток. Предшественники Грушевского: М.А. Максимович, В.Б. Антонович и М.Ф. Владимирский-Буданов – показали, что запустение было не абсолютным, какое-то население оставалось. Грушевский, присоединившись к этой точке зрения, подчеркивал, что главная роль в заселении Приднепровья принадлежала «не пришлому, а местному населению, которое до конца никогда не исчезало».

Грушевский дал сравнительно подробную характеристику общины. Он называл общиной «самоуправляющуюся общественную группу в разных формах (сельская община, городская, вечевой округ, самоуправляющаяся земля). Княжеско-дружинный элемент противополагался общинному.

При изложении истории Великого княжества литовского Грушевский находился в русле традиций Киевской школы, считая это государство одним из двух центров объединения древнерусских земель, наряду с Московским государством продолжателем традиций Киевской Руси. Историк подчеркивал большую значимость восточнославянского населения в политическом и общественном устройстве и быте Великого княжества литовского. Однако по мере окатоличивания и полонизации края ранее едва заметные противоречия между восточными славянами и литовцами начинают усиливаться и приводят в конечном итоге к переориентации первых на Московскую Русь. Грушевский наблюдал такого рода тенденции начиная с 1385 г. К началу 16 века они уже вполне сформировались, а активная полонизация после Люблинской унии Литвы с Польшей 1569 г. завершила процесс переориентации.

В Речи Посполитой, Московской Руси, Российской империи украинцы являлись или простым пассивным объектом управления или же находились в острой оппозиции к государственному строю. По мнению Грушевского, на политическую жизнь страны украинцы не оказывали никакого влияния. Единственным содержанием их истории являлись только культурные и экономические процессы.

Говоря о происхождении казачества, Грушевский различал казачество как бытовое явление, общественный строй и термин. Главной ошибкой авторов середины 19 века (Костомарова, Антоновича, Максимовича), по его мнению, было распространение позднего устройства казачества (начала 17 века) на ранний период его истории (конец 15 – начало 16 века). Грушевский справедливо заметил, что в 15 – 16 веках «казачество больше род занятий, чем общественное положение… Казачества как общественного класса, как каких-нибудь «общин» не видно никакого следа в нашем документальном материале долго-долго, почти до самого конца 17 века». Историк полагал, что в первоначальном казачестве объединились: потерявшее из-за набегов кочевников государственную власть население Приднепровья; привлекаемые привольем и природными богатствами края «промышленники» из более отдаленных областей и, наконец, беглые, спасающиеся от угнетения крестьяне и горожане.

Вслед за Антоновичем Грушевский отмечал широкий демократизм украинцев, выразившийся в создании казацкой державы. Эта особенность украинской государственности вошла в противоречие с преобладанием в России монархического начала, что привело в конечном счете к ликвидации во второй половине18 века автономии Украины. Все проявления антирусских выступлений описывались Грушевским сочувственно, хотя он был далек от идеализации вождей этих движений, например И.С. Мазепы. При изложении истории 19 века основное внимание ученый уделял фактам российско-украинского противостояния (запретам украинского языка, гонениям на представителей интеллигенции), в то время как практически ничего не говорилось об экономике Украины, ее социальном развитии.

В наиболее концентрированном виде концепция Грушевского была изложена в опубликованной в 1904 г. и ставшей широко известной статье «Обычная схема «русской» истории и дело рационального изложения истории восточного славянства», подготовленной в связи с намерением Петербургской Академии наук издать энциклопедию славяноведения. Концепция Грушевского за редким исключением (А.А. Шахматов, А.Е. Пресняков) встретила неприятие и осуждение в российской историографии. Кроме того, став политической основой украинского национализма, эта теория и сам Грушевский стали persona non grata в общественно-политической жизни Российской империи. При этом все, включая оппонентов историка, признавали значительную фактологическую ценность «Истории Украины-Руси».

