Речь как средство общения презентация. Презентация на тему: "Вербальные средства коммуникации

Подобные документы

    Речь как основное средство человеческого общения: сущность понятия и характеристика основных функций. Анализ психологических теорий ее развития и жизненное значение. Виды речевой деятельности и их особенности. Причины нарушения речевой функции человека.

    реферат, добавлен 31.01.2012

    Общая характеристика речи. Основные функции языка. Речь как универсальное средство общения. Характеристика основных форм и видов речи. Особенности и этапы развития речи ребенка. Значение игр в речевой деятельности ребенка. Звуковая культура речи.

    контрольная работа, добавлен 14.03.2010

    Понятие речи как средства общения. Сущность основных психологических теорий, объясняющих процесс ее формирования. Особенности речи как инструмента мышления, их взаимосвязь. Специфика внутренней речи. Корни и законы онтогенетического развития речи.

    реферат, добавлен 09.08.2010

    Общая характеристика и теоретические проблемы речи. Речь, ее функции и виды. Речь как средство общения. Речь и мышление. Виды речевой деятельности и их особенности. Развитие речи у ребенка, основные этапы. Осознанность и управляемость речи ребенка.

    контрольная работа, добавлен 30.03.2011

    Общая характеристика речи с точки зрения психологии. Рассмотрение основных видов речевой деятельности и их особенностей. Изучение механизмов, обеспечивающих вербальное общение. Прагматика и стилистика разговорной речи, основные условия успешного общения.

    реферат, добавлен 22.03.2014

    Речь как средство человеческого общения. Основная функция сознания. Формы речи: внутренняя и внешняя (жаргон, интонация). Диалог, монолог, письменная речь. Предикативность как характеристика внутренней речи. Функции речи: воздействие, выражение и пр.

    реферат, добавлен 19.05.2016

    Речь как психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка. Комплексные функции звукового общения. Характеристика форм и видов речи. Основные подходы к определению ее нарушения и патологии. Главные формы речевого взаимодействия.

    реферат, добавлен 03.12.2019

    Речь как основное средство человеческого общения. Особенности взаимоотношений животных друг с другом. Понимание и конструирование из нескольких десятков звуков родного языка неограниченного количества речевых сигналов. Вторая сигнальная система.

    курсовая работа, добавлен 17.06.2015

    Язык как важнейшее средство человеческого общения, речь как продукт социального развития, один из видов коммуникативной деятельности человека. Изучение общих характеристик речи, анализ соотнесенности языка и речи, выявление их связи, механизмов и функций.

    реферат, добавлен 14.01.2010

    Характеристика речи, ее функции, формы проявления. Свойства и виды речи, ее нарушения. Физиологические основы, обеспечивающие речь, механизмы ее осуществления. Рассмотрение теорий формирования речи. Значение слова как связывание процессов речи и мышления.


Вербальные средства коммуникации.

Коммуникативные барьеры.


Общение – сложный процесс взаимодействия людей. Общение – понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее базовую потребность человека – быть включенным в социум и культуру.

Общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение - человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям.

Под общением ( в широком смысле) понимается любая форма контактов между людьми, подразумевающая коммуникацию между людьми.


Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты.

общение

невербальное

вербальное

устное

письменное

язык тела


К вербальным средствам общения относится

человеческая речь.

Современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час.

В зависимости от намерений собеседников возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств людей и является важнейшим средством человеческого общения.


В вербальном общении приходится не только излагать свою точку зрения письменно или устно, но и воспринимать мнения других людей .

В процессе вербального общения мы:

  • формируем идею;
  • облекаем идею в слова;
  • говорим или пишем слова;
  • партнер получает сообщение;
  • партнер его воспринимает;
  • выделяет и интерпретирует информацию;
  • оценивает и удерживает смысловую часть;
  • партер реагирует и посылает сообщение

обратно.


Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Виды речевой деятельности:

говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание - восприятие содержания звучащей речи;

письмо - фиксация содержания речи на бумаге;

чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное , а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.


Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.

Умение слушать – это:

· восприятие информации от говорящих, при котором слушающий воздерживается от выражения своих эмоций;

· поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать общение;

· незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли собеседника «на шаг вперед».


Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Деловое общение является особой формой взаимодействия людей в различных сферах трудовой деятельности. Важное значение оно приобретает для людей, занятых в управлении.

Деловая коммуникация - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Это – межличностное общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: управленческой, производственной, коммерческой. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.


Три стороны деловой коммуникации

коммуникативная - аспект, связанный с обменом информацией

интерактивная - аспект, связанный с обменом действиями (что делает партнер в процессе общения, какие цели преследует)

перцептивная - аспект, связанный с восприятием и пониманием делового партнера


Цель деловой коммуникации – организация эффективного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.


Деловая коммуникация имеет специфические особенности :

  • регламентированность;
  • строгое соблюдение его участниками формально-ролевых принципов взаимодействия;
  • повышенная ответственность участников за его результат;
  • строгое отношение к использованию его участниками речевых средств;
  • наличие разных типов отношений между его участниками (субординационные и партнерские отношения).

  • обязательность контактов всех участников общения независимо от их симпатий и антипатий;
  • взаимозависимость всех участников в достижении результата и при реализации личных намерений;
  • формальные ограничения (конвенциональные, ситуативные, эмоциональные).

Виды (формы) устного делового общения:

  • Публичное выступление
  • Деловая беседа
  • Деловое совещание
  • Деловые переговоры
  • Дискуссия
  • Разговор по телефону
  • Презентация

Письменная деловая речь – это все виды деловых писем (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-напоминание) и документов, фиксирующих социально-правовые отношения, регулирующие управленческие, организационные, финансовые и другие действия организаций или отдельных должностных лиц.


Чтобы общение как процесс происходило без проблем, оно должно проходить по следующим этапам :

- установление контакта;

- ориентирование в ситуации общения;

- обсуждение поставленной задачи;

- поиск решения поставленной задачи;

- завершение контакта.


Важным условием достижения эффективности делового общения является соблюдение этических норм.

Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности.


В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи информации, затрудняющее процесс общения, искажающее смысл передаваемой информации.


1. БАРЬЕР ПРЕДВЗЯТОСТИ И БЕСПРИЧИННОЙ НЕГАТИВНОЙ УСТАНОВКИ

Выражается в следующем: человек внешне необоснованно начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким - либо другим причинам.


2. БАРЬЕР ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Выражается в следующем:

Кто –то сообщил вам отрицательную информацию о вашем новом знакомом, и у вас складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имея опыта личного взаимодействия с ним.

Таких негативных установок, привнесенных извне, следует избегать!


3. БАРЬЕР «БОЯЗНИ» КОНТАКТА С ЧЕЛОВЕКОМ

Выражается в следующем:

Бывает, что вам неловко вступить в непосредственный контакт с человеком. Что делать в этом случае?

Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения субъективны.

После анализа акцентируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло.


4. БАРЬЕР «ОЖИДАНИЯ НЕПОНИМАНИЯ»

Перед взаимодействием вас волнует вопрос: «А правильно ли поймет меня партнер?». Нельзя прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения.

Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее моменты, которые могут вызвать неверное объяснения ваших намерений.


5. БАРЬЕР «НЕВЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ»

Взаимодействию нередко мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Скажем: «Я попрошу у него что-нибудь, а он откажет».

От таких стереотипов надо уходить.

Стремитесь оценивать складывающуюся ситуацию общения в ее контексте – это поможет преодолеть данный барьер.


6. БАРЬЕР «ВОЗРАСТА»

Возникает в самых разнообразных сферах взаимодействия

между людьми разных поколений (Люди постарше осуждают поведение молодых, забывая себя в этом возрасте, а кто помоложе, раздражаются, посмеиваются над старшими).