В годы первой русской революции Грушевский перенес в Киев издание «Записок» Научного общества им. Т. Шевченко и «Литературно-научного вестника». Тогда же он ездил в Петербург, где принимал участие в работе украинской фракции первой Государственной Думы. В это время выходят в свет его многочисленные публицистические работы «Украинство в России, его запросы и нужды», «Украинский вопрос», «Единство или распадение России», «Автономия и национальный вопрос» и др. В них историк выступал за автономию Украины в рамках единого Российского государства, призывал правительство проводить политику стимулирования языков и культуры национальных меньшинств, в том числе украинцев. Имя Грушевского становится популярным, у властей же его деятельность вызывает растущее недовольство. Поэтому Грушевскому даже после получения в 1907 г. от Харьковского университета степени доктора русской истории honoris causa не удалось занять объявленную вакантной после смерти профессора П.В. Голубовского кафедру русской истории в Киевском

университете.

В 1904 – 1914 гг. вышли в свет предназначенные для русских читателей «Очерк истории украинского народа» (в основу положен курс лекций, прочитанный Грушевским по приглашению М.М. Ковалевского в Русской вольной школе в Париже) и русские переводы популярной «Иллюстрированной истории Украины», а также трех томов «Истории Украины-Руси», посвященных Киевской Руси и истории казачества. Тогда же редактор исторического отдела Нового энциклопедического словаря Брокгауза – Ефрона Н.И. Кареев предложил Грушевскому написать общий очерк истории Украины. Подготовленный текст очерка едва ли не превысил по объему целый том словаря, и издание не состоялось. В целом участие Грушевского в научной жизни России было достаточно широким – он состоял в переписке со многими русским учеными, помещал рецензии на русские книги, его сочинения были известны в России.

Теми временем ученый стал признанным главой галицийских историков. Его учениками были: Е. Терлецкий, М. Кордуба, С. Томашевский, И. Джиджора, И. Крипякевич и др. В сентябре 1914 г. Грушевский предполагал уйти в отставку, переехать в Киев и сосредоточиться исключительно на научной работе. Этому способствовали и противоречия внутри украинского национально-освободительного движения в Галиции. Часть его участников пошла на сотрудничество с поляками, против чего категорически возражал Грушевский. В 1913 г.при выборах нового руководства Научного общества им. Т. Шевченко все сторонники Грушевского были провалены при голосовании. В этих условиях он не захотел оставаться на посту председателя и, отредактировав 116 том записок, подал в отставку. Однако его планам не суждено было сбыться – началась Первая мировая война.

Военные действия застали семью Грушевских в Карпатах, где у них был собственный дом. Ученый был вынужден уехать сначала в Венгрию, затем в Вену. Из-за преследований полиции, которая видела в нем агента русских, Грушевский перебрался в нейтральную Италию, а затем через Румынию – в Россию. В середине ноября 1914 г. историк приехал в Киев, где вскоре попал в тюрьму по обвинению в сотрудничестве с австрийцами и антироссийской пропаганде. Заключение Грушевского продолжалось до февраля 1915 г. Власти предполагали выслать его в Сибирь, и только активные просьбы русских историков (в частности, академика А. А. Шахматова) и ходатайство президента Академии наук великого князя К. К. Романова привели к изменению Сибири на Симбирск. Прожив несколько месяцев в Симбирске, ученый получил разрешение на переезд в университетскую Казань. Грушевский не прекращал научной работы, готовил очередной том «Истории Украины-Руси». Осенью 1916 г. ему был разрешен переезд в Москву.

После Февральской революции 11 марта 1917 г. он покинул Москву и выехал на Украину. В Киеве он сразу же включился в политическую деятельность. Его избирают главой Центральной Рады Украины. Следует подчеркнуть, что до Октябрьской революции Грушевский выступал с позиций федералистического республиканского устройства России, за автономию Украины в составе этого государства. При этом федеративная Россия виделась ему демократической республикой как этап к политической перестройке Европы в Европейскую федерацию.

Во время наступления большевистских войск на Киев дом Грушевского сгорел, в огне погибли многочисленные книги и рукописи. Вместе с другими членами Центральной Рады Грушевский переехал на Волынь и вновь вернулся в Киев уже с немецкими войсками, занявшими Украину. Его политические установки меняются: он отошел от ориентации на Россию. Составленный Грушевским четвертый универсал Центральной Рады провозгласил 11 января 1918 г. независимость Украины. При этом Грушевский по-прежнему придерживался федералистических идей, но призывал к заключению союза с новыми государствами, возникшими на развалинах Российской империи, в рамках проектируемой им Черноморской федерации.

Политика Центральной Рады вскоре начала вызывать недовольство различных слоев населения. 29 апреля на съезде Союза земельных собственников был избран новый глава государства – провозглашенный гетманом бывший генерал царской армии П.П. Скоропадский. Грушевский был вынужден прейти на нелегальное положение. В конце 1918 г. после свержения гетмана и прихода к власти Директории Грушевский вышел из подполья, пытался реанимировать идеи Центральной Рады, но, встретив оппозицию со стороны новых властей, покинул Киев.

В начале 1919 г. он недолго жил в Каменце-Подольском, где редактировал газету «Жизнь Подолья» – орган украинской социалистической партии. В марте Грушевский уехал в Галицию, а затем в Прагу. В 1922 г. он вышел из Украинской партии социалистов-революционеров и сосредоточился на научной работе. Отсутствие необходимых источников не позволило ему продолжить работу над своим основным трудом, поэтому происходит временная переориентация его научных интересов. Еще в 1919 г. он организовал в Вене на деньги украинской диаспоры Украинский социологический институт. В рамках научной тематики занятий института Грушевский подготовил важный теоретический труд «Зарождение общества (генетическая социология)». Используя доступные литературные источники, а также материалы новых томов «Истории Украины- Руси», ученый начал работу над многотомной «Историей украинской литературы». При жизни автора увидели свет пять томов, доведенных до начала 17 века. Подготовленный к печати шестой том был выпущен только в 1995 г. Фактически эта книга Грушевского является исследованием украинской духовности.

Невозможность продолжать за границей полноценную работу ученого-историка привела к тому, что Грушевский предложил свои услуги Харькову (тогда столица Украины). Он сочувственно отнесся к образованию СССР на федеративной основе и после получения разрешения властей вернулся в марте 1924 г. в Киев. К этому моменту он уже был избран академиком Всеукраинской академии наук, где встал во главе историко-филологического отдела. Под его руководством работали многочисленные комиссии, десятки сотрудников. Печатный орган отдела журнал «Украина» публиковал как статьи самого Грушевского, так и других сотрудников. Возобновилась традиционная для киевской школы археографическая деятельность: в изданиях отдела выходят в свет многие ранее неизвестные документы украинской истории.

В 1926 г. в СССР широко отметили 60-летний юбилей Грушевского. К этой дате был выпущен сборник посвященных ему сочинений. Вновь начали выходить тома «Истории Украины-Руси». Не прекращал он и педагогической деятельности, руководил аспирантами. Его ближайшей помощницей была единственная дочь Екатерина, талантливый историк и социолог (впоследствии она была репрессирована и умерла в лагере). Признанием заслуг Грушевского-ученого стало его избрание в 1929 г. академиком АН СССР. Но этот успех был последним. Наступил «великий перелом» 1929 – 1931 гг.

Под предлогом реорганизации фактически закрывается журнал «Украина». Преобразования в структуре АН Украины приводят к отстранению Грушевского от руководства отделом. 23 марта 1931 г. по дороге в Ленинград на сессию АН СССР он был арестован в Москве. К этому времени одного из его сотрудников, профессора Ф. Савченко, заставили на допросе подтвердить ложную информацию: якобы Грушевский вернулся на Украину для продолжения политической борьбы и объединения националистических сил; главные надежды он возлагал на интервенцию стран Запада и кулацкие выступления; он возглавил «Украинский националистический центр». Академика переправили в Харьков, где с 28 марта по 3 апреля допрашивали и заставили признать себя виновным по всем пунктам обвинения. 4 апреля Грушевского вновь перевезли в Москву, где его допрашивал заместитель председателя ОГПУ Я.С. Агранов. Казалось, судьба ученого была предопределена. Но 14 апреля он был принят Аграновым и отказался от своих показаний: «Мне тяжело говорить об этом, – заявил Грушевский, – но я не принадлежу к породе героев и не выдержал 9-часового ночного допроса. Я старик, силы мои давно подорваны. До тюрьмы я болел гриппом. Я не выдержал резкого натиска следователя».