Необходимо помнить, что подобный барьер существует, и учитывать его в процессе общения в служебном взаимодействии.



ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ СЛЕДУЕТ:

Попытаться ответить на вопрос «Каким вас видят другие люди?»

Проанализировать те стороны своего общения с другими людьми, которые нравятся вам, и выделить те, которые вызывают неудовлетворенность общением с окружающими.

В процессе общения стремиться уходить от стереотипов, мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм).


Стараться не нагнетать неприятные эмоции в отношениях, анализировать процесс их развития и устранять нежелательные элементы, ведущие к формированию барьеров.

Помните, что «выяснение отношений» – не способствует достижению целей общения.


Установить благоприятный психологический контакт с собеседником, получить возможность эффективного общения помогут несколько правил.

1.Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.

Интересуйтесь другими людьми, а не пытайтесь заинтересовать ими себя.

2.Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.

Запоминайте имена тех, с кем общаетесь, и используйте их в разговорах с этими людьми.

3.Держитесь спокойно.

Будьте позитивны, открыты, доброжелательны и приветливы. Чаще улыбайтесь.

4.Будьте внимательны к возможным смысловым барьерам.

Говорите с человеком на понятном ему языке.

5.Следите за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.

6.Честно и искренне высказывайте одобрение, будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, но никогда не прибегайте к лести.

7.Научитесь говорить комплименты, но делайте это искренне.


8.Внушайте своему собеседнику сознание его значительности. Попытайтесь найти достоинства другого человека и искренне похвалите их. Так вы дадите людям почувствовать их уникальность.

9.Будьте терпимы к чужому мнению.

Не осуждайте других людей, а постарайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать именно так.

10.Научитесь понимать людей и сопереживать им.

Умейте поставить себя на место другого, чтобы понять его.

11.Учитесь слушать других.

Слушать – это значит слышать что говорят, интересоваться и спрашивать у собеседника интересующие вас моменты его монолога, превращать его монолог в развернутый диалог.

Будьте внимательным слушателем, дайте человеку высказаться.

Поощряйте других людей говорить о самих себе.

12.Указывая на очевидные ошибки собеседника,

начинайте разговор с подчеркивания положительных качеств. Делайте акцент на фактах, а не на личностных особенностях.

13.Прежде чем критиковать человека, необходимо отметить положительные стороны его работы.


Нравственные принципы, на которых должны строиться взаимоотношения руководителя и подчиненного:

Нравственные нормы служебного поведения:

  • единая мораль для всех;
  • признание и защита прав и свобод человека и

гражданина;

  • принцип гуманизма;
  • единство слова и дела;
  • принцип справедливости;
  • проявление внимания к подчиненным;
  • принцип ответственности;
  • проявление максимума корректности, вежливости и тактичности.
  • принцип законности.

Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя .



В жизни любой организации или предприятия виды делового общения занимают важное место . Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода.

Деловые беседы, деловые совещания, переговоры, телефонные разговоры можно рассматривать как самостоятельные виды деловой коммуникации . Они отличаются друг от друга целями, ради которых проводятся, формой контакта и числом участников, что предопределяет социально-психологические особенности их организации и проведения.


Самой распространенной формой делового общения является деловая беседа .

Под деловой беседой понимается межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.

По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы бывают официальные и неофициальные , т.е. с соблюдением и без соблюдения определенных правил и формальностей.

По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распространенными считаются следующие виды деловых бесед:

  • кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещение по должности);
  • дисциплинарные (связанные с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т.п.);
  • организационные (определяющие технологию выполнения задания);
  • творческие (посвященные выработке концепции того или иного проекта, задания и пр.).

Проведение деловой беседы – это проверка нашего умения устанавливать контакт с собеседником, ясно и убедительно излагать свои мысли, слушать и слышать то, что говорит партнер, выбирать наилучшую психологическую позицию в общении, словом, того, насколько мы владеем

культурой делового общения.

Практика показывает, что из десяти бесед, которые подготовлены заранее, семь проходят успешно, а из десяти неподготовленных – только три.