Грушевский оказался на свободе. Как стало известно позже, решающую роль в его освобождении сыграло ходатайство его двоюродного брата, в 1931 г. заместителя председателя Госплана, Г. Ломова-Оппокова. После освобождения Грушевский жил в Москве, но уголовное дело прекращено не было и ученый жил под угрозой нового ареста. Вероятно, по совету того же Ломова, в августе 1933 г. Грушевский обратился с письмом на имя председателя Госплана В.В. Куйбышева. В письме Грушевский подчеркивал: «В результате этой жестокой и спешной расправы я стал пугалом. Всяк боится какой-нибудь прикосновенности ко мне. Обвинения идеологические, политические, уголовные реют вокруг меня». В заключение историк просил вернуть ему оставленные в Киеве материалы и тем самым возможность полноценной научной работы. В сопроводительной записке к письму Ломов отмечал: «При гитлеровской ставке на Украину нам нужно некоторые имена национально-освободительного движения держать наготове. Грушевский – крупное имя. Вряд ли его стоит окончательно забивать в землю, он, безусловно, пригодится в нужную минуту. Мне кажется, Грушевского стоит поддержать материально и немного успокоить. Убежден, что он согласится выступить с любым протестом против Гитлера-Розенберга и пр». Вскоре уголовное дело было прекращено.

Не прекращалась, однако, травля Грушевского на Украине. В мае 1934 г. нарком просвещения Украины В. П. Затонский обратился к руководителю республики С.В. Косиору и П.В. Постышеву с предложением исключить Грушевского из АН Украины. Взгляды и былая деятельность Грушевского подвергались ожесточенной критике на всех уровнях. Но исключить Грушевского не успели. 25 ноября 1934 г. он умер в Кисловодске, где находился на отдыхе, во время неудачно проведенной операции по поводу карбункула. По постановлению правительства он похоронен в Киеве, на Байковом кладбище.

Про М.С. Грушевского часто говорят, что он выдумал Украину и ее историю. Однако с этим можно согласиться лишь отчасти, т.к. Украину выдумали задолго до него. А вот историю под Украину создал именно Грушевский. И сделал он это путём простого переименования всего русского в украинское. Об этом и поговорим.
100 лет тому назад президентом Центральной Рады был избран Михаил Грушевский


Михаил Грушевский

У великого украинского писателя-юмориста Остапа Вишни есть просто замечательные строки: «Был когда-то, как вы знаете, недоброй, бородатой памяти профессор Грушевский. Он научными своими разведками окончательно и убедительно доказал, что вот та обезьяна, от которой, по Дарвину, произошел человек, — так обезьяна та была из украинцев. И что вы думаете, так и могло быть, потому что при раскопках неподалеку от речки Ворсклы, как говорит профессор Грушевский, нашли два волоска — один желтый, другой — голубой. Так желтый волосок — с правого той обезьяны уха, а голубой — с левого. Против фактов не попрешь».

Михаил Грушевский в украинской национальной мифологии — личность выдающаяся. Во-первых, так как именно он эту мифологию изначально создавал, а, во-вторых, так как его считают «первым президентом Украины» (что, кстати, в корне не верно). Вот только о подробностях биографии «великого украинца» сегодня в Киеве говорить очень не любят. А зря. Ведь в ней было просто море всего интересного. В частности, она позволяет понять то, откуда взялись «древние украинцы» и государство «Украина-Русь» в современных школьных учебниках…


Михаил Сергеевич появился на свет в 1866 году в Холме (сегодня это территория Польши) в уважаемой семье. Его отец был преподавателем русского языка и автором учебника по церковнославянскому языку, официально принятого Министерством образования Российской империи. Михаил получил в наследство от отца авторские права на книгу, что позволило ему вести безбедную жизнь, занимаясь общественно-политической и научной деятельностью за счет государственной казны. В юности Грушевский несколько лет прожил в Тифлисе, после чего поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который он окончил в 1890 году. Благодаря прилежной учебе и покровительству некоторых преподавателей, Михаил по выпуску остался при университете, где в 1894 году защитил магистерскую диссертацию, после чего в его жизни начались потрясающие метаморфозы.


Михаил Грушевский (сидит первый справа) с родителями, братьями Захарием и Федором, сестрой Анной. Ставрополь, 1876 год.

Здесь нужно сделать необходимую оговорку. Термин «украина», известный по летописям еще с XII века, столетиями использовался исключительно как имя нарицательное. Обозначал он «пограничье». «Украины» были как киевские и черниговские, так и рязанские, амурские. Как более ли менее устоявшееся название по отношению к территории современной Украины его начали применять лишь с конца XVIII — начала XIX столетия. Причем, без какой-либо этнической нагрузки. Даже в «Кобзаре» у Тараса Шевченко термин «украинец» отсутствует в принципе. Идея «инаковости» населения территории современной Украины возникла в первой половине XIX столетия с подачи польских и российских революционеров, пытающихся таким незамысловатым образом ослабить российское самодержавие. «Широкие народные массы» же четко идентифицировали себя с русским народом.