П равила организации беседы:

  • Соблюдение основного принципа – равноправия и взаимного уважения.
  • О времени и месте поведения беседы договариваются заранее, за 3 – 5 дней.
  • Местом проведения является служебное помещение одного из участников, но не исключена и нейтральная территория.
  • Состав участников беседы согласуется заранее и отражает баланс интересов сторон.
  • Оговариваются тематические рамки беседы и ее основные цели, регламент беседы.
  • Поведение участников встречи регулируется правилами этикета в соответствии с их статусом.

Схема проведения беседы:

  • Начало беседы (установление контакта, создание благоприятного для беседы «климата отношений»).
  • Изложение своей позиции и обоснование ее.
  • Выяснение позиции собеседника.
  • Совместный анализ проблемы (устранение сомнений собеседника, опровержение его замечаний, поиск вариантов решения и т.п.).
  • Принятие решений.

Типичные ошибки, допускаемые при проведении беседы:

  • проявляют авторитарность, не считаются с мнением других;
  • игнорируют состояние собеседника;
  • не учитывают мотивы состояния собеседника;
  • не проявляют интереса к проблеме собеседника;
  • не слушают собеседника;
  • перебивают говорящих;
  • говорят, не будучи уверенными, слушают ли их;
  • говорят долго;
  • ограничиваются одним предложением (не используют всего банка идей).

Деловое совещание это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.

Коммуникантами в этой ситуации становятся коммуникативный лидер (например, руководитель подразделения, отдела или один из ведущих сотрудников, которому поручено подготовить и провести совещание) и участники совещания, как правило, специалисты, в чье компетенции находится данная проблема, или те, кому придется ее решать.

Типы совещаний:

  • совещания по планированию;
  • совещания по мотивации труда;
  • совещания по внутрифирменной организации;
  • совещания по контролю за деятельностью работников;
  • совещания, специфические для фирмы.

Подготовка совещания

Цель совещания это описание ожидаемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы.

Повестка дня – это, как правило, письменный документ, получаемый участниками совещания заранее и содержащий следующую информацию:

  • тема совещания;
  • цель совещания;
  • перечень обсуждаемых вопросов;
  • время начала и окончания совещания;
  • место, где оно будет проходить;
  • фамилии и должности докладчиков;
  • время, отведенное на каждый вопрос;
  • место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.

Целесообразно проводить деловые совещания в определенный день недели (за исключением внеплановых, экстренных заседаний), желательно в конце рабочего дня или во второй его половине.

Оптимальное число участников совещания - 6-7 человек. Не надо приглашать всех, а только тех, в чьей компетентности находится обсуждаемая проблема и кто способен решить вопрос.


Деловые переговоры - это средство, взаимосвязь между людьми. Деловые переговоры предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы. Переговоры – это обсуждение чего-либо, обмен мнениями с целью договориться о чем-либо.

Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем.

Цель переговоров – найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы проявления конфликта. Целью деловых переговоров может быть заключение соглашения, договора; продление действующих договоренностей; координация совместных действий; перераспределение взаимных обязательств.


Переговоры могут быть:

официальными - с протоколом, строгой процедурой, соблюдением специальных ритуалов;

неофициальными - похожими на непринужденную беседу, не предполагающими по окончании подписания тех ли иных официальных бумаг;

внешними - с деловыми партнерами и клиентами;

внутренними - между сотрудниками.


Основные структурные элементы оптимальной модели процесса переговоров:

  • Приветствие участников, представление сторон друг другу.
  • Изложение проблем и целей переговоров.
  • Диалог участников, включающий в себя уточнение, обсуждение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов.
  • Подведение итогов и принятие решений.
  • Завершение переговоров.

В ходе переговоров могут быть выработаны различные типы совместных решений :

  • компромиссное, или «серединное решение»;
  • ассиметричное решение, относительный компромисс;
  • принципиально новое решение, «снятие» основных противоречий.

Из всех видов переговоров самыми сложными являются переговоры по телефону . Специфика телефонного общения определяется прежде всего фактором дистантности общения .

Подсчитано, что каждый телефонный разговор длится

3-5 минут (при этом, треть времени уходит на паузы между словами и выражение эмоций), а так как руководитель разговаривает по делам

20-30 раз в день, значит, в общей сложности - несколько часов. По подсчетам специалистов на телефонные разговоры тратится до 27% рабочего времени.


«У нас нет второго шанса произвести хорошее первое впечатление».

Имидж в переводе с английского – «образ» .

Образ – это мысленная картинка, которая возникает в сознании человека в результате непосредственного или опосредованного отражения действительности. Имидж включает в себя следующие составляющие: внешний облик, культуру речи, манеры поведения, стиль одежды, оформление интерьера офиса.


Одежда делового человека должна соответствовать:

  • своему назначению, а также месту, времени и характеру события;
  • времени года и погоде;
  • возрасту;
  • индивидуальным особенностям человека.

Наша одежда является

составной частью всего

коммуникационного комплекса.

Именно поэтому при выборе гардероба требуются стиль и качество.

Cлайд 1

Cлайд 2

Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. семиотики - науки о знаках

Cлайд 3

Свойства знака знак должен быть материальным, доступным восприятию; знак направлен на значение; содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами; содержание и форма знака определяются различительными признаками; знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

Cлайд 4

Знаки кода существуют в виде системы противопоставлен- ных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков. Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц.

Cлайд 5

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей виртуально определяется тем, что данная единица может обозначать актуально единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании.

Cлайд 6

Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

Cлайд 7

Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации, в обществе называются знаками общения. знаки естественных языков знаки искусственных знаковых систем

Cлайд 8

коммуникативная (функция общения); мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли); экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего); эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка)

Cлайд 9

В начале XXI в. в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 млн. человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России (143,7 млн. по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.) и в других государствах (88,8 млн.), входивших в состав СССР.

Cлайд 10

Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков)

Речь как средство общения

Важнейшее достижение, позволившее человеку задействовать общечеловеческий опыт (как прошлый, так и настоящий), - речевое общение, которое складывалось благодаря трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык - система знаков, в которую входят слова с их значениями и синтаксис (набор правил построения предложений)

Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие.

Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т.д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего - не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида.

Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач.

Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия ее редукцией. Существует, по-видимому, некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и точно

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму.

Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит.

Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек - общественное существо, его деятельность - общественная деятельность и сознание его - общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи. Поэтому конкретную реализацию положение об общественном характере человеческого сознания получает в признании единства речи или языка и сознания.

Виды и функции речи

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак-доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Уст­ная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи.

Диалогическая речь - это разговор, беседа двух или несколь­ких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обыч­ном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь под­держанная. Направленность такой беседы и ее результаты в зна­чительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить опреде­ленный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологиче­ская речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лек­ции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности-до­стигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой про­цесс. Она недоступна восприятию других людей и, следователь­но, не может быть средством общения. Внутренняя речь-сло­весная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словес­ных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают за­труднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней ре­чи, понятной для других.

Речь выполняет три функции:

Сигнификативную (обозначения);

Обобщения;

Коммуникации (передача знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У людей со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи - коммуникация, т.е. передача информации. Если первые две функции можно рассматривать как внутреннюю психическую деятельность, то эта выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. У нее три аспекта - информации, выражения и волеизъявления.

Процесс общенияи виды вербальной коммуникации

В вербальном общении людей деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них - «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи вам!», «Желаю успеха!», «Ни пуха, ни пера!», приносимые с любыми оттенками.

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты - приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности.

Передача информации может иметь различную форму - это может быть и разговор, и беседа, и сопор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.

Виды вербальных коммуникаций: разговор, беседа, собеседование, спор, менее распространенныхе- дискуссии, полемика, дебаты.

Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.



error: Контент защищен !!