Переломный момент в том, что позже назовут «украинизацией», произошел в середине XIX века в Австрии. Руководство империи сообразило, что русское население Галичины и других подконтрольных Вене земель, тяготеет к России. Поэтому из местных русских методом кнута и пряника (угроз и щедрых посулов) начали ковать новую этническую общность — для начала русинов или рутенов.

Официальная Вена прямым текстом донесла до подвластного ей славянского населения, что на какую-либо поддержку оно может рассчитывать только в том случае, если откажется от совместной этнической идентификации с русскими. Постепенно австрийские власти пришли к тому, что «национальный вопрос» можно попытаться использовать для расширения собственных границ за счет восточного соседа. Безобидную упрощенную азбуку-«кулишовку», созданную для обучения крестьянских детей грамоте, преобразовали в украинский национальный алфавит. На территории Малороссии начали финансировать создание «культурно-просветительских организаций», пропагандирующих «инаковость» населения юго-западных регионов Российской империи. Жителям Карпат стали объяснять, что они «один народ» с жителями Поднепровья, но только не русский и не российский, а некий совершенно отдельный. Представителей «новоиспеченного этноса» при этом называли по-разному: украинцы, малороссияне, русины, южнорусы. Задумка австрийского правительства понравилась и властям стремительно крепнущей Германии, которая начала проявлять оживленный интерес к событиям, происходящим в Киеве.

На этом этапе к большой пропагандистской игре и был подключен Михаил Грушевский. В 1894 году австрийские власти «выписывают» его во Львов, дают кафедру в местном университете и выделяют щедрое финансирование. Грушевский по заказу спонсоров практически сразу выдает на-гора концепцию беспрерывного этногенеза украинцев со времен существования антских племен и Древнерусского государства, которое, по словам ученого, являлось «украинской державой».

Он публикует несколько небольших исследований по «истории Украины» и садится за написание многотомной «Истории Украины-Руси». В «конкурсе» на лучшие «топоним и этноним» побеждают термины «Украина» и «украинцы». Грушевский утверждает, что термин «Украина» стал именем собственным еще в XVI веке, правда, не удосуживается привести в подтверждение своих слов хотя бы сколько-либо убедительные доказательства. Из трудов Грушевского это ничем не доказанное утверждение пойдет кочевать по массе учебников и пособий… По данным российской контрразведки, Грушевский все это время получает щедрое вознаграждение от австрийских специальных служб. На эти средства он выпускает печатную продукцию, регистрирует общественные организации, принимает участие в работе Украинской национально-демократической партии.

При этом профессор, сохранивший российский паспорт, все активнее начинает навещать империю, где оказывается фактически «под колпаком» у контрразведчиков. В 1910 году жандармы фиксируют постоянные контакты Грушевского с австрийским консулом в Киеве, которому ученый передает некие материалы. Во время обыска его жилья устанавливается, что Грушевский хранил у себя антироссийскую литературу и бухгалтерские записи, свидетельствующие о его подрывной деятельности против России за австрийские деньги.


Михаил Сергеевич Грушевский

В 1914 году на фоне приближения и начала Первой мировой войны Грушевский резко активизирует антироссийскую и проавстрийскую пропаганду. Во время очередного визита в Киев его задерживают жандармы. При обыске по месту жительства у Михаила опять находят печатную продукцию антироссийского содержания и отправляют его в ссылку в Симбирск. Однако пробыл там Грушевский недолго. В его поддержку массово выступает либерально-демократическая интеллигенция, завалившая Санкт-Петербург своими посланиями в поддержку проавстрийского профессора.

Сначала его переводят в Казань, а в 1916-ом — в Москву. После Февральской революции он немедленно возвращается в Киев, где его к тому времени уже избирают заочно на должность председателя Украинской Центральной Рады. Бывший ранее записным либералом, Грушевский на глазах «левеет» и становится одним из учредителей Украинской партии социалистов-революционеров. 19- 21 апреля на Всеукраинском национальном съезде его переизбирают президентом Украинской Центральной Рады. Никаким «президентом Украины» он при этом не был: сама его должность называлась иначе, а Украина на тот момент не обладала даже автономией в составе России.

В ноябре 1917 года Грушевский избрался по Киевскому округу во Всероссийское учредительное собрание. В январе 1918-го он буквально несколько день побыл виртуальным «главой государства» (уже существующая только на бумаге Украинская Народная Республика провозгласила о своей независимости). В начале февраля 1918 года представители Центральной Рады подписали с Берлином и Веной мирный договор, согласно которому Украина была оккупирована Германией и Австро-Венгрией.

В апреле Павел Скоропадский с подачи немцев разогнал Центральную Раду, но карьера Грушевского на этом не закончилась.

В 1919 году «экс-президент ЦР» переехал в Австрию и даже основал социологический институт, но дела у него там шли «не очень» (по понятным причинам, бывшим спонсорам было уже совсем не до него). Поэтому некогда возглавлявший антибольшевистское сопротивление, Грушевский стал проситься разрешить ему вернуться в Россию. В СССР в это время как раз разворачивалась кампания по «коренизации», и предложения беглого профессора оказались как нельзя кстати. В 1924 году ему разрешили вернуться, дали место профессора в Киевском университете, сделали его действительным членом Академии наук СССР и назначили на ряд научных должностей. С его подачи в советские учебники перекочевала концепция о наличии отдельного украинского этноса (хоть и не со времен антов, как ему того хотелось бы).

В 1931 году Грушевский был задержан по обвинению в «контрреволюционной деятельности», но вскоре вышел на свободу. Зато репрессиям после этого массово подверглись его ученики и сотрудники. Некоторые историки утверждают, что сдать их мог именно «экс-президент».

В 1934 году Грушевский умер. Его работы в связи со сворачиванием политики коренизации были запрещены. Семья Грушевского подверглась репрессиям по доносу его же ученика — Константина Штеппы, который сначала был белогвардейцем, затем — осведомителем НКВД, в годы войны — агентом гитлеровской СД, а после ее завершения — сотрудником ЦРУ…

Труды Грушевского всегда подвергались ожесточенной критике со стороны научного сообщества. От участия в дискуссиях, когда от него требовали опираться на факты, Михаил Сергеевич обычно отказывался (как это было в случае с Иваном Линниченко, от полемики с которым создатель концепции Украины просто уклонился). Как отдельные приведенные Грушевским факты, так и его концепция в целом в годы Великой Отечественной войны активно использовались в пропагандистских целях гитлеровцами, а после 1991 года — без дополнительной проверки были перенесены в украинские школьные и вузовские учебники. И теперь на основе идей Грушевского о «древних украинцах» и «Украине-Руси» куется новая антинаучная нацистская идеология.

Портрет Грушевского красуется на украинской 50-гривенной купюре, в его честь названа улица в центре Киева, в украинской столице ему установлен памятник. Но о некоторых деталях в его биографии на Украине, как уже говорилось выше, вспоминать не любят. Ну как объяснить школьникам и студентам, почему «великий украинец» униженно просил принять его назад из «просвещенной Европы»? Как прокомментировать факты его работы на австрийскую разведку? А затем — странную лояльность к нему со стороны советских правоохранительных органов?

Современники Грушевского недолюбливали. Писатель-юморист Остап Вишня посвятил антинаучным идеям Михаила Сергеевича саркастический материал под красноречивым называнием «Тридцать сребреников», несколько фраз из которого мы процитировали в начале статьи.

До Грушевского «украинская концепция», которую продвигали австро-венгерские и германские спецслужбы, не была стройной и монолитной. В своей наукоподобной беллетристике Михаил Сергеевич банально обманывал людей, заставляя их верить в выдуманные им самим факты. Потом его концепцию приняли на вооружение бандеровцы, резавшие под рассказы о былом величии «украинорусов», женщин, детей и стариков по приказу гитлеровцев. Сегодня, благодаря оплаченным австрийскими спецслужбами сто с лишним лет назад сказкам, украинские школьники вскидывают руки в нацистском приветствии, а на Донбассе льется кровь. Выбери австрияки на место Грушевского кого-то другого, смог бы он действовать так же эффективно? Неизвестно… Роль личности в истории все-таки недооценивать не стоит…

Святослав Князев



error: Контент защищен !